реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кадровая политика политика НК "ЮКОС"

Кадровая политика политика НК "ЮКОС"

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

филиал  в  г. КАЛУГЕ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на  тему:  «Кадровая  политика  на  примере  НК  ЮКОС»

по  предмету:  Управление  персоналом

 

 

 

 

 

 

Студента  дневного  отделения 

III курса  группы  «МО»

Мамонтовой  О.И.

Научный  руководитель

Иконникова  И.В.

 

 

 

 

 

Калуга – 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3

Глава  1.  ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ  КАДРОВОЙ  ПОЛИТИКИ:  ОПРЕДЕЛЕНИЕ, 

ЦЕЛИ,  СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………….5


1.1.            Типы  кадровой  политики……………………………………………………………….6

1.2.            Краткая  характеристика  основных  положений  содержания 

кадровой  политики……………………………………………………………………….10


Глава  2.  КАДРОВАЯ  ПОЛИТИКА  ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….17


2.1.            Этапы  проектирования  кадровой  политики…………………………………………..17

2.2.            Кадровые  мероприятия  и  кадровая  стратегия………………………………………..19

2.3.            Условия  разработки  кадровой  политики……………………………………………...20


Глава  3.  КАДРОВАЯ  ПОЛИТИКА  НК  ЮКОС……………………………………………..22


3.1.            Молодые  специалисты…………………………………………………………………..24

3.2.            Кадровый  резерв…………………………………………………………………………25

3.3.            Мобильный  персонал……………………………………………………………………26

3.4.            Мотивация  сотрудников…………………………………………………………………27

3.4.1.      Комплексная  программа  мотивации  сотрудников……………………………27

3.4.2.      Новаторская  программа  поощрения  сотрудников 

акциями  компании………………………………………………………………..28

3.5.            Планирование  карьеры…………………………………………………………………..29

3.6.            Ротация…………………………………………………………………………………….29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………33




ВВЕДЕНИЕ



Как  можно  победить  конкурентов?  В  первую  очередь, следует  сделать  товары  и  услуги,  предлагаемые  клиентам,  более  привлекательными,  чем  у  конкурентов.  Ценовая  политика,  расширение  ассортимента,  улучшение  качества  и  сокращение  времени  обслуживания  клиентов,  обеспечение  послепродажного  обслуживания,  льготы  постоянным  клиентам – это  только  часть  методов,  которые  могут  быть  использованы.

При  этом  следует  иметь  в  виду,  что  поиск  и  реализация  тех  или  иных  конкретных  преимуществ – это  задача  работников  организации.  Для того чтобы выжить и процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации. Кадры являются душой организации. Она может располагать наилучшими производственными помещениями и оборудованием, но, сколько знаний и навыков, сколько искусства и сколько личностей требуется организации для того, чтобы выжить и преуспеть? Именно люди создают или разрушают организацию, люди, которые производят и поставляют изделия, осуществляют техническое обслуживание. Говорить об организации, значит говорить о ее жизненной силе, ее работниках. (  Игнорировать  человеческие  ресурсы  не  может  ни  одна  организация.(

Поэтому руководитель несет полную ответственность за эффективность своего трудового коллектива. Это общепринятый факт, как и то, что руководители, которые не принимают на работу нужных подчиненных, не способны правильно руководить и, в конце концов, вынуждены оставить свою должность. В  свете  чего  кадровая  политика  организации  приобретает  все  большее  значение. 

Надо  заметить,  что  политика  организации  в  области  кадров  включает  в  себя  не  только  набор  кадров  и  их  увольнение,  но также  и  планирование  персонала,  определение  способов  привлечения  персонала,  непосредственно  подбор,  оценка,  отбор  и  принятие  сотрудников  на  работу, адаптация,  обучение  и  повышение  квалификации  работников,  а  также  их  развитие  и  т.д.

            В  современных  условиях  могут  «выжить»  лишь  те  фирмы,  которые  осуществляют  стратегическое  планирование.  И  это  в  немалой  степени  касается  и  кадровой  политики  организации. 

            Политика  организаций  в  области  кадров  неодинакова  и  зависит  от  условий  внешней  и  внутренней  среды.

           

            В  работе  дается  определение  кадровой  политики,  рассматриваются  ее  типы,  а  также  затрагиваются  такие  важные  моменты  кадровой  работы  как  планирование  и  набор  персонала,  его  адаптация,  обучение  и  развитие,  аттестация  персонала  и  т.д.

В  третьей  главе  рассматривается  кадровая  политика  крупной  нефтяной  компании  ЮКОС.  Кадровая  политика  данной  организации  взята  в  качестве  примера  продуманной  политики  в  области  кадров.


            При  написании  курсовой  работы  использованы  работы  следующих  авторов:  Т.Ю. Базаровой,  Б.Л. Ереминой;  М.И. Магур,  М.Б. Курбатова;  Н.Г. Любимова;  А. Сафонова,  В. Федина;  С.Н. Паркинсона,  М.К. Рустомджи;  Дж.М. Иванцевича,  А.А. Лобанова;  Г. Десслер  и  Ф.Б.  Михайлова.



















Глава  1:  ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ  КАДРОВОЙ  ПОЛИТИКИ:    ОПРЕДЕЛЕНИЕ,  ЦЕЛИ,  СОДЕРЖАНИЕ

 

Под  политикой  организации  обычно  понимается  система  правил,  в  соответствии  с  которой  действуют  люди,  входящие  в  организацию.  Важнейшей  составной  частью  стратегически  ориентированной  политики  организации  является  ее  кадровая  политика,  которая  определяет  философию  и  принципы,  реализуемые  руководством  в  отношении  человеческих  ресурсов.

Термин  «кадровая  политика  (КП)»  имеет  несколько  толкований.  В  широком  смысле  КП – это  система  осознанных  и  определенным  образом  сформулированных  и  закрепленных  правил  и  норм,  приводящих  человеческий  ресурс  в  соответствие  с  долговременной  стратегией  фирмы.  При  таком  понимании  КП  часто  необходимо  обращать  внимание  на  особенности  реализации  властных  полномочий  и  стиля  руководства.  Это  находит  свое отражение  в  правилах  внутреннего  распорядка,  коллективном  договоре  и,  конечно  же,  в  философии  организации.  Отсюда  следует,  что  все  мероприятия  по  работе  с  кадрами – отбор,  составление  штатного  расписания,  аттестация,  обучение,  продвижение – могут  заранее  планироваться  и  согласовываться  со  стратегическими  целями  и  текущими  задачами  организации.  В  узком  смысле  КП – это  набор  конкретных  правил,  пожеланий  и  ограничений,  реализующихся,  как  в  процессе  непосредственных  взаимодействий  между  сотрудниками,  так  и  во  взаимоотношениях  между  работниками  и  организацией  в  целом.( 

Основным  содержанием  КП  является:

  1. обеспечение  организации  рабочей  силой  высокого  качества,  включая  планирование,  отбор,  найм,  высвобождение  работников,  а  также  анализ  текучести  кадров;
  2. развитие  работников  (профориентация,  переподготовка,  проведение  аттестаций  и  оценки  уровня  квалификации,  организация  продвижения  по  службе);
  3. совершенствование  организации,  совершенствование  стимулирования  труда,  обеспечение  техники  безопасности,  социальные  выплаты.

Цели  КП:

  1. выполнение  предусмотренных  Конституцией  прав  и  обязанностей  граждан  в  трудовой  области,  соблюдение  положений  законов  о  труде,  соблюдение  типовых  правил  внутреннего  распорядка;
  2. бесперебойное  и  качественное  обеспечение  организации  необходимым  числом  работников  соответствующей  профессии  и  квалификации;
  3. рациональное  использование  кадрового  состава;
  4. формирование  и  поддержание  работоспособности  дружных  производственных  коллективов;
  5. развитие  внутрипроизводственной  демократии;
  6. разработка  критериев  и  методики  подбора,  отбора,  обучения  и  расстановки  квалифицированных  кадров,  повышение  квалификации  работников;
  7. разработка  теории  управления  персоналом.

Цель  КП  можно  определить  и  иначе - создание  сплоченных  ответственных  и  высоко производственных  трудовых  ресурсов.

Принципы  формирования  КП:

  1. принцип  научности,  т.е.  применение  научных  разработок  в  той  области,  где  можно  достичь  социального  и  другого  экономического  эффекта;
  2. принцип  комплексности,  т.е.  должны  быть  охвачены  все  сферы  кадровой  деятельности;
  3. принцип  системности,  т.е.  взаимосвязи  и  взаимоувязки  отдельных  составляющих  кадровой  работы;
  4. принцип  учета  (учет  всех  факторов,  влияющих  на  конечный  результат  деятельности);
  5. принцип  эффективности,  т.е.  любые  затраты  на  мероприятия  в  этой  области  должны  окупаться  через  результат  хозяйственной  деятельность  предприятия;


1.1.            ТИПЫ  КАДРОВОЙ  ПОЛИТИКИ



Анализ  существующей  в  конкретных  организациях  КП  позволяет  выделить,  как  минимум,  два  основания  для  их  группировки.  Первое  основание  связано  с  уровнем  осознанности  тех  правил  и  норм,  которые  лежат  в  основе  кадровых  мероприятий.  По  данному  основанию  можно  выделить  следующие  типы  КП:

1.      пассивная;

2.      реактивная;

3.      превентивная;

4.      активная.

Вторым  основанием  для  дифференциации  КП  могут  быть  степень  открытости  организации  по  отношению  к  внешней  среде  при  формировании  кадрового  состава,  ее  принципиальная  ориентация  на  внутренние  или  внешние  источники  комплектования.  По  этому  основанию  традиционно  выделяют  два  типа  КП – открытую  и  закрытую.

Рассмотрим  подробнее  каждый  из  упомянутых  вариантов  КП.


Пассивная  и  реактивная  кадровая  политика.

Само  словосочетание  «пассивная  политика»  на  первый  взгляд  представляется  алогичным.  Однако  нередко  встречаются  ситуации,  при  которых  руководство  организации  не  имеет  выраженной  программы  действий  в  отношении  собственного  персонала,  а  кадровая  работа  сводится  к  рутинному  функционированию  или  ликвидации  «непредвиденных  и  непонятно  откуда  свалившихся  негативных  последствий».  Для  такой  организации  характерно  отсутствие  прогноза  кадровых  потребностей,  средств  оценки  труда  и  персонала,  диагностики  кадровой  ситуации  в  целом.  Руководство  чаще  всего  вынуждено  работать  в  режиме  экстренного  реагирования  на  возникающие  конфликтные  ситуации,  которые  стремится  погасить  любыми  средствами,  часто  не  успевая  понять  причины  событий  и  их  возможные  последствия.

При  реактивной  кадровой  политике  руководство  предприятия  осуществляет  контроль  за  симптомами  негативного  состояния  в  работе  с  персоналом,  предпринимает  попытки  проанализировать  их  причины  и  следит  за  возникновением  конфликтных   ситуаций.  Предметом  специального  внимания  руководства   становится  мониторинг  квалифицированной  рабочей  силы  и  мотивация  персонала  к  высокопродуктивному  труду.  Кроме  того,  на  предприятиях  предпринимаются  определенные  меры  по  локализации  кризисных  явлений,  осуществляются  действия,  направленные  на  понимание  причин,  которые  привели  к  возникновению   кадровых  проблем.  Кадровые  службы  таких  предприятий,  как  правило,  располагают  средствами  диагностики  существующей  ситуации  и  оказания  адекватной  экстренной  помощи.  Вместе  с  тем,  несмотря  на  то,  что  в  программах  развития  предприятия  кадровые  проблемы  выделяются  и  рассматриваются  специально,  основные  трудности  при  использовании  реактивной  кадровой  политики  возникают  перед  организацией  при  среднесрочном  планировании.


Превентивная  кадровая  политика.

В  подлинном  смысле  слова  о  превентивной  КП  можно  говорить  лишь  тогда,  когда  руководство  фирмы  (предприятия)  имеет  обоснованные  прогнозы  развития  ситуации.  При  этом  организация,  характеризующаяся  наличием  превентивной  КП,  не  имеет  средств  для  влияния  на  наличную  ситуацию.  Работники  кадровой  службы  подобных  предприятий  располагают  как  средствами  диагностики  персонала,  так  и  методикой  прогнозирования  кадровой  ситуации  на  среднесрочный  период.  Программа  развития  организации  основывается  на  краткосрочном  и  среднесрочном  прогнозах  потребности  в  кадрах,  как  в  качественном,  так  и  в  количественном  отношениях.  В  ней  также  обычно  представлены  задачи  по  развитию  персонала.  Основная  проблема  таких  организаций – разработка  целевых  кадровых  программ.


Активная  кадровая  политика.

Если  руководство  имеет  не  только  прогноз,  но  и  средства  воздействия  на  ситуацию,  а  кадровая  служба  способна  разработать  целевые  кадровые  программы,  а  также  осуществлять  регулярный  мониторинг  ситуации  и  корректировать  исполнение  программ  в  соответствии  с  параметрами  внешней  и  внутренней  среды,  то  можно  говорить  о  наличии  в  данной  организации  активной  кадровой  политики.

В  основе  активной  КП  лежит:

  1. снабжение  организации  квалифицированной  рабочей  силой;
  2. дальнейшее  развитие  кадров  в  рамках  организации;
  3. закрепление  КП  или  ее  стабилизация.

С  точки  зрения  механизмов,  которые  используются  руководством  организации,  можно  выделить  два  вида  активной  кадровой  политики – рациональную  и  авантюристическую.

При  рациональной  КП  руководство  предприятия  имеет  как  качественный  диагноз,  так  и  обоснованный  прогноз  развития  ситуации  и  располагает  средствами  для  влияния  на  нее.  Кадровая  служба  предприятия  располагает  не только  средствами  диагностики  персонала,  но  и  методами  прогнозирования  кадровой  ситуации  на  среднесрочный  и  долгосрочный  периоды.  В  программах  развития  организации  содержатся  краткосрочный,  среднесрочный  и  долгосрочный  прогнозы  потребности  в  кадрах  (качественной  и  количественной).  Кроме  того,  составной  частью  плана  является  программа  кадровой  работы  с  вариантами  ее  реализации.

Рациональная  КП  предполагает:

1.       возможность  реализации  внутри  организации  мобильной  стратегии  управления  персоналом  с  учетом  осуществления  нескольких  проектов  или  направлений  деятельности;

2.       гибкие  формы  включения  специалистов  для  решения  тех  задач,  характерных  для  определенной  стадии  реализации  проекта,  которые  именно  эти  специалисты  могут  решать  максимально  эффективно.

Такой  подход  предполагает  постоянную  смену  состава  исполнителей,  которая  зависит  от  перехода  организации  с  одной  стадии  развития  на  другую,  и  позволяет  выстраивать  долгосрочные  траектории  карьеры  для  сотрудников.

При  авантюристической  кадровой  политике  руководство  предприятия  не  имеет  качественного  диагноза,  обоснованного  прогноза  развития  ситуации,  но  стремится  влиять  на  нее.  Кадровая  служба  предприятия,  как  правило,  не  располагает  средствами  прогнозирования  кадровой  ситуации  и  диагностики  персонала,  однако  в  программу  развития  предприятия включены  планы  кадровой  работы,  зачастую  ориентированные  на  достижение  целей,  важных  для  развития  предприятия,  но  не  проанализированных  с  точки  зрения  изменения  ситуации.  План  работы  с  персоналом  в  таком  случае  строится  на  достаточно  эмоциональном,  мало  аргументированном,  хотя  и  верном  представлении  о  целях  работы  с  персоналом.

Проблемы  при  реализации  подобной  КП  могут  возникнуть  в  том  случае,  если  усилится  влияние  факторов,  которые  ранее  не  включались  в  рассмотрение,  что  приведет  к  резкому  изменению  ситуации,  например,  при  существенном  изменении  рынка,  появлении  нового  товара,  который  может  вытеснить  имеющийся  сейчас  у  предприятия.

 

Открытая  кадровая  политика.

Открытая  КП  характеризуется  тем,  что  организация  прозрачна  для  потенциальных  сотрудников  на  любом  структурном  уровне.  Новый  сотрудник  может  начать  работать  как  с  самой  низовой  должности,  так  и  с  должности  на  уровне  высшего  руководства.  В  предельном  случае  такая  организация  готова  принять  на  работу  любого  специалиста,  если  он  обладает  соответствующей  квалификацией,  без  учета  опыта  работы  в  этой  или  родственных  ей  организациях.  Такой  тип  КП  характерен  для  современных  телекоммуникационных  компаний  или  автомобильных  концернов,  которые  готовы  «покупать»  людей  на  любые  должностные  уровни  независимо  от  того,  работали  ли  они  ранее  в  подобных  организациях.  КП  открытого  типа  может  быть  адекватна  для  новых  организаций,  ведущих  агрессивную  политику  завоевания  рынка,  ориентированных  на  быстрый  рост  и  стремительный  выход  на  передовые  позиции  в  своей  отрасли.

 

Закрытая  кадровая  политика.

Закрытая  КП  характеризуется  тем,  что  организация  ориентируется  на  включение  в  свой  состав  нового  персонала  только  с низшего  должностного  уровня,  а  замещение  вакансий  высших  должностных  позиций  происходит  только  из  числа  сотрудников  организации.  КП  закрытого  типа  характерна  для  компаний,  ориентированный  на  создание  определенной  корпоративной  атмосферы,  формирование  особого  духа  причастности,  а  также,  возможно,  работающих  в  условиях  дефицита  кадровых  ресурсов.

Сравнение  этих  двух  типов  КП  по  основным  кадровым  процессам  иллюстрируется  табл. 1  (Приложение  1).

В  таблице  были  использованы  такие  кадровые  процессы,  как  набор  персонала,  адаптация,  обучение  и  развитие  персонала  и  т.д.  Чтобы  иметь  более  полное  представление  о  кадровой  работе,  рассмотрим  некоторые  из  них  подробнее.(



1.3.  КРАТКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ  ПОЛОЖЕНИЙ  СОДЕРЖАНИЯ  КАДРОВОЙ  ПОЛИТИКИ



Планирование  персонала

Очевидно,  что  планирование  потребности  в  персонале – часть  общего  процесса  планирования  в  организации.  В  конечном  итоге  успешное  кадровое  планирование  основывается  на  знании  ответов  на  следующие  вопросы:

1.      сколько  работников,  какой  квалификации,  когда  и  где  потребуется;

2.      каким  образом  можно  привлечь  нужный  и  сократить  или  оптимизировать  использование  излишнего  персонала;

3.      как  лучше  использовать  персонал  в  соответствии  с  его  способностями,  умениями  и  внутренней  мотивацией;

4.      каким  образом  обеспечить  условия  для  развития  персонала;

5.      каких  затрат  потребуют  запланированные  мероприятия.

Оценка  потребности  организации  в  персонале  может  носить  количественный  и  качественный  характер.

Определить  необходимую  численность  рабочих  и  их  профессиональный  и  квалификационный  состав  позволяют:  1.  производственная  программа;  2.  нормы  выработки;  3.  планируемый  рост  повышения  производительности  труда  и  4)  структура  работ.

Расчет  численности  персонала  может  быть  текущим  или  оперативным  и  долговременным  или  перспективным.


Набор  персонала

Процесс  набора  кадров  состоит  из  следующих  этапов:

1.      определение  требований – точное  определение  того,  кого  вы  хотите  найти,  путем  анализа  работы,  подготовки  описания  этой  работы,  т.е.  должностной  инструкции  и  определение  сроков  и  условий  найма;

2.      определение  основных  источников  поступления  кандидатов  (объявления  в  газетах,  рекрутинговые  фирмы  и  т.д.);

3.      выбор  методик  отсеивания  кандидатов,  собеседования  и  тестирования;

4.      введение  в  должность / адаптация – обеспечение  того,  чтобы  новые  работники  органично  вписались  в  конкретный  трудовой  коллектив  и  организацию  в  целом.(

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.