реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках В.Г. Будая "Русский с алфавита" и Ю.Г. Овсиенко "Русский язык для начинающих"

Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках В.Г. Будая "Русский с алфавита" и Ю.Г. Овсиенко "Русский язык для начинающих"

Содержание


Введение

Глава 1       Лексико-семантическая система русского языка

Глава 2       Реализация системного подхода в преподавании лексики в учебниках В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих”

2.1       Общая характеристика лексических объединений, представленных в учебниках В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих”

2.2       Сходства и различия в представлении лексической системы в учебниках В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих”

Заключение

Библиография

Приложение № 1 Лексико-семантические группы

Приложение № 2 Словообразовательные группы

Приложение № 3 Лексико-тематические группы

введение

Лексический уровень представляет собой наиболее сложную, труднообозримую и недостаточно изученную систему с большим разнообразием связей, единиц, входящих в эту систему.

Обучение неродному языку должно строиться так, чтобы у учащихся постоянно вырабатывалась способность к категоризации и систематизации языковых явлений. В этом отношении лексика является одним из самых сложных аспектов теории и практики обучения иностранному языку.

Без овладения словарным запасом невозможно ни понимание речи других людей, ни выражение собственных мыслей. По этой причине работе над лексической стороной речи на всех этапах обучения русскому языку отводится исключительно большое место.

Овладеть иноязычной лексикой - значит усвоить (запомнить) значение и форму предусмотренного учебной программой минимума лексических единиц и научиться пользоваться этими единицами в различных видах речевой деятельности (т.е. овладеть навыками оформления речи). Наконец, научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении текстов. Таким образом, лексика нужна как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения).

Овладение лексикой связано со значительными трудностями. Главными из них являются: большой объем словарного состава русского языка, сложность каждой лексической единицы, различия в значении слов русского и родного языка учащихся.

Цель исследования: проанализировать обучение лексической стороне речи с точки зрения системного подхода в учебниках по русскому языку как иностранному В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих”. В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования;

2. Выявить объединения лексических единиц (синонимические ряды, антонимические пары, лексико-семантическое поле, понятийное поле, лексико-тематическая группа, лексико-семантическая группа, паронимы, омонимы, гиперонимы, гипонимы и др.) в учебниках В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих”;

3. Выделить принципы отбора лексики в рамках системного подхода организации лексики.

Объект исследования – лексико-семантическая система русского языка. Предмет – виды объединений лексических единиц и отношения между ними в учебных пособиях В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих”.

В работе использованы следующие общепринятые в лингвистике способы (наблюдение, лингвистическая интерпретация) и методы исследования, в том числе: описательный, сопоставительный, компонентный, методы анализа и синтеза.

Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографии и трех Приложений. В первой (теоретической) главе описывается системность подхода в организации лексики русского языка, характеризуются лексические подсистемы языка. Во второй (исследовательской) главе обосновывается актуальность системного подхода к отбору и организации лексики для обучения иностранных студентов русскому языку. Содержащиеся в приложениях примеры основных лексических группировок единиц из учебников В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих” подтверждают учет системного характера лексики в практике преподавания языка.

ГЛАВА 1. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

РУССКОГО ЯЗЫКА

Лексикаэто совокупность слов, словарный состав языка. Лексика в практике преподавания русского языка как иностранного рассматривается как аспект языка, который обладает свойством системности. Система – это совокупность элементов, связанных внутренними отношениями. Лексика как система такая организация, единицы которой взаимообусловлены и взаимозависимы в содержательном плане [13, с. 113]. Системная организация лексики проявляется в наличии в ней множества подсистем, то есть объединений слов, характеризующихся некой общностью значений. Такие объединения слов называются лексико-семантическими парадигмами, а семантические отношения между членами парадигмы – парадигматическими отношениями. Принято выделять определенные группировки единиц, такие как синонимические ряды, антонимические пары, лексико-семантическое поле, понятийное поле, лексико-тематическая группа, лексико-семантическая группа, паронимы, омонимы, гиперонимы, гипонимы и др.

Синонимы – это слова одного языка, слова одной части речи, имеющие близкое или даже одинаковое значение (близость значений в некоторых определениях подчеркивается указанием на то, что синонимы обозначают одно и то же понятие [6, c. 191]), но обязательно чем-то отличающиеся друг от друга. Например: использовать, применять, употреблять. Абсолютно одинаковые, совпадающие во всех (кроме, естественно, звучания) своих признаках слова, так называемые дублеты, оказываются ненужными языку. Они вступают в конфликт, приходят в столкновение, и либо одно из слов выходит из языка, перестает употребляться, либо оно приобретает какие-то новые качества, дающие ему право оставаться в языке.

Наличие “общего ядра значения” – обязательный признак синонимичности слов. Что же касается различий, то они могут быть и семантическими, и синтагматическими, и стилистическими, и словообразовательными. Слова, между которыми обнаруживаются синонимические отношения, называются словами-синонимами (или просто синонимами), а объединения таких слов обозначаются термином “синонимический ряд”. Структурно-семантической особенностью синонимического ряда слов является нередкое наличие в его составе слова-доминанты, как бы представителя всего ряда, с наибольшей полнотой отражающего семантические и синтагматические свойства ряда слов. Доминанта может и отсутствовать в синонимическом ряде, в этом тоже проявляется своеобразие данного синонимического ряда слов.

Антонимами называются слова, значения которых противоположны, то есть находятся в антонимических отношениях. Отношения антонимии возможны только между двумя словами (между их значениями), и, чтобы установить наличие или отсутствие этих отношений, надо сравнить значения двух слов, причем не любых, а таких, между которыми есть хоть какое-нибудь сходство. Основанием сравнения при этом является определенный семантический компонент, наличествующий в сравниваемых значениях [6, c. 93]. И если этот семантический компонент имеет противоположное содержание, речь идет об антонимических отношениях между словами. Например, компонентный состав значений прилагательных сильный – слабый имеет такой вид:

сильный – 1) “обладающий”; 2) “физической силой”; 3) “большой, значительной”;

слабый – 1) “обладающий”; 2) “физической силой”; 3) “небольшой, незначительной”.

Основание сравнения – семантический компонент “количество” – получает в значениях сравниваемых слов противоположное выражение (“большой” – “небольшой”), а остальные семы тождественны, значит, перед нами слова-антонимы.

Тождество семантических компонентов, не входящих в основание сравнения, является необходимым условием лексической антонимии. И поэтому нельзя считать антонимами прилагательные, например, высокий и узкий, хотя между ними и есть определенное сходство – оба они обозначают линейные размеры предмета. Но этого сходства для лексических антонимов оказывается недостаточно.

Значения слов-антонимов имеют относительный характер, который формируется не столько на отражении абсолютных (объективных) свойств, признаков и их отношений в реальной действительности, сколько на их оценке в сравнении относительно других, стоящих на противоположной шкале отсчета качеств и свойств предметов [13, c. 105]. Сами по себе предметы, их свойства, конечно, не противоположны, отношения противоположности между ними устанавливаются в нашем сознании и отражаются в языке в значениях соответствующих слов как результат мыслительной операции обобщения.

Паронимия — частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном). Иногда термином паронимия называют такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого [4, c. 57]. Например, употребление слова адресат вместо адресант; боцман вместо лоцман; кремень вместо кремний является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паронимами.

Употребление одного слова вместо другого, сходнозвучного, объясняется недостаточно твёрдым знанием значения одного из слов или даже обоих, некомпетентностью говорящего (пишущего) в той сфере деятельности человека (наука, техника, искусство, ремесло), откуда взято слово.

Омонимы — разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка (слова, морфемы и т.д.), в значении которых (в отличие от значений многозначных единиц) нет общих семантических элементов.

Лексические омонимы возникают:

1) вследствие звукового совпадения различных по происхождению слов например рысь (бег) и рысь (животное);

2) в результате полного расхождения значений многозначного слова, например мир (вселенная) и мир (отсутствие войны, вражды);

3) при параллельном словообразовании от той же основы, например тройка (лошадей) и тройка (отметка).

Понимание омонимов определяется контекстом, однако отсутствие у омонимов общих семантических элементов делает невозможным совмещение их значений (за исключением непреднамеренной или преднамеренной двусмысленности текста) [5, c. 98].

На первый взгляд может показаться, что лексическая омонимия – чисто внешнее явление, результат случайного совпадения. Однако язык терпит далеко не всякую омонимию. Омонимы в языке не смешиваются и не мешают пониманию, только если употребляются в разных контекстах, в сочетаниях с разными словами. В иных случаях возникает омонимический конфликт, и один из омонимов вынужденно уходит из языка [5, c. 101].

Гипероним — слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков). В отношении некоторого множества объектов гиперонимом является понятие, отражающее надмножество к исходному.

Гипоним — слово с более узким значением, называющее предмет (свойство, признак) как элемент класса (множества). Гипонимия есть отношение какого-либо значения как видового к другому, родовому. К примеру, слова овчарка, пудель, борзая, являются гипонимами к слову собака, которое по отношению к ним является гиперонимом, то есть родовым названием. Слово собака в свою очередь является гипонимом к слову животное [9, c. 65].

Новые родовые понятия формируются с развитием языка. Таким образом достраиваются гипо-гиперонимические отношения. Так, в русском языке в XVIII веке появляется родовое название мебель, которое становится гиперонимом для слов стол, кровать, диван и т.д., еще позднее возникают наименования головной убор (как гипероним слов шляпа, шапка, кепка, берет и др.); торговая точка (как гипероним слов магазин, лоток, ларек и т.д.); транспорт (гипонимами которого становятся поезд, трамвай, автомобиль и др.) [9, c. 66].

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) – это семантическое объединение слов (парадигма) одной части речи. Лексико-семантическая группа представляет собой группу слов, тесно связанных по смыслу. В лингвистике лексико-семантическая группа понимается как языковая и психологическая реальность, принципиально вычленимое объединение слов, члены которой имеют одинаковый грамматический статус и характеризуются однородностью смысловых отношений [7, c. 141]. Лексико-семантическая группа характеризуется довольно высокой степенью упорядоченности связей между единицами, что позволяет рассматривать ее как наиболее яркое выражение системности в лексике.

Поскольку смысловые связи между словами чрезвычайно разнообразны, термин “лексико-семантическая группа” используется по отношению к лексическим единицам, объединенным разными типами смысловой общности:

1.                 смысловое подобие (синонимия: путь- дорога);

2.                 смысловая противоположность (антонимия: холодный - горячий);

3.                 родовидовые отношения: (дерево – сосна);

4.                 отношение соположения (соподчиненные видовые понятия, входящие в одно родовое: сосна - ель - лиственница - кедр, входящие в группу хвойных деревьев);

5.                 присущность (предмет и его часть, признак, связываемое с ним действие и т. п.: сосна - шишка, хвоя, расти; скрипка - скрипач).

Пары и тройки слов, связанные перечисленными выше отношениями, образуют более крупные системные единства: синонимические ряды и семантические поля.

Например, прилагательные горячий, жаркий, раскаленный, обжигающий, жгучий, знойный и т. п. образуют синонимический ряд, в котором в качестве основного слова (доминанты) выступает горячий. Ряды синонимов со значениями «горячий», «холодный», «теплый» образуют лексико-семантическую группу - семантическое поле - с общим значением «температурное ощущение» [1, c. 63]. Одним парадигмам свойственны разные типы отношений, другим – какой-нибудь один. Следует, однако, помнить о постоянно действующих факторах, которые определяют структуру парадигмы, т.е. 1) о том, что обозначается (т.е. о соотнесенности с действительностью), и 2) о том, какой частью речи обозначается явление действительности.

Такие парадигмы, как весна, лето, осень, зима; утро, день, вечер, ночь; голова, плечо, рука, нога, живот и т.п., обозначают части целого – части суток, года, части тела и т.п. Эти группы характеризуются отношениями дополнительности: входящие в нее слова не могут заменять друг друга. Однако даже при таких отношениях, обусловленных связями между явлениями действительности, нельзя отрицать наличия у подобных групп собственно лингвистических особенностей. Отношения дополнительности в подобного рода группах могут осложняться отношениями сходства (синонимическими), которые возникают как результат выражения оценки, отношения к предмету (ср.: голова – котелок – чердак, руки – грабли – крючья и т.п.), или противоположения – антонимическими – (ср.: день – ночь, утро – вечер, зима – лето и т.п.) [1, c. 61].

Таким образом, лексико-семантические группы входят в более широкие объединения слов, которые можно назвать семантическими или лексическими полями. Такие поля включают слова разных частей речи, находящиеся в непосредственной семантической связи между собой. Примером могут служить объединения слов, обозначающих цвет, звук, запах (пахнуть, благоухать, вонять, пахучий, вонь, запах) [9, c. 59].

Еще более высокий уровень обобщения смысловых связей представлен в понятийном поле. На этом уровне происходит их дальнейшая категоризация. Понятийное поле “количество” включает все слова, соотносимые с понятием количества: количество, число, численность, цифра, номер, большинство, меньшинство, увеличивать, уменьшить, удвоить, а также количественные числительные (один, два, три и т.д.) [12, c. 139].

В понятийное поле “количество” входит ряд лексико-семантических групп, например ЛСГ наречий со значением степени: предельной степени (совсем, полностью, целиком, совершенно, абсолютно, окончательно), высокой степени (очень, крайне, чрезвычайно, сильно и т.д.). Внутри каждой их таких лексико-семантических групп выделяются подгруппы синонимов, а точнее, ряды синонимизирующихся слов.

Высокую степень обобщения имеет понятие сравнения, давая имя обширному понятийному полю. Оно образуется множеством лексических единиц весьма различных по своей грамматической природе: сравнение, тождество, аналогия, подобие, сходство, похожесть, уподобление, сравнивать, сопоставлять, сличать, различать, различаться, отличаться, аналогичный, похожий, подобный, аналогично, сравнительно, в сравнении, по сравнению, подобно, вроде, похож, в отличие, в виде и т.д. [12, c. 145]. Эти лексические единицы группируются в более частные (семантические) поля: сходства, подобия, различия и т.п. Подобно понятийному полю количества, понятийное поле сравнения охватывает не только лексику, но и весьма разнообразные грамматические, словообразовательные средства, соотносящиеся с понятием сравнения. Это разграничение смысловых связей слов по трем уровням довольно условно. Цель данного разграничения здесь в том, чтобы еще раз подчеркнуть мысль о многообразии смысловых связей в лексико-семантической системе языка и ее иерархическом строении.

В практике обучения языку выделяются также тематические группы. Лексико-тематическая группа слов (ЛТГ) – это совокупность на основе семантической общности слов разных частей речи. В тематических группах слова объединены общей темой и находятся в разных типах связи – парадигматической и синтагматической.

Отношение тематических групп к лексико-семантическим группам, семантическим и понятийным полям – это отношение пересечения. Слова одной лексико-семантической группы могут оказаться распределенными по разным тематическим группам, а многие лексико-семантические группы (состоящие из “нетематичных” слов) не войдут ни в одну тематическую группу [9, c. 56].

Все рассмотренные группировки лексических единиц в той или иной степени являются объектом изучения в преподавании русского языка как иностранного.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЛЕКСИКИ В УЧЕБНИКАХ В.Г.БУДАЯ “РУССКИЙ С АЛФАВИТА” И Ю.Г. ОВСИЕНКО “РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ”

2.1 Общая характеристика лексических объединений, представленных в учебниках В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих”

Демонстрация системности не противоречит главной задаче обучения, а наоборот, повышает эффективность практического овладения языком. Учебной лексической единицей должно выступать не само по себе слово, а словосочетание, лексический комплекс, который целиком усваивается и хранится в памяти учащегося, а в случае надобности он также целиком извлекается из памяти, вставляется в предложение в виде готового "блока", получая при этом соответствующее грамматическое оформление.

Для запоминания лексики необходима её высокая повторяемость, поэтому новые лексические единицы включаются во все тексты и упражнения урока. Запоминание слов носит активный характер. Почти вся лексика начального этапа – активная, пассивного словаря почти нет. Это ядро будущего активного словаря.

При отборе активной лексики в словарь-минимум учитываются следующие принципы:

1. Семантический, заключающийся в том, что отбираемые слова должны выражать наиболее важные понятия по той тематике, с которой учащиеся встречаются на занятиях по языку. К примеру, слова выписать, подчеркнуть, составить, заменить, найти, перевести, вписать, спросить, назвать и т.п. крайне необходимы для занятий.

2. Сочетаемости, согласно которому слова с большой сочетаемостью предпочтительнее слов с редкой сочетаемостью, так как при ограниченном объеме активной лексики они позволяют выражать и понимать более разнообразное содержание. Так, глагол «купить» сочетается: а) с прямым дополнением (купить подарок); б) с косвенным дополнением (купить другу); в) с обстоятельством места (купить в универмаге) и т. п. Точно также объектное место при глаголе «видеть» может быть замещено практически неограниченным числом слов (видеть дом, стол, стул, самолет, реку, гору, дерево, человека и т. д.) [11, урок 14].

3. Стилистической ограниченности, т.е. принадлежность слова к нейтральному с элементами разговорного, публицистическому, официально-деловому и частично научному стилям речи. Стилистическая соотнесенность слова играет существенную роль в организации правильного высказывания. В учебных пособиях В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г.Овсиенко “Русский язык для начинающих” первоначально вводится лексика обиходно-бытовой сферы (имя, фамилия, семья, рассказ, библиотека, читальный зал, слово, сказать, спросить, окно, дверь, выход, вход, здание, идти, встречать и др.).. Затем вводится лексика официально-делового стиля (делегация, администрация, сенсация, конференция, изобразить, возражать, подвести итог и т.п.) и лексика научного стиля (конструирование, эксплуатация, этнографический, модульный принцип и др.).

4. Частотности, в соответствии с которым в словарь-минимум включаются наиболее употребительные слова в указанных выше сферах общения. В данных учебных пособиях из урока в урок встречаются слова такие как, например, учить, видеть, новый, начало, работать, ответить, предложение, сказать, сделать, прочитать, смотреть, хороший, легко, трудно, заниматься, переводить, слышать, называть, находиться, быть, жить, мама, папа, брат, сестра, друг, приятель, идти, приходить, знать, встречать, нравиться, любить, спрашивать, войти, попросить и т. п.. Эти слова употребляются почти в каждой теме, а в учебнике В.Г. Будай - и в самих заданиях к текстам и упражнениям.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.