реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность и функции налогообложения

Сущность и функции налогообложения

Содержание


Введение

2

1. Сущность и функции налогов

4

    1.1 Функции налогов

4

     1.2 Принципы налогообложения

5

     1.3 Классификация налогов

6

2. Виды налогов

10

     2.1 Виды налогов

10

     2.2 Характеристика основных видов налога

12

          2.2.1 Косвенные налоги

16

          2.2.2 Прямые налоги

18

          2.2.3 Налоговые льготы

20

3. Пути совершенствования налоговой системы в Украине

22

Заключение

25

Литература

26





Введение

Для существования государства необходимы огромные финансо­вые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных государственных централизованных фондах в основном благодаря функционированию налоговой системы. Экономические отношения, связанные с налогами, в той или иной степени затрагивают все насе­ление страны, поэтому основные теоретические и практические аспек­ты построения налоговой системы интересуют не только специалис­тов (экономистов, юристов, руководителей всех уровней, предпринима­телей), но и обычных граждан.

Система налогообложения в Украине начала формироваться с 1991 г. Несмотря на неизменность основополагающих принципов и подходов к построению этой системы, изложенных в Законе Украины "О системе налогообложения", она тем не менее постоянно изме­няется: вносятся дополнения, уточнения, поправки. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные со сбором, распределением и использованием налоговых поступлений в Украине, отражают все из­менения государственной финансовой политики, направленные на пре­одоление кризиса и создание эффективной рыночной экономики.

Нестабильность налогового законодательства существенно ус­ложняет как практическую предпринимательскую деятельность, так и изучение налоговой системы студентами. Многочисленные изменения и дополнения, постоянно вносимые в законодательную базу, ведут к быстрому устареванию учебной литературы и требуют постоянного ее обновления.

Цель моей работы - сфор­мулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения, методов налоговой работы. В первой части работы будут раскрыты сущность и функции налогов. Во второй части рассмотрены виды налогов. Третья часть  посвящена путям совершенствования налоговой системы в Украине.

 Возникновение рыночных отношений в Украине сопро­вождается повышением роли государственного регулиро­вания в управлении экономическими и социальными про­цессами, что в свою очередь повышает значение налогов, сборов и других обязательных платежей, которые обес­печивают государственное воздействие на пропорции общественного воспроизводства. Налоговая политика должна обеспечить раскрепощение производителей, ос­тановить процесс спада производства, стимулировать приоритетные сферы деятельности народного хозяйства Украины.

Налоговая система Украины начала создаваться в 1991 г. и до сих пор находится на стадии формирования и перманентного реформи­рования. Этот процесс не может проходить без учета мирового опы­та и тенденций, связанных с углублением международного разделе­ния труда и увеличением перераспределения капиталов и рабочей силы, способствующих интернационализации налоговых систем раз­ных стран. Это означает, что при сохранении определенных особен­ностей налогообложения в каждой стране у налоговых систем появ­ляется все больше общих черт.






















1.    Сущность и функции налогов

Изъятие в пользу общества государством определен­ной части валового внутреннего продукта в виде обязатель­ных платежей и взносов определяет сущность налога.

Налог представляет собой индивидуально бесплат­ный безвозвратный безусловный целевой платеж, который вносится в бюджет определенного уровня. Налоги устанав­ливаются на основе актов Верховного Совета Украины или совета местного управления.

 Основными функциями налогов считают фискальную и регулиру­ющую.

Изначально налоги во всех государствах вводились в целях вы­полнения фискальной функции, т. е. обеспечения государства источ­никами денежных средств для финансирования государственных рас­ходов. Затем государства в большей или меньшей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы в целях регули­рования социально-экономических процессов, и налоги стали выпол­нять регулирующую функцию, т. е. оказывать влияние на воспроиз­водство (стимулировать или сдерживать его темпы, увеличивать или уменьшать накопление капитала и платежеспособный спрос населе­ния) и способствовать решению различных социальных задач (таких, как защита низкооплачиваемых лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществле­ние эффективной демографической политики). Поскольку регулиру­ющая функция налогов направлена на экономические и социальные процессы, ее можно подразделить на экономическую, стимулирующую, социальную и т. д.

Иногда наряду с перечисленными выделяют также распредели­тельную и контрольную функции налогов. Этим подчеркивается, что налоги, являясь составной частью финансов как экономической категории, кроме специфической (фискальной) функции выполняют и общие функции финансов (распределительную и контрольную).

 Вопрос о том, насколько эффективно государство может исполь­зовать регулирующую функцию налогов, является одним из централь­ных в теории налогообложения. История развития теорий налогов — это история борьбы двух основных направлений в экономической те­ории — монетаризма и кейнсианства.

Приверженцы монетарных методов, к которым относились также основоположники классической политэкономии и теории налогов А, Смит и  Д. Рикардо, считали, что налоги в основном должны выпол­нять фискальную функцию и быть нейтральными относительно эко­номических процессов. Кейнсианцы отстаивали необходимость усиле­ния государственного регулирования экономики с помощью финан­совых регуляторов, в том числе налогов.

На различных этапах экономического развития при проведении налоговых реформ приоритетными становились то монетарные, то кейнсианские подходы к совершенствованию налогообложения.

В настоящее время, пожалуй, никто не отрицает необходимости ис­пользования налогов в качестве финансовых регуляторов; идет поиск интеграции неоклассических (монетаристских) и кейнсианских моде­лей, создания новой теории налогов, которая вобрала бы в себя поло­жительные элементы различных направлений финансовой науки, раз­работанных в прошлом.

Принципы налогообложения, которые впервые были сформулиро­ваны А. Смитом в его классической работе "Исследование о приро­де и причинах богатства народов" и с которыми впоследствии, как правило, соглашались ученые, развивавшие теорию налогов, сводятся к четырем понятиям: всеобщность, справедливость, определенность, удобность.

В подробном изложении А. Буковецкого эти принципы формули­руются так:

1. Подданные каждого государства обязаны поддерживать его по возможности в соответствии со своими средствами, т. е. в зависимости от доходов, которые они получают под охраной го­сударства.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, дол­жен быть определен точно, а не произвольно. Время и размер уплачиваемого налога, способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и кому-либо другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким спосо­бом, которые удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен извлекать из кармана населения воз­можно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Эти общие принципы налогообложения постепенно расширялись, трансформировались под влиянием социально-экономических и поли­тических преобразований, которые происходили в мире. В настоящее время они в основном сводятся к следующему:

- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня его доходов. Доход, оставшийся после уплаты налогов, должен обеспечивать ему нормальное развитие;

- необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до­ходов носило однократный характер. Многократное обложе­ние доходов или капитала недопустимо;

- налоги должны быть обязательными. Налоговая система не должна оставлять у налогоплательщика сомнений в неизбежно­сти платежа;

- процедуры расчета и уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономич­ными для учреждений, собирающих налоги. Следует стремиться к минимизации расходов на взимание налогов;

- налоговая система должна обеспечивать рациональное пере­распределение части создаваемого валового внутреннего про­дукта (ВВП) и быть эффективным инструментом государствен­ной экономической политики;

- налоги могут использоваться как финансовые регуляторы с це­лью установления оптимального соотношения между доходами работодателей и наемных работников, между средствами, кото­рые направляются на потребление и накопление;

- необходимо обеспечивать стабильность налогообложения;

- ставки налогов не должны изменяться в течение довольно дли­тельного периода. Вместе с тем налоговая система должна быть адекватна конкретным этапам экономического развития страны; это достигается осуществлением налоговых реформ, обеспечивающих эволюцию налоговой системы;

-            нельзя допускать индивидуального подхода к конкретным на­логоплательщикам при установлении налоговых ставок и при­менении налоговых льгот. Налогообложение должно быть дос­таточно универсальным, обеспечивать одинаковые требования и одинаковый подход к плательщикам, с одной стороны, и ра­зумную дифференциацию ставок и использование налоговых льгот — с другой.

Налоги можно классифицировать по различным признакам.

Издавна по методу установления налогов их начали подраз­делять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов — потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену то­варов (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на по­требление.

Критерий переложения налога на потребителя для признания его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, по­скольку при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через механизм роста цен, а бремя косвенных налогов, напротив, не всегда полностью перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается достаточно эластичным и объем реализации уменьшает­ся при повышении цены. Поэтому для разделения налогов на прямые и косвенные перестали использовать критерий переложения.

В настоящее время все подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарения, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление — к кос­венным.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно для платель­щиков; их размер зависит от масштабов объекта налогообложения.

 Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бре­мени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому невзирая на справедливость прямых налогов налоговая система не может ог­раничиться только ими.

 Поскольку косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток, за который они постоянно подвер­гаются критике, — регрессивный характер, или обратно пропорцио­нальная зависимость от платежеспособности потребителей. Вслед­ствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массово­го потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на при­обретение продуктов питания и других товаров первой необходи­мости.

В связи с тем что структура потребления у различных слоев насе­ления значительно различается, принцип справедливого налогообло­жения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установ­ление более высоких налогов только на товары не первой необходи­мости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и со­кращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невы­сокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Несмотря на критику со стороны многих экономистов, косвенные налоги довольно широко используются во всем мире, так как при от­носительно простом механизме взимания (от них трудно уклониться) они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой за­висимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они вос­принимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и осознанием этого (табл. 1.).

                                                                                                                  Таблица 1.

Особенности косвенных и прямых налогов

Показатель

Косвенные налоги

Прямые налоги

Сложность определения налоговых обязательств

Относительно простые расчеты

Относительно сложные расчеты

Реакция налогоплательщиков

Устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов

Относительно неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятий и граждан

Характер налогообложения

Относительно регрессивное

Относительно прогрессивное

Возможность переложения налогов

Большая

Меньшая



Классификация налогов осуществляется и по другим признакам. Так, по степени учета финансового положения налогоплательщи­ка прямые налоги подразделяют на личные и реальные. Механизм ис­числения и уплаты личных налогов учитывает платежеспособность и семейное положение физического лица, так как они уплачивают­ся в зависимости от величины дохода (прибыли), полученного пла­тельщиком. Примером личного налога является подоходный налог с граждан. Реальными налогами (на дома, торгово-промышленные здания, землю и др.) облагается имущество как физических, так и юридических лиц независимо от индивидуальных финансовых обсто­ятельств налогоплательщика. Например, налог на недвижимое имуще­ство граждан может составлять некоторую сумму, определяемую его стоимостью, независимо от того, какие доходы получает его владелец.

В зависимости от способов установления налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и рав­ные. К пропорциональным относят налоги, предполагающие уплату одинаковой суммы с каждой единицы обложения.

Ставки прогрессивных налогов возрастают с увеличением едини­цы обложения. Равный налог берется в одинаковой сумме со всех плательщиков. Единственное его преимущество — простота взима­ния. В настоящее время применяются в основном пропорциональные и прогрессивные формы налогообложения; равные налоги (например, подушный) широко применялись в средние века, сейчас же считаются устаревшей формой.

В зависимости от того, какому уровню государственной влас­ти предоставлено право установления, взимания и распределения налогов, они делятся на общегосударственные (в федеративном госу­дарстве — федеральные), региональные и местные.  

В зависимости от установленного порядка использования на­логи подразделяются также на общие и специальные. Общие налоги не имеют особого предназначения и могут быть использованы для покрытия любых видов расходов государственного и местного бюд­жетов, специальные налоги взимают для целевого финансирования некоторых заранее определенных затрат.

По экономическому содержанию объекта налогообложения выде­ляют пять групп налогов: на имущество; на использование различных ресурсов (земли, воды, полезных ископаемых и т. д.); на доход или прибыль; на различные действия — юридические и хозяйственные акты, финансовые операции, реализацию продукции и т. д.; прочие (например, на потребление: НДС, акцизный сбор, таможенные пошли­ны; местные: на рекламу, гостиничный сбор, курортный сбор и др.).

По субъектам налогообложения различают налоги:

- взимаемые с юридических лиц;

- взимаемые с физических лиц;

- смешанные (и с юридических, и с физических лиц).

2.    Виды и общая характеристика налогов, платежей и сборов

Изъятие в пользу общества государством определен­ной части валового внутреннего продукта в виде обязатель­ных платежей и взносов определяет сущность налога.

Налог представляет собой индивидуально бесплат­ный безвозвратный безусловный целевой платеж, который вносится в бюджет определенного уровня. Налоги устанав­ливаются на основе актов Верховного Совета Украины или совета местного управления.

Обязательный взнос в Государственный целевой фонд является обязательным безвозвратным целевым платежом, который вносится для формирования централи­зованных денежных фондов государства.

Сборы и прочие обязательные платежи представ­ляют собой обязательные безвозвратные платежи в бюджет или государственные целевые фонды, которые имеют пла­тежный или компенсационный характер или вносятся в свя­зи с предоставлением плательщику сбора определенной услуги или определенных прав.

Все налоги, сборы и другие обязательные платежи формируют бюджетную систему Украины.

В Украине разделяют две группы налогов, отличаю­щихся подчиненностью:

- общегосударственные налоги, сборы и другие обяза­тельные платежи;

- местные налоги и платежи.

В соответствии с Законом Украины «О системе на­логообложения» от 25. 06. 1991 г. № 1251-XII, с после­дующими изменениями и дополнениями, к основным ви­дам общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей в Украине относятся:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизный сбор.

3. Налог на прибыль предприятия.

4. Налог на доходы физических лиц.

5. Государственная пошлина.

6. Налог на землю.

7. Сбор в Государственный инновационный фонд.

 8. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

9. Налог на промысел.

10. Сбор на специальное использование природных ресурсов.

11.Сбор на геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

12. Сбор за загрязнение окружающей среды.

13. Сбор на обязательное социальное страхование.

14. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

15. Сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ли­квидации последствий Чернобыльской катастрофы и соци­альной защите населения.

16. Плата за торговый патент на некоторые виды пред­принимательской деятельности.

17. Фиксированный сельскохозяйственный налог.

18. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

19. Гербовый сбор.

20. Единый сбор, который уплачивается в пунктах про­пуска через государственную границу Украины.

21. Пошлина.

Сельскими, поселковыми, городскими советами уста­навливаются местные налоги и сборы. Областными сове­тами устанавливаются сборы за проезд по территории при­граничных областей автотранспорта, направляющегося за границу.

К местным налогам и сборам относятся:

1. Налог с рекламы.

2. Коммунальный налог.

3. Рыночный сбор.

4. Гостиничный сбор.

5. Сбор за парковку автотранспорта.

6. Курортный сбор.

7. Сбор за проезд по территории Автономной Респуб­лики Крым и приграничных областей движущегося за грани­цу автотранспорта.

8. Сбор за разрешения на размещение объектов тор­говли и сферы услуг.

9. Сбор за осуществление зарубежного туризма.

10. Сбор за выдачу ордера на квартиру.

11. Сбор за право использования местной символики.

12. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей.

13. Сборы за предоставление земельных участков для строительства объектов производственного и непроизвод­ственного назначения, индивидуального жилья и гаражей в населенных пунктах[5; c. 31].

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.