реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Типология смыслов политического дискурса

Кроме того, выявляется тенденция преобладающего обращения к тем или иным средствам смыслопостроения в процессе конструирования отдельных подсмыслов, что объясняется спецификой целевых установок и интенций субъектов дискурса, определяющих выбор текстовых средств. Так, антитеза, как правило, служит противопоставлению позиций субъекта дискурса и его политического оппонента, аллюзия выстраивает сложное взаимодействие между текстами культуры, обеспечивая не только возникновение «диалога» текстов, но и связь эпох, метафора proper, антитеза и аналогия также служат созданию ярких и емких образов, апеллирующих к эмоциям реципиента и пробуждающим в его сознании ряд мыслительных антиномий, отражающих способ мыследействования субъекта политической коммуникации, базирующийся на оценивании действительности по шкале «хорошо-плохо».

При этом аспект «хорошо» реализуется в дискурсе путем имплицитного формулирования субъектом характеристик «идеального», на его взгляд, американского политика, которые могут быть вычленены из специфики метафорических образов, создающих возможность их косвенного аттрибутирования самому субъекту.

В своей совокупности данные характеристики могут составить образ американского политика являющийся отражением обобщенных национальных идеальных представлений. Выведенные нами на основе анализа специфики метафоризации в политическом дискурсе характеристики американского политика представлены вместе с соответствующими подсмыслами в табл. 1.

Анализ специфики метафоризации в политическом дискурсе, на основе которого были выявлены смыслы и подсмыслы, также выявил особенности построения смысла «Идеальный политик», к которым можно отнести следующие:

1) Развертывание смысла «Идеальный политик» сопровождается формулированием в дискурсе характеристик американского политического деятеля, кажущаяся субъективность которых, однако, не отрицает их национально-культурной специфики. Так, с одной стороны данные характеристики указывают на перспективу и в совокупности формируют ориентир, определяющий направление самосовершенствования субъекта, приходящего во власть в соответствии с индивидуальными представлениями субъектов политического дискурса. С другой стороны, принимая во внимание необходимость реализации основной цели политической коммуникации, основу которой составляет борьба за власть, их актуализация, очевидно, обусловливается стремлением самого субъекта «понравится» реципиентам, что определяет его обращение к национально-культурным реалиям и представлениям.

2) Развертывание смысла «Идеальный политик» обнаруживает свою ограниченность временными рамками конца XIX – начала XX века. Заметный спад случаев актуализации данного смысла наблюдается к середине и концу XX века, когда смысл «Идеальный политик» перерастает в смысл «Идеальное государство», который становится гипонимом для смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин».


Таблица 1.

Смысл «Идеальный политик»

Подсмыслы

Характеристики

Культурно-смысловая доминанта «Сила-Слабость»

Подсмысл «Политическая солидарность»

Дух коллективизма, приверженность дисциплине, способность к компромиссам, принципиальность.

Подсмысл «Политическая независимость»

Независимость в суждениях и действиях, последовательность, высокая этика.

Подсмысл «Политическая выдержка»

Настойчивость в достижении цели, терпение, самоотдача, сдержанность.

Подсмысл «Политическая ответственность»

Решительность, хладнокровие и самообладание в критических ситуациях, понимание нужд народа.

Культурно-смысловая доминанта «Прошлое-Настоящее»

Подсмысл «Опыт предшественников»

Способность анализировать и использовать накопленный нацией опыт

Культурно-смысловая доминанта «Добро-Зло»

Подсмысл «Вина»

Приверженность национальным интересам.

2. Смысл «Идеальный гражданин»

Развертывание смысла «Идеальный гражданин» и само его присутствие в политическом дискурсе обусловливается стремлением субъекта задать соответствующие ориентиры, служащие формированию в сознании народа такого понятия, как патриотизм, установление содержания которого позволяет, с одной стороны, говорить о возможности создания единой, сильной нации, а с другой стороны, определяет дальнейшую квалификацию действий граждан с точки зрения вклада каждого в становление государства.

Отсюда формирование данного смысла происходит при главенствующей роли разворачивающихся на имплицитном уровне культурно-смысловых доминант «Сила-Слабость» и «Добро-Зло», и второстепенной роли смысловой доминанты «Прошлое-Настоящее-Будущее», которая, как и в предыдущем случае, предстает в усеченном варианте «Прошлое-Настоящее» и способствует формулированию идеи о необходимости извлекать уроки из опыта предшественников.

Развертывание смысла «Идеальный гражданин» с точки зрения имплицитного присутствия культурно-смысловой доминанты «Сила-Слабость» в американском политическом дискурсе осуществляется при помощи создания подсмыслов, характеризующих деятельность гражданина с позиций долженствования, а также ее полезности и результативности для государства. Средства метафоризации при этом способствуют актуализации отдельных аспектов смысла, служат экспликации и эмоционально-убедительному выражению «идеальных» представлений субъекта дискурса. Однако главной особенностью обращения субъекта дискурса к метафорическим средствам смыслопостроения становится в данном случае стремление избежать категоричности, заложенной в высказываниях, которые фактически содержат требования или указания на необходимость придерживаться определенной линии поведения, характеризующей деятельность американского гражданина как достойного представителя нации.


2.1. Подсмысл «Гражданский патриотизм»

Метафорические функции эксплицирования и избежания категоричности играют при развертывании данного подсмысла ключевую роль, что приводит к наиболее частотному употреблению аналогий и литот. В то же время, стремление субъекта подчеркнуть значимость своих утверждений приводит к использованию повторов, нарастающих перечислений, параллельных конструкций, сочетаний синдетона и асиндетона и т.д., создающих динамичность повествования и нагнетающих передаваемое субъектом настроение.

Пример 1: No man can be a good citizen who is not a good husband or a good father, who is not honest in his dealings with other men and women, faithful to his friends and fearless in the presence of his foes, who has not got a sound heart and a sound mind, and a sound body; exactly as no amount of attention to civil duties will save the nation if the domestic life is undermined, or there is lack of the rude military virtues which alone can assure a country’s position in the world. (T. Roosevelt 1883).

Пример 2: But I am certain that every American wants to pay his fare share, and not leave the burden of defending freedom entirely to those who bear arms (J. Kennedy 1961).

Так в данных высказываниях субъект выражает свои убеждения таким образом, что фактически ставит перед гражданином задачи, определяющие его жизненную позицию и утверждающие необходимость исполнения гражданского долга. Рекомендательный характер этих утверждений отражает использование литот (no man, not a good husband, has not got a sound heart etc.), а значимость их претворения в жизнь выражается при помощи аналогии, сопоставляющей семью и государство. Реализации функционального назначения аналогии также служат другие средства текстопостроения – перечисления, осложненные анафорическими повторами (who is not, who has not got) и повторами эпитетов (good, sound), смысловые нарастания (honest, faithful, fearless), на формальном уровне поддерживаемые использованием различных видов связи членов предложения: синдетона (and..., and) и асиндетона, антитезы (friends-foes) – которые в совокупности усиливают интенсивность эмоционального тона и воздействие слов субъекта, тем самым подчеркивая важность и значение выражаемого им смысла.

Результатом такого употребления средств метафоризации становится развертывание как в рамках данного высказывания так и в дискурсе в целом (что подтверждается примером 2, согласующимся с первым по своему смысловому наполнению) двух смысловых линий, отражающих суть подсмысла: «американский гражданин – достойный человек», «американский гражданин – защитник родины», которые обусловливают возможность характеризации «идеального» американского гражданина при помощи создания образов хорошего семьянина, честного и преданного друга, бесстрашного воина, разумного и сильного человека.


2.2. Подсмысл «Гражданская активность»

Дискурсивное формирование данного подсмысла заключается в выражении стремления активизировать деятельность граждан в аспекте реализации интересов государства. Необходимость такой активизации подчеркивается использованием средств метафоризации в их фасцинативной, эксплицирующей, креативной функции, функции актуализации, повышения изобразительности и интенсификации смысла.

Пример: The lesson of past agony is that without the people we can do nothing; with the people we can do everything. To match the magnitude of our tasks, we need the energies of our people (R. Nixon 1969).

Так, в приведенном высказывании обращение к антитезе, строящейся на использовании антонимических предлогов и местоимений (withoutwith, nothingeverything), служит цели выражения невозможности развития государства отдельно от населяющих его людей, от желаний и действий которых зависит многое. Антитеза, таким образом, создает особый контекст, в рамках которого актуализируется идея надежды, возлагаемой государством на народ, надежды на его поддержку и практическую помощь. Экспликация и интенсификация выражаемого антитезой смысла достигается при помощи перифраза, выведенного в начальную позицию высказывания (the lesson of the past agony) и высвечивающего в рефлективной реальности адресата зоны опыта, соотносимые с припоминанием прошлого страны. Эти припоминания необходимы субъекту для убедительного сопоставления ситуации недавнего политического кризиса, память о котором еще должна быть свежа в сознании реципиентов, и ситуации наличной действительности для выражения идеи недопущения наступления аналогичного кризиса в настоящем. Зависимость возможности предотвращения нежелательного кризиса не только от государства, но и от каждого человека, актуализируемая антитезой, также развивается и усиливается замыкающей высказывание метонимией (we need the energies of our people), перекликающейся с начальным перифразом и придающей высказыванию характер связной цикличности и завершенности.

Обращение к средствам метафоризации в данном случае позволяет субъекту косвенно сформулировать конкретные установки, отражающие его ожидания и имеющие своими коррелятами соответствующие характеристики гражданина, определяющие его деятельность на пользу государства. К числу таких характеристик относятся следующие: активность, трудолюбие и настойчивость в достижении целей.

● Реализация смысла «Идеальный гражданин» по линии имплицитного развертывания культурно-смысловой доминанты «Добро-Зло» предполагает формирование подсмысла, определяющего деятельность гражданина с точки зрения установления границ ее пользы и вреда для общества и государства.


2.4. Подсмысл «Гражданская критика»


Суть опредмечивания в политическом дискурсе данного подсмысла состоит в необходимости характеризации взаимодействия политика и гражданина. Главной линией такого взаимодействия выступает канал обратной связи, который в данном случае рассматривается как выражение гражданином критической оценки деятельности политика. При этом политик как субъект дискурса, анализируя критическую активность гражданина, со своих позиций, указывает на ее недостатки, в качестве которых выделяется ее возможная несправедливость, надуманность и ограниченность. Справедливая критика, однако, поощряется и считается даже необходимой и полезной, так как указывает на реальные пробелы в деятельности властных структур.

Средства метафоризации в данном случае служат эмоциональной экспликации позиции субъекта в аспекте анализа высказываемой гражданами неудовлетворенности его действиями. В то же время отдельные средства метафоризации в каждом конкретном случае могут использоваться для реализации специфических интенций субъекта. Так, рассмотрение множества высказываний, на основании которых был выделен данный подсмысл как составляющая смысла «Идеальный гражданин», показало, что антитезы здесь используются для противопоставления смысловых компонентов «справедливость – несправедливость», метафоры – для придания убедительности и воздействующей силы доводам, приводимым субъектом в плане представления своего видения специфики взаимоотношений политика и гражданина, синтаксические средства – для создания динамизма, сжатости, емкости повествования и дополнительной акцентуации смысла.

Пример: Hysterical sensationalism is the poorest weapon wherewith to fight for lasting righteousness. The men who with stern sobriety and truth assail the many evils of our time, whether in the public press, or in magazines, or in books, are the leaders and allies of all engaged in the work for social and political betterment (T. Roosevelt 1899).

Основным средством текстопостроения, например, в данном высказывании выступает антитеза, базирующаяся на противопоставлении существительных «sensationalism» и «sobriety» и сопровождающих их эпитетов «hysterical» и «stern», которые, сохраняя выражаемый определяемыми существительными смысл, подкрепляют его высвечиванием дополнительных признаков. Повышению изобразительного и убеждающего потенциала высказывания и, соответственно, интенсификации выражаемого антитезой противопоставления приветствуемой субъектом разумной критики и не принимаемой им критики, основывающейся на эмоциях, служит также обращение к развернутой военной метафоре. Ее отдельные элементы, выполняющие функцию характеризации противополагаемых линий поведения (the poorest weapon, assail the many evils, leaders and allies) и актуализируемые на всей протяженности высказывания придают ему целостность и связность, создавая единый метафорический контекст и позволяя трактовать позитивно и негативно оцениваемые субъектом явления в рамках использования терминов одной тематической группы, смысловое противопоставление которых (poorest weaponleaders and allies) служит интенсификации выстраиваемой антитезой оппозиции. Кроме того, создание единого метафорического контекста высказывания в данном случае формирует некоторую смысловую напряженность, подчеркивая необходимость и важность для политика разумных замечаний граждан, которые рассматриваются как помощь и вклад в развитие государства, и возможный вред неподкрепленной реальными фактами, а основывающей на своеобразии индивидуального восприятия действительности критики, создающей панику и способствующей только раздробленности общества.

Утверждая необходимость взаимодействия власти и народа, субъект дискурса задает желательные ориентиры, которых должны придерживаться граждане в оценке его деятельности, а именно: справедливость и беспристрастность.

● Развертывание смысла «Идеальный гражданин» с точки зрения импликации культурно-смысловой доминанты «Прошлое-Настоящее» как усеченного варианта доминанты «Прошлое-Настоящее-Будущее» связано с формированием подсмысла «Национально-гражданские традиции», который актуализирует обращение субъекта дискурса к ценностным установкам и национальным представлениям, нашедшим отражение в национальной картине мира и закрепленным в национальном менталитете.


2.5. Подсмысл «Национально-гражданские традиции»


Конструирование данного подсмысла в американском политическом дискурсе имеет целью выражение необходимости возрождения национальных ценностей, которые, по мнению субъекта дискурса, должны быть положены в основу деятельности каждого гражданина. Цель определяет выбор соответствующих средств текстопостроения, среди которых в данном случае наибольшей частотностью обладают метафоры, аллюзии, аналогии, метонимии, служащие созданию особой дискурсивной реальности, в которой эти национальные ценности предстают актуализированными в настоящее время.

Пример 1: I ask you to trust that American spirit which knows no ethnic, religious, social, political, regional or economic boundaries; the spirit that burned with zeal in the hearts of millions of immigrants from every corner of the earth who came here in search of freedom (R. Regan 1980);

Пример 2: There are no words to express the extraordinary strength and character of this breed of people we call Americans<…> They are the kind of men and women Tom Paine had in mind when he wrote, during the darkest days of the American Revolution, “We have it in our power to begin the world over again” (R. Reagan 1980).

Так, в приведенных высказываниях, использование абстрактных существительных (spirit) вместо названия конкретного субъекта действия (нация) обусловливает осуществление метонимического переноса, «оживляющего» устойчивую семантическую связь между понятием нации и ее менталитетом и присущими ей качествами. Замена понятий способствует проведению обобщений, вследствие которых характеристики, перечисляемые при помощи нисходящего ряда эпитетов, в свою очередь, служащих введению дополнительных признаков, полагаются субъектом присущими американской нации. Априорность этих характеристик подтверждается и эксплицируется развертываемой во второй части высказывания метафорой, структурно основанной на подхвате (spirit that burned with zeal in the hearts of immigrants), а также аллюзией, используемой далее в тексте (пример 2) и гиперболизировано представляющей безграничность возможностей американской нации (we have it in our power to begin the world over again).

В этом смысле возрождение национальных ценностей соотносится субъектом с надеждой на возрождение качеств национального характера, наличие которых у его предшественников во многом определило ход развития исторических событий и выдвижение Америки на роль «царицы наций». Средства метафоризации при этом, проявляя свои креативные и фасцинативные свойства, способствуют утверждению реальности выполнения поставленной задачи, вследствие косвенной актуализации качеств, полагаемых субъектом присущими американской нации, как то: смелость, трудолюбие, сила духа, внутренняя свобода, лабильность, политическая, национальная и религиозная терпимость.

Рассмотрение специфики использования средств метафоризации для построения смысла «Идеальный гражданин» приводит нас к заключению о схожести способов конструирования смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин». Так в обоих случаях наибольшее значение придается тропеическим (метафора, эпитет, персонификация, аналогия, гипербола, метонимия, перифраз) средствам текстопостроения, из группы лексических средств пробуждения рефлексии отмечается преобладающее обращение к антитезе, нарастанию и литоте, синтаксические средства, как правило, используются в качестве второстепенных, дополнительных средств акцентуации смысла, конструируемого при помощи тропеических и лексических средств смыслообразования.

Единство способов построения смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин» также выявляется в аспекте анализа цели обращения к средствам метафоризации, определяющей их функциональное назначение в тексте. Специфика функционирования метафорических средств текстопостроения при конструировании смысла «Идеальный гражданин» заключается в выделении дополнительной функции избежания категоричности, которая особенно ярко проявляется в рамках формирования подсмысла «Гражданский патриотизм».

Сопоставление собственно смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин» обнаруживает также схожесть их импликаций, в рамках выявления которых становится возможным формулирование основных характеристик политика и гражданина (для последнего такие характеристики представлены вместе с соответствующими подсмыслами в табл. 2), а также единство тенденции их преимущественного построения в конце XIX – начале XX века, что позволяет рассматривать данный период как период установления базовых ориентиров и ценностей, определяющих деятельность граждан данного государства на долгое время вперед. Формулирование в дискурсе таких ориентиров, вероятно, отвечает потребностям подведения итогов и постановки новых задач, актуализации которых способствует нахождение субъекта на рубеже веков.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.