реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце

Как отмечает Ольга Николаевна,  это были самые изысканные подарки того времени. Императорский стеклянный завод, на котором, скорее всего, были выполнены эти сервизы, в начале XIX века производил лучшие в Европе хрустальные изделия, отличавшиеся, по словам современников, чистотой массы, выверенностью пропорций, изящным силуэтом, зеркаловидною шлифовкою, искусной гранью. Над эскизами изделий работали такие прославленные архитекторы, как А. Воронихин, К. Росси, Ж. Тома де Томон, О. Монферран. Мастера завода виртуозно владели различными видами резьбы по хрусталю (их более пяти), что придавало их творениям особую красоту.

 Кроме того,  в комнате стоял рояль и рядом с ним этажерка с нотами, говорившие о любви Александры Федоровны к музыке. По-видимому, на нем играла не только она, но и ее дети, приходившие показывать свои успехи в музыке (музыка была обязательным предметом программы образования).

Завершали убранство Кабинета декоративные растения, расставленные в вазах, горшках, жардиньерках (подставках для группы цветочных горшков) и специальных цветниках. Внимание и любовь к зелени, цветущим кустам в начале XIX века было общераспространенным. Комнатные растения расставляли повсюду: на полу, на каминах, на подоконниках, на столах и даже на стенах. Плющи, жасмин, вьюнки и другие растения украшали интерьеры, создавая уютные уголки, обогащали помещения кислородом, придавали комнате более жилой и теплый вид. Нельзя не обратить внимание в убранстве Кабинета на два кашпо (цветные горшки) с высокими кипарисами, подражающие античным краснофигурным вазам, на которых была изображена колесница с всадником, окаймленная традиционным меандром.

                                                          ***

  Интерьер Кабинета 20-х годов имеет ряд существенных отличий от вышеописанных  интерьеров К. Росси. Прежде всего - это жилое помещение, что многое меняет. Вследствие этого стилистически интерьер решен совершено по-иному. Это уже не архитектурный интерьер классицизма, его обстановка  играет не второстепенную роль, как это было там, а основополагающую. Этот интерьер можно назвать компромиссным, в нем видны черты увядающего классицизма и зарождающейся эклектики. От классицизма здесь осталось оформление потолка, фриза, формы предметов обстановки, мотивы, использованные в их  оформлении.  Но созданный с их помощью  интерьер несет в себе черты эклектики. Уже нет той продуманности и симметричности обстановки, вместо холодноватого простора появляется уютная загроможденность. Мебель здесь образует многочисленные группы, заполняющие пространство комнаты  и придающие интерьеру большую привлекательность. Ковры, этажерки, столы, уставленные безделушками, обилие декоративных растений, ширмы, отгораживающие от комнаты уютные ниши, дополняют впечатление интимности и  домашности спокойно текущей здесь жизни.

Еще более существенные отличия существуют между этим Кабинетом и Кабинетом Екатерины Павловны, отделанным Л. Руска в 1809 году. По сравнению с Кабинетом Александры Федоровны, Кабинет Екатерины Павловны выглядит просто скромно. Всю его обстановку составляют  гарнитур из  нескольких кресел и дивана, небольшой стол, низенький шкафчики, расположенные вдоль стены, ковер не во всю комнату, пару подсвечников и часы на камине. Некую пышность в убранство интерьера вносит роспись потолка и фриза с использованием фантастических растений, оригинальных орнаментов и композиций.


                                                     ***

На акварели Л. Премацци мы видим интерьер Кабинета Александры Федоровны, каким он был в 1853 году. Нетрудно заметить, что с ним произошли значительные изменения.

Оформление потолка, фриза и стен  осталось без изменения. На месте осталась большая печь со всеми вазами и лампами, камин с часами, зеркалом и канделябрами, люстра и бра, решетки у окон, несколько старых картин.  Старый «двуспальный» стол заменен новым, тоже «двуспальным», но уже совершенно другой формы. Его ножки уже не так строги, они сделаны в виде каннелированных колонн, по бокам столешницы появилось ограждение, решенное как решетка с готическими арочками. На столе такое же обилие вещей, как и раньше, а под столом новые тумбочка для ног и урна. Почти вся мебель заменена на новую, характерную для эклектики, с общераспространенными тогда колесиками на ножках.

 Появились обитые мягкими тканями стулья прихотливо изгибающихся форм, кутаные кресла, чрезвычайно распространенные в эпоху эклектики, расставленные уютной группой вокруг небольшого газетного столика. Это были мягкие широкие кресла из-за обилия материи натянутой на них казавшиеся еще более удобными, призывающимися в них устроиться. А кутанными эти кресла стали называться из-за того, что они были как бы укутаны в пушистую материю с бахромой.

У южной стены появился большой полукруглый диван, сменивший кушетку, с полкой уставленной старыми безделушками и вазочками. Перед диваном расположился новый круглый стол с книгами и две знакомые античные вазы с росписью, в которых раньше росли растения. Среди новой мебели в углу спрятался старый классицистический круглый столик карельской березы с двумя маленькими креслицами.

Старый рояль уступил место новому, заменены занавеси на окнах, появилось несколько новых картин, рядом с камином теперь висит замечательный пейзаж, а около печи прибавилось портретов.


Интерьер Кабинета 50-х годов стал еще более эклектичным, чем в 20-х, но все же сохранил в себе черты классицистического декора. В интерьере появилась мебель характерная для эклектики и, прежде всего это кутаные кресла, где вместо холодной монолитной глади полированного дерева мы видим пушистую фактуру ткани, что создавало ощущение мягкости и покоя. В этом интерьере, как и в интерьере 20-х годов, господствуют вещи и «вещизм», здесь становится возможным существования в одном помещении вещей, выполненных в разное время в разном стиле, и это является одной из главных особенностей интерьера времен эклектики.


3.      Заключение.

 

3.1. Выводы и обобщения.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов и обобщений, касающихся как истории интерьера Аничкова дворца в целом, так и стилистических особенностей отдельных интерьеров дворца николаевского времени.

Во-первых, с уверенностью можно сказать, что для интерьеров Аничкова дворца использовались самые лучшие материалы. В одном деле, касающемся ремонта 1848 года, имеется предписание употребить для отделки наилучшие ткани и позолоту, и все работы выполнить по высшему разряду. Предметы убранства заказывались в лучших мастерских России и Европы, мебель для интерьеров изготовлялась у Г. Гамбса, А. Тура, И. Баумана, изделия из фарфора, камня производились на Императорских заводах.

Над проектами отделки интерьеров в 1817 году работал прославленные архитектор К. Росси. Поэтому каждый созданный интерьер образец безупречного вкуса и  композиции, все гостиные, залы, кабинеты, столовые отражали в своем убранстве самые последние стилистические изменения и  тенденции в искусстве оформления интерьера.

Все три рассмотренных в моей работе интерьера К. Росси находились в садовой анфиладе бельэтажа Аничкова дворца, где по его замыслу  располагались как жилые покои хозяев, так и парадные помещения. Хотя Опочивальня должна считаться жилой комнатой, по своей отделке она больше тяготеет к парадным помещениям анфилады, трем гостиным, расположенным подряд.

В их убранстве К. Росси использует сходные решения и приемы, характерные для ампира. В каждом перечисленном интерьере мы видим карниз на модульонах, живописные потолки и фризы, расписанные в большинстве своем Дж. Б. Скотти  композициями с использованием характерных мотивов, камины из искусственного или настоящего мрамора в гостиных украшенных арабесками, консоли с зеркалами в резных рамах с ножками в виде львов, кариатид или грифонов, с неизменными часами и жирандолями из патинированной бронзы на них. Даже форма мебели, выполненной по проектам архитектора, была похожа. Везде мы видим обильное применение бронзы позолоченной или патинированной. Из бронзы изготавливались почти  все люстры, светильники, накладные украшения, которые можно увидеть  на мебели  на окнах,  на каминах.

Хотя в этих интерьерах мы и видим так много сходств, К. Росси удалось сделать каждый интерьер неповторимым, и не последнюю роль в этом играет драпировка стен, окон и мебели тканью, использованная в каждом интерьере. При их отделке К. Росси  применил очень богатую колористическую гамму и  использовал прием художественного контраста, так любимый ампиром. В убранстве всех четырех помещений, расположенных одно за другим, архитектором были использованы различные ткани различных цветов и рисунков, что создавало ощущение неповторимости каждого интерьера. В Опочивальне мы видим тисненый бархат глубокого приятного голубого цвета, в Белой гостиной глаз радует белый шелк, в Голубой (Малиновой) гостиной – голубой штоф, завершает эту парадную анфиладу Желтая гостиная, отделанная желтым бархатом.

Говоря о творчестве К. Росси нельзя забывать о его помощниках, несомненно также обладавших блестящим декоративным вкусом. Один из них – архитектор З. Дильдин «прикомандированный в Аничков дворец» вместе со своим учителем К. Росси в 1816.[128] Как уже говорилось выше, кроме того, что он произвел большой ремонт некоторых интерьеров, можно предположить, что именно им был отделан Кабинет Александры Федоровны, появившейся во дворце после переделок К. Росси в середине 20-х годов XIX века.

Интерьер Кабинета позволяет говорить о том, что, если его отделывал З. Дильдин, то он был безусловно талантливым архитектором и кроме усвоенных приемов учителя, использовал ряд совершенно новых стилистических решений. Это, безусловно, оригинальное решение потолка и фризов, оформление оконных ниш и осветительных приборов. В интерьере Кабинета мы уже хорошо видим черты только-только зарождавшейся в то время эклектики, что еще раз подтверждает то, что архитекторы, оформлявшие интерьеры дворца, использовали самые модные и прогрессивные решения убранства помещения. Это уютная загроможденость интерьера мебелью и другими вещами, обилие растений в Кабинете, присутствие в интерьере вещей совершенно разных эпох.

Многие предметы декоративного убранства, создававшиеся для интерьеров Аничкова дворца сохранились и сейчас находятся в коллекциях музеев С-Петербурга. Прежде всего, это мебель, в числе которой и знаменитые гарнитуры К. Росси,  скульптура, барельефы, картины и некоторые другие предметы обстановки покоев дворца.

В заключение хочу сказать, что, на мой взгляд, обстановка в которой находится человек оказывает достаточно сильное воздействие на  формирование его эмоционального состояния. Поэтому можно не сомневаться, что интерьеры Аничкова дворца сыграли важную роль в российской истории, так как здесь бывали многие государственные деятели в том числе и императоры, от воли и настроения которых зависела судьба целой державы.

 

3.2 Практическое значение реферата.

Одной из целей данной работы была попытка восполнения пробелов в изучении истории интерьеров Аничкова дворца, так как описанию интерьеров Аничкова дворца николаевского времени, отделанных К. Росси, не посвящено не одно исследование. В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность моей работы. Я попытался проанализировать графические изображения и сопоставить их с архивными документами, тем самым, я надеюсь, немного приоткрыл одну из неисследованных страниц истории интерьера.

К сожалению, нельзя сказать, что в работе полностью исследованы взятые мною интерьеры, так, во-первых найдены далеко не все архивные дела, касающиеся отделки интерьеров дворца николаевского времени, многие из них выбыли, например, документы о работах статского советника архитектора З.Ф. Дильдина.

 Во-вторых, это был мой первый опыт самостоятельного исследования. Я впервые познакомился с работой с первоисточниками – архивными делами. Это была первая попытка на основе проработанной литературы, посвященной русскому интерьеру начала XIX века, сопоставить и сравнить известные и исследованные интерьеры с почти неизученными  Аничкова дворца. И в этом практическое значение реферата, как моей первой научной работы, лично для меня.


[1] Иллюстрации приложены в конце работы. Номерами 1, 2, 3… в работе обозначаются сноски с указанием источника, находящиеся в конце каждой страницы.

[2] Опубликовано: Бартенев И.А. Батажкова В.Н., Русский интерьер XIX века. Л., 1984, с. 67, ил. 52.   

[3] Звездочками  *  в работе обозначаются примечания с пояснениями, находящиеся в конце работы.

[4] Опубликовано: Бартенев И.А. Батажкова В.Н. Указ. соч., с 53.  

[5] Эти две акварели находятся в коллекции дворца Сан-Суси  г. Потсдама. Приношу глубокую благодарность за возможность использования этих акварелей в моей работе Семеновой Т.Б.,  сотруднику отдела Запада Государственного Эрмитажа.

[6] Находятся в отделе истории русской культуры в Государственном Эрмитаже.

[7] Опубликовано: Акварели и рисунки Луиджо Премацци. С-Пб., 1996,  ил. 35, 36.

[8] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60. 2.08.1817г. Описание комнат Николая Павловича в Аничковом дворце.

[9] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91. 17.04.1848, оп. 1, д. 132. 17.09.1848.  

[10] Демичева Н.Н. Аксельрод В.И., Зодчие и строители Аничкова дворца. С-Пб., 1994.

[11] Тезисы опубликованы в сборнике: Эрмитажные чтения СПб, 1998,  с. 26.

[12] Тезисы опубликованы в сборнике: Аничков дворец – памятник российской истории. СПб., 1997,  с. 26.

[13] Успенский А.И. Императорские дворцы. Т.1. М., 1913,  с. 309 и далее.

[14] Аксельрод В.И. Буланкова Л.П. Аничков дворец. С-Пб., 1996.

[15] Петров А.Н. К вопросу о зодчих строителях Аничкова дворца. В кн.: ГИОП. Научные сообщения. Л., 1959.

[16] Бартенев И.А. Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л., 1984.  Русский интерьер XVIII - XIX веков. Л., 1977.

[17] Соколова Т.М. Орлова К.А. Глазами современников.  Л., 1982.

[18] Кучумов А.М., Убранство русского жилого интерьера XIX века. Л.,1977.

[19] Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере. Л., 1958.

[20]Соколова Т.М. Орлова К.А. Русская мебель в собраниях Эрмитажа. Л.,1973.

[21] Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. Л., 1972

[22] Соловьев К.А. Русская осветительная арматура XVIII-XIX веков М., 1950.

[23] Тарановская М.З. Карл Росси. Л., 1980.

[24]  Вейнерт Н.В. К.И. Росси. М.Л., 1939.

[25] Александра Федоровна в своих воспоминаниях /пер. с фр. Тимощук/ /Русская старина. Т. 88. 1896. №10.

[26] Опубликовано:  Н.Н. Демичева. Указ. соч., с. 5.

[27] РГИА ф.468, оп. 1,  д. 31.  

[28]Опубликовано: Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Л., 1968, с. 51.

[29] Петров А.Н. Указ. соч., с. 36.

[30] См. подробнее: Курбатов В.Я. 200-летию Кабинета его императорского величества. СПб, 1911.

[31] РГИА ф. 468, оп. 38, д. 450.

[32] Приношу глубокую благодарность за возможность использования этих трех акварелей в моей работе Т.Б. Семеновой.   

[33] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91; оп. 1, д.132.

[34] Демичева Н.Н Указ. соч., с. 17-18.

[35] См. подробнее:  Попова Г.А. События, судьбы, коллекции. Музей города в Аничковом дворце. СПб., 1998

[36] РГИА ф. 519, оп. 1, д.  39. Об определении на службу архитектора К. Росси и помощников. 1816.

[37] Успенский А.И. Указ. соч., с. 318.

[38] Демичева Н.Н. Указ. соч., с. 15.

[39] Кучумов А.М. Указ. соч., с. 5.

[40] Pierre Verlet. Styles, meubles, decors. 1972. Опубликовано: Соколова Т.М. Орлова К.А. Глазами современников. Указ. соч., с. 67.

[41] Успенский А. И. Указ. соч., с. 318.

[42] РГИА ф. 516, оп. 1,  д. 81.

[43] РГИА ф. 516, оп. 1, д. 205.

[44] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60. Описание комнат Николая Павловича в Аничковом дворце. 1817.

[45] Пиляевский В.И. Зодчий Росси. М., Л., 1951, с. 30.

[46] Стемпаржецкий А.Г. Указ. соч., с. 44.

[47] РГИА ф.1338, оп. 3, д. 91.

[48] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[49] РГИА ф.1338, оп. 1, д. 132.

[50] РГИА ф.551, оп. 1, д. 60.

[51] Там же

[52] Там же.

[53] Там же.

[54] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 551. 

[55] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[56] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[57] Там же

[58] Там же

[59] Инвентарный номер - ЭРМб – 354/8.

[60] РГИА ф.1338, оп. 3 58/121, д. 91.

[61] РГИА ф.551, оп. 1,  д. 60.

[62] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[63] РГИА ф.1338, оп. 3,  д. 91;  оп. 1,  д. 132

[64] РГИА ф. 1338, оп. 1, д. 132.

[65] Спальня Екатерины Павловны изображена на акварели М. Воробьева. См. выше.

[66] Успенский А. И. Указ. соч., с. 319.

[67] Стемпаржецкий А.Г. Указ. соч., с. 48.

[68] Демичева Н.Н. Указ. соч., с. 27.

[69] РГИА ф. 1339, оп. 1, д. 58.

[70] РГИА ф. 1338, оп. 1,  д. 132.

[71] Там же

[72] Там же.

[73] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[74] Божерянов И. Н. Жизнеописание императрицы Александры Федоровны супруги императора Николая Павловича. СПб., 1898, с. 53.

[75] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[76] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[77] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[78] Там же.

[79] Там же.

[80] РГИА ф. 474, оп. 1,  д. 521.

[81] РГИА ф.516, оп.1,  д. 81, 106, 205.

[82] Гловнин А.В. Записки для немногих/ /Вопросы истории 1996. №4.

[83] РГИА ф. 474, оп. 1, д. 521.

[84] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[85] Там же.

[86] Демичева Н.Н. Указ. соч.,  с. 23.

[87] Успенский А.И. Указ. соч., с. 319.

[88] Там же

[89] Демичева Н.Н. Указ. соч., с. 23.

[90] РГИА ф.1339, оп. 1,  д. 3, 5.

[91] РГИА ф.1339, оп. 1,  д. 5.

[92] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60. В описи гостиная именуется Диванной.

[93] РГИА ф. 516, оп.1, ед. 232

[94] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[95] Успенский А.И. Указ. соч., с. 319.

[96] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[97] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[98] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[99]   РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[100]  РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[101] Там же

[102] Там же

[103] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[104] См. примечание «к с. 19» в конце работы.

[105] РГИА ф. 1338, оп. 1, д. 132.

[106] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[107] РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60.

[108] РГИА ф. 1338, оп. 1, д. 132.

[109] РГИА ф. 516 оп. 1 д. 81, 106, 205.

[110] Акварели М. Воробьева. См. выше.

[111] Успенский А.И., с. 319.

[112] РГИА ф. 485, оп. 2, д. 1370.

[113] Две акварели неизвестного мастера, изображающие Кабинет. См. выше.

[114] РГИА ф. 1338, оп. 1, д. 27.

[115] См. подробнее: Божерянов И.Н. Указ. соч.

[116] Данные об этих изображениях приведены выше.

[117] Сон юности. Записки дочери императора Николая I великой княжны Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской /на русском языке/. Париж. 1963. Описание Кабинета  с. 10.

[118] РГИА, ф.516, оп. 1, д. 81, 106, 205

[119] Успенский А.И. Указ. соч., с. 320.

[120] Личности людей, изображенных на акварелях, определены Т.Б. Семеновой.

[121] Сон юности, с. 10.   

[122] Вся информация о статуе взята из исследования: Карпова Е.В. Скульптура в интерьерах Аничкова дворца. Указано выше.

[123] Сон юности, с. 10.

[124] Описи бронзовым и лепным  вещам Аничкова дворца: РГИА ф. 474, оп. 1, д. 521, 522.

[125] Сон юности, с. 10.

[126] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91.

[127] Сон юности, с. 10.

[128] РГИА ф. 1338, оп. 1, д. 27.


 

 

 

 

 

 

 

4. Примечания

* к с. 3. В 1848 году в Опочивальне происходил большой ремонт были изменены некоторые детали интерьера, которые мы уже видим на акварели. Через открытую дверь в Белой гостиной, изображенной на акварели Л. Премацци в 1856 году, мы видим, что на окнах в Опочивальне уже красная, а не голубая как мы видим у Э. Гау, ткань.


* к с. 6. Изначально передки предназначались для наследника великого князя Николая Александровича, но в 1865 году он скоропостижно умирает за границей и наследником становится великий князь Александр Александрович, для которого и предназначается Аничков дворец.


* к с. 9. Женской всегда была западная сторона Невского ризалита, она принадлежала хозяйкам дворца, а в восточной части располагались покои хозяев.


* к с. 10. Хотя Н.Н. Демичева пишет, что декоративные росписи были возобновлены (с.15), вряд ли их рисунки принадлежат Л. Руска, поскольку  характер росписей Л. Руска совершенно иной, об этом мы можем судить по упомянутым акварелям М. Воробьева.


*к с. 13. Дежене - сервиз на одну персону. На основании «описи золотым и серебряным вещам» (РГИА ф. 474, оп. 2, д. 520) Аничкова дворца можно сказать, что таких сервизов во дворце было более 50.


*к стр. 19. К. Росси было изготовлено три гарнитура для Аничкова дворца. Сейчас они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа. Один из них находился в Опочивальне, к сожалению не удалось узнать инвентарный номер хранения, он выставлен в Большом Просвете, второй из Желтой гостиной, сейчас находится в запасниках  (ЭРМб – 611/1), а третий, самый известный, сейчас покрашен белой краской, экспонируется на выставке русского интерьера (ил. 12), скорее всего располагался в Белой гостиной (ЭРМб 754). Литература: Соколова Т.М. Орлова К.А. Русская мебель в собраниях Эрмитажа. Л., 1973.






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.