реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура речи и средства эффективного общения

Культура речи и средства эффективного общения

Содержание


Введение

1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения

1.1 Становление культуры речи как науки

1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции

2. Методы и средства эффективного общения

2.1 Грамотность речи как средство эффективного общения

2.2 Виды, принципы и техники эффективного общения

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.

Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.

Все психические свойства и качества личность приобретает лишь в общении с окружающими. Овладение речью и общением - сложный и длительный процесс.

Жизнь человека и его развитие невозможно представить вне взаимодействия с другими людьми. Общение является одним из определяющих условий развития растущего человека в личность: ни отдельный человек, ни общество в целом не могут жить в изоляции.

В связи с этим, цель исследования: теоретически обосновать понятие культуры речи и средства эффективного общения.

Объект исследования – культура речи.

Предмет исследования: средства эффективного общения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание понятия культура речи.

2. Выявить сущность, компоненты и функции общения.

3. Выявить средства эффективного общения.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения

1.1 Становление культуры речи как науки


Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному.

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические удары В.Г. Белинского расшатывали теоретические устои риторик первой половины XIX столетия. Однако не угасал в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX века культуры речи как научной дисциплины.

В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.

Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, программе высшей и средней школы, но и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем:

1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мысли (точка зрения нормативно-регулирующая)… 2. Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи также включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота.

Правда, в современной науке заметна и другая, более осторожная позиция: «Контуры учения о культуре речи как особого раздела науки о языке, тесно взаимодействующего с психологией и социологией, а главное его возможности и методы действия только ещё вырисовываются… Главной задачей пока что можно признать поисковые работы: отыскание убедительных основ для культурно-регулятивной деятельности в области языка, разведку в различных областях языкознания и смежных дисциплин с целью обнаружения твердой почвы для фундамента такого учения – как серия теоретических изысканий, так и комплекса практических мероприятий».

Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Словосочетание «культура речи» (синоним – «речевая культура») применяется в настоящее время в русскоязычной литературе в трех значениях:

Культура речи – это прежде всего какие-то её признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о её коммуникативном совершенстве;

Культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения;

Культура речи – это, в-третьих, область лингвистических знаний о культуре речи, как совокупности и системе её коммуникативных качеств.

Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1. Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?

2. Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?

Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру.

По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке».

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним. Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного общения.


1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции

К настоящему времени выработано понимание природы общения, его способов и содержания, разделяемое многими исследователями. Оно представлено в следующем определении:

Общение:

1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Как видим, в общении выделены такие составляющие, как:

активность человека (субъекта общения),

потребность субъекта в другом,

процессуальный характер,

специфичные цели и средства,

коммуникация (информационный обмен),

направленность.

Истоки духовно-практического общения становятся понятны, если признать, что его формы являются специфичным способом передачи человеческого опыта, т.е. общение в этом случае является «проводником», связывающим человека с практикой.

Общение как особый вид деятельности имеет следующую структуру:

1. Предмет общения - другой человек (взаимодействующий субъект, партнер по общению, личность). Для ребенка, входящего в социальный мир, первым «другим» становится его мать. Благодаря предвосхищающему отношению матери к ребенку как к личности (а взрослый, как известно, имеет это отношение задолго до самого факта появления ребенка, активно продолжает его в первые часы, дни, недели жизни младенца - человека, который еще только начинает строить свои первые человеческие потребности), он узнает, познает другого человека и самого себя, открывая тем самым такой мир человека, каким является личность.

Ведущая потребность - познание и оценка других людей, выступающие условием самопознания, самооценки субъекта общения. Потребность в общении имеет свой, особый вектор развития и обогащения - нравственное (духовное) отношение к другому человеку как к родственному и равному себе. В этом - специфика потребности общения, которое определяется совместным запросом взаимодействующих субъектов.

Ведущий мотив - коммуникативный. Его содержанием являются качества, стороны, свойства самого субъекта как личности и других, общающихся с ним людей. Таким образом, общение (коммуникативная деятельность) выступает как целенаправленная связь, в которой развертывается процесс взаимоперехода «человек-человек». Согласно М.И Лисиной, целью субъект - субъектного взаимодействия является познание (освоение) следующих качеств человека:

1) познавательных

2) деловых

3) личностных.

Этим группам качеств соответствуют мотивы общения: познавательные, деловые, личностные.

По мнению Бодалева А.А., познание и взаимное воздействие людей друг на друга, - обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если прямое решение задач воспитания и она всецело направлена к достижению какого-то материального результата.

Продукт общения (результаты) - психический образ «Я» и образ взаимодействующего другого; отношения субъект - субъектного и субъект -объектного уровней (взаимоотношения). Качество и психологический «знак» образа самого себя и образа другого определяются соотношением эмоционально переживаемых самооценки, самоотношения, самочувствия (аффективная сфера личности) и представлениями, знаниями о себе и партнере (взрослом). Взаимоотношения и их динамика определяются характером общения.

Рассматривая психологические аспекты проблемы общения в контексте деятельностного подхода, исследователи иногда подчеркивают возможность его условного типологического подразделения на продуктивный я репродуктивный типы. В основу такого типологического разделения положены хорошо известные представления о двух основных типах деятельности человека - творческом и репродуктивном. Соответственно этому подходу, общение творческого типа возникает в том случае, когда ситуация межличностного взаимодействия обладает неопределенностью, т.е. нестандартна и не может быть разрешена стереотипными (алгоритмизированными) способами. Необходимость в решении новых задач, в изменении и порождении новых операций, их соотношения и т.п., является условием актуализации творческого потенциала личности, становления новой системы мотивов и целей.

Репродуктивный тип общения характеризуется возможностью использования стандартных операций, что определяется неизменностью целей. Личность в этом случае решает привычные задачи, действует формально, используя в решении задач общения уже отработанные алгоритмы, руководствуясь привычной мотивацией.

Показательно, что выделенные психологическими исследованиями два типа общения не проявляются в чистом виде. Общение как многокомпонентный процесс характеризуется сложным сочетанием своих составляющих. В этой связи, согласно представлениям Л.А.Петровской, в общении можно выделить еще два дополнительных типа: глубинное и поверхностное общение.

Особенностью глубинного общения является преобразование и воссоздание личностью глубинно-смысловых образований. Поверхностное же общение развертывается на внешнем (операциональном и поведенческом) проявлении личности.

Глубинное общение, как правило, отражает субъект - субъектные взаимоотношения, которым свойственно равенство. Иными словами, каждый из участников психологически разделяет позицию другого: готов к равноактивной деятельности и реально действует, понимая и разделяя интересы другого, способен к понимающему (родственному) взаимодействию, основой которого является потребность в сопереживании, принятии другого как такой же самоценной личности, способности к свободному, непредвзятому отношению к выборам партнера. Все это определяется мерой готовности человека к принятию гуманистической установки.

Поверхностное общение в своем содержании прямо противоположно субъект - субъектному взаимодействию. Целью поверхностного общения является управляющее воздействие. Таким образом, для поверхностного общения характерно доминирование одного из партнеров, при котором взаимодействие скорее является однонаправленным: второму субъекту общения отводится роль ведомого (объекта). Иными словами, он должен подчиняться и следовать целям ведущего.

Для поверхностного типа общения характерны стандартизация действий, манипулирование, монологизм.

Эти крайние варианты - чистые типы общения - в своих сочетаниях образуют взаимосвязанную и разноуровневую систему, для элементов которой свойственны сложные взаимопереходы. Они показывают, что человеческое общение (взаимодействие двух индивидуумов) диалогично, обладает собственной динамикой и глубиной характера проявления.

Функции общения

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик – информационной, интерактивной и перцептивной.

Информационно-коммуникативная функция общества заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов.

Понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.

Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекция их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.

Аттракция (от англ. attract – притягивать, привлекать) – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношения (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

2. Методы и средства эффективного общения

 

2.1 Грамотность речи как средство эффективного общения


Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Рассмотрим некоторые трудности звукоупотребления и ударения.

1. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот. Произносится [э] Произносится [о] Афера белесый Бытие желчь Гренадер завороженный Истекший заселенный Опека маневры Оседлый новорожденный.

2. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный.


Таблица 1 - Примеры слов с твердым и мягким произношением согласных

Твердое произношение

Мягкое произношение

Альтернатива

Антенна

Бизнес

Бестселлер

Бестселлер

Генетический

Демиург

Диспансер

Индексация

Компьютер

Кодекс

Кредо

Менеджер

Модель

Продюсер

Рейтинг

Сервис

Стресс

Тезис

Тест

брюнетка

бенефис

бухгалтерия

герцог

деканат

дезинфекция

декада

депеша

камердинер

компетенция

прогресс

претензия

пресса

термин

терминал

Техас

текст

шинель

экспресс


3. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются: акциз [с], лизинг [к], киборг [к], демиург [к].

4. Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.