реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации

Введение.

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Итак, актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Предметом исследования являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

К объектам исследования относятся такие нормативно-правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и др.

Глава 1. Понятие налога в Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.[1] Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней.[2] В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.


1.1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации.

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова даёт следующее определение налога: «установленный обязательных платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц».[3]

Подобное определение, безусловно, нельзя считать полным, поскольку оно не отражает ряд важнейших признаков рассматриваемого понятия, и, по сути, подходит как для определения налога, так и для определения сбора.

Статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.[4]

Как можно заметить, данное определение так же упускает ряд существенных признаков налога, смешивая понятия сбора, налога и пошлины.

К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю определяют налог как  принудительную выплату правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача това­ров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или ус­луги.[5]

Определение налогового платежа содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. №16-П: Налоговый платёж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе,  на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности».[6]

Ныне действующий Налоговый Кодекс РФ, учтя ранее разработанные законодательством определения налога, выработал новое определение исследуемой финансово-правовой категории. Это определение закреплено в ст. 8 НК РФ: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[7]

Наиболее удачным представляется определение налога, данное Химичёвой Н.И., которая, воспринимая законодательное определение налога, добавляет к нему признак определения размеров и сроков уплаты, который, несомненно, следует отнести к числу основных признаков налога.

Итак, налог, как финансово-правовую категорию, можно определить как обязательный и по юридической форме индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением его размера и сроков уплаты.[8]

Для уяснения понятия налога больше значение имеет установление системы элементов налога.

Следует отметить, что в законодательстве и теории налогового права нет единого подхода к определению структуры модели налога. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы.[9] При этом элементы налога именуются элементами налогообложения. То есть Налоговый кодекс не разделяет понятия элементы налога и элементы налогообложения. Крохина Ю.А. говорит о правовом механизме налога и исходит из того, что правовой механизм налога регулируется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налоговой обязанности. Она выделяет основные, дополнительные и факультативные элементы правового механизма налога.[10] Пепеляев С.Г. вводит понятие юридического состава налога и указывает, что установить элемент юридического состава налога - значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Все элементы юридического состава налога он объединяет в две группы: существенные (либо сущностные) и факультативные.[11]

Наукой не выработано единого критерия отнесения элементов налога к той или иной группе, и подчас элементами налога названы такие единицы, которые относятся к иным системам. Вместе с тем надо отметить, что перечисленные в ст. 17 НК РФ элементы налога (налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога) признаются авторами как основные, хотя и с небольшими изменениями в этом перечне. Что касается дополнительных и факультативных элементов, то здесь так же отсутствует единое мнение. Так Крохина Ю.А. называет в числе факультативных ведение специальных кадастров по имущественным налогам и специфических реестров, бандерольный способ уплаты, а среди дополнительных: среди дополнительных элементов выделяет: налоговые льготы; предмет, база, единица налогообложения; источник уплаты налога; метод, сроки и способ уплаты налога; особенности налогового режима; бюджет или фонд поступления налога; особенности налоговой отчетности.[12]; Пепеляев С.Г. указывает на такие элементы, как ответственность за налоговые правонарушения и налоговые льготы.[13]

Иванова В.Н. предлагает выделить две группы элементов. В первую группу должны объединяются общие элементы, без которых юридическая конструкция налога не может быть полной, уплата налога возможной и соответственно закон о налоге не будет нести достаточной информации для налогоплательщика и налоговых органов. В составе общих элементов юридической конструкции налога она выделяет две подгруппы элементов: основные и вспомогательные. К основным относятся те элементы, каждый из которых прописывается четко в отдельной норме закона (налогоплательщик, объект налогообложения, предмет налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, способы уплаты налога). Вспомогательные элементы (единица налогообложения, источник налога, носитель налогового бремени) могут определяться в тех же нормах, в которых прописаны основные элементы, т.е. без их отдельной регламентации в законе.[14]

Во вторую группу элементов юридической конструкции налога входят дополнительные элементы, без которых налоговый платеж может состояться - они лишь обусловливают особенности внесения налогового платежа в бюджет налогоплательщиком. Это налоговые льготы, отчетный период, ответственность налогоплательщика.[15]

Последняя точка зрения представляется наиболее полной и обоснованной, поскольку является наиболее систематизированной и логически выстроенной. Кроме того, законодательное закрепление понятия элементов налога и характеристики самих элементов способствовало бы более чёткому определению понятия налога в целом, а, следовательно и понятию системы налогов и сборов.

1.2. Классификация налогов.


Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Если взять за основу субъект налогообложения (налогоплательщика), то можно подразделить налоги на налоги с организаций и налоги с физических лиц. Основные налоги с организаций: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и другие. В числе налогов с физических лиц можно назвать налог на доходы физических лиц.

По способу взимания или изъятия налоги делятся на:

прямые – более активно воздействуют на процесс производства. К прямым налогам относятся те, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли или дохода. Прямые делятся па индивидуальные (налог на прибыль, подоходный налог) и целевые (земельный налог). Считается, что плательщиком прямых налогов является тот, кто получает прибыль;

косвенные - к ним относятся те, которые связаны с процессом ис­пользования прибыли. Делятся на налоги, вытекающие из имущест­венных и товарно-денежных отношений (НДС), акцизы.

Прямым налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец собственности или обложенного объекта.

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализа­ции продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, акцизы; таможенные пошли­ны и платежи и т. д.[16]

В зависимости от характера использования денежных средств различа­ют налоги общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения - это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Они записываются в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти общей массой.

Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели.

В зависимости от того, закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.[17]

Налоги можно так же классифицировать в зависимости от метода налогообложения. По этому признаку из можно классифицировать на равный, пропорциональный, прогрессивный,  регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогопла­тельщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющих­ся в их собственности дохода или имущества. В современных условиях равное налогообложение используется редко.

Пропорциональным называется такой налог; в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, например, по 1 руб. с каждых 100 руб. Суть метода заключается В том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый итоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.

Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением единицы обложения увеличивается и ставка налога. Например, со 100 руб. взимается 1 руб., а с 200 руб. - уже не 2, а 3 руб. и более. При прогрессивном налогообложе­нии плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.

Регрессивный способ налогообложения означает, что для более высо­ких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. На практике встречаются последние три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.

Помимо указанной классификации Налоговый Кодекс РФ разделяет налоги на федеральные, региональные и местные.[18] При этом важно отметить, что подобная классификация была введена ещё Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», однако перечень налогов и сборов, принадлежащих к каждой из этих категорий, существенно изменён по сравнению с указанным законом.

1.3. Отграничение налога от сбора.


Налоговый кодекс Российской Федерации определяет два вида налоговых платежей: налог и сбор, которые являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. Понятие «сбор» - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и отличительные от понятия «налог» черты. Как уже было отмечено выше, ст. 2 закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не делает различий между понятиями налога и сбора, однако обозначает объединяющий эти понятия признак: и налог, и сбор являются обязательными платежами.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[19] Как следует из этого определения, для налога характерны: обязательность платежа как для юридических, так и для физических лиц; индивидуальная безвозмездность платежа (т.е. налогоплательщик при уплате налога не получает какой-либо выгоды); отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества и возможность принудительного его взимания, в том числе с применением в установленном порядке принудительных мер к недобросовестному налогоплательщику; взимание налогового платежа в целях финансирования деятельности государства и муниципальных образований, т.е. публичной власти. Статья 8 НК РФ содержит определение не только понятия «налог», но и понятия «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[20] Таким образом, несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая природа этих платежей (взносов) различна, и это является основой их отличия. Уплата сбора - одно из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов. Таким образом, главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности. Уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав или получение лицензии) и, таким образом, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов или должностных лиц). И, кроме того, (хотя и не в полном объеме) предполагается, что суммы сборов являются покрытием расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.[21]

Следует обратить внимание на то, что при установлении налогового платежа, в том числе и сбора, должны быть обозначены его элементы. Элементы обложения при установлении сборов определяются применительно к конкретным сборам, но при этом акт о сборе должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый плательщик сбора знал, какой сбор, в какой сумме и в каком порядке необходимо уплатить.

Глава 2. Система налогов и сборов Российской Федерации.

Учитывая, какое значение в настоящее время приобретает налоговая система в целом, система налогов и сборов, как её составная часть, безусловно, заслуживает внимательного изучения. Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не даёт определения указанного понятия, а так же не отграничивает это понятие от понятия, например, налоговой системы, что порождает некоторую неясность и необходимость дополнительного анализа как действующего, так и ранее действовавшего законодательства.


2.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов.

Для уяснения смысла понятия системы налогов и сборов большое значение имеет анализ её места в налоговой системе в целом, что невозможно без объяснения сущности понятия налоговой системы.

Прежде всего, важно установить различия между правовыми категориями: система налогообложения и налоговая система. Система налогообложения является более узким понятием. Выделение системы налогообложения из налоговой системы как более сложного образования позволяет изучить обе правовые категории, тесно между собой связанные, обусловливающие друг друга и развивающиеся, как правило, в одном направлении. Особенность системы налогообложения состоит в ее направленности на создание условий для успешной уплаты налога его плательщиком. Такой точки зрения придерживаются Парыгина В.А. и Тадеев А.А., понимая под налогообложением в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.[22]

К элементам системы налогообложения следует отнести:

все виды налогов (федеральные, региональные, местные), поименованные в Налоговом кодексе;

юридические конструкции налогов, установленные частью второй Налогового кодекса и законами о конкретных налогах;

бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения;

учет налогоплательщиков.[23]

Перечень всех видов налогов определяет форму правовой категории «система налогообложения», законодательное оформление каждого налога через установление его юридической конструкции наполняет эту форму конкретным содержанием. Бухгалтерский и налоговый учет и учет налогоплательщиков составляют процессуальное оформление системы налогообложения, способствующее своевременному и полному расчету налога и внесению его в бюджет или внебюджетный фонд.[24]

Таким образом, система налогообложения - это сочетание материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные, региональные и местные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов.

Налоговая система представляет собой более сложное по структуре и формированию системных связей образование. Система налогообложения и налоговая система соотносятся как часть и целое. При анализе правовых категорий «система налогообложения» и «налоговая система» проявляется их зависимость друг от друга, а система связей, образующихся между ними, указывает, что они соотносятся как единичное, часть и целое.

Рассматривая налоговую систему как сложное правовое, социально-экономическое явление, можно выделить следующие образующие ее элементы:

- юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента);

- система налогообложения государства, формирующаяся на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов;

- нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;

- система налоговых органов;

- налоговый контроль;

- налоговая политика государства;

- налоговая культура населения государства.[25]

Таким образом, налоговую систему можно определить как совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.[26]

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.