реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Оригами

Вернемся к Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово “пахарита” (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – “различные другие пахариты”. Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде “Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту на фоне города Толедо”.

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI – XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором “фольклорных” фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол – автор “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье”, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье “Что такое искусство?” он пишет: “Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ”.

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе или чая, можно найти в английском переводе его “Очерков и монологов” (M. Unamuno, essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбел “Изготовление бумажных игрушек”, в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – “водяная бомбочка”, “птица”, “лягушка” (Приложение 4). В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.


1.5. Типы и формы оригами.

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Ашие-и  оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики-и оригами – в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Он был популярен с позднего периода Тайщё до начала периода Шёва (1926г.). На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеори оригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это определяется церемонией и ли событием, в которых используется данный тип оригами.

Кавари-и оригами – это тип оригами, для которого используется бумага , отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет  различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунаги оригами предполагает изготовление нескольких соединенных Фигур. Лучшим примером является “цурифуне” – стая журавликов (Приложение 3). Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной. “Сембазуру” подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага “ваши”, которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широко использования в других странах мира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Как говорилось ранее, искусство складывания идет из далеких веков, из того времени, когда в сознании людей не было различия между живой и неживой природой. Видимо, тогда, наряду с гохэй, тате, ноши, каташиро  появились и коробочки самбо, в которые клали небольшие кусочки овощей и рыбы, поднося их в качестве жертвоприношения. Самбо в Японии было очень тесно связанно с религией, в самом начале (приблизительно несколько столетий назад) искусство оригами существовало как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения. Количество изделий было невелико. На них отрабатывались приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только писать и рисовать, но из которого можно выполнять разные бумажные фигурки. Именно в это время люди стали понимать, что для оригами нужны определенные сорта бумаги. Она должна быть эластичной, хорошо сохранять линии перегибов, не быть ломкой и ворсистой. В то время искусство оригами знали немногие, бумага была очень дорогой и не было разработано схем выполнения того или иного изделия. Техника и приемы работы с бумагой передавались непосредственно от человека к человеку. Накапливались и традиционные изделия для того или иного ритуала или церемонии. Постепенно сложилась традиционная форма оригами, в основе которой лежали базовые формы “Журавлик” (Приложение 5),  “ Лягушка“ ( Приложение 6) и т.п.        

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали  рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольники и шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать не возможно. Кошо Ушияво говорил: “Оригами – это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя “. Изделия стали более личностными, более творческими и разнообразными.

Это особенно проявлялось при изготовлении масок. Характер исполнителя, его эмоциональное состояние находят отражение в изделии: размеры рта, глаз и носа никогда не бывают одинаковыми, каждая маска имеет свое “ выражение лица“.

Творческая форма оригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения. Верблюд, свободно стоящий на ногах, у которого возможно изменение наклона головы, - один из примеров такой формы. Некоторые фигурки, например, черепаху, выполняют, деля лист пополам и затем складывая переднюю и заднюю части отдельно. Для того чтобы сделать на основе маски фигурку человека или божества, потребуется дополнительно один-два листа бумаги. Из них складывают верхнюю и нижнюю части туловища (Приложение 7).

Часто при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Такие изделия относятся к комбинированной форме (Приложение 7).

Со второй половины XX века складываться новый тип оригами – модульный. Многих ведущих мастеров оригами в Японии, Европе и США не устраивали изделия, в основе которых использовались базовые формы, имеющие в основе определенное количество остроконечных сегментов. Постепенно, по мере увеличения количества фигур, полученных из этих баз, складывание становится стереотипным. Этот факт и побудил оригамистов создавать совершенно новые базовые формы, не похожие на все, что было создано до сих пор. В основном эти базовые формы создавались и создаются на математических, архитектурных, художественно-графических факультетах ведущих институтов и университетов мира. Для создания новых форм изделий понадобились знания высшей математики, начертательной геометрии, компьютерной графики.

Модульные оригами отрицает использование ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующиеся в процессе изготовления модуля (Приложение 8). У этого типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии.

2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”.

2.1. Условные обозначения и выполняемые операции.

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. (Приложение 9)


2.2. Базовые формы.

 

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм. (Приложение 10)

 Четыре базовые формы происходят из восточной культуры – основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. 

Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты

Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

Дверь - базовая форма дверь получается из книги.

  Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

  Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

Из базовой формы “Журавлик можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…

Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

 

2.3. Техника складывания бумаги.

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.

При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует сгибаемые стороны плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

 

2.4. Варианты изделий оригами.

Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентрированны или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: “Бумажный змей”, ”подушка”, ”Створки двери” и т.п. Эти простейшие формы и изделия из них можно использовать на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости.

В схемах, начинающихся с какой-либо базовой формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму  и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы с ней в процессе изготовления фигурки. Например, из базовых форм “Журавлик” ”Верблюд” можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техникой выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же.

В некоторых работах, особенно в комбинированной форме оригами, при выполнении отдельных деталей, составляющих изделие, базой для них служит какой-либо этап выполнения основной части изделия.

При изготовлении изделий, состоящих из нескольких отдельных деталей, модулей или готовых изделий (гирлянды, шары, рамки и т.п.), следует обратить внимание на стандартность и аккуратность их выполнения. Пренебрежение этим приводит к невозможности состыковки частей или к плохому внешнему виду готовой работы. При изготовлении такого типа изделий следует для всей работы выбирать один сорт бумаги (имеются в виду толщина, плотность, эластичность).

 

2.5. Организация работы.

 

Учащиеся, которые просто механически копируют процесс складывания, не получат никакой пользы от этого.

Кажется, что очень просто сложить фигурку из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

Современные стандартные формы бумаги для оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равно-бедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, эллипс, полукруг. Как правило, вогнутые многоугольники, такие, например, как звезда, не используются.

При выполнении изделия нужно быть уверенным, что исходный лист соответствует формату, который нужен. Если это не проверить, то во время складывания будут возникать перекосы и наложения отдельных элементов. Загибать или складывать лист аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно и точно.

Существуют 4 подготовленных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе (как книжку) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях.

Когда все эти вопросы отработаны можно переходить к выполнению несложных фигурок или орнамента. Естественно, необходимо знать достаточно много о выполняемом предмете.

Очень важно мысленно сделать набросок изделия, а затем уже переносить его на бумагу. Эти эскизы и зарисовки помогут в дальнейшей работе над выбранной фигуркой. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.

Есть определенная точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать оригами как искусство возможно только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделия, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.

Трудно понять это искусство, не занимаясь рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу требуется холст, скульптору необходимо пространство для оригами нужен только лист бумаги. Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности, в нем содержится множество ”невидимых” линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера. Для создания новой фигурки, человек должен быть с достаточным воображением, чтобы увидеть линии, по которым можно было бы сложить хоть что-нибудь.

В то время как другие виды искусства зависят от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент – пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных фигур оригами (таких как клюв, лапа, голова, нога) и простых базовых форм.

Усложнение заданий при изготовлении работ в традиционной форме возможно за счет постепенного отказа от схем складывания, выполнения сложных изделий только по готовому изделию (образцу). Хорошие результаты дает форма обучения, когда по собственному сценарию из одного листа бумаги последовательно выполняются все персонажи и необходимые предметы.


2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей.

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется поиску новых методик обучения. В решении этой задачи, важнейшая роль принадлежит начальному звену обучения – начальной школе. Повышение эффективности обучения математики и геометрии в начальных классах является условием успешного изучения основ геометрии и алгебры в последующие годы.

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в начальных классах. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно действенное.

Искусство оригами как нельзя лучше позволяет использовать возрастные особенности детей начальной школы, создавать разнообразные программы курса математики, исходя из их возможностей. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей. В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в начальных классах, но и в средней и высшей школах. Какие же основные пункты могут войти в курс изучения геометрии при помощи  оригами в начальной школе?

1. Определение знаний по геометрии на начальной стадии обучения по данным заданиям и подбор соответствующих изделий оригами для исправления ошибок:

- определить горизонтальные, вертикальные и наклонные линии (Приложение 11, рис.1);

-дать названия изображениям;

- найти на изображении все треугольники (Приложение 11, рис. 2);

-найти на изображении все квадраты;

-сложить квадрат, смежные стороны, диагональ.

При помощи этих заданий, а также изготовления несложных базовых форм (”Подушка”, ”Бумажный змей”, ”Шляпа”, ”Квадрат”, ”Рыба”, ”Пони”, ”Створки двери”, ”Шлем”) и фигурок оригами (“Зайчонок”, ”Зверята”, ”Голубь”, ”Зайчик”, ”Бульдог”, ”Стаканчик”, ”Гусь”, ”Птичка”), в которых присутствуют данные понятия, определяем, какими знаниями обладают учащиеся.

2. Определив уровень знания геометрии у детей и устранив с помощью простейших заданий ошибки и неточности, можно перейти к более сложным изделиям, включающим другие геометрические формы (ромб, трапеция, прямоугольник, варианты различных треугольников). Для этого можно использовать следующие изделия оригами: базовые формы “Журавлик”, ”Лягушка”, ”Катамаран”, ”Динозавр”, и фигурки ”Коршун”, ”Медуница”, ”Ракета”, ”Щенок”, ”Снегирь”, ”Звезда”, ”Лебедь”.

После выполнения этих работ можно задать следующие вопросы:

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Где и какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в школе, на улице?

- Можно ли из геометрических фигур составить какое-либо животное или птицу?

- Можно ли найти животное, рыбу или птицу, похожих на геометрическую фигуру или группу фигур?

- Из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб, прямоугольник, трапецию?

В процессе работы учащихся над фигурками оригами следует обратить их внимание на те геометрические фигуры, которые получаются на каждом отдельном этапе работы. Так как первые работы довольно просты, особое внимание нужно обратить на технику выполнения элементов и приемы, используемые в отдельных технологических операциях. Особенность этих приемов в том, что они дают возможность детям закрепить основные геометрические понятия.

При проведении первых занятий следует обращать особое внимание на ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон и линий перегибов, неравенства углов при их делении пополам. Подобные ошибки не позволят выполнить сложные изделия, где много разнообразных перегибов с несколькими слоями бумаги. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движения детей. Но основным недочетом младших школьников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

3. После 10 – 15 занятий оригами, на которых выполняются уже более сложные изделия (”Цыпленок”, ”Домик”, ”Морской котик”, ”Попугай”, ”Пилотка”, ”Бабочка”, ”Тюлень” и т.п.), нужно проверить степень продвижения младших школьников в овладении геометрическими понятиями и способность ими оперировать. Для этого можно предложить им следующие задания:

- раскрась все квадраты (Приложение 12);

- раскрасить все треугольники;

- Раскрасить все геометрические фигуры в соответствующие цвета (Приложение 13);

- подобрать необходимые геометрические фигуры и из них составить изображение лисенка;

- изображение какого-либо животного, рыбы или птицы преобразить в геометрическую фигуру и разделить ее на ряд более простых и знакомых геометрических фигур. Из цветной бумаги вырезать эти элементы и сложить изображение заданного животного;

- подобрать подходящую базовую форму и сложить фигурку ранее предложенного животного, рыбы или птицы.

Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, интересов. Особенно эффективно можно использовать геометрические основы оригами во время внеклассной работы по математике.

При выполнении оригами строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже без помощи учителя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами – обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что оригами обладает следующими особенностями: Во-первых, возможностью контролирования процесса создания модели на каждом этапе. Во-вторых, оно развивает вербализацию (своего рода рефлексию собственной работы). В-третьих, предполагает фиксацию основных моментов работы. В-четвертых, использует все основные геометрические понятия. В-пятых, позволяет сочетать планометрию и симметрию.

Заключение.

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях,  в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и  развитии ребенка:

·  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

·  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

·  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

·  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

·  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

·  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

·  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

· Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

·  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

·  Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Происхождение искусства складывания бумаги не известно, но возможно, это было обычным делом во многих странах, где использовалась бумага. При написании работы было изучено двадцать источников литературы, посвященных типам и формам изготовления оригами, открытию и распространению оригами. Наиболее  ценной литературой были учебные пособия под редакцией Выгонова В.В. “Практикум по трудовому обучению” изд. Москва, 1999 год, Давыдова В.Н. “Уроки труда в начальной школе” изд. Москва 1999 год, а также журналы «Оригами» за 1998 – 2002 . Были разработаны уроки по этой теме (Приложение 14).

Элементы складывания в стиле оригами находят место даже в космических технологиях. Оригами – идеальный способ проведения досуга.

При изготовлении оригами мной использовалась только бумага и картонные листы.


Список используемой литературы.

1.                Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990 г.

2.                Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

3.                Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

4.                Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989 г.

5.                Банк оригами – искусство складывания денег, «Центральный банк России»

6.                Быстрова А.Н. “Основы культурологии”, изд., М., 1995 г.

7.                С.Н. Белим «Задачи по геометрии, решаемые методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами»)

8.                Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению» «Академа» изд., М., 1999г.

9.                Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги», изд., Ташкент, 1988 г.

10.            Даванова В.Н. Уроки труда для начальной школы. Пособие для учащихся, изд., Москва-Ставрополь 2000 г.

11.            Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению, изд., М., 1989 г.

12.            Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 199

13.            Журналы «Оригами» (за период с 1998 по 2003 год)

14.            Интернет сайт www.origami-school.narod.ru

15.            Савиных В.П. Умельцу о поделочных материалах, изд., М., 1998 г.

16.            Соколов Г.И. «Искусство», изд., М., 1988 г.

17.            Сундара Р. Геометрические упражнения с куском бумаги, изд. Одесса, 1973 г.

18.            Чудаков Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия, изд., АСТ 1999 г.

19.            «Энциклопедия для детей», том 7, часть 1, изд. «Аванта», М., 1997 г.

20.            «Энциклопедия для  среднего и старшего возраста», Том 12  (Искусство), 3-е издание, изд., М., 1987 г.


Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.