реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роллевые игры на уроках по иностранному языку

                                 1.5 Требования к ролевой игре  

    Основные требования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом. В своей работе автор утверждает:

1)     игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2)     Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

3)     Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4)     Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

5)     Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

6)     Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

7)      Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе [11].

На наш взгляд автор совершенно точно и четко выделил основные требования к ролевой игре. Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель соблюдает указанные выше требования.

                       1.6 Виды ролевой игры на разных возрастных этапах

Ролевая игра является методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языкам. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка [17]. Ролевая игра- одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Проанализировав работы Д.Б. Эльконина, Е.И.Пассова, Н.К. Скляренко можно выделить следующие  формы ролевой игры на уроках иностранного языка.     

Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Для среднего школьного возраста подходит сюжетная ролевая игра бытового содержания, потому, как эти игры отражают разные стороны жизни школьника (учебу, досуг, труд), воспроизводят фрагменты его реального жизненного опыта.
Для старшего школьного возраста - имитационная ролевая игра познавательного содержания. У старшего школьного возраста повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли.     С учетом выявления профессиональных интересов школьников организовывались имитационные деловые игры. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. Имитационные деловые игры соответствуют возрастным особенностям учащихся старших классов, профессиональной ориентации школьников, задачам их воспитания и всестороннего развития.

Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Использование ролевых игр с учётом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.

         























                 Глава 2. Комплекс ролевых игр по теме «Книги»

Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языко­вой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что спо­собствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усво­ить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запо­минание. Ролевые игры и задания развивают и со­вершенствуют у школьников речемыслитель­ную деятельность. Они способствуют также появлению у ре­бят искренного желания общаться на ино­странном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мо­тив к изучению иностранного языка. Помимо учебных целей ролевые игры и задания помогают решать воспитательные задачи. Например, в играх с использо­ванием телефона особое внимание уделя­ется выработке умения вежливо вести раз­говор по телефону. Кроме того, посредством ролевых игр и заданий у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за сво­их товарищей.

Уроки с применением ролевых игр и зада­ний обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благо­приятной психологической атмосфере.

В ходе педагогической практики нами был подобран комплекс ролевых игр по теме «Книги», так как в учебнике данная тема не достаточно развернута, в ней не представлены игры, мало интересных заданий. В наше время подростки мало читают и нужно повышать мотивацию к чтению, также многие учащиеся находят тему «Книги» скучной и однообразной, тем самым игры по данной теме помогут учителю заинтересовать учащихся, разнообразить уроки.

В ходе педагогической практики нами были успешно апробированы две игры.


Ролевая игра « What's the book about?»

Задание первому ученику: Вы вполголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения. Ваш младший брат (сестра) все время спраши­вает вас, о чем книга. Отвечайте на его вопросы.

Например:

Задание второму ученику: Вы младший брат (сестра). Ваш брат (сестра) читает названия книг, поинтересуйтесь о чем книга.

Ученик (старший брат/сестра): Mark Twain. "The Adventures of Tom Sawyer".

Ученик (младший брат/сестра): What's the book about?

Ученик (старший брат/сестра): The book "The Adventures of Tom Sawyer" by Mark Twain is about adventures.

карточка-опора: дневника для внеклассного чтения.


Author

Title

Contents

М. Twain

The Adventures of Tom Sawyer

adventures

D. Defoe

Robinson Crusoe

adventures

J. E. Cooper


The Last of the Mohi­cans

the  life  of the  Indian

W. Scott

Ivanhoe

historical fiction

J. Swift

Gulliver's Travels

antastic     adventures

and satire


Данная игра была использована на основном этапе урока. Использовались позиционные роли. Игра «О чём книга» положительно повлияла на формирование познавательных интересов школьников, способствовала осознанному освоению иностранного языка. Она  содействовала развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Учащиеся активно, увлеченно работали, помогали друг другу, внимательно слушали своих товарищей. Учащиеся познакомились с произведениями писателей, потренировались задавать вопросы и отвечать на вопросы.

 

Ролевая  игра  «Booklovers»

Задание первому ученику: Вы- член кружка книголюбов. Скажите, какую книгу (стихотворение, рассказ, пьесу) вы прочитали.

Задание второму ученику: Вы — новый член кружка книголюбов. Выясните, инте­ресна ли книга (пьеса и т.п.), которую прочитал ваш товарищ.

Например:

—   I have read "Alice's Adventures in Wonder­land" by Lewis Carroll.

—   Is it an interesting book?

—  Rather!

В игре использовались ситуативные роли, игра была проведена на основном этапа урока. При помощи данной игры учащиеся потренировали  умение говорить в любой ситуации на любую тему, применили полученную лексику на практике. Учащиеся рассказывали о своих любимых книгах, что сделало игру боле увлекательной.


В ходе педагогической практике нами был также подобран комплекс игр на тему «Книги», который может быть успешно использован на уроках английского языка в 9 классе.

 

Ролевая игра «What do you prefer?»

Учитель: Я - библиотекарь. Мне необходимо знать, какие книги любит читатель.

Задание ученику: Вы - читатель, ученик  9 класса. Ответьте на вопрос библиотекаря.

Например:

-What do you prefer, poems or short stories?

-I am fond of poems.

Примеры варьируемых элементов:

1) poems or short stories 2) novels or plays 3) short stories or novels 4) books on adventure or geography 5) books on art or history

Данная ролевая игра может использоваться в начале урока в качестве речевой зарядки. Игра не отнимет много времени и учащиеся легко смогут ответить, так как при ответе на вопрос они будут использовать знакомую лексику. В игре используются позиционные роли. Игра активизирует стремление ребят к контакту  с учителем, учащиеся с удовольствием расскажут о своем любимом жанре книг.


Ролевая игра « Who's your favourite writer?»

Задание ученику: Вы- российский школьник. Поинтересуйтесь, книги каких писателей больше всего нравятся гостю из Англии.

Учитель: Я гость из Англии. Я отвечу на ваш вопрос и назову своего любимого писателя.

Например:

-What writers do you like best of all?

-I like Russian writers. My favourite writer is Chekhov.

Ролевую игру «Кто твой писатель» можно использовать на основном этапе урока, играя учащиеся не только закрепляют материал по теме «Книги», но и повторяют тему как правильно задавать вопросы. В игре используются ситуативные роли. Данная игра создает условия равенства в речевом партнерстве, вопрос задает учащийся учителю, тем самым разрушается традиционный барьер между учителем и учеником.

 

 

 

 

Ролевая игра «At the young pioneer Leader's Meeting »

Задание первому ученику: Вы- старший пионервожатый. На семинаре вожатых вы рассказываете о том, какие книги любят читать дети.

Задание второму ученику: Вы- участник семинара. Согласитесь со старшим пионервожатым или возразите ему.

Например:

Старший пионервожатый: Children like to read books on adventure.

Участник семинара: You are right. Children like to read books on adventure.

Данная игра может быть использована на основном этапе урока. В игре используются ситуативные роли. В игре учащиеся овладевают такими  элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.


Ролевая игра « A Good Piece of Advice »

Задание первому ученику: Вы — член пионерского отряда. Посоветуйтесь со стар­шеклассником, что бы он рекомендовал вам почитать.

Задание второму партнеру: Вы — старше­классник. Уточните, чем увлекается ваш подшефный, и помогите ему выбрать книгу.

Например:

- What would you advise me to read?

-  What do you prefer, poems or short stories?

- I am fond of poems.

- Then   I   advise   you   to   read   poems   written by A. Pushkin.

Данная игра может быть использована на основном этапе урока, в ней используются ситуативные роли. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе  учащимся говорить и тем  преодолевать барьер неуверенности.


 

Ролевая игра «After the Holidays»

Задание первому ученику: Вы — старик Хоттабыч. Летом вы не виделись со своим другом Волькой. Поинтересуйтесь, как провел каникулы ваш друг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Задание второму ученику: Вы — Волька. За время летних каникул вы прочитали много интересных книг. Поделитесь своими впечатлениями со стариком Хоттабычем.

Данная игра очень увлекательна, здесь используются ситуативные роли. Методически грамотно будет использование данной игры на основном этапе урока. Играя в игру «После каникул» учащиеся с удовольствием дают волю своему воображению.


Ролевая игра «The Best Present»

Задание первому ученику: Вы — ученик 9 класса. Посоветуйтесь со своим отцом, что подарить вашему другу.

Задание второму ученику: Помогите сыну. По вашему мнению, лучший подарок - книга.

В данной игре используются позиционные роли. Игра может быть использована на любом этапе урока. В данной игре учащиеся воспроизводят реальную жизненную ситуацию, игра создает условия реального общения.


Ролевая игра   «Telephone call»

Задание первому ученику: Через две недели в вашем классе состоится дис­пут по книге А. С. Пушкина «Анна Каренина». У тебя нет этой книги. В школьной библиотеке разобраны все имеющиеся экземпляры. Нужно ехать в го­родскую детскую библиотеку. Но прежде чем отправиться туда, позвони своим дру­зьям и узнай, может быть, у кого-то из них есть эта книга.

Задание второму ученику: Тебе звонит одноклассник, выясни что он хочет.

Например:

О.: Yes?

К.: Good afternoon, Olga.

О.: Good afternoon, Kate. How are you?

K.: I am well, thank you. I hope you are well too.

O.: I am well, thank you.

K.:   Olga,   do  you   have  the  book   «Анна Каренина »?

О.: No, I haven't.

K.t Do you know who has?

O.: Ira has.

K.: Thank you. Good-bye.

O.: Good-bye.

В данной игре используются позиционные роли, игра хорошо подходит для основного этапа урока. Данная игра выступает как эффективное средство  обучения диалогическому общению. Учащийся  должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с  ситуацией, правильно отреагировать на нее.


Ролевая игра «Bookshelf»

Инструкция: Вы учащиеся одного класса и вы договорились брать друг у друга книги, делиться впечатле­ниями о прочитанном.

Учащимся предлагается использовать само­стоятельно найденные сведения о книгах и писателях.

Например:

-So you've got some new books on your book­shelf.

-Yes, I have. This is a book of poems by Robert Burns.

-Well, he is Scotland's greatest poet. 

-Yes, and here is my favourite "My Heart's in the Highlands". Just listen: "The hills of the Highlands forever I love."

-And I remember his revolutionary poems. "The Tree of Liberty" is the best of them.

-         You may take this book and read it.

-         Oh, thank you! Here is a book for you.

В данной игре используются ситуативные роли, игра может быть использована на основном этапе урока.  Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов, развивает самостоятельность, ответственность учащихся.

                                               

Таким образом, практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику.

Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том. Что язык можно и нужно использовать как средство общения.





                                               



                                      Заключение


На основе теоретической и практической части работы мы пришли к выводу, что игра  помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

В ходе педагогической практики мы убедились, что ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.
Не мало важно является то, что ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
Цель курсовой работы была достигнута, был разработан комплекс ролевых игр по теме «Книги», некоторые игры были успешно использованы в ходе педагогической практики на уроках английского языка на старшей ступени обучения. Мы убедились, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов и способствуют осознанному освоению иностранного языка.



 













                                 Библиографический список

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., “Просвещение”, 1987г.
  2. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. Журнал «Иностранные языки в школе» 1988г. №3
  3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996г.
  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Журнал «Вопросы психологии» 1966г. № 6
  5. Дианова Е.М., Костина Л. Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Журнал «Иностранные языки в школе» 1988г. № 3
  6. Димент Л. Г. Организация игр на уроке. Журнал «Иностранные языки в школе» 1987г. № 3
  7. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение .М., Педагогика  1975г.
  8. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Журнал «Иностранные языки в школе»  1989г. №4
  9. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1995г.
  10. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие.  М.  2005
  11. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. Журнал «Иностранные языки в школе» 1987 г. №3
  12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком . М., Педагогика 1990г.
  13. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. Журнал «Иностранные языки в школе» 1989 г. №1
  14. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. М.,Просвещение, 1988г.
  15. Перкас С. В. Ролевые игры на уроке английского языка. Журнал «Иностранные языки в школе» 1999г. № 4.
  16. Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. Журнал «Иностранные языки в школе» 1983 г. №6
  17. Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучение диалогической речи с использованием ролевых игр в 7 классе. Журнал «Иностранные языки в школе» 1985 г. №1
  18. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
  19. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. Журнал «Иностранные языки в школе»  1988 г. №2
  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, 1978 г.
  21. Яцковская Г.В. Кукла в ролевой игре. Журнал «Иностранные языки в школе»1985г. №5



Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.