![]() |
|
|
Использование проектной методики на уроках иностранного языка2.1. Обобщение опыта работы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности С целью опровержения или подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также реализации поставленных задач нами был проведен ряд исследований, включающий в себя: 1. интервью и беседы с педагогами практиками по проблеме использования метода проектов в образовательном процессе; 2. чтение статей об опыте использования проектной методики; 3. анализ продуктов деятельности (стенгазет, плакатов и др.); 4. наблюдение за работой над проектом и др. В ходе бесед с педагогами гимназии «Новоскул» (Селянова Наталья Александровна, Трофимова Марина Николаевна) удалось проследить позитивное отношение учителей к данной технологии. Среди положительных факторов были названы развитие познавательных интересов школьников, возможность во время самостоятельной работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении, а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности. В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы. Кроме того метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца. Изучение проектов и методических рекомендаций к ним, данных к курсу «Happy English» и «Enjoy English» [24] а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, мы видим, что в своей работе педагоги реализуют основные принципы организации проектной деятельности, такие как: принцип детоцентризма, учет индивидуальности учащихся и принцип кооперации [8], который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта. Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на личный опыт учащихся, а значит — повышать мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению. Сама подготовка может строиться по-разному. Иногда учеников изначально нацеливают на заключительный проект, когда вся речевая деятельности отработка материала подчинена итоговому результату [25]. В ином случае учащимся предлагается проект лишь после ознакомления с темой. Учителя, как правило, занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельности учеников. Работа может быть организована по разному: только в течение уроков или сопровождаться внеурочными консультациями [20]. Степень координации варьируется в зависимости от особенностей коллектива и этапов работы. Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе. Также интерес представляет этап оценивания, на котором педагоги могут поэксперементировать. В литературе мне встретились следующие модели оценки: экспертная группа старших школьников [25] или экспертная группа лучших учеников [20]. Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами, позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение исследовательские, игровые и творческие проекты. Однако, на наш взгляд, предпочтение отдается ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз story projects (проекты по рассказам) и hand projects (ручные или конструктивные проекты)) [2]. Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации. Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по английскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др. Для опыта работы педагогов гимназии «Новоскул», а также других отечественных педагогов, с работой которых я ознакомилась в журнале «Иностранные языки в школе», характерны как групповые, так и индивидуальные проекты. Что касается возрастной обусловленности использования метода проектов, учителя склоняются к мнению, что максимальная реализация возможностей метода проектов возможна на более старших ступенях обучения (вторая половина средней школы и старшая школа), когда уровень знаний и умений учеников позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с привлечением межпредметной информации. Тем не менее, проектная деятельность присутствует на всех этапах обучения: в начальной, средней и старшей школе. Анализ опыта педагогов, на мой взгляд, подтверждает эффективность проектной методики и ее большие возможности для обучения языку. Педагоги демонстрируют различные приемы создания проектных групп, модели презентации и оценки проектов. Имеющиеся теоретические положения, а также обобщенный опыт работы учителей помогли мне в подготовке к использованию метода проектов во время педагогической практики. 2.2. Анализ применения метода проектов в рамках педагогической практики Неоценимой возможностью применить полученные знания в работе, а также познакомиться с проектной методикой в действии мне предоставила педагогическая практика, которую я проходила в гимназии «Новоскул». В рамках практики я работала с 5 классом, моя языковая группа составляла 14 человек. Стоит отметить, что уровень языка и мотивации к учению у детей был разным, что приходилось учитывать в работе. В течение своей работы я попыталась применить метод проектов в изучении двух тем «Geography and political outlook of the UK» и «Health and Body Care». Свою деятельность я пыталась построить, прежде всего, в соответствии с возрастными особенностями детей и с требованиями к проектной деятельности. Что касается коллектива, мне приходилось учитывать специфику познавательных процессов пятиклассников, уровень внимания и мотивации. В этом году дети только перешли в среднюю школу, им было тяжело долго концентрировать внимание, требовались различные игровые элементы и другие методы привлечения внимания. Плюс ко всему, группа не отличалась дисциплиной, так что приходилось тратить дополнительное время на создание нужной обстановки. Первый опыт проектной работы представлял собой индивидуальный проект «If I want to be…» ученикам предлагалось выбрать, кем бы они хотели стать в будущем или выбрать героя и написать 10 правил или шагов для достижения цели, например «If I want to be a teacher I should be clever». Целью проекта было познакомить учеников с основами технологии, и также отработать грамматическую конструкцию Этот проект выполнялся в качестве домашнего задания. Я предлагала ученикам консультативную помощь во внеурочное время. Результаты были оформлены в качестве своеобразных памяток (Приложение А). Затем в ходе работы над темой «Health and Body Care» я запланировала групповые проекты. Перед тем как приступить к проектной деятельности, ребятам было предложено заполнить анкету (Приложение Б) с общими вопросами об их отношении к урокам иностранного языка, а также с вопросами по проекту, чтобы выбрать наиболее подходящие формы работы. Результаты анкеты показали, что из 14 человек лишь 8 нравится заниматься иностранным языком – 5 человек ответили «Не совсем», «50 на 50» и т.д. Зато все участники опроса написали, что любят работать в паре или группе, что послужило для меня дополнительным стимулом к организации проектной деятельности. На основе ответов анкеты и обсуждения в классе были выбраны три темы проектов: · «Healthy way of life and Body Care» ― оформление стенгазеты; · «Healthy 5A» ― создание справочника; · «Health and Healthy Life» ― создание карманного словарика. Затем учащиеся поделились на группы на основе выбранных тем. Я подготовила ребятам инструкции для выполнения проекта (Приложение В) и провела презентацию технологии работы над проектом, где рассказала, как этапы должны быть в их работе, как распределять обязанности и как презентовать проект. Работа ребят осуществлялась во внеурочное время, а также в ходе уроков, где проектам отводилась половина или треть времени. На заключительном уроке прошла защита проектов, где ребята презентовали наглядные результаты работы, рассказывали о своей деятельности и отвечали на вопросы группы. Оценка осуществлялась всеми учениками совместно. В конце урока я предложила ребятам заполнить еще одну анкету по итогам проекта (Приложение Г) и поставила оценки. Из 13 респондентов все ответили, что им понравилось работать над проектом, в том числе из-за интересной темы или работы в группе. Судя по ответам ребят, активность в группах была разной: 7 человек на вопрос «Активно ли ты работал над проектом» выбрали вариант «да», остальные ответили «не очень». Положительным моментом в анкете я считаю то, что из 13 человек 9 положительно ответили на вопрос о желании поработать над другими проектами по английскому языку. На мой взгляд, уже это можно считать небольшим успехом в использовании проектной методики. В ходе практики я определила некоторые проблемные моменты в организации работы над проектами в средней школе. Прежде всего, они были связаны с языковым общением. Пятиклассникам не хватало словарного запаса и языковых навыков для обсуждения организационных вопросов проекта, так что значительная часть общения строилась на родном языке. Кроме того, мне было приходилось контролировать процесс работы в группах, так как ребята часто отвлекались и предоставляли всю работу своим «активным» одноклассникам. Еще одна проблема была связана с межличностными отношениями в микрогруппах, которые непосредственно влияли на ход работы. Я сделала выводы, что в моем классе еще недостаточно сформировано умении работать в команде и требуется дальнейшая работа в этом направлении. Наиболее проблематичным было то, что приходилось буквально «втискивать» проектную работу в учебный план. Ребятам было явно недостаточно 20 минут урока для оформления проекта и консультирования. К тому же из-за лимита времени (в 5 классе у детей только 1 рок английского языка в день) не удалось уделить должное внимание этапу презентации и оценки результатов, на котором происходит защита проектов, оппонирование, рефлексивный анализ проделанной работы и результатов. Тем не менее, проектную работу в ходе педагогической практики я могу считать удачной, так как в основном ребята справились с заданиями, в ходе работы ученики прошли все основные этапы, и каждый ученик сделал хотя бы небольшой вклад в работу. Положительным был тот факт, что в презентации проектов участвовали все ученики, и каждый высказался по выбранной теме. Анализируя проделанную работу и увиденные проблемы, я попыталась определить условия эффективности метода проектов, соблюдение которых, поможет улучшить работу и избежать дальнейших ошибок. 2.3. Условия эффективности использования метода проектов в обучении английскому языку в средней школе Изучение условий эффективности метода проектов остается до некоторой степени открытым вопросом, прежде всего, по причине недостаточно широкого масштаба внедрения технологии в педагогическую практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его как целостную систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так или иначе обращаются к вопросу факторов и условий его эффективного применения. В своем исследовании я попыталась рассмотреть указанный метод в связи со спецификой учебного предмета и определить условия эффективности использования проектной методики, характерные для обучения иностранному языку в средней школе. Опираясь на анализ информации, полученной в ходе практики и в беседах с педагогами, я решила, прежде всего, обратиться к такой важной составляющей реализации метода проектов в учебном процессе, как роль учителя в проектной деятельности, его цели задачи и характер педагогического общения. Как утверждают преподаватели, роль педагога очень важна именно на подготовительном этапе. Анализ особенностей коллектива, выработка модели поведения в течение проекта в соответствии с этими особенностями, а также создание творческой, непринужденной атмосферы значительно повышают мотивацию учеников на работу в проекте, их нацеленность на успех и желание применять полученные знания. Учителю необходимо выработать широкий спектр тем, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Это позволит ученику осознанно и мотивированно высказываться и работать над проектом, а значит — повысит шансы на успех и мотивацию к учению. Помимо этого ситуация выбора темы помогает выявить особенности и интересы учеников. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность. Также необходима очень грамотная и гибкая работа на организационном этапе, когда происходит разработка плана будущей деятельности, выбор методов работы, организация групп, распределение ролей и др. Педагогу следует учитывать уровень успеваемость по предмету, межличностные взаимоотношения в коллективе и другие особенности детей. Согласно опыту учителей, стереотип о том, что в группе «слабые» ученики потянутся за «сильными» не всегда находит вое отражение. Довольно часто педагоги являются свидетелями того, что чрезмерная активность одних учеников подавляет других – не уверенных в себе или менее успешных учеников. В этом случае некоторые учителя практикуют способ разделения учеников на группы, разделяя учеников, менее способных или успешных от одноклассников, отличающихся более высокими данными в их предмете. Ситуация отсутствия выраженного лидера в группе создает условия для развития активности и самостоятельности. В процессе работы я убедилась, что использование опорных материалов и инструкций, а также проведение презентации значительно облегчило работу над проектом. Однако были заметны пробелы в навыках групповой работы, умении распределить обязанности и выбрать стратегии действий. Это, на мой взгляд, говорит о необходимости дальнейшего систематического развития навыков проектной работы, самостоятельности и активности детей. Подобная работа, как мне кажется, сможет заметно повысить эффективность проектной работы и отношение к ней самих детей. Ведь, когда все получается – сразу возрастает желание действовать дальше. Также я отметила необходимость уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений. Детальное изучение данных, полученных в ходе исследования, позволяет, таким образом сделать вывод о том, что поставленная нами гипотеза в основном подтвердилась. Так как, в ходе исследований была установлено, что учет особенностей конкретного ученического коллектива, создание ситуации выбора темы и формы работы над проектом, органичное сочетание различных способов формирования проектных групп, а также использование опорных материалов (в целях развития навыков проектной работы) в конечном счете ведет к повышению эффективности использования метода на уроках иностранного языка. Выводы по II главе · Анализ информации, полученной в ходе исследования педагогической деятельности по использованию метода проектов позволил выявить положительное отношение к проектной методике как к педагогической технологии, наличие высокого воспитательного потенциала и возможности использования этого метода в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении, а также успешное применение метода проектов на уроках английского языка. · Проблемными моментами организации проектной работы в средней школе могут быть: 1. организация языкового общения в ходе работы; 2. межличностные проблемы в коллективном общении; 3. организация работы в группах; 4. интеграция проекта в учебный процесс. · Для более эффективного применения метода проектов в обучении иностранному языку должны быть соблюдены следующие условия: 1. возможность выбирать тему проекта и форму работы; 2. использование опорных инструкций, материалов, компьютерных технологий и.т.д.; 3. проведение работы по развитию навыков проектной деятельности; 4. использование различных методов формирования проектных групп; 5. повышение значения презентационно-оценочного этапа работы и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование посвящено изучению использования метода проектов в обучении иностранному языку. Целью исследования было выявление специфики использования метода проектов на уроках иностранного языка и определение условий его эффективности при обучении английскому языку в средней школе. Основной базой для исследования была педагогическая практика в гимназии «Новоскул», в ходе которой проводилась проектная работа с целью дальнейшего исследовательского анализа. По результатам работы можно сформулировать следующие ключевые положения данной моего исследования: 1. Метод проектов как современная педагогическая технология представляет собой способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей и характеризуется самостоятельностью учеников, опорой на личностные потребности, особенности и опыт учеников, а также наличием конкретных практических результатов. 2. Использование метода проектов в обучении иностранному языку предполагает учет специфики этого учебного предмета напрямую влияет на организацию проектной деятельности, а именно: предполагает по большей части групповую проектную работу с акцентированием коммуникативной стороны процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала и важность представления результатов. 3. Для преодоления трудностей в организации проектной работы на уроках английского языка и повышения эффективности использования технологии должен быть учтен комплекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное формирование групп, развитие навыков проектной деятельности и др. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf 2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. – Новгород, 1994. – С. 172-183 3. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный ресурс] // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc 4. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. – 276 c. 5. Венедиктова С.А. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка. [Текст] // ИЯШ, 2002. - № 1 - C.11-14. 6. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. – Великий Новгород, 2005. – 181с. 7. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации [Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. – Вып.6 – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – Кн.2. – С.37-41 8. Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] / Л.Иванова // Учитель. – 2004. - №6. – С. 11-15 9. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г. Кагаров. – Л.: «Брокгауз-Ефрон» - 1926. – 88с. 10. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. [Текст]// ИЯШ, 2003 - № 3. 11. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] // #"#">http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm 19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с. 20. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7 классе. / Г.А. Сокова // ИЯШ, 2002. - № 4. - C.53-55. 21. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. [Текст]/ А.С. Сиденко // Завуч, 2003. – № 6. - C.96-111. 22. Степанова Г.В. Метод проектов в обучении (датский метод) [Электронный ресурс] // kripk.onego.ru/divisions/vestnik/j05/05.doc 23. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //ИЯШ,2002.- № 3. – C.41-46. 24. Трубанева, Н.Н. Использование метода преоктов [Текст] / Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. – Обнинск: Титул, 2001. – С. 68-76 25. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. [Текст] // Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. - № 3. – C. 46-48 ПРИЛОЖЕНИЕ А Опорный материал по выполнению индивидуального проекта «If I want to be…» “If I want to be” If I want to be a …, 1. I should … 2. I should … 3. 4. 5. 6. I shouldn’t … 7. I shouldn’t … 8. 9. 10. If I do so, I will be a … Примеры работ: ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для учеников 1. Нравится ли тебе заниматься английским языком?____________________ 2. Занимаешься ли ты английским дополнительно? _____________________ 3. Что тебе нравится на занятиях английским больше всего? а) читать б) переводить в) заниматься грамматикой г) рассказывать стихи д) играть е) ________________________________(твой вариант) 3. Как тебе больше нравится выполнять задания на уроке? а) самостоятельно (одному) б) в паре в) в группе (команде) 4. Бывает ли на уроках английского языка такой вид работы, как Проекты? а) да, часто б) да, но редко в) не бывает Проект – творческая работа с конкретным результатом (например, стенгазета, альбом, выставка и т.д.) Проект может выполняться самостоятельно или в группе. а) оформить стенгазету, выставку плакатов б) сделать небольшую справочник в) составить альбом по теме г) составить словарик Здоровья д) _________________________________________________ (твой вариант) 6. Какая тема тебе больше всего интересна? а) Справочник здоровья б) Народные лекарства и рецепты в) «Здоровый 5 «А» г) «Здоровый образ жизни» д) Советы по уходу за собой Есть другие идеи? можешь предложить тему! _____________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ В Инструкции для выполнения группового проекта I. Проект «Healthy way of life and Body Care» ― Выставка или Стенгазета Этапы работы: · Найти информацию про здоровый образ жизни и о том, как необходимо ухаживать за телом. · Подобрать картинки, иллюстрации, нарисовать плакаты. · Подготовить текст (текст для стенгазеты или подписи на плакатах). · Оформить стенгазету или выставку. · Распределить роли для выступления перед другими группами Внимание: выступать не должен один человек! Примечание: Прежде чем писать итоговый текст на чистовик – дайте его на проверку преподавателю или тому, кто знает английский! Чтоб не было двоек за грамотность. II. Проект «Healthy 5A» ― Справочник Этапы работы: · Найти информацию. (3 блока информации: что такое здоровье, что делают ученики нашего класса, чтобы быть здоровыми, их советы + ваши дополнения). · Подобрать картинки, иллюстрации, нарисовать рисунки. · Подготовить итоговый текст, который будет написан в справочнике. · Оформить справочник (это может быть книжка размером в половину альбомного листа, презентация на компьютере или вариант вашей группы). · Распределить роли для выступления перед другими группами. Внимание: выступать не должен один человек! Примечание: Прежде чем писать итоговый текст на чистовик – дайте его на проверку преподавателю или тому, кто знает английский! Чтоб не было двоек за грамотность J III. Проект «Health and Healthy Life» ― Карманный словарик Этапы работы: · Найти информацию и подготовить текст для словарика 3 блока информации: 1. Почему важно вести здоровый образ жизни? 2. Найти для каждой буквы английского алфавита 1-2 слова на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» (упражнения, витамины, спорт и т.д.) 3. К каждому слову подписать, почему вы отнесли его в этот словарик (Например: vegetables – It is good for health to eat vegetables) 4. Заключительная фраза в конце словарика (пословица про здоровье, совет или все, что вы придумаете) · Подобрать картинки, иллюстрации, нарисовать рисунки. · Оформить Словарик (это может быть книжка размером в половину альбомного листа, презентация на компьютере или вариант вашей группы). · Распределить роли для выступления перед другими группами. Внимание: выступать не должен один человек! Примечание: Прежде чем писать итоговый текст на чистовик – дайте его на проверку учителю или тому, кто знает английский! Чтобы не было двоек за грамотность. Презентация или Защита проекта: (Проект защищают один или несколько участников. В вашем случае – не менее 2 человек). Схема презентации: 1. Название проекта · the project is called… · the name of our project is …. 2. Краткое содержание – о чем проект, что в нем отражено. (Несколько предложений, примеры из текста проекта) · The project (it) is about…. · It tells about… · It is devoted (посвящен) to…. · In our project we tell about…. for example ….. 3. Чем хорош или полезен ваш проект. (Помогает задуматься о своем здоровье, рассказывает о здоровье, в проекте есть полезные советы) · this project is useful because …. · It is good because it can help to …. · It is useful because there are good advice (rules) about …. 4. Ваше отношение к проекту (понравилось делать или нет, было интересно или не было и т.д.) · I liked (disliked) to work at the project because… · The project was interesting / boring because we …. (found new words, made pictures, worked in groups и т.д.) ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета по итогам работы над проектом 1. Понравилось ли тебе работать над проектом? ___________ 2. Если да, то почему? а) интересная тема б) понравилась работа в группе) в) потому что это необычная работа г)______________________________ (твой вариант) 3. Активно ли ты работал (а) в проекте? а) да б) не очень в) нет 4. Хотелось бы тебе сделать еще какой-то проект по английскому? а) да б) нет в) пока не решил (а) Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |