реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налогообложение производственных предприятий в условиях рыночной экономики

Налогообложение производственных предприятий в условиях рыночной экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кафедра "Финансы и кредит"







КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине "Правовое регулирование налоговых отношений " на тему:

"Налогообложение производственных предприятий в условиях рыночной экономики"






Выполнил

Специальность:                Налоги и Налогообложение

Группа

Проверил




Ростов-на-Дону

2005г.

Содержание.


Содержание

Введение

1. История налогообложения

производственных предприятий России

1.1Вторая половина XVIII века

1.2Период нерыночной экономики

2. Налоги Российской Федерации, их зарубежные аналоги, уплачиваемые производственными предприятиями

2.1 Федеральные налоги и сборы

2.2 Региональные налоги и сборы

2.3 Местные налоги  и сборы

3. Налогообложение производственных предприятий  один из методов государственного регулирования  рыночной экономики

Заключение

Список литературы

Введение.


Производственные предприятия – реальный сектор экономики, здесь создается основная часть ВВП. Благодаря перераспределительной функции налогов за счет производственной сферы финансируется деятельность государства в области медицины, науки, образования и т.д.

В России исторически сложилось преобладание косвенного налогообложения. В частности, в существующей на данный момент налоговой системе России чётко прослеживается огромная фискальная роль таких налогов как налог на добавленную стоимость (более 25% налоговых доходов консолидированного бюджета или более 42% федерального бюджета), акцизы (более 10% налоговых доходов консолидированного бюджета или более 13% федерального бюджета).

В налоговой системе России существуют налоги, вклад которых в бюджет не так велик, но роль которых для деятельности производственных предприятий в условиях рыночной экономики значителен. К ним можно отнести налог на прибыль организаций (поступления от него в федеральный бюджет не столь значительны – 7,94% в 2004г.), оказывающий значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления, потребления, на инвестиционные процессы. Другим примером является налог на имущество предприятий, который подталкивает предприятия  к более эффективному использованию имущества (например, сдавать в аренду неиспользуемые помещения).


1.История налогообложения производственных предприятий России.


Как известно, всё познаётся в сравнении, то есть одним из методов анализа изучаемого явления является изучение динамики его изменений (сравнение показателей настоящего и прошлого), а также сравнение противоположностей. Поэтому, рассматривая тему данной курсовой, следует посветить первую главу исторической составляющей этого вопроса.


                        Вторая половина XVIII века.

Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во вто­рой половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения.

В течение 1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, по окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя такие налоги с предприятий: налог на недвижимость, промысловый налог и сбор с доходов от капитала.

К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения). В указанный период он взимался по ставке 9-10 %. Например, в 1890 г. это налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн. руб. из 4,14 млн. руб. прямых налогов, а в следующем году — 2,8 млн. руб.[1]

Развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге. В соответствии с названным актом, промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся, по сути, патентным сбором. Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. Для промышленных предприятий определяющим являлось количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В промышленности размер основного налога, в зависимости от разряда, составлял от 2 до 1500 руб.

Помимо основного предусматривалась также уплата дополнительного налога, размеры которого зависели от основного капитала и прибыли предприятий. Публичную отчетность (декларации) о доходности в раскладочные присутствия были обязаны представлять промышленные предприятия с первого по пятый разряд. Ставка дополнительного налога на прибыль была прогрессивной и варьировалась от 3 до 14 % (при норме прибыли превышающей 20 % с суммы превышения дополнительно взыскивалось 10 %), при этом предприятия, имеющие менее 3 % прибыли, от уплаты налога на прибыль освобождались полностью. Налог с капитала уплачи­вался в размере 15 коп. со 100 руб. нарицательной суммы основного капитала для предприятий с прибылью до 3 %, и 20 коп, для предприятий работающих с большей прибыльностью. Ежегодно основной промысловый налог приносил казне около 30 млн. руб., а дополнительный — 35 млн. руб.[2]

Однако основные суммы государственных доходов традиционно поступали в виде акцизов на продукты потребления. Например, в государственном бюджете Российской империи 1890г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. руб. или 45,4 % всех доходов, а на прямые налоги — 177 млн. руб. и 16,9 % соответственно. Со временем доля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место среди источников исполнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.[3]

                        Период нерыночной экономики.

В послереволюционный период, начиная с октября 1917г. и до окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, а податный аппарат полностью расформирован.

С поворотом к новой экономической политике, начался процесс поэтапного восстановления финансовой системы государства. Была создана новая налоговая система.

Значительные поступления в бюджет обеспечивал промысловый налог. В 1926г. он обеспечил свыше 450 млн. руб. или 18% дохода. Порядок уплаты этого налога имел много общего с аналогичным налогом, существовавшим в дореволюционной России, и также предполагал выкуп предприятиями патентов и взыскание уравнительного сбора. Следует обратить внимание па то, что ставки для государственных и частных предприятий различались. [4]

Необходимость увеличения налоговых поступлений привела к ши­рокому развитию косвенного налогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки, пиво, мед, квас, минеральные воды, чай, кофе, сахар, соль, дрожжи, свечи, керосин и смазочные масла, резиновые галоши и текстильные изделия. Подобная обширность акцизного обложения определялась, прежде всего, слабой покупательной способностью населения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов.

Сложившаяся к 1930г. система государственных доходов харак­теризовалась множественностью отдельных видов платежей, многократностью обложения налога одних и тех же товаров.

Эта система платежей, оправдавшая себя на первом этапе нэпа пришла в противоречие с новой обстановкой и новыми задачами хозяйственного развития. Поэтому была проведена налоговая реформа, основной идеей которой было введение налога с оборота и  отчислений от прибыли.

Решающее значение среди платежей, унифицированных в налоге с оборота, имели акцизы и промысловый налог.

В основу построения налога  с оборота были положены следующие принципы: налог устанавливается в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к о6оготу или валовой выручке от реализации товаров. Этот платёж составляет часть цены товара в виде определенной ее доли, причем размеры изъятия должны дифференцироваться в зависимости от экономической роли, значения товара и отрасли хозяйства.

Со времени его введения налог с оборота был первостепенным по своему удельному весу источником доходов бюджета Советского Союза.

Второй основной формой изъятия в госбюджет части накоплений социалистических предприятий и хозяйственных организаций, установленной налоговой реформой 1930г., являлись для госпредприятий отчисления от прибылей.

Накопления государственных предприятий составляли собственность государства. Они могли оставаться в распоряжении государственных предприятий лишь в той части, которая необходима для планомерного развития предприятия. Суммы накоплений, превышающие эти потребности, должны передаваться в централизованный фонд ресурсов для использования в других предприятиях и хозяйственных организациях для финансового обеспечения потребностей непроизводственной сферы.

В практике проведения налоговых реформы были установлены чрезмерно высокие отчисления от прибылей. В бюджет должна была поступать вся прибыль госпредприятий, за исключением лишь части, которая направлялась в фонд улучшения быта рабочих, в «капитал расширения предприятия» и фонд премирования за рационализаторские предложения и изобретательство. Размер отчислений был одинаковым для всех предприятий госпромышленностчи (81 %), независимо от плановых потребностей предприятий в приросте оборотных средств и в капитальных вложениях. Отчисления производились по плановой, а не по фактической прибыли с последующим перерасчетом после окончания года.

Эти недостатки были устранены в 1931—1932 гг. Уплата отчислений от прибылей и налога с оборота стала производиться не по плановой прибыли и плановому обороту, а по фактической прибыли за потекший квартал по фактическим оборотам за истекший месяц. А также, чтобы усилить заинтересованность предприятий и хозяйственных организаций в росте накоплений, в их распоряжении оставались 50% прибылей, полученных в результате перевыполнения плановых заданий.[5]


2. Налоги Российской Федерации, их зарубежные

аналоги, уплачиваемые производственными

предприятиями.


Налоговая система — это совокупность налогов, взимаемых государством в федеральный, региональные и местные бюд­жеты, а также принципов, форм и методов их установления, порядка изменения и отмены.

Как известно, российская налоговая система, какой она является на данный момент, была создана на «пустом месте» путём адаптации зарубежного налогового законодательства под суровые будни нашей страны. Благодаря этому появилась возможность эффективно сравнивать показатели, характеризующие основные тенденции в области российского налогообложения и стран с рыночной экономикой.

Налоговая система России является трёхуровневой вследствие федеративного устройства нашего государства. Первый уровень – федеральный, этому уровню соответствуют следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объемами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог,  на имущество физических лиц.


2.1 Федеральные налоги и сборы.


Под федеральными налогами и сборами понимают те, которые установлены статьёй 13 Налогового Кодекса, и которые обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Если рассматривать систему федеральных налогов  и сборов с точки зрения отнесения отдельных из них к группе налогов, которые уплачивают предприятия, то можно выделить следующие из них: НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыль организаций, водный налог, государственную пошлину.

Из вышеизложенной группы можно выделить следующую подгруппу: налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (НДС и акцизы).

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и занимает ведущее место в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Так, в федеральном бюджете на 2004г. в общей сумме налоговых доходов (2071384,5 млн. руб.) НДС составлял 988368,2 млн. руб., или 47,7% всех налоговых доходов федерального бюджета. В составе доходов федерального бюджета на 2005 г. в сумме 3326041,1 млн. руб. общая сумма НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и на товары, ввозимые на территорию РФ, составила 1120751,3 млн. руб., по сравнению с 2004г. больше почти на 140 млрд. руб.[6]

Налогоплательщиками НДС в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции: реализация товаров на территории РФ, передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов и без включения в них налога и налога с продаж.

Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% от соответствующей налоговой базы. Налоговая ставка 0% применяется к товарам и работам непосредственно связанных с режимом экспорта, транзитом товаров через территорию РФ, работ выполняемых в космическом пространстве и т. д. Ставка10% применяется при реализации определенного вида продовольственных товаров, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров. По налоговой ставке 18% осуществляется налогообложение товаров, не указанных в вышеизложенных пунктах.[7]

Для налоговой системы Бельгии характерна роль косвенных налогов. Стандартная ставка НДС установлена в размере21%. От обложения НДС освобождены банки, страховые компании, услуги юристов, учителей, врачей, больницы, международные перевозки, поставки самолетов и судов.

Пониженные ставки налога установлены при строительстве жилых домов - 12%, на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги, газеты, коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, гостиничный бизнес - 7%.

В Испании же в общей сумме собираемости налогов ведущее место занимают прямые налоги, на долю которых приходится более 60%, на долю же косвенных налогов приходится около 25%.

Стандартная ставка НДС в Испании определена в размере 16 %. Пониженные ставки налога в размере 4 и 7% установлены для пищевых товаров, лекарств, газет, книг, услуг ресторанов, гостиниц, транспорта и продажи жилья. Экспорт товаров и услуг освобождается от НДС, импорт нет.

Предметы роскоши и автомобили облагаются по ставке 28%. Освобождены от НДС медицинские, стоматологические, почтовые, образовательные, банковские и финансовые услуги, страхование, перепродажа недвижимости, благотворительная деятельность.[8]

Акцизы. Акциз является косвенным налогом. В федеральном бюджете на 2005 г. сумма акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, составляет 78 595,7 млн. руб., в том числе акцизы: на табачную продукцию — 28 428,7 млн. руб.; на автомобильный бензин — 33 263 млн. руб.; на спирт этиловый из всех видов сырья — 4893,5 млн. руб.; на спиртосодержащую продукцию — 303,5 млн. руб.; на дизельное топливо — 10 427,7 млн. руб.; на моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 998,9 млн. руб.; автомобили легковые и мотоциклы — 280,4 млн. руб. Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, в федеральном бюджете на 2005 г. составляет 6210,0 млн. руб.[9]

В соответствии со ст. 179 гл. 22 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Вышеуказанные организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с НК РФ (гл. 22).

Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (с объемной долей этилового спирта более 1,5%); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150л.с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются операции с подакцизными товарами. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в зависимости от применяемых в отношении этих товаров и сырья налоговых ставок. Налоговые ставки определены по каждому виду подакцизного товара и подакцизного минерального сырья. Преимущественно ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения (специфические ставки).

В Соединенных Штатах Америки акцизы по сравнению с российскими подлежат сбору в региональные бюджеты. Акцизы собираются штатами за продажу спиртных напитков, бензина, дизельного топлива, природного газа, продуктов питания и других товаров и услуг. Размер ставок в штатах колеблется от 3 до 5%.

Совсем по-особому стоит дело с налоговой системой Италии. Налог на добавленную стоимость введен на большую часть товаров и услуг. Налог на добавленную стоимость взимается: по дифференцированным ставкам: льготной - 2%, основной - 9%, повышенной - 18 и 38%, нулевой - 0,8%. Продукты питания, продаваемые через ресторан, бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 18%, предметы роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные машины) - по ставке 38%, вследствие чего специальные акцизы сохранились в налоговой системе только на отдельные виды товаров и услуг (сахар, алкогольные напитки, электроэнергия и др.). Ставки акцизов устанавливаются решением правительства.[10]

Налог, уплачиваемый из чистой прибыли -  налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Налог на прибыль организаций занимает скромное место в объеме налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет. Так, в федеральном бюджете на 2004г. налоговые доходы составляли 2 071 384,5 млн. руб. (или 75,9% всех доходов федерального бюджета), из них налог на прибыль организаций составлял 164 587,4 млн. руб. (7,94% всей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет). В федеральном бюджете на 2005 г. сумма налога на прибыль организаций составляет 259 003,3 млн. руб., она увеличилась по сравнению с 2004г. на 94 415,9 млн. руб.[11]

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. В частности, в этой главе для нахождения прибыли определены: доход от реализации, внереализационный доход, доходы не учитываемые при определении налоговой базы, расходы, расходы связанные с производством и реализацией, прочие расходы, амортизация имущества.

Налоговой базой признаётся денежное выражение прибыли, т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24%. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1)  9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от рос­сийских организаций российскими организациями и физически­ми лицами — налоговыми резидентами РФ;

2)  15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организа­циями от иностранных организаций.

Аналог налога на прибыль организаций в зарубежных странах - корпорационный налог — налог на доходы (прибыль) юридических лиц (объединений капиталов), взимаемый практически во всех развитых странах и подавляющем большинстве развивающихся. Налог может иметь названия: а) налог на прибыль обществ (акционерных обществ); б) налог на общества; в) налог на доходы юридических лиц.

Налог на прибыль корпораций в Германии: из подлежащей обложению прибыли вычитаются пожертвования на общественные, научные и государственные цели, представительские расходы и другие расходы, предусмотренные законодательством.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.