![]() |
|
|
Налог на доходы физических лиц: история возникновения, порядок уплаты, налоговые льготыНалог на доходы физических лиц: история возникновения, порядок уплаты, налоговые льготыМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОРЯДОК УПЛАТЫ, НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ Курсовая работастудента III курса дневного отделения 632гр. Чибичян А.Г. Научный руководитель – К.ю.н., доцент, заведующая кафедрой Финансового и Административного права Руковишникова И.В. Дата сдачи курсовой работы: Дата защиты: Оценка: Ростов-на-Дону2002г. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3 1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………….5 2.ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……..7 2.1. Плательщики налога……………………………………………………….…72.2.Объект налогообложения……………………………………………………..8 2.3. Налоговые ставки……………………………………………………...…….14 2.4. Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями………...16 2.5. Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами……….18 3. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ……………………………………………19 4. ЛЬГОТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………….………20 4.1. Налоговые вычеты……………………………………………………………21 4.2. Налоговые освобождения……………………………………………..……..26 4.3. Иные налоговые льготы……………………………………………….……..29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..….31ВВЕДЕНИЕНалог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40%, несколько меньше во Франции — 17%. В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12—13%. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы). В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения. Согласно ст. 57 Конституции РФ, а также ст. З и подп. I п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. В связи с этим прежняя редакция подп. 1 п. 1 ст. 23 содержала дополнение «исходя из принципа справедливости», но поскольку понятие «принцип справедливости» в действующем законодательстве — как налоговом, так и гражданском — абсолютно не развито, то указанное дополнение было исключено. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦПодоходный налог или НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения1. В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения2. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика. Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика. Налоговые системы развиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога. Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода. Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом. НК Российской Федерации состоит из 2-х частей — общей и специальной. Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федеральными законами от 31.07.98 № 146-ФЗ и № 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 09.07.99 № 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 года и дает определения, касающиеся таким понятиям, как, например: "налоги", "сборы", "налоговая база", "налоговый агент", "налогоплательщик", "налоговые ставки", "налоговые органы", "налоговый контроль", "налоговые декларации", "налоговые правонарушения" и др., а также устанавливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и ее меры, обжалования действий налоговых органов. Часть вторая (специальная) НК РФ принята Федеральным законом от05.08.2000 №117-ФЗ ("Российская газета" от 10.08.2000) и состоит пока из 4 глав (21, 22, 23, 24), которыми определен порядок исчисления и уплаты конкретных 4-х основных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, единый социальный налог). Глава 23 Н К РФ называется "Налог на доходы физических лиц" (ст. 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ1 она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог. Основными чертами новой системы налогообложения являются: · отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц; · значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов; · внесение изменений в определение налогооблагаемой базы. 2. ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 2.1. Плательщики налогаПо мнению А.В. Брызгалина, «Налогоплательщики – это субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств»1. Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников и Российской Федерации, но не являющиеся ее налоговыми резидентами. Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. Нерезидентами согласно п. 1.1.1 Инструкции Банка России от 12 октября 2000 г. № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операции по этим счетам» 2, зарегистрированной Минюстом России 28 ноября 2000 г. № 2469, являются физические лица, имеющие постоянное местожительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации, т.е. менее 183 дней в календарном году. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает каких-либо ограничений по признанию физических лиц плательщиками НДФЛ в зависимости от их возраста. Следовательно, плательщиками НДФЛ становятся физические лица с момента возникновения у них объекта налогообложения вне зависимости от их возраста. На практике нередко возникает вопрос уплаты НДФЛ несовершеннолетними лицами в случаях, например, оплаты за их обучение в учебном заведении организацией или получения ими призови вознаграждений за участие в различных конкурсах. В этих и подобных случаях налогоплательщиком является лицо, непосредственно получающее доход, т.е. несовершеннолетний гражданин. Однако законодательством о налогах и сборах пока не предусмотрен порядок уплаты НДФЛ указанными лицами. Поэтому данный вопрос может регулироваться следующим образом. Сумма налога с совокупного дохода несовершеннолетнего удерживается по соглашению с заработной платы родителя или вносится по приходному ордеру в кассу организации. Кроме того, гл. 4 НК РФ «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» предусмотрена возможность участия в налоговых отношениях, в том числе и при уплате НДФЛ, представителя налогоплательщика. Законным представителем налогоплательщика — физического лица согласно п. 2 ст. 27 НК РФ признается лицо, выступающее в качестве его представителя в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. это могут быть родители либо усыновители, попечители и опекуны. При отсутствии таковых в случаях, когда судом родители лишены родительских прав или по иным причинам, в силу которых дети остались без родительского попечения (в частности, когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов), над детьми устанавливается опека или попечительство. К налоговой ответственности согласно ст. 107 НК РФ привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Причем законодательство о налогах и сборах не возлагает никакой ответственности, в том числе налоговой, на представителей по уплате НДФЛ за представляемых ими лиц, в частности несовершеннолетних. Кроме того, обязанность по уплате налогов и сборов за налогоплательщиков — физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими или недееспособными, предусмотренная ст. 51 Н К РФ, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять их имуществом. При получении указанными лицами доходов они считаются плательщиками НДФЛ, который уплачивается только за счет денежных средств этих лиц. Однако исполнение такой обязанности приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности или отсутствия денежных средств у указанных физических лиц для исполнения обязанности по уплате НДФЛ. Особо следует отметить, что лица, на которых возложена обязанность по уплате налога за отсутствующих или недееспособных лиц, не вправе уплачивать различного рода штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества последних. Это связано, в частности, с тем, что безвестно отсутствующие лица должны быть дополнительно защищены от возможного причинения им имущественных убытков со стороны налоговых органов. При причинении гражданину убытков в результате незаконных действий государственных, в том числе и налоговых, органов всех уровней эти убытки в соответствии со ст. 16 ГК РФ подлежат возмещению. Обязанность по уплате НДФЛ безвестно отсутствующим исполняется опекуном или попечителем, а недееспособным — его опекуном. При принятии и установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате НДФЛ возобновляется со дня принятия указанного решения. Итак, плательщиками НДФЛ вне зависимости от возраста и гражданско-правового статуса являются физические лица — налоговые резиденты и нерезиденты РФ, у которых возникает объект налогообложения. 2.2. Объект налогообложения В соответствии со ст. 209 ПК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся таковыми. При определении налоговой базы согласно ст. 210 Н К РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или на распоряжение которыми у него возникло право, а также доходы в виде материальной выгоды. К доходам от источников в РФ в соответствии с п. 1 ст. 208 НК РФ относятся: а) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также дивиденды и проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и/или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ. При этом дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, и том числе в виде процентов по привилегированным акциям и/или по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям), пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами РФ и относящиеся к таковым в соответствии с законодательствами иностранных государств. Процентами признается любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида независимо от способа его оформления. Процентами, в частности, признаются доходы, полученные подснежным вкладам и долговым обязательствам; б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и/или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ; в) доходы, полученные от использования в РФ авторских и иных смежных прав. К объектам авторских прав, в частности, относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности гражданина в соответствии сост. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»1, причем такое произведение должно существовать в какой-либо объективной форме, а также объекты промышленной собственности, как-то: изобретения, открытия, полезные модели, промышленные образцы, права на которые подтверждаются патентом на изобретение или промышленный образец либо свидетельством на полезную модель согласно ст. 3 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. №3517-12; г) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ; д) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и/или из нее либо в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ; е) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и/или беспроводной связи, а также иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ; ж) доходы от реализации: • недвижимого имущества, находящегося в РФ. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. Кроме того, к недвижимому имуществу относятся воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и иное имущество; • акций и иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций в РФ. Перечень ценных бумаг приведен в ст. 143 ГК РФ. К ним относятся государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или и установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Указанный перечень не является исчерпывающим. Так, согласно и. 3 ст. 912 ГК РФ к ценным бумагам отнесены простое и двойное складское свидетельство. Двойное складское свидетельство, и свою очередь, состоит из двух частей — складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), и каждая из этих частей является ценной бумагой. Кроме того, к ценным бумагам в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»1 относится и закладная, удостоверяющая права залогодержателя по договору ипотеки; • прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; • иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |