![]() |
|
|
Рынок информационно-маркетинговых услуг- анкетирование; - интервьюирование; - беседы с руководством и сотрудниками службы маркетинга. На этом этапе часто используются материалы профессиональных международных маркетинговых исследовательских организаций типа «Программа исследований по вопросам рыночных стратегий фирмы (PIMS)», материалы по продуктам предприятия, сырьевым продуктам, продуктам-заменителям, материалы о потребителе и продукции, об отрасли в целом. Цель такой диагностики – получение ответов на вопросы: 1 Каковы направления деятельности маркетинговой службы? 2 Каков уровень и качество маркетинговых исследований на предприятии? 3 Существует ли стратегия маркетинга на предприятии? 4 Каков ассортимент, точнее портфель продуктов предприятия? 5 Каковы принципы ценообразования на предприятии? 6 Каков сегмент рынка продуктов? 7 Каково состояние рынков продуктов предприятия, положение на нем предприятии и его конкурентов? 8 Кто является потребителем продукции предприятия и почему? 9 Каков имидж предприятия? 10 Насколько эффективна используемая рекламная политика, методы и формы рекламы? 11 Какими средствами осуществляются связи с общественностью и каков эффект этих связей? 12 Как организован сбыт и снабжение на предприятии? 13 Как организована работа дилерской сети? 14 Каковы результаты и направления деятельности отделов дизайна, разработки новой продукции, упаковки, транспортировки, складских служб, доставки продукции? 15 Каков уровень подготовки кадров – руководителей и специалистов службы маркетинга? и др. Из самой постановки вопросов практически видно, во-первых, какие выводы должен сделать консультант по совокупности полученных ответов, какие предложить рекомендации для улучшения состояния дел с организацией маркетинга на предприятии. Одним из наглядных средств представления ответов на вопросы о положении продуктов предприятия на конкурентном рынке является матрица Бостонской консалтинговой группы (матрица БКГ, рис. 1) и ее более совершенные модификации – матрицы «Мак Кинзи», «Шелл» и др. Матрица Бостонской консалтинговой группы высокий
производства низкий высокая низкая Доля рынка по сравнению с долей ведущего конкурента Рис. 1 Для определения перспектив конкретного продукта предприятия и выработки соответствующих рекомендаций согласно матрице БКГ консультант использует два параметра: - рост объема спроса на данный продукт и - долю рынка по сравнению с долей ведущего конкурента. Различные комбинации состояний по двум параметрам, изображаются в виде матрицы 2 х 2 с образными названиями четырех элементов этой матрицы. Положение продукта в том или ином квадранте матрицы БКГ означает следующее: - квадрант 1 - проникновение на рынок, неузнаваемость продукта на рынке и общая низкая эффективность; - квадрант 2 - высокий имидж и популярность продукта, высокая эффективность; - квадрант 3 - по-прежнему высокий имидж и наивысшая эффективность, позволяющая осуществлять cosh-flow в разработку и производство продукта (квадрант 1); - квадрант 4 - постепенное снятие с производства и, соответственно, уход с рынка. Анализ положения продукта в соответствующем квадранте матрицы БКГ дает основу консультанту для выработки рекомендаций по расширению или сокращению объемов производства данного продукта. Консультант по маркетингу вырабатывает также рекомендации по сбыту, рекламе и продвижению продукта на рынке. В его сферу входят вопросы разработки новой продукции, упаковки, ценообразования. Причем во всех случаях решения содержательных задач, выработке рекомендаций по улучшению того или иного вида маркетинговой деятельности, консультант должен рекомендовать и соответствующие организационные формы реализации его содержательных рекомендаций. В противном случае многие его предложения по улучшению, к примеру, механизмов проникновения на новый рынок, или по обслуживанию клиентов предприятия останутся на бумаге и никогда не будут реализованы из-за отсутствия специалистов или соответствующих подразделений на предприятии. 2 ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ КАК ТОВАРА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА Уже при создании фирмы, с самого начала ее деятельности, когда численность работающих не превышает десяти человек, руководителям следует обратиться к инструментарию для работы с рынком, что наиболее актуально на этом этапе. Управленческие проблемы еще не возникли в организации, но представление о деятельности на рынке уже подвергается серьезному давлению обстоятельств, поскольку рынок не во всем ведет себя согласно ожиданиям. Из всего богатого теоретического арсенала именно маркетинг выступает наиболее полезным орудием, вооружая руководителей технологиями оценки и обработки рынка. Перечень предметных областей консалтинга (согласно классификации ФЕРОП Европейского справочника указателя консультантов по управлению), касающихся маркетинга представляет собой следующее: П. 5. Маркетинг 5.01 реклама и содействие сбыту 5.02 корпоративный образ и отношение с общественностью 5.03 послепродажное обслуживание заказчиков 5.04 дизайн 5.05 прямой маркетинг 5.06 международный маркетинг 5.07 исследование рынка 5.08 стратегия маркетинга 5.09 разработка новой продукции 5.10 ценообразование 5.11 розничная продажа и дилерство 5.12 управление сбытом 5.13 обучение сбыту 5.14 социально-экономические исследования и прогнозирование По мере роста и развития организации маркетинг не теряет своего приоритетного значения, по-прежнему предваряя управленческие процессы, устанавливая направления внутренней структуры фирмы согласно архитектуре рыночных взаимодействий. Не управленческая схема диктует предприятию, как вести себя на рынке, а маркетинговая — как строить управленческую схему. Методология маркетингового консультирования включает методологию уравленческого консультирования и методологию маркетинга, т. е. охватывает инструментарий множества дисциплин. Это максимально отвечает потребности заказчика в комплексной всесторонней проработке его конкретных задач. В использовании инструментов консультант ограничен лишь собственной квалификацией, но никак не рамками догм и правил. В практике можно выделить следующие наиболее употребляемые методы исследования и методы воздействия на фирму клиента. Методы исследования • Глубинное интервью Максимально используемый, наиболее эффективный метод для получения разносторонней качественной информации. Применяется на всех уровнях иерархии предприятия, в работе с рыночными контрагентами (в меньшей степени с индивидуальными покупателями). По уровню извлекаемая информация — глубинная, вплоть до признаний в воровстве и озвучивания противоположных предприятию личных целей сотрудников. Ограничения к применению — требование профессионализма интервьюера, трудоемкость (от 1 до 3 часов на интервью). • Анкетирование Метод, позволяющий отразить технологии информационного обмена в фирме, дать количественные характеристики отдельных областей (например, эффективность типов рекламы и т. п.). Неэффективен в изучении качественных характеристик (проблемы, не затронутые в анкете, методом не вскрываются). Уровень извлекаемой информации — подтверждение гипотез исследования. Ограничения к применению — высокие требования к предварительной проработке; трудоемкость для консультанта и заказчика (особенно сложно провести анкетирование покупателей в точках продаж); низкая достоверность результатов. • Телефонный опрос Удобен для выяснения и
перепроверки отдельных фактов. Применяется для
получения информации от сторонних экс Уровень извлекаемой информации (в зависимости от целей) — подтверждение гипотезы исследования или средней глубины проработка узкой области. Ограничения к применению — возможность и готовность консультанта ответить на встречные вопросы респондентов. • Фокус-группа Метод используется при изучении качественных характеристик и выявлении тенденций покупательской среды (в том числе в смоделированных ситуациях), особенно отношения конечных покупателей к предприятию, товару, цене, рекламе (вплоть до текста) и т. п. Уровень извлекаемой информации — широкий спектр мнений респондентов с обоснованием и разносторонним рассмотрением. Ограничения к применению — высокие трудоемкость и стоимость; требования к выборке; необходимость специальной квалификации консультанта (модератор). • Наблюдение Применяется для исследования процессов управления (совещания, оперативки), технологий обслуживания покупателей (как собственных, так и у конкурентов), реальных объемов продаж конкурентов (для розницы), покупательского поведения (в магазинах). Уровень извлекаемой информации — отдельные факты для построения или подтверждения гипотез. Ограничения к применению — высокие затраты времени консультанта. • Анализ статистической информации (документации) Уровень извлекаемой информации — "исторические" факты. Ограничения к применению — трудоемкость получения данных нужного формата. • Эксперимент Применяется главным образом на этапе внедрения рекомендаций, удобен в исследовании новых технологий, проверке решений. Уровень извлекаемой информации — практическое подтверждение гипотез (абсолютный максимум). Ограничения к применению — высокая стоимость; значительные сроки проведения; высокие требования к качеству организации. • Тестирование персонала Метод применяется только по запросу заказчика. Более полезен для исследования параметров межличностного общения в конкретной среде, чем личностных качеств сотрудников. Уровень извлекаемой информации — методологическое обоснование заключения эксперта (специалист в состоянии сделать выводы из интервью, результаты тестов больше нужны заказчику). Ограничения к применению — значительное воздействие на персонал фирмы; низкая возможность практического использования полученных результатов. Методы воздействия • Семинар Этот метод применяется для комплексной подготовки и обоснования изменений, для создания общей базы знаний слушателей, формирования нужных ожиданий, снятия стандартных возражений, коррекции устоявшихся представлений персонала, повышения мотивации к изменениям. Уровень воздействия — начальная подготовка (требует подкрепления управленческими решениями заказчика). Ограничения к применению — требование профессионализма консультанта, ситуация предприятия (в условиях конфликта на предприятии проведение семинара неэффективно), трудоемкость для консультанта. • Консультационное интервью Метод применяется для точечной поддержки решений, для убеждения конкретных людей в необходимости тех или иных действий, отладки технологий, повышения мотивации отдельных работников. Уровень воздействия — вплоть до соуправления консультанта отдельным процессом. Ограничения к применению — требования профессионализма консультанта, готовности целевого персонала к сотрудничеству. • Разработка процедур и планов Метод используется для постановки и отладки отдельных процессов, для инициации и сопровождения новых для пред- приятия действий, преодоления сопротивления изменениям в отдельных областях. Уровень воздействия — от задания образцов, самостоятельно корректируемых предприятием, до подготовки планов, обязательных к исполнению. Ограничения к применению — опасность ухода персонала на позицию исполнителя вместо инициатора и организатора работ. • Прямое управление Как метод применяется довольно редко в особо важных для предприятия областях, где невозможно быстро подобрать необходимые кадры. (Или в специальных случаях выполнения проекта "изнутри" консультантом на штатной должности.) Удобен для быстрой комплексной реорганизации отдельных функциональных областей предприятия (обычно сбыта и маркетинга). Уровень воздействия — максимальный в узкой области. Ограничения к применению — требования высокой квалификации консультанта, значительного опыта руководящей работы, высокая стоимость работ (полностью включенный режим). Кроме того, прямое управление накладывает ограничения в реформировании смежных областей, так как консультант не обладает приоритетными правами в структуре. • Тренинг Метод применяется для выработки у персонала навыков выполнения отдельных видов работ или навыков конструктивного взаимодействия, особенно для повышения квалификации сбытового персонала. Уровень воздействия — отладка отдельных технологий. Ограничения к применению — требование специальной квалификации консультанта (тренер), трудоемкость для консультанта. 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСАЛТИНГОВОЙ ФИРМЫ Консультирование применяется для решения множества задач, связанных с особенностями рыночной ситуации, спецификой конкретных организаций, ресурсами, целями и т. д. Рынок для каждого предприятия уникален, как и сами предприятия. Точно так же уникальны проекты, выполняемые консультантами, комплекс методов и действий, применяемый в каждом случае. Системный проект, разрабатываемый в Маркетинговом агентстве РБМ обычно содержит следующий спектр работ (рис. 2). Сначала проводится диагностическое исследование, причем на его первой стадии фиксируется внутреннее состояние организации и представления об этом менеджеров и специалистов. Обычный набор инструментов: глубинные интервью с ключевыми сотрудниками, анализ имеющейся статистической информации. По результатам формулируются обоснованные гипотезы о путях и возможностях развития организации, которые ложатся в основу второй стадии исследования, где интервью проводятся с участниками рынка — оптовыми и розничными покупателями, поставщиками, конкурентами, экспертами. Для исследования конечных потребителей и новых сегментов рынка могут проводиться фокус-группы. Собранная информация анализируется и интерпретируется, затем на ее основе формулируются стратегические альтернативы рыночного поведения предприятия. Совместно с руководителями организации альтернативы оцениваются и увязываются в непротиворечивый комплекс. На следующем этапе определяются общие стратегические цели предприятия, содержащие количественные показатели и точные сроки достижения, структурированные по функциональным областям (кадры, финансы, экономика, маркетинг, управление, сбыт, производство). Консультант агентства оказывает pyководителям преимущественно методологическую помощь.
Рис. 2
Далее цели детализируются по направлениям деятельности, переформулируются для всех звеньев иерархии, внедряются (популяризуются) на предприятии. Вместе с ключевыми работниками разрабатываются средне- и краткосрочные стратегии каждого направления, уточняются представления персонала о проблемах предприятия (сброс собранной информации, проведение обучающих семинаров, "круглых столов", агитация и пропаганда). Разрабатываются конкретные мероприятия по реализации стратегий, планируется бюджет, назначаются ответственные. Определяются точки и критерии замера результатов, в первом приближении выстраивается система контроля. На этом этапе консультант выступает как эксперт. Этот же этап предусматривает коррекцию управленческих, маркетинговых, сбытовых, информационных технологий, создание структуры, максимально удобной для реализации стратегий; здесь производятся кадровые перестановки, разрабатывается система мотивации и стимулирования. Консультант выступает в роли координатора или основного разработчика. Далее по каждому направлению бизнеса формируются бюджеты, которые сводятся в единый финансовый план предприятия. На этом этапе корректируется план мероприятий по срокам, реже по объемам и направлениям. Промежуточным итогом всей разработки становится детальный оперативный годовой план, обязательный к немедленному исполнению. Реализация плана сопровождается консультированием, направленным на данном этапе на жесткий контроль и адекватную коррекцию мероприятий, технологий, а в крайнем случае и стратегий организации. Рассматривая комплексные проекты по частям и подразумевая, что каждая часть может стать (и становится) отдельным проектом, агентство определило перечень нескольких типовых проектов: • разработка стратегий и концепции развития предприятия; • оптимизация его организационной структуры; • ревизия маркетинга (или разработка маркетинговых стратегий); • экспертиза бизнес-проектов; • разработка рекламных кампаний. Иерархическую связь проектов иллюстрирует следующая схема (рис. 3).
Рис. 3 Выполнение проекта определенного уровня иерархии связано с поверхностным анализом предыдущего уровня для определения целесообразности формулировки задания и с более глубокой проработкой'нижестоящих уровней. Разработка стратегий предусматривает и формулирование целей предприятия, кроме собственно стратегий, ведущих к достижению этих целей. Для нереальной цели не существует качественной стратегии. В то же время оргструктура выстраивается необходимым для стратегий образом, также маркетинговые стратегии и тем более рекламные кампании. Оптимизация оргструктуры предусматривает оценку консультантом стратегическо-целевого комплекса предприятия. При этом его глубокая проработка (исследование рыночных возможностей, тенденций и т. д.) не производится. Цели и стратегии проверяются лишь на непротиворечивость. Маркетинговый комплекс и бизнес-проекты подлежат более глубокой проработке, так как именно оргструктура накладывает на них львиную долю ограничений. Ревизия маркетинга начинается с определения общих стратегий предприятия и места маркетинга в оргструктуре. При наличии серьезных противоречий консультант и заказчик принимают совместное решение о коррекции задания. Собственно проработка маркетингового комплекса практически полностью определяет роль, место и цели рекламы на предприятии. Разработка рекламной кампании является по сути локальной задачей. Для ее решения консультантом агентства предварительно оценивается маркетинговый комплекс (с точки зрения непротиворечивости подходов и методов). Реклама разрабатывается с Учетом маркетинговых стратегий. Ниже представлены некоторые проекты, реализованные специалистами Маркетингового агентства "РБМ" на различных промышленных и потребительских рынках (по информации, приведенной на сайте компании)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Вельтман М. и др. Консалтинг в России: введение в проф. Методы работы: Практическое пособие / М. Вельтман и др. Под ред. А. П. Посадского. – М.: 1998. – 128 с. 2 Гончарук В. А. Алгоритмы преобразований в бизнесе: Практика консультирования. Маркетинговый подход / В. А. Гончарук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дело», 2001. – 296 с. 3 Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / Под ред. д.э.н., проф. М. И. Кныша – С-Петербург.: «Дмитрий Буланин»; 2003, 192 с. 4 Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1997 5 «Рост рынка предопределен» маркетологи о перспективах маркетингового рынка. – Маркетолог, №3, 2004, с. 55 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |