![]() |
|
|
Организационно-производственное обеспечение качества и конкурентоспособности продукции8) подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров; 9) обеспечение стабильности качества продукции; 10) организация хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта продукции; 11) стимулирование улучшения качества продукции; 12) контроль качества продукции и материалов; 13) государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий ТУ; 14) правовое обеспечение УКП. Все эти функции должны осуществляться: на всех стадиях жизненного цикла продукции и на всех уровнях народного хозяйства, то есть при управлении качеством в масштабах государства, отрасли и объединения (предприятия). 1.5 Сертификация качества продукции В 1993 г. Кабинет Министров Украины принял Декрет «О стандартизации и сертификации». Этим Декретом введены обязательная и добровольная сертификация качества продукции. Обязательная сертификация введена для продукции, товаров, как отечественного производства, так и экспортируемых, включенных в соответствующий перечень. Сертификация качества - это проверка соответствия продукции обязательным требованиям нормативных документов, проводимая исключительно в государственной системе сертификации. Обязательная сертификация включает проверку и испытание продукции, а также последующий государственный надзор за сертифицированной продукцией Испытания с целью обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями. При положительных результатах сертификации выдается сертификат соответствия, который дает право ввозить (если это импорт) и реализовывать продукцию, а также маркировать ее специальным знаком соответствия Сертификаты выдает Госкомстандарт и уполномоченные им организации. Затраты на оплату работ по сертификации продукции относятся на себестоимость. Импортируемая и подлежащая обязательной сертификации продукция должна сопровождаться сертификатом, который подтверждает ее соответствие обязательным требованиям нормативных документов, действующих в Украине. Для импортируемой продукции допускаются два варианта: или органами Госкомстандарта Украины подтверждается правомочность сертификата выданного иностранным сертификационным центром, или производится сертификация украинской организацией с выдачей национального сертификата. Для ввоза на территорию Украины продукции, подлежащей обязательной сертификации, импортеру следует заблаговременно обратиться в органы Госкомстандарта. Полученный или подтвержденный сертификат предъявляется вместе с грузовой таможенной декларацией для таможенного оформления груза. Если на момент ввоза продукции сертификат отсутствует, то предоставляется отсрочка на его получение. При этом груз помещается на лицензионный таможенный склад с соответствующей оплатой этих услуг. В случае, когда такого склада нет, можно поместить груз на свой склад, но под таможенный контроль. Нарушение установленного порядка сертификации продукции влечет за собой наложение штрафных санкций органами Госкомстандарта. Предусмотрено, что за реализацию продукции, которая подлежит, но не прошла обязательную сертификацию, предприниматель оплачивает штраф в размере 25 % стоимости реализованной продукции. В то же время выпуск и реализация такой продукции вообще запрещены. Контроль за оплатой наложенного штрафа осуществляется налоговой инспекцией, которой передается постановление органа Госкомстандарта о наложении штрафа. Выпуск или реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм, правил, а также сертификатам соответствия, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, граждан-собственников предприятий или уполномоченных ими лиц от 20 до 100 минимальных размеров заработной платы (ст. 3 Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Украины, об административных правонарушениях»). С 1.07.95 г. этот штраф измеряется в необлагаемых минимумах доходов граждан. Срок действия сертификата устанавливается органом Госкомстандарта по сертификации и может быть различным.. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине. 1. Бытовое и аналогичное оборудование и комплектующие изделия к нему. 2. Светотехническая продукция и комплектующие изделия к ней. 3. Ручные электромеханические машины и переносные станки. 4. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. 5. Видео - телевизионная и дисплейная техника. 6. Инструмент строительно-монтажный электрифицированный. 7. Оборудование технологическое для пищевой, мясомолочной промышленности. 8. Медицинская техника. 9. Игрушки. 10. Средства моющие синтетические. 11. Тракторы малогабаритные и мотоблоки. 12. Двигатели тракторов и сельскохозяйственных машин. Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее 13. Сварочное оборудование. 14. Машины электрические. 15. Велосипеды, коляски детские. 16. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации 17. Аппаратура проводной связи. 18. Кино - и фототехника. 19. Посуда из черных и цветных металлов, фарфора и фаянса. 20. Средства автоматизации и механизации контрольно-кассовых операций и конторское оборудование. 21. Бытовая аппаратура, работающая на твердом, жидком и газообразном топливе. 22. Дорожные транспортные средства, их составляющие и приборы. 23. Машины сельскохозяйственные для растениеводства, животноводства птицеводства и кормопроизводства. 24. Источники света. 25. Химико-фотографическая продукция. 26. Сварочные материалы. 27. Товары легкой промышленности. 28. Пищевая продукция и продовольственное сырье. 29. Нефть и нефтепродукты. 1.6 Методы оценки уровня качества продукции В целях получения полного представления о качестве продукции, необходимо, прежде всего, количественно выразить все ее свойства, а значит, нужно рассчитать принятые для данного товара единичные и групповые показатели. Значения этих показателей позволяют оценить различные стороны товара. Однако изучение его качества будет незаконченным и неполным, если не дать совокупную, обобщенную и однозначную оценку всех свойств одновременно, не оценить его качество в целом. В то же время найти конкретные пути повышения уровня качества, можно только рассчитав единичные и групповые показатели качества и определив их отставание или опережение по сравнению с показателями ЛМО. При оценке уровня качества используют три метода: 1) дифференциальный; 2) комплексный; 3) смешанный. Дифференциальный метод основан на непосредственном использовании единичных показателей. Дифференциальный метод прост и, главное, позволяет выявить отставание или опережение по каждому свойству, составляющему качество, а отсюда - определить пути дальнейшего улучшения качества товара. Вместе с тем этот метод не дает однозначного ответа на вопрос о преимуществе того или иного товара, т. к. практически всегда по одним качественным параметрам лучше одна из них, а по другим – другая. Однозначный ответ можно получить только тогда, когда все показатели оцениваемого товара лучше или хуже базовых. В остальных случаях необходимо дальнейшее исследование уровня качества другими методами. Комплексный метод основан на расчете комплексного показателя, может быть представлен главным средневзвешенным или интегральным показателями. Комплексный показатель обобщает все или часть единичных показателей. Главный показатель характеризует основное или одно из основных сложных свойств товара, зависящее от ряда его важных простых свойств. Получаемая с помощью главного показателя характеристика качества имеет реальный смысл, отражает, как правило, основные технико-эксплуатационные свойства товара и дает важнейшую оценку ее качества. Однако практически невозможно свести к главному показателю все свойства, составляющие качество. Поэтому при таком измерении уровня качества обеспечивается лишь частичная оценка качества машины. Средневзвешенный показатель основан на использовании математических методов определения средней величины единичных показателей. Средневзвешенные показатели применяются в тех случаях, когда качество характеризуется большим числом разнообразных показателей. Если в средневзвешенный показатель входит только часть единичных показателей качества, то это групповой средневзвешенный показатель, а если все — то обобщающий. Основным преимуществом комплексного метода с использованием средневзвешенных показателей, обеспечившим ему довольно широкое применение, является возможность одновременного учета любых и в любом количестве единичных показателей. Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков, снижающих точность и достоверность получаемой оценки. Во-первых, имеет место субъективизм в установлении коэффициентов весомости. Во-вторых, взаимообусловленность ряда единичных показателей приводит к многократному учету одних и тех же свойств в комплексном показателе. Наиболее полную оценку качества товара обеспечивает показатель, учитывающий всю совокупность затрат на его создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные затраты с результатом их осуществления - полученным за весь период ее использования полезным эффектом. Таким показателем является интегральный показатель качества продукции. Интегральный показатель качества – это отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление), или обратное соотношение. Однако на формирование этих свойств израсходованы определённые средства. Значит, косвенно и они влияют на экономичность. Поэтому интегральный показатель обеспечивает однозначную экономическую оценку качества. Важно, что оценка производится по уровню экономической эффективности машины. Такой подход полностью соответствует роли улучшения качества машин как одному из наиболее результативных направлений непосредственного повышения эффективности производства. Все это убедительно свидетельствует о необходимости рассматривать интегральный показатель качества как наиболее важный для измерения уровня качества машины. ГЛАВА 2 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ 2.1 Понятие конкурентоспособности продукции Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны или товаропроизводителя на внешнем и внутреннем рынках, которое отражается через показатели, характеризующие такое состояние и его динамику. Конкурентоспособность экономики концентрированно выражает экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и другие возможности предприятий и экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих аналогам, соперничающим на внутреннем и внешнем рынках, что является результатом реализации государственного общественного строя страны, меру ее способности обеспечить стабильное динамичное развитие экономики и уровень благосостояния членов общества. Различают конкурентоспособность экономики страны, отраслей, предприятий, товаров (продуктов, услуг). Оценивают конкурентоспособность страны по восьми факторам: 1. Внутренний макроэкономический потенциал; 2. уровень участия в международной торговле и потоке инвестиций; 3. степень влияния государственной политики на создание конкурентной среды; 4. качество и эффективность финансовой системы; 5. состояние инфраструктуры; 6. уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности и ответственности); 7. научно-технический потенциал (с точки зрения успешности фундаментальных и прикладных исследований); 8. состояние и квалификация трудовых ресурсов. Уровень развития экономики определяется удельным весом производимых в государстве конкурентоспособных товаров (предметов и услуг). Их объем производства и реализации является обобщающим показателем жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциал. Конкурентоспособность товара можно определить как совокупность показателей, обеспечивающих разработку, производство, реализацию и послереализационное обслуживание товара с целью удовлетворения необходимого потребительского спроса и получения целевой прибыли предприятия; либо как совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособный товар имеет характеристики лучше средних на данном рынке прежде всего по качеству, цене, условиям поставки и оплаты, сервисному обслуживанию, надежности в использовании и эксплуатации, экологии. Абсолютно конкурентоспособный товар - это новый инновационный товар, не имеющий аналога на рынке и приемлемый для потребителя по качеству, стоимости, удовлетворению общественно полезных потребностей потребителей (группы, сегмента рынка), располагающих покупательной способностью. Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность применительно к отрасли промышленного производства – это обладание свойствами, которые формируют ее преимущества в экономическом соревновании с другими отраслями за потребителей (рынки сбыта) и различные ресурсы, используемые для организации нормального функционирования отрасли. Производственные процессы включают все этапы жизненного цикла продукции от проектно-конструкторской разработки до реализации и послеконтрактного обслуживания. "Конкурентоспособность украинской продукции (услуг) определяет конкурентоспособность предприятий, а значит, и экономики государства вообще в интерэкономике" - отмечает В. Андрийчук. Другие утверждают, что ведущая роль в формировании конкурентоспособности предприятий, отраслей и соответствующих товаров принадлежит макроэкономическому уровню (уровень государства), на котором -определяются экономические, правовые и другие важнейшие условия функционирования всей хозяйственной системы. Конкурентоспособность – это важнейший обобщающий показатель уровня экономики, своеобразный рейтинг её в соотношении с мировыми лидерами, национальными, региональными, которые характеризуют все стороны социально-экономического функционирования общества Согласно исследованиям М.Г. Делягина, конкуренция в современных условиях на международных рынках может быть представлена в виде пяти уровневой пирамиды, в которой: I уровень - конкуренция новых технологических принципов. Данный рынок является преимущественно внутренним для транснациональных корпораций (ТНК) США и частично Великобритании. Контролируется коммерчески и организационно ТНК и соответствующими правительствами и международными организациями. Обеспечивает сверхвысокие прибыли, по своей природе аналогичные ренте; II уровень - контроль процесса реализации новых технологических принципов (технологий). Имеют место большие поступления на рынке, но продажи носят неполный характер. Реализуется право использования, но не право на производство и "ноу-хау"; III уровень -уникальные потребительские товары, сложное технологическое оборудование, высокопрофессиональные и высококвалифицированные услуги, поступающие на открытый рынок. IV уровень - менее уникальные товары, технологии, услуги, поступающие в открытые рынки; V уровень - (основание пирамиды) -сырьевые товары или продукция первого передела. Рынки контролируются потребителями. Он наиболее подвижен и наименее стабилен. Обладает высоким стратегическим риском. Здесь сосредоточены товары сферы быта, социальной сферы, потребительские товары. Особой, относительно новой сферой жесткой конкуренции является информация, мировой рынок финансов. По мнению зарубежных и отечественных исследователей, информационные поля монополизируются корпорациями, обладающими современными информационными технологиями, высокоразвитыми средствами массовой информации (СМИ). Финансовые рынки монополизируются крупнейшими финансовыми группами мирового масштаба, имеющими поддержку правительства своих стран, где они являются резидентами. 2.2 Экспортный потенциал Конкурентоспособность создает предпосылки для формирования экспортного потенциала. Однако с позиции нормального развития рыночной экономики целесообразно и необходимо вначале наполнить внутренний рынок конкурентоспособными товарами (продукцией, услугами), а их излишек предложить на мировые международные рынки, где конкурентоспособные по мировым стандартам товары вступают в конкуренцию со своими аналогами или их заменителями и выигрывают. Нельзя относить к экспортному потенциалу товары, которые поставляются на международные рынки при условии их дефицита на внутренних рынках Приоритетными государственными мерами по увеличению экспортного потенциала должны стать: 1. Совершенствование нормативной и правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности; 2. Структурная перестройка народного хозяйства, его ориентация на "высокие технологии"; 3. Развитие законодательства в информационной сфере; 4. Защита отечественного товаропроизводителя от экономической интервенции иностранных корпораций; 5. Обязательная экспертиза торгово-промышленной палатой Украины всех импортируемых товаров; 6. Создание на коммерческой основе при министерствах и ведомствах центров отраслевых и межотраслевых исследований конъюнктуры соответствующих видов товаров на мировых рынках, разработка и реализация мероприятий, создание межотраслевых центров информации; 7. Введение выдачи государственных гарантий на кредиты по участию в международных тендерах; 8. Введение в действие финансово - экономического механизма освобождения отечественных товаропроизводителей в течение двух-трех лет от налога на прибыль, полученную от прироста объема экспортной продукции, обеспечение возмещения экспортно-импортного НДС в месячный срок; 9. Разработка и внедрение антидемпингового кодекса Украины; 10. Заключение договоров наибольшего благоприятствования в торговле с соседними государствами, с высокоразвитыми странами; 11. Разработка и внедрение гибкого механизма государственного регулирования реэкспорта продукции в третьи страны с использованием методов тарифного и нетарифного регулирования; 12. Разработка и реализация целевых программ создания и поддержки наукоемких производств и "высоких технологий"; 13. Разработка и реализация системы мер - таможенных, налоговых, инвестиционных, которые способствуют увеличению критического импорта технологий, а не устаревшего оборудования; 14. Поддержка формирования конкурентоспособных корпораций, кластеров, сетей; 15. Реализация транспортной политики путем использования единых железнодорожных тарифов на грузоперевозки с сопредельными государствами бывшего Союза ССР на отечественные товары и экспортно-импортные товары Приоритетными отраслевыми направлениями наращивания экспортного потенциала должны стать: 1. Высокотехнологические наукоемкие отрасли машиностроения; 2. Черная и порошковая металлургия; 3. Производство сверхтвердых материалов; 4. Электросварочное производство; 5. Информатика и связь; 6. Научно-технические разработки, "ноу-хау", патентно-лицензионная торговля; 7. Легкая и пищевая промышленность; 8. Продукция конверсионных предприятий оборонного комплекса, а также производство вооружения на экспорт; 9. Производство продукции художественных промыслов, народных ремесел, изобразительного искусства; 10. Международные транспортно-экспедиционные услуги и транзитные перевозки; 11. Система программирования и стратегической информации; 12. Лечебно-рекреационные услуги. 2.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции С помощью интегрального показателя можно не только однозначно оценить качество изделия, но и дать оценку его конкурентоспособности. Конкурентоспособность изделия определяется его способностью завоевать предпочтение покупателя. Если покупатель (потребитель) выбирает из ряда конкурирующих товаров конкурентный товар, то, значит, именно этот товар имеет наиболее высокую конкурентоспособность. Когда речь идет о технике, машинах, покупатель сознательно (а иногда и подсознательно) выбирает ту модель, которая обладает наибольшей эффективностью, то есть, приносит ему наибольшую экономическую выгоду. Поэтому с позиции покупателя, более выгодной, а значит, конкурентоспособной является тот товар, который имеет наилучшее значение интегрального показателя. Однако при оценке выгодности покупатель оценивает не затраты на создание товара, а его стоимость (цену приобретения). Следовательно, для оценки конкурентоспособности интегральный показатель качества (конкурентоспособность) машины рассчитывается с учётом затрат на приобретение машины, включающие ее цену, а также затрат на транспортировку и монтаж. При оценке конкурентоспособности техники бытового назначения, а также другой продукции (продуктов питания, одежды и т.д.), кроме оценки экономической эффективности, не меньшее, а иногда и основное значение имеют социальные, эргономические, экологические и другие показатели качества. В этих случаях для оценки конкурентоспособности продукции применяются комплексные методы, аналогично комплексным методам оценки качества. 2.4 Развитие конкуренции в Украине Специальное законодательство, которое устанавливает контроль за соблюдением условий конкуренции, необходимое в сферах, где рыночное саморегулирование не в состоянии обеспечить конкуренцию. В случае природных монополий конкуренции на этих рынках препятствует большой объём начальных инвестиций и явление постоянного уменьшения расходов на единицу продукции за счёт увеличения объёмов производства. Процедуры государственных закупок через открытые тендеры образуют условия конкуренции на рынках, где главным потребителем является правительство. ВР установила законы о природных монополиях и государственной закупки. Антимонопольное законодательство является одним из самых старых в Украине, но для его воплощения необходимо определить полномочия и регламентировать работу уполномоченных лиц антимонопольных органов. Закон «Про природные монополии» от 20 апреля 2000 года даёт определение природных монополий и устанавливает принципы их регулирования. Закон определяет природные монополии как рынки, на которых конкуренция не приводит к эффективному результату, поскольку затраты на производство единицы продукции всегда уменьшаются с увеличением объёма производства. К природным монополиям закон относит рынки услуг трубопроводного транспорту, передачу и распределение электрической энергии, инфраструктуру железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, связи общего пользования, централизованного водоснабжения и водоотведения. Предметом регулирования являются цены на товары, которые производят субъекты природных монополий, и доступ потребителей этих товаров. Для регулирования деятельности субъектов природных монополий закон предусматривает образование соответствующих национальных комиссий. Таким образом, в добавок к Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики должны быть основаны еще хотя бы две комиссии - по вопросам регулирования транспорта и связи. Задание комиссий - осуществлять регулирования цен на принципах самоокупаемости субъектов природных монополий и защиты прав потребителей. Комиссии также должны разрабатывать и внедрять механизмы соревнования между субъектами природных монополий, которые бы заменяли конкуренцию. Важным фактором успеха регулирования природных монополий является независимый статус комиссий. Регулирования природных монополий заключается в том, чтобы сбалансировать интересы потребителей и субъектов природных монополий. Комиссии смогут добиться этого баланса, если не одна со сторон не будет иметь привилегий во влиянии на решение комиссии. Согласно с законом комиссии являются центральными органами исполнительной власти со специальным статусом. Главу и членов комиссии назначает Президент Украины по представлению премьер-министра. Срок полномочий главы и членов комиссии составляет шесть лет. Такие условия способствует независимости комиссий с регулированием природных монополий. . Что касается государственных закупок, которые также влияют на развитие конкуренции, то принятый 22 февраля 2000 года Верховной Властью Закон Украины „Про закупку товаров, работ и услуг за государственный счёт» будет обеспечивать разграничение бюджетного и частного секторов через развитие контрактных отношений между организациями, которые финансируют исключительно государство, и частными предприятиями. Закон составлено в соответствии с директивами ЄС и Соглашения про государственные закупки Мировой организации торговли. Воплощение закона будет способствовать большей конкуренции за счёт введения таких процедур: 1. предоставлять предпочтение открытым торгам как основного способа осуществления государственных закупок. В открытых торгах берут участие все заинтересованные предприятия, которые знакомы с объявлением про проведения закупок. Государственная организация - заказчик обязана опубликовать объявление в «Вестнике государственных закупок”, и др. средствах массовой информации; 2. подготовка тендерной документации. Бюджетная организация — заказчик объявляет тендерные условия и критерии оценки тендерных пропозиций. Такими критериями является самая низкая цена, срок поставки, качество, обслуживание после продажи, условия расчётов и т.д. По мере возможности критерии должны быть представлены в количественном измерении; 3. оглашение результатов тендера подачи ежегодного отчёта про государственные закупки. Закон, провозглашая одинаковые условия участия отечественных и иностранных исполнителей в государственных закупках, одновременно опускает льготы для отечественных исполнителей при условии, если стоимость закупок не превышает установленную границу. Для товаров эта граница составляет 200 тис. евро. для услуг - 300 тис. евро, для работ - 4 млн. евро. Такая практика не противоречит Соглашению про государственные закупки Мировой Организации торговли. Воплощение закона будет стимулировать лучшее планирование и использование бюджетных ресурсов. Антимонопольное законодательство является одним из самых старых в Украине. Законы «Про ограничение монополизма и не допуске недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и «Про Антимонопольный комитет» были приняты в 1992-1993 годах. Положения этих законов касательно полномочий Антимонопольного комитета (АМК) противоречили Конституции и действующему законодательству. Парламент Украины принял Закон «Про внесение изменений к Закону Украины «Про Антимонопольный комитет Украины». Изменения привели нормы Закона «Про Антимонопольный комитет» в соответствие со статьёй 92 и 106 Конституции Украины. В соответствии со статьёй 92 Конституции Украины правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования с этих пор должны быть установлены исключительно законами Украины. Заключение Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения. Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации). Основным средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность повышать цену продукции, обеспечивая при этом выгоду потребителю. Оценка качества изделий представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных. Конкурентоспособность является интегральным показателем развития экономики на уровне государства, отраслей, регионов, предприятий, экономических, научно-технических, качественных, экологических характеристик товаров (продукции, услуг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состояние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, соответствуют международным стандартам и являются конкурентоспособными на международных рынках. В этих вопросах необходимо тесное сотрудничество органов государственного управления и предприятий (корпораций, организаций, фирм). Конкурентоспособность на внутренних рынках не всегда совладает с конкурентоспособностью на международных рынках. Это общеизвестно. Вместе с тем, возможны случаи, когда товары (продукция, услуги), конкурентоспособные на мировом рынке, могут быть либо не востребованы, либо неконкурентоспособны на внутреннем рынке из-за его неразвитости, ограниченной платежеспособности, несовершенства системы ценообразования, низкого общего технического уровня обрабатывающих производств и т.д. Особенно это касается интеллектуальной деятельности, тесно связанной с экономической и социальной безопасностью государства. Список использованной литературы 1. Экономика предприятия: Учебн. пособие. (П.А. Орлов и др.); Под общей ред. П.А. Орлова. – Х.: РИО ХГНУ, 2000. – с. 401. 2. Чепінога В.Г., Основи економічної теорії: Навч. посіб. – К.: Юринком Інтер, 2003. – 456 с. 3. Афанасьев Н.В., Гончаров А.Б., Экономика предприятия: Учебн. пособие. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2004. – 528 с. 4. ХГЭУ, Научный журнал «Вісник» сент. 1999г. № 3 (11) 5. В. Г. Голубєва, Вісник Вінницького політехнічного інституту, № 6, 2001 р. 6. В.В. Дементьєв, Наукові праці Донецького державного технічного університету, серія: економічна. Випуск – 46. – Донецьк, Дон. НТУ, 2002. – 216 с. 7. Ю. Коваленко, жур. „Економіст”, № 9. – К., 2001. 8. Ю.Б. Иванов, Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночных отношений, - Х.: РИО ХГЭУ, 1997. – 246 с. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |