реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом

— сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

— источникам поступления (внутренняя и внешняя);

— материальным носителям (бумажная, электронная, электри­ческая);

— формам носителей (средства массовой информации — ра­дио, телевидение, печатная — книги, газеты, журналы);

— периодам использования (условно-постоянная — справоч­ная, нормативная и переменная — оперативные сведения);

— видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

— характеру представления (количественная и качественная).

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание. К информации обычно предъявляются определенные требования:

1) полнота — отражение в полной мере управляемых процессов;

2) достоверность — формирование на основе объективных дан­ных;

3) оперативность — поступление в сроки, достаточные для при­нятия своевременного решения;

4) недопустимость неиспользуемых сведений («шума»), осложня­ющих принятие решений;

5) прозрачность — невозможность различных толкований;

6) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей чело­веку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизи­рованной, научной. Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта. Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сто­рон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отра­жать прежде всего состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-эко­номическая информация, политической сферой — политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объек­том есть и организация труда людей — непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касаю­щейся состояния отношений больших групп людей — классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей. Например, управляя производственно-технической де­ятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.

Специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима в административно-правовом уп­равлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных и исполнительных органов и от­дельных должностных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-рас­порядительской деятельности.

Информация, используемая в управлении общественными сис­темами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие раз­личных информационных потоков. Сюда входит: исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленче­ских решений; сами решения, или управленческие команды, предоп­ределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирующая информация, представленная различного рода пара­метрами, нормативами, законами, инструкциями, технологически­ми картами и т. д.; оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состо­яние; внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая тече­ние и результаты работы системы. Отобрать из многообразия ин­формации данные, имеющие для управления существенное значение, — важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация), и по­токи информации, циркулирующей между данной системой и внеш­ней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодейст­вие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации дан­ной системы с другими системами, оказывающими на нее различ­ного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи — от субъекта к объекту (прямая информация); пото­ки, циркулирующие по каналам обратной связи — от объекта к субъекту (обратная информация). Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступ­ление на объект различного рода (исходных, корригирующих, кон­тролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разно­образия внутренних и внешних взаимодействий являют собой ши­рокую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных. Естественно, что оптимальное коли­чество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей. Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методи­ка и техника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохожде­ния информации, методика и техника приема и обработки инфор­мации.

Средствами интенсификации информации являются научно-техническая революция, использование в информационном деле новейших достижений науки и техники; научная организация, управление информационными процессами; подготовка и совер­шенствование специалистов, обслуживающих информационные службы системы управления.

Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации, — важное условие ус­пеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значи­мость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую, наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоцени­ма в управлении. Сбор и обработка социальной информации не­мыслимы без применения современных технических средств.

Важнейшим средством получения достоверной социальной информации является не только широкое использование технических (компьютерных) средств получения социальной информации, но и формирование нового типа культуры — гуманитарно-технологиче­ской. Важнейшим механизмом его формирования является измене­ние стиля мышления, который постепенно становится концеп­туальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, тех­нологическим, находящим пути и средства решения все усложня­ющихся социальных задач. Наличие в нашем обществе двух культур, «гуманитарной» и технократической, которые пока слабо взаимо­действуют, порождает многие информационные проблемы в управ­лении.

Мировое сообщество в целом, включая и нашу страну, вступило в новый этап развития своей цивилизации — становление инфор­мационного общества. Этот процесс часто называют третьей соци­ально-технической революцией, информатизацией общества. Инфор­матизация общества неизбежно затрагивает не только материальное производство и коммуникации, но и социальные отношения, куль­туру, интеллектуальную деятельность во всех ее многообразных проявлениях. Вполне очевидно, что информатизация общества накладывает свой отпечаток и непосредственно на деятельность людей, работающих в сфере организации и управления. Перед ними открываются несравненно более широкие возможности в получе­нии, хранении, обработке, передаче, оформлении самой разнообразной по своему содержанию и форме представления информации о различных сторонах жизни общества.

Например, в начале 60-х годов этого столетия перед парламен­том, правительством и народом Японии встал вопрос, по какому пути направить развитие страны. По пути материального благосо­стояния или информационно-интеллектуального развития, инфор­матизации общества, наращивания информационных ресурсов и технологий, то есть по материальному или по информационному пути?

Начиная с 1964 г. Япония выбрала второй путь, предпочла материальному богатству — богатство информации и ее ресурсов. С этого времени ведет отсчет мировая история информатизации общества, информационных ресурсов и технологий. Соединенные Штаты Америки, располагая мощными приемами сбора информа­ции, с конца 60-х и начала 70-х годов приняли на вооружение японскую информационную систему развития.

СССР в конце 60-х также стал заниматься аналогичными про­блемами информатизации. Однако общественное информационное сознание развитых стран не стало всеобщим информационным достоянием советского общества в силу целого ряда причин. В настоящее время все страны мира идут по пути информационного прогресса. Информация стала безальтернативным источником раз­вития и благосостояния многих народов; информационные ресурсы и технологии подняли науку и технический прогресс на беспреце­дентный уровень по сравнению с тем, что обеспечили в прошлом физика, механика, химия и электродинамика, вместе взятые.

Именно поэтому Международная академия информатизации придает большое значение пропаганде идей информатизации, про­светительской и образовательной работе в области информации, информационной безопасности, информационных ресурсов и техноло­гий.

Трудно найти сферу или область человеческой деятельности, где бы информация не играла важной роли, ибо она обеспечивает самоорганизацию не только человека, но и всего животного и растительного мира. Поэтому появилась новая отрасль научного знания — информациология — наука фундаментального исследова­ния всех процессов и явлений микро- и макромиров вселенной, обобщения практического и теоретического материала физико-химических, астрофизических, ядерных, биологических, космических и других исследований с единой информационной точки зрения. Успешное применение компьютерной техники возможно лишь при условиях:

— экономичности, то есть достижения большего эффекта по сравнению с применением обычных вычислительных средств;

— точного определения пригодности первичной информации для обработки и анализа компьютерными средствами;

— соответствия системы управления возможностям успешного применения компьютеров;

— соответствия документации принципам вычислительной техники;

— наличия соответствующих специалистов.

Благодаря тому, что компьютерная техника действует автомати­чески, по заранее составленным человеком программам, всю фак­тическую работу по переработке и анализу информации они выполняют без непосредственного участия человека; в результате скорость работы этих машин не ограничивается его физиологиче­скими возможностями. Она определяется быстродействием физи­ческих элементов, из которых они состоят. Физические устройства, которыми обладают современные устройства, позволяют запоми­нать и хранить практически неограниченные объемы информации.

Таким образом, компьютерная техника как орудие переработки и анализа информации открывает принципиально новые возможности для оперативной обработки больших объемов информации, позволяющих достаточно глубоко и полно вскрывать тенденции и закономерности развития общества и тем самым успешно решать управленческие задачи.

Например, в 80-е и 90-е годы быстрое развитие микроэлектроники снизило стоимость и уменьшило размеры компьютеров в такой степени, что была получена возможность пользоваться ими на каждом рабочем месте.

Это привело к дальнейшему изменению технического оснащения аппарата управления. Движущей силой в процессе его преоб­разования в электронный является микрокомпьютер. Преобразуя информацию по сложной программе, он воплощает примитивную форму «интеллекта», меняет содержание, а не форму или располо­жение поступающей в него информации, как это делалось «инфор­мационной техникой» предыдущего периода.

Изобретение микропроцессора в такой степени снизило сто­имость электронного вычисления, что электронный «интеллект» стал применяться в самых широких сферах и устанавливаться при измененных затратах именно в тех местах, где он был нужен, а не со значительными расходами в отдаленном центре.

Теперь развивающееся техническое оснащение деятельности аппарата управления может включать в себя:

— оргтехнические блоки, оснащенные микрокомпьютерами, расположенными на рабочих местах практически каждого управля­ющего;

— программы, обеспечивающие взаимодействие человека и машины, включают необходимые средства для обработки инфор­мации и отражают накопленный опыт аппарата управления;

— коммуникационные сети, связывающие оргтехнические бло­ки между собой и с центральными процессорами, а также с внеш­ними источниками информации;

— устройства совместного пользования, такие, как электрон­ные файлы, печатающие и сканирующие устройства, доступные всем оргтехническим блокам через линии связи.

Изменения в содержании, организации и технике управления под влиянием информационных технологий и автоматизированных офисов происходят по следующим направлениям.

Во-первых, в корне меняются организация и техника информационного обеспечения руководителя. Особое значение приобретает массовое внедрение мини- и микрокомпьютеров, персональных компьютеров как составных частей информационных систем, свя­занных с сетью банков данных. При этом работа по сбору, обработке, распространению информации осуществляется интерфейсами «че­ловек — машина», не требующими специальной подготовки.

Существенно меняется также техника хранения и обработки информации, не допускается неполная информация, дублирование, информация, рассчитанная на другие уровни управления.

Во-вторых, осуществляется определенная автоматизация функ­ций руководителя. Выросло количество эффективно функциониру­ющих автоматизированных систем, охватывающих производство, хозяйственную деятельность, организационно-технологические процессы. Все большая часть работы при составлении планов передается компьютеру. При этом существенно повышается каче­ство планов, разработанных с использованием микрокомпьютеров на более низком уровне управления. Кроме того, четко согласуются планы для отдельных подсистем управления. Усовершенствовались системы контроля, в том числе такие, которые дают возможность обнаружить отклонения от запланированного уровня и обеспечи­вают нахождение вероятных причин возникновения таких отклонений.

В-третьих, существенно изменились и средства коммуникации, не считая обмена сообщениями через сеть микропроцессоров. Особое значение приобретает система телекоммуникаций, которая дает возможность проведения заочных совещаний, конференций между отдаленными пунктами, быстрого получения информации исполнителями. Соответственно меняются методы и техника ком­муникационных отношений руководителей с подчиненными и с вышестоящими органами.

Информационная революция предъявляет новые требования к деловым качествам руководителя. Среди них можно назвать умение и навыки пользоваться сложной техникой управления, определять стратегию развития информационных систем, разрабатывать про­граммные продукты для машинных носителей информации, что позволяет в управлении своевременно обнаруживать и разрешать конфликты, быстро ориентироваться при возникновении проблем­ных ситуаций, четко обосновывать принятые решения, своевремен­но доводить их до исполнителей.

Творческий подход к решению управленческих задач, развитие стратегического мышления в процессе подготовки и переподготов­ки руководителей все более тесно связывают теперь с использова­нием новой информационной технологии, с широкими возмож­ностями автоматизированных систем.

В целом информационные технологии коренным образом пре­образуют интеллектуальный потенциал управления.

Важно заметить, что в основе информатизации и технологизации социального пространства лежат методология и принципы социаль­ного проектирования, которые неразрывно связаны между собой и составляют суть инновационного метода освоения социальной дей­ствительности на основе применения достижений научной мысли как технической, так и гуманитарной, в их интегральном качестве. Разработка социальных моделей, программ и адекватных им техно­логий — это прерогатива гуманитарных наук, но роль их в инфор­матизации и технологизации социального пространства принижена. Этот вид научного знания пока не выполняет своих прямых функ­ций — аналитической, информационной, технологической, эксперт­ной, что отрицательно сказывается на выборе путей общественного развития. Гуманитарная наука пока выключена из механизма нор­мального функционирования общества и не имеет в нем независи­мого статуса. Перед обществом стоит задача огромной значимости — убрать все бюрократические фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку в цивили­зованный механизм выработки и реализации ответственных реше­ний, максимально исключить политиканский диктат в науке и сложившийся в коридорах власти стереотип, указывающий, кому должны служить научный поиск и полученная наукой информация. Наука служит обществу в целом, его социальному обустройству, а тем самым управлению в интересах общества. Поэтому необходима универсальная технология современного включения науки в меха­низм управления обществом, концепция и технология поддержки самой науки, ее приоритетных направлений. Без этого невозможно обеспечить управление современными информационными техно­логиями, роль которых непрерывно возрастает.

Именно информационные технологии позволяют активизиро­вать и эффективно использовать мировые, национальные и регио­нальные информационные ресурсы общества, которые сегодня становятся таким же стратегически важным фактором развития цивилизации, как полезные ископаемые, энергия, материальные и людские ресурсы.

Они помогают оптимизировать (а во многих случаях — и автоматизировать) разнообразные информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в различных сферах жизнедеятельности общества. Развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения будут не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Уже сегодня в развитых странах значительная часть занятого населения в своей деятельности тесно связана с процессами обработки и передачи различного рода информации и поэтому вынуж­дена осваивать и использовать соответствующие информационные технологии, повышающие производительность труда.

Быстрое развитие информационной сферы общества существен­ным образом видоизменяет структуру занятости населения, приво­дит к появлению новых профессий и рабочих мест и поэтому требует соответствующей ориентации системы образования. При этом они, как правило, реализуют наиболее ответственные «интеллектуаль­ные» функции технологических решений. Характерными примера­ми этого являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизи­рованные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами, моделирующие комплексы для про­ведения испытаний сложных технических систем, различного рода экспертные системы и т. п.

Информационные технологии играют сегодня исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

Сегодня в дополнение к традиционным для индустриального общества средствам информационной коммуникации (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в различных сферах соци­альной активности все более широко используются системы электронных телекоммуникаций: электронная почта, факсимильная пе­редача информации и т. п.

Важно отметить, что уровень развития и распространения современных информационных технологий определяет сегодня возможности вхождения той или иной страны в информационное пространство мирового сообщества, в частности посредством международной компьютерной сети Internet. А это является важнейшим условием эффективного развития не только экономики страны, но и науки, образования и культуры.

Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития систем образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, телекоммуникационное оборудование, учебные программы и ин­формация на оптических дисках становятся привычными атрибу­тами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

Развитие средств информатики и информационных технологий открывает новые возможности для решения ряда актуальных про­блем культуры. Одной из них является проблема сохранения культур­ного наследия общества, представленного в виде древних книг, манускриптов, картин, фотографий, звуковых записей, кинолент, видеоматериалов и т. п. Другая проблема заключается в том, чтобы обеспечить возможность достаточно широкого доступа заинтересо­ванных пользователей к этим материалам, не создавая при этом угрозы для их дальнейшей сохранности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.