![]() |
|
|
Лексическое значение слов. ФразеологизмыЛексическое значение слов. ФразеологизмыМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный Университет – Высшая Школа Экономики Санкт – Петербургский филиал Факультет сокращенных программ подготовки специалистов Контрольная работа №1Ответы на некоторые вопросы по русскому языку и культуре речи Выполнила: студентка 3 курса, группа 271 Лиджанова Г.А. (Дорджиева) г. Санкт-Петербург, 2010 г 1. Объясните значение фразеологизмов со словом «язык» Боек на язык – красноречив, разговорчив; Находить общий язык – находить взаимное понимание между кем-либо; Просится на язык – о словах, фразах, готовых быть произнесенными; Не сходит с языка (у кого) – постоянно упоминается в разговорах; Дать волю языку – начать много, безудержно говорить; Говорить на разных языках - понимать суть разговора субъективно, по-своему, не так, как другой собеседник; Сорвалось с языка – невольно, неожиданно для говорящего быть произнесенным. 2. Объясните значения приведенных пословиц и поговорок со словом «язык»? На языке мед, а под языком лед – пословица о лицемерии, несоответствие слов, поступков человека истинным, чувствам, убеждениям, намерениям. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком - пословица рассматривает понятие праздность как антипод понятию работа. Языком мели, а рукам воли не давай – лучше объясниться словом, чем дракой; Мал язык, да всем телом владеет – хоть язык и небольшой орган, но много от него зависит (возможность говорить, возможность осязать). Не спеши языком, торопись делом – лучше поменьше говорить и больше делом заниматься. 3. Укажите ударный слог 1)ПРИ́-НЯЛ; 2)ТАН-ЦО́В-ЩИК; 3)А-СТРО-НО́М; 4)ЦЫ-ГА́Н 4. Найдите предложения с ошибками, назовите причину ошибки и исправьте ее 1) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. – Меня спросили, не знаю ли я, где живет врач. 2) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей. – Его первая попытка достичь Северного полюса потерпела поражение. 3) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей. 4) Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку. 5) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. – Когда он проснулся, ему сказали, что завтрак уже подан. 6) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. - Лекция о новых достижениях в медицине, прочитанная для студентов, вызвала большой интерес. 7) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине. – Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях близок к истине. 5. Найдите предложения, в котором неверно указано лексическое значение слова, укажите правильное значение 1) Аннулировать — составить краткое изложение содержания книги. Неправильное значение слова, аннулировать - признать - признавать недействительным; отменить - отменять действие чего-либо. Аннотировать - составить краткое изложение содержания книги. 2) Елей — масло, употребляемое в церковном обиходе. 3) Послушник — ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым. Неправильное значение, послушник - прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом. 4) Легитимный — непризнанный, не допускаемый законом. Неправильное значение, правильное - легитимный – законный. 5) Закоснелый — консервативный. 6. Определите значения выделенных слов. Отметьте слова, употребленные в несвойственном значении 1) Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным. Инфантильный - Сходный с поведением, чертами характера или мировосприятием ребёнка. Слово «инфантильный» употреблено в несвойственном значении. 2) В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей. Гала-концерт - большой праздничный концерт. 3) Вся псарня мчалась впереди охотников. Псарня - помещение для охотничьих собак. Слово «псарня» употреблено в несвойственном значении. 4) В музейной экспозиций представлена амуниция русских солдат. Амуниция - Снаряжение военнослужащего (кроме оружия и одежды). 7.Проанализируйте употребление выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения 1) Лихачей неизменно встречает авария. Исправленное: Лихачей непременно ждет авария. Логическая ошибка: слово «неизменно» указывает на то, что действие повторяется каждый раз; слово «встречает» не сочетается со словом «авария»: встречать может человек. 2) Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. Исправленное: Наш район известен своей промышленностью, его продукция ценится в России и за рубежом. 3) Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. Исправленное: Наша область славится производством хороших оренбургских платков. Слово «возделывание» означает обработку сельско-хозяйственных растений, земли и не сочетается со словом «платок». 4) В транспортировке кормов участвует семь подвод. 8.Объедините в словосочетания слова из первой и второй колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Запишите эти словосочетания в третью колонку. Укажите возможные варианты.
9.Замените синонимами (3-4) выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность 1) Эта картина удивила меня. – Эта картина поразила меня. 2) Пейзаж был очень красивый. – Пейзаж был очень захватывающим. 3) Незнакомец показался ему человеком недобрым. - Незнакомец показался ему человеком недоброжелательным. 4) Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. - Николай Лукьянович хотел успеть, он шел торопливо. 5) Ирина радовалась. – Ирина ликовала. 10.Отметьте один из синонимов, приведенных в скобках, который необходимо употребить в предложении. Объясните свой выбор 1) По приглашению друзей мне... (довестись, посчастливиться, прийтись, удаться)... (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице. 2) Коллективом цеха немало ... (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы ... (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще ... (недоставать, не хватать). 3) В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них ... (жить, обитать, проживать) до трети населения. 4) Дочь Шапошникова Ольга и жена Матрена Васильевна ... (работать, трудиться) на ферме, молодняк ... (вскармливать, выкармливать, выращивать, выхаживать, пестовать, растить), а еще трое детей ... (заниматься, обучаться, получать образование, учиться) в школе. 11. Объясните смысл фразеологизмов. Приведите пример употребления их в речи Собираться с мыслями - сосредоточиться, привести в порядок мысли. Не за страх, а за совесть - очень добросовестно, с сознанием ответственности (делать что-либо). Скрепя сердце - против воли. 12. В приведенных ниже предложениях устраните нарушение границ лексической сочетаемости отдельных слов, исправьте предложения 1) Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности. - Некоторые вопросы не выполнены по причине нашей неорганизованности. 2) Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. - Подвиги люди совершают не только во время войны, но и в мирное время. 3) На спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. - На спартакиаде было установлено несколько новых рекордов в легкой атлетике. 4) И у каждого тлела в сердце мечта о том, чтобы жизнь стала песней. - И у каждого в сердце тлела мечта о том, чтобы жизнь стала песней. 5) Единогласно все воскликнули: "Давно пора!". - Все воскликнули: "Давно пора!" 6) Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он положил на борьбу с пороками буржуазного общества. - Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с пороками буржуазного общества. 7) Перечень прочтенных книг был очень большим. - Список прочтенных книг был очень большим. 8) Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса повысили кругозор. - Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса расширили кругозор. 9) Во время отпуска большинство времени они проводили в походах. - Во время отпуска большую часть времени они проводили в походах. 10) Есть много других факторов, которые нужно решить. - Есть много других задач, которые нужно решить. 13. Отредактируйте предложения 1) Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно менять. - Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять 2) Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. - Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ 3) Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. - Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие лучшему восприятию материала 4) Подготовить проект к сроку — это для них самая наисложнейшая проблема. - Подготовить к сроку проект— это для них наисложнейшая проблема 5) Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. - Все это доказывает, что эти обвинения необоснованны 6) В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. - В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ноги. 7) Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. - Запрещено курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института 14. Укажите ошибку в управлении 1) вопреки распоряжения – вопреки распоряжению 2) преимущество перед ними - преимущество над ними 3) согласно договору - согласно условиям договора 4) свойственный для них – свойственный им 5) доказательство о моей правоте – доказательство моей правоты 15.Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Запишите предложения в исправленном виде
16. Какие из слов и словосочетаний: А. Принадлежат исключительно официально-деловому стилю. Б. Могут употребляться в произведениях разных функциональных стилей. В. Могут употребляться в текстах любой стилистической окраски. Г. Не могут использоваться в официально-деловом стиле? Укажите в скобках соответствующую букву: Благодаря (Б), валиться (Г), властные полномочия (А), во имя(Г), вот уже полгода (Б), в пушистых глазах(Г), все было дозволено(Г), в соответствии с (А), гарантировать(В), гибко(В), глуховатый гул (Г), город федерального значения (А), десяток, десять (Б), для (В), дом (В), единство экономического пространства (А), жгучий (Г), защита прав и свобод человека и гражданина (А), иметь верховенство(А), левый (В), ледяной душ (Б), лиловая тень (Б), мимо (В), минимальный размер оплаты труда (А). 17. Укажите и исправьте грамматические ошибки 1) Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги. - Благодаря осадкам, выпавшим зимой в виде снега и дождя, в почве сохранилось много влаги. 2) Читая романы Дюма, пробуждается интерес к истории. - Чтение романов Дюма пробуждает интерес к истории. 3) Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. - Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшей в чемпионате. 4) Переводя текст, вам понадобится словарь. – Для перевода текста вам понадобится словарь 5) Антон относится к тем людям, не сознавая этого, которые всегда хнычут. - Антон относится к тем людям, которые всегда хнычут, не осознавая этого. 6) Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие. - Есть люди, которые всегда считают то, что не они виноваты, а другие. 18. Составьте письменное объяснение по поводу пропуска занятий Декану экономического факультета ФИО декана От студентки 5 курса Ивановой Марии Ивановны Объяснительная записка Я, Иванова Мария Ивановна, прошу считать пропуск занятий 01.02.2010 по уважительной причине в связи с плохой работой транспорта. 02.02.2010 Иванова 8. Как вы понимаете данное высказывание? Укажите тему (1), авторскую позицию (2), выскажите свое отношение к идее автора (3). «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда - то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей» (Л.В. Щерба). Тема: Норма Авторская позиция: лучшие писатели – те, что не боятся отступать от нормы. Свое отношение к идее автора: Я согласна с автором в том, что не все то, что является нормой, прекрасно. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |