![]() |
|
|
Планирование ассортимента выпускаемой продукции1.1. Исследование структуры затратПроведем анализ чувствительности по каждому из направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам продукции.
Таблица 3. Структура затрат. 1.2. Расчет элементов операционного рычагаОсновные формулы: (1) (2) (3) (4) (5) (6) Решение:
Таблица 4. Элементы операционного рычага. (7): Результатом расчетов могут быть: 1. ЗФП – положительное число, что свидетельствует о результативности деятельности; 2. ЗФП – отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков. Второй вариант расчета, при котором подтверждается отсутствие ЗФП в деятельности предприятия, предлагает дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков. 1.3. Увеличение объема продажКонъюнктурные исследования показали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 7,9% от оборота, то есть целью деятельности предприятия является получение прибыли в размере 49000*7,9% =3871 (руб.) Если переменные расходы по отношению к объему реализации останутся на прежнем уровне, то есть процент валовой маржи не изменится, то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи, будет определяться по формуле: (8) (9) новая валовая маржа = 15720+3871= 19141 (руб) . Вывод. Для того, чтобы предприятие смогло выйти из кризиса, необходимо выручить за продукцию 68117 руб. 1.4. Сокращение расходов и увеличение объемов реализацииСумма, на которую следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести заданную прибыль 1520 + 3871 = 5391(руб). Предположим, фирме удалось снизить постоянные расходы на 1000 рублей. Тогда убытки составят 520 рублей. Новая валовая маржа должна покрыть новый уровень постоянных расходов и дать прибыль в размере 3871 рублей. (10): Новая валовая моржа = валовая моржа1 + новые убытки + новая прибыль; новая валовая моржа = 13750 + 520 + 3871 = 18141. Тогда объем реализации должен составить (новая выручка): Значит, чтобы предприятие могло выйти из кризиса с помощью понижения издержек и увеличения объема реализации, необходимо выручить за продукцию 64559 руб. 1.5. Изменение ассортимента продукцииДля определения направлений изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий, прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем продаж более рентабельной. С этой целью производится анализ выпускаемой продукции при заданных исходных данных рентабельности изделий. Изделие А – 12,6 % Изделие В – 33,2 % Изделие С – 25 % На основе проведенного анализа предприятие решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве изделий В и С. (11) Валовая моржа2 = постоянные издержки + прибыль – зарплата мастера; валовая моржа2 = 15270 – 2500 + 3871 = 16641; Валовая маржа 2 (В)= = 16641 – 2985 = 13656 (руб) Выручка от реализации изделия В в новых условиях будет равна: (12): Выручка от изделия В = Тогда выручка от реализации продукции всего предприятия составит (13) Выручка всего = 26000 + 35819 = 61819руб. Оценка риска. Для оценки совокупного риска деятельности предприятия при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень сопряженного эффекта. Поскольку предприятие убыточное, необходимо взять деньги чтобы вывести его из этого состояния. С целью выхода из кризисной ситуации руководство предприятия берет кредит в банке, процент за который составит 500 рублей. (14): (1) (15) (2) (16): Увеличение выручки от реализации : (1) = (3871+500)/3871=1,13 (2) = 19141/3871= 4,94 сопряженный экономический эффект =1,13 * 4,94 = 5,58 Увеличение выручки и снижение расходов: (2) = 18141/3871= 4,69 сопряженный экономический эффект =1,13 * 4,69= 5,58
Таблица 5. Оценка различных направлений преодоления кризисной ситуации. Вывод: Уровень сопряженного экономического эффекта дает возможность оценить совокупный риск предприятия, связанный с учетом обязательств по выплате процентов за взятый кредит. Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода из кризиса, по которой сопряженный экономический эффект будет равен 5,29.
1.6.Графическое определение пороговой выручки от реализации при разработке мероприятий кризисной ситуации
19141 18141 15270
28% 30% 0 61819 64559 68117 выручка от реализации Рис.1 Графическое определение пороговой выручки от реализации при разработке мероприятий кризисной ситуации 2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГПри разработке программы выпуска необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план выпуска наиболее доходных видов продукции. 2.1. Расчет данных для ранжированияПроизведем анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности. Присвоим каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность имеет первый ранг.
Таблица 6. Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции. Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция В, а самым низким – А. Проанализировав ранги каждого вида продукции целесообразно исключить из программы выпуска вид продукции, обладающий низким рангом. 2.2. Построение матрицы БКГ
Для более точного определения значимости каждого вида продукции построим график эффективности выпуска продукции в координатах рентабельность / доля продаж. Используя матрицу БКГ, можно определить какие виды продукции играют ведущую роль по сравнению с конкурентами, как должно развиваться производство в данное время и как будут изменяться объемы выпуска и сбыта продукции. Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства. «Звезды» занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами. Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции фирмы в условиях растущей конкуренции. «Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. «Трудный ребенок» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара или улучшение его характеристик или снизить цены. «Собаки» имеют на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.
3. Метод линейного программированияВ процессе планирования номенклатуры (будущего ассортимента) возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений, под которыми понимают достижения в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. 3.1. Исходная информацияЗадача: Оптимизация объемов производства двух видов продукции В и С, обеспечивающих получение максимальной прибыли при следующих ограничениях - расход материальных ресурсов на производство единицы изделия составит B – 14,5 кг C – 23,2 кг - трудовых ресурсов B – 29 чел. час. C – 14,5 чел. чаc. Лимит соответствующих ресурсов на предприятии равен 10150 кг, 17400 чел./ час. Планируемая прибыль: В – 30 рублей, С – 20 рублей. 3.2. РешениеПрименим метод линейного программирования. Составим следующие системы уравнений: 1. По имеющимся ресурсам - по материалам 14,5x1 + 23,2x2 = 11200 - трудовые 29x1 +14,5x2 = 19200 2. По критерию оптимальности закладываемой прибыли 30 и 20 рублей
Находим по уровню ресурсов координаты точек для построения графика оптимизации выпуска продукции В и С. A : x1 = 0; x2 = 437,5 B : x1 = 700; x2 = 0 C : x1 = 0; x2 = 1200 D : x1 = 600; x2 = 0 По полученным координатам точек A, B, C, D строим график ограничений ресурсов и находим область свободных решений, заключенную между линиями AO (лимит материальных ресурсов) и OD (лимит трудовых ресурсов). Точки AOD определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров.
Рис. 2. График ограничения ресурсов Вычисляем координаты точки О, решая совместно систему уравнений 16 x1 + 25,6 x2 = 11200 32 x1 + 16 x2 = 19200 x1 = 554,4 x2 = 91 Проверяем решение уравнения по выбранному критерию оптимальности: 30 x1 + 20 x2 = 30·554,4 + 20·91 = 16632 + 1820 = 18452 кроме того, можно обеспечить при данных ограничениях выпуск изделий С и В (например: 600 – В и 437 – С). В этих условиях прибыль составит: для изделия В : 30 x1 = 30 · 600 = 18000(руб); для изделия С : 20 x1 = 20 · 437 = 8740 (руб). Следовательно, при плане выпуска 554 изделия В и 91 изделие С будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 18452 рубля, так как два других возможных варианта выпуска этих товаров принесут меньшую прибыль. Вывод: Методом линейного программирования мы определили, что оптимизация объемов производства двух видов продукции В - 554 изделия и С – 91 изделие, обеспечивают получение максимальной прибыль в размере 18452 рублей. ЗаключениеПроведенные в курсовой работе расчеты подтвердили целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми результатами предприятия. Были использованы методы операционного и финансового рычага, метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ и метод линейного программирования. В результате первого метода — метода операционного и финансового рычага — были исследованы затраты производства, рассчитан запас финансовой прочности — –5342; он оказался отрицательным и поэтому деятельность предприятия требовала дальнейшего исследования. С помощью сравнительного анализа рентабельности продукции было принято решение прекратить выпуск изделия А (рентабельность 12%). Из расчетов сопряженного экономического эффекта для оценки совокупного риска деятельности предприятия следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода из кризисной ситуации, по которой сопряженный экономический эффект является наименьшим 5,29. С помощью второго метода — метода ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ — выяснено, что для обеспечения максимального совокупного дохода необходимо включить в план выпуска наиболее доходные виды продукции. Анализ по доле продаж каждого вида продукции его рентабельности определил, что наибольшим рангом обладает изделие В, а изделие А следует исключить из выпуска. Чем выше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии объема производства, поэтому предприятию следует сосредоточить свое внимание на выпуске таких видов изделий как В и С. Результатом третьего метода — метода линейного программирования — является необходимость принятия оптимального планового решения (максимизация результатов и минимизация издержек). С помощью ограничения расходов ресурсов на одно изделие и определение лимита ресурсов на продукцию, определен оптимальный план выпуска продукции, при котором прибыль является наибольшей (18452 руб.). Исходя из этого, можно сделать вывод, что наилучшим методом планирования ассортимента является метод линейного программирования. Он наиболее четко определяет оптимальный план выпуска продукции и имеет меньше недостатков, по сравнению с другими методами. Так как этот метод является чисто математическим, то он хорошо поддается автоматизации и расчету на современных компьютерах программами финансового анализа. Список используемой литературы1. Акулич И. Л. Маркетинг. — Минск: Высшая школа, 2000. 2. Дейан А. Изучение рынка / Пер. с франц. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Издательский дом “Нева”, 2003. 3. Деловое планирование (Методы, Организация. Современная практика): Учеб.пособие / Под ред. В.М.Попова.-М.:Финансы и статистика, 1997. 4. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. — М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2004
6. Фролькис В.А. Введение в теорию и методы оптимизации для экономистов. 2-е изд. – СПб: Питер, 2002.
8. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Рычаг, леверидж (от англ. leverige, lever) – понятие финансового анализа, обозначающее усиление (увеличение) какого-либо фактора (показателя) при относительно более слабом изменении другого фактора; при трактовке этого понятия используются механико-технические аналогии рычага и его основных характеристик (плечо, дифференциал и т.д.). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |