реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговые акты в системе законодательства РФ

Налоговые акты в системе законодательства РФ


Содержание:

Введение.............................................................................................................. 2

1. Специальное и общее налоговое законодательство....................................... 4

2. Специфика нормативно-правовых актов о налогах и сборах....................... 15

2.1. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу Российской Федерации..................................................................................... 15

2.2. Особенности вступления в силу актов налогового законодательства...... 17

2.3. Проблема обратной силы актов налогового законодательства................. 19

2.4. Процессуальный аспект налогообложения................................................ 21

3. Соотношение актов налогового законодательства и иных законов, устанавливающих налоговые льготы.............................................................................................. 24

Заключение........................................................................................................ 29

Список литературы........................................................................................... 30


        Введение

Тема данной работы – налоговые нормативно-правовые акты в системе российского законодательства. Прежде всего, определим базовые понятия. Итак, законодательство в широком смысле – “весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных актов, важнейшим из которых является закон. В этом смысле законодательство представляет собой единую и слаженную систему, части которой взаимосвязаны и соподчинены”[1]. Необходимо различать систему законодательства и систему права. “Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права”[2]. Таким образом, говоря о системе права, мы имеем в виду деление юридических норм на отрасли и институты, о системе законодательства – деление всего комплекса нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений и др.) на определенные части. Налоговое законодательство является наиболее бурно развивающейся составной частью российской системы законодательства. Это объясняется спецификой социально-экономических реалий сегодняшней России. В последние годы на страницах печати вопросам отечественного  налогообложения уделяется достаточно много внимания. Однако в основном, большинство книг и публикаций по этой теме, будь то экономическая или юридическая сторона, касаются в основном практического аспекта, без анализа теоретических проблем, которые неизбежно возникают на пути развития любого общественно-правового института. Однако осмысление и анализ теоретико-правовых проблем налогового права представляется актуальным именно с научной точки зрения. Причем значение научного подхода возрастает в период реформирования всей российской правовой системы, которая переживает беспрецедентный динамизм в формировании и развитии новых общественно - правовых явлений. Актуальность проблемы возрастает также и в связи с принятием и вступлением в силу Налогового Кодекса РФ, установившим основные начала и принципы налогового законодательства, и который ознаменовал новую эпоху в развития налоговой системы России.     В настоящий момент “налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов по вопросам налогообложения во главе с Налоговым кодексом Российской Федерации. Принятие Налогового кодекса РФ и некоторые другие обстоятельства привели к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященном налогообложению - Налоговом кодексе РФ”[3]. Цель данной работы – выявить специфику налоговых нормативно-правовых актов, их соотношение с другими компонентами системы российского законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо изучить ряд вопросов, а именно: определить понятие налогового законодательства; выявить состав общего и специального налогового законодательства;  исследовать специфику закрепленных в НК правил, порядка и сроков совершения процессуальных действий; установить несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах НК РФ; проанализировать специально установленные для актов законодательства о налогах и сборах правила вступления их в силу; рассмотреть проблему обратной силы актов налогового законодательства и др.

1. Специальное и общее налоговое законодательство

Налоговое законодательство - это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.

Законодательство о налогах и сборах является по сути специальным налоговым законодательством. В соответствии со ст.1 Налогового Кодекса РФ оно включает:

Ø     федеральное законодательство о налогах и сборах;

Ø     региональное законодательство о налогах и сборах;

Ø     местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Однако налогово-правовые нормы содержатся и в иных законодательных актах РФ (например, в Конституции РФ, которая естественно не входит В НК РФ).

Поэтому, как представляется, иные федеральные законы, не входящие объем понятия “законодательство о налогах и сборах”, но содержащие нормы налогового права, составляют общее налоговое законодательство. Таким образом, под налоговым законодательством следует понимать совокупность актов специального налогового законодательства и общего налогового законодательства.

Специальное налоговое законодательство включает:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах,  включающее:

- НК РФ,

-         Иные федеральные законы о налогах и сборах.

б) региональное законодательство  о налогах и сборах:

-         Законы субъектов РФ,

-         Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Федеральное законодательство о налогах и сборах состоит из:

-         НК РФ,

-         Принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложении в России закреплены в Налоговом кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной. В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г. Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ “О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001г.

В первой части НК РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

Поскольку НК является основным источником налогового права, рассмотрим некоторые аспекты, касающиеся этого нормативно-правового акта, более детально.

За время реформирования налоговой системы российский законодатель принял значительное число налоговых законов, в соответствии с которыми было принято не меньше подзаконных нормативных актов в этой области разъясняющих и дополняющих их. Большое количество различных нормативных актов, сложность материи налогового права создало серьезные трудности в изучении, применении и использовании на практике налогового законодательства. При этом необходимо учитывать, что участниками налоговых правоотношений являются практически все юридические лица и все работающие граждане. Именно поэтому налоговое законодательство непременно должно быть максимально понятным и доступным для абсолютного большинства налогоплательщиков во-первых, для того, чтобы избежать совершения неумышленных налоговых правонарушений, во-вторых, это значительно облегчит работу государственных налоговых инспекций, в-третьих, повысит правовую защищенность налогоплательщика.

В сложившейся ситуации панацеей казалось принятие Налогового кодекса, который обобщил бы и систематизировал существующую налоговую правовую базу, устранив присущие ей противоречия и неоднозначность. Действительно, кодификация, как особый вид систематизации законодательства, подразумевает под собой не только упорядочение действующих нормативно-правовых актов, но и внутреннюю переработку законодательства, а ее результатом является принятие единого нормативного акта, системно регулирующего определенную группу общественных отношений. Такого рода акт обязательно содержит в себе элемент новизны, поскольку при его разработке не просто объединяются действующие нормы, не утратившие своего значения, но и создаются новые, более совершенные, отвечающие современным потребностям развития общественных отношений.

Кодификация позволяет привести правовые нормы, регулирующие определенный вид общественных отношений, к единой юридической силе, унифицировать процедуры и методы правового регулирования, делает законодательство более компактным, согласованным, освобождает его от фактически утративших силу и недействующих правовых актов. Посредством кодификации создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Преимущества кодификации заключаются в том, что она устраняет противоречия, существующие в правовом регулировании, и существенно упрощает понимание и применение законодательства. Не удивительно поэтому, что именно на кодификацию российского налогового законодательства отечественные юристы, экономисты, политологи и политики возлагали большие надежды, к сожалению, во многом не оправдавшиеся. Стремление побыстрее принять налоговый кодекс губительно отразилось на его содержании, о чем свидетельствует постоянная критика части первой Налогового кодекса РФ в юридической и экономической научной литературе и периодике, начавшаяся практически сразу же после принятия акта.

Налоговый кодекс, как и большинство кодифицированных российских актов, строится на основе деления на общую и особенную части. Второй момент, на котором хотелось бы заострить внимание, касается юридической техники части первой Налогового кодекса. Дело в том, что в нем при закреплении компетенции налоговых органов или при определении их задач постоянно вместо термина “надзор” употребляется “контроль” (например, п. 5 ст. 9; п. 12, 13 ст. 31; п. 2 ст. 32; п. 1 ст. 34 и др.). С точки зрения теории административного права, “надзор” и “контроль” - понятия существенно различающиеся между собой и их отождествление недопустимо. По мнению ряда ученых, надзор является видом надведомственного государственного контроля[4]. Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, “развести” эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Различие между надведомственным или внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный же надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта  надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного  объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти - привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося работника от занимаемой должности. Органы  административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности. Кроме того, административный надзор и контроль различаются по объектам  наблюдения и проверки. С этой точки зрения он включает следующие разновидности:

а) он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например, правил поведения (деятельности) в общественных местах;

б) административный надзор распространяется на определенный                   круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например, надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;

в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый                   органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Далее, организационно-административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий: предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий – включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

Административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.

Административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные взыскания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают. Таким образом, административный надзор как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками: отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов; возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов; невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора; наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами; возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам; строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

Итак, административный надзор - это особый вид государственной       управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления предписанного порядка и привлечения виновных к                   административной ответственности.

Основываясь на налоговом законодательстве и теории административного права, можно с уверенностью утверждать, что налоговые органы РФ обладают не контрольными полномочиями, как закрепляет налоговый кодекс, а именно надзорными. Поскольку поднадзорные объекты - налогоплательщики организационно не подчинены органам надзора - налоговым органам, налоговые органы не могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков и оценивают их деятельность только с точки зрения соблюдения ими налогового                   законодательства, с другой стороны, налоговые органы имеют право применять меры административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений, кроме того, существует специальный объект надзорной деятельности - налоговые нормы, так называемая “контрольная деятельность налоговых органов” на самом деле по существу является надзорной.

 Вернемся к анализу налоговых нормативно-правовых актов.

К иным федеральным законам о налогах и сборах относятся:

-         федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, на противоречащей НК;

-         Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

-         Акты органов общей компетенции,

-         Акты органов специальной компетенции.

Кроме того, следует упомянуть Решения  Конституционного Суда РФ, а также нормы международного права и международные договора РФ.

Решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

В настоящее время выделяют две группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:

Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961г, вступившая в силу в 1965г.);

Международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения (соглашения об устранении двойного налогообложения, а также соглашения, носящие индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН,ФИФА и т.д.) в странах пребывания и ряд других.

Также источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

Рассмотрим подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

Акты органов общей компетенции:

А) Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Б) Постановления Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.