реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теоретические основы исследования способов и приемов убеждения в судебной речи

1.4 Риторический подход в прагмалингвистике

Западноевропейское Возрождение положило конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовало новую эпоху в истории. Бурный рост культуры, развитие светского мировоззрения привело к началу эпохи Просвещения. Заметный вклад в развитие риторики этого периода внесли европейские писатели и мыслители: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете, Г. Лихтенберг и др. На первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие (Толмачев 1973: 49 – 50).

В 17 в. идеи риторики проникают в Россию и отражаются в трудах Феофана Прокоповского, М.В. Ломоносова, Н.Ф. Кошанского и др. Учебник М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию» положил начало русской риторике. Ученый дает советы оратору, предвосхитив закономерности, которые будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками (Толмачев 1973: 91).

Во второй половине 19 в. достигло высокого совершенства русское судебное красноречие. Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Производство в суде присяжных основывается на принципе состязательности. Этот принцип предусматривает обязательное участие в суде обвинителя и защитника (Громов 2001: 487). Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор и адвокат и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, В.Д. Спасович и др.

В 60-х годах 20 в. начинается расцвет риторики нового типа. Она становится одной из наиболее быстро и продуктивно развивающихся дисциплин филологического цикла. Риторика передает некоторые свои функции (например, нормативную функцию) новой дисциплине – лингвистке текста. В то же время лингвистические факторы такие, как лингвистическая связанность (единство) текста, грамматическая структура предложения, выделение сверхфразовых единств, предполагают зависимость риторических структур от языковых структур (Топоров 1998: 417).

Передача отдельных функций другим дисциплинам привела риторику к потере ее универсального характера и ограничила ее интересы изучением речи, созданной с определенной целью и адресованной конкретной аудитории. Цель риторической деятельности – создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию (Анисимова, Гимпельсон 2002:7). Назначение защитительной речи – переквалифицировать преступление после речи обвинителя и обосновать аргументы об изменении меры наказания (Ивакина 1999). Следовательно, основная функция судебной защитительной речи – воздействие на аудиторию.

Реализуя открытые намерения, судебный оратор опирается на правила риторики. В юридической практике применяются следующие правила: правило ясности и точности, правило полноты высказывания и правило фактологической обоснованности (Франк 1986: 371). Каждому правилу риторики соответствует одна из четырех категорий основного принципа речевой коммуникации в прагмалингвистике: Количества, Качества, Отношения и Способа (Грайс 1985). Правилу ясности и точности употребляемых слов и рассуждений соответствуют категории Способа (Выражайся ясно) и Отношения (Не отклоняйся от темы). Правило обоснованной полноты высказывания связывают с категорией Количества (Говори не больше и не меньше, чем требуется). Правило фактологической обоснованности совпадает с категорией Качества (Старайся, чтобы высказывание было истинным).

Риторика признается предтечей прагматики (Булыгина 1981: 333; Варзонин 1998: @; Степанов 1981: 325). Под прагматикой в широком смысле понимается направление исследования языка, выделяющее и изучающее его единицы в их отношениях к тому лицу или лицам, которые пользуются языком (Ахманова 1996: 344). Одно из направлений прагматики – прагмалингвистика. В центре внимания лингвистической прагматики находится широкий круг вопросов, связанных с пониманием речевого общения и верной оценкой его целевой направленности. Эти вопросы фокусируются на говорящем субъекте, адресате, их взаимодействии и ситуации общения.

Изучая языковую личность, прагмалингвистика взаимодействует с другими дисциплинами: стилистикой, социолингвистикой, психолингвистикой и т.д. Языковая личность – есть личность, выраженная в языке (текстах и через язык). Она несет в своих проявлениях опыт развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды и свой собственный (Демьянков 2003: @). Представляется существенным отметить два наиболее интересных направления прагмалингвистики: функциональную прагмалингвистику и скрытую прагмалингвистику.

Функциональная прагмалингвистика исследует функционирование языка в дискурсе, вплетенном в совместную практическую деятельность людей в процессе межличностного взаимодействия людей. При этом под дискурсом понимают речь как компонент взаимодействия людей, влияющий на когнитивные процессы (Арутюнова 1998: 136).

Скрытая прагмалингвистика изучает речь говорящего субъекта с целью диагностирования личностных черт по его речи (Матвеева 1993: 4). Проведение такой диагностики возможно благодаря наличию индивидуальных авторских речевых особенностей, актуализируемых в виде тонких нюансов смысла (Матвеева 1998: 28).

Нюансы смысла можно определить как различные содержания речевых стратегий скрытого воздействия отправителя текста на его получателя. В конкретном речевом акте эти нюансы представляют собой актуализацию одного из вариантов каждой речевой стратегии. Актуализируясь говорящим мгновенно и неосознанно, эти многочисленные и разнообразные сигналы смысла так же неосознанно воспринимаются и накапливаются слушающим. Нюансы смысла – это дополнительные содержательные элементы, которые добавляет говорящий к уже имеющимся грамматическим и лексическим значениям, используемым в конкретной типичной речевой ситуации общения. Такой типичной речевой ситуацией является любая совокупность элементов высказывания (Матвеева 2001: 91).

Для непосредственного анализа и в риторике и в прагмалингвистике используют один и тот же материал – речь. Основной объект исследований обеих наук – выбор языковых средств для наилучшего воздействия на слушающего или читающего. Экстралингвистический контекст, под которым понимают объемное сочетание таких факторов как место, время речевого взаимодействия, настроение коммуникантов, степень их знакомства и т.д., является объектом пристального внимания прагмалингвистики (Солнцев 1971: 143). В риторике учет экстралингвистического контекста позволяет добиться максимально эффективного воздействия (Danes 1999: 4–5).

Риторический подход в прагмалингвистике предпочитает изучение эффективного использования языка в повседневном общении и в социально значимых ситуациях. Прагматика, как и риторика, изучает значение в его отношении к речевой ситуации. Кроме коммуникантов, высказывания, времени и места, в понятие речевой ситуации включается цель речи и иллокутивный акт как один из этапов речевого акта (Leech 1983: 123).

Принципы прагматики не конвенционны, а мотивированы целями коммуникации; прагматика оперирует межличностными отношениями и текстом, вводит шкалу градуированных и неопределенных оценок (Безменова 1991: 60). Набор признаков, характеризующих прагмалингвистику, может быть отнесен к риторике. Сходство риторики и прагмалингвистики выражается в факте существования риторических и прагматических фигур. Классические риторические фигуры – анафора, удвоение, повтор, подтверждение и другие речевые приемы могут быть соотнесены с прагматическими фигурами – встряхиванием, сокращением, уступкой, призывом и др. В этом случае подразумевается владение говорящим коммуникативной ситуацией. Прагматическая тактика состоит в том, чтобы, пользуясь прагматическими фигурами, произвести хорошее впечатление на собеседника (Haft 1999: 119).

Изучение сходства прагмалингвистики и риторики, основанное на внимании этих двух наук к речи, дает возможность выделить различия, которые располагаются на глубинном уровне. Принципиальная разница между прагмалингвистикой и риторикой заключается в том, что для прагмалингвистики важен результат, для риторики – его предвосхищение (Варзонин 1998: @). Предметом риторики является прозаическая «украшенная» речь и правила ее построения. Предмет прагмалингвистики – это вопросы выбора «языковых средств из наличного репертуара для наилучшего воздействия» (Степанов 1981: 325).

Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, риторика накладывает на автора обязательство строить высказывание эффективно (Лахманн 2001: 20–21). Это требование тесно связано с вопросом расположения материала, или композицией судебной речи.

Для судебного выступления характерно трехчастное деление: вступление, основная часть, заключение. Большое значение имеет подбор и распределение аргументов, использование изобразительных средств, логики изложения (Хазагеров, Ширина 1994: 123). Осознавая свою задачу, оратор строит свою речь в соответствии с этими требованиями. Придавая своему высказыванию ясность, логичность и употребляя риторические фигуры говорящий оказывает прямое воздействие на слушающего (Матвеева, Варнавских 2002).

Под прямым воздействием в прагмалингвистике понимают осознанное преднамеренное речевое действие отправителя. Прямое воздействие эксплицировано на уровне семантики коммуникативного высказывания. Вместе с тем, в речи отправителя накапливаются скрытые лингвистические сигналы, актуализируемые им на неосознаваемом уровне. Эти речевые сигналы также оказывают на получателя воздействие, которое является скрытым (Горло 2004: 116).

2. Способы и приёмы убеждения в судебной речи по А.Ф. Кони

Введение, или вступление – необходимость этой части диктуется соображениями здравого смысла. Действительно, прежде чем начать что-то объяснять или доказывать, необходимо сказать, почему мы начинаем говорить, привлечь к себе внимание слушателей, заинтересовать тем, что будет произнесено. Если оратор уверен в благосклонности и внимании слушателей, он может обойтись и без этой части речи. Назначение введения в том, чтобы привлечь внимание слушателей и расположить их в свою пользу. Если же вам известно, что слушатели имеют предубеждение против того, что вы собираетесь сказать, то именно в этой части речи оратор должен постараться рассеять такое предубеждение, иначе все, что он скажет потом, не будет услышано или истолкуется совсем не так, как хотел оратор.

Чтобы возбудить внимание слушателей, оратор должен отметить важность, значимость или необычность предмета речи. Если этого сделать нельзя, то, по крайней мере, надо постараться представить яснее и четче то, что прежде казалось неясным и сбивчивым; тогда вас будут слушать. Иногда во введении обращаются к толкованию самого обсуждаемого события и его влиянию на чувства слушателей.

В том случае, когда оратор имеет дело с аудиторией, предубежденной против того, что он станет говорить, он должен постараться рассеять это предубеждение. В связи с этим в риторике принято различать два рода введения: естественное и искусственное. Во введении первого рода оратор просто старается привлечь внимание слушателей и добиться их благосклонности;

Например: Господа судьи, господа присяжные заседатели! В Лесном, под самым Петербургом, умер одинокий скопец, которого считали – и не без основания – человеком очень богатым. После его смерти найдено несколько векселей и расписок на 77 тыс. руб. и 28 руб. наличности. Так как ни векселям, ни распискам не наступил еще срок, то оказалось, что этот богач проживал, в буквальном смысле, последнюю копейку и рисковал остаться совершенно без необходимых для ежедневных расходов средств, если бы… не поспешил умереть вовремя. Обвинительная власть не может, однако, примириться со столь неожиданным обнищанием. Она полагает, что это обнищание действительно совершилось, но не при жизни покойного, а после его смерти, в ущерб его наследникам – и совершилось очень быстро и очень ловко. Она простирает свое любопытствующее недоверие так далеко, что решается считать виновником этого превращения солидных средств в 28 руб. человека, который, по его собственным словам, будучи другом умершего, «никогда не сходил с пути чести и добра». (Кони А.Ф. Речь по делу о расхищении имущества умершего Николая Солодовникова).

Во введении второго рода оратор ставит перед собой цель – переубедить слушателей, изменив их отношение к тому, о чем он собирается говорить.

Например: Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела; между ними часто встречаются дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такою искренностью и правдивостью и нередко отличаются такою образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаёт известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое бояться сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду, но не ошибусь также, прибавив, что это не должно останавливать вас, судей, в строго беспристрастном и особенно внимательном отношении к каждой подробности в нем. Если в нем много наносных элементов, если оно несколько затемнено неискренностью и отсутствием полной ясности в показаниях свидетелей, если в нем представляются некоторые противоречия, то тем выше задача обнаружить истину, тем более усилий ума, совести и внимания следует употребить для узнания правды. Задача становится труднее, но не делается неразрешимою (Кони А.Ф. Речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой).

Каким же требованиям должно отвечать введение? Прежде всего, готовя речь, не нужно с него начинать. Если оратор будет следовать этому методическому правилу, он с меньшими затратами добьется положительных результатов. Вначале надо продумать и подготовить все остальные части речи, а после этого заниматься введением.

Введение должно соответствовать всей речи, то есть основные мысли выступления обязательно получают отражение во введении, не они там только намечаются; так делается, чтобы подготовить слушателей к тому, что потом будет подробно и развернуто изложено оратором. Введение должно не только соответствовать речи, но и быть ее необходимой частью, поэтому не следует начинать введение с вопроса, далекого от основной темы речи. Задача оратора во введении – подготовить слушателей к восприятию общей и конкретной целей всей речи. Только определив и сформулировав, какой реакции вы хотите добиться от слушателей и что является вашим основным тезисом, можно переходить к размышлениям о том, как привлечь внимание слушателей и каким образом добиваться их благосклонности.

Второе требование. Введение должно быть просто и ясно, в нем не нужны искусственность или вычурность. Излишнее украшательство во введении настораживает слушателя: не видя естественной простоты в начале речи, он обычно начинает думать, что не услышит истинных слов вообще. Кроме того, пышное и многообещающее введение – это обязательство для оратора сказать потом еще нечто большее. Замечено, однако, что чем большего от вас ждут слушатели вначале, тем сильнее они будут разочарованы, если их ожидания не сбудутся. Не спешите брать на себя слишком больших обязательств; они могут оказаться чрезмерными.

Слушатели обращают особое внимание на то, как держится выступающий прежде всего тогда, когда он начинает свою речь. Оттого умный и тонкий оратор всегда начинает речь просто и не стремится сразу будоражить аудиторию. Задача введения – лишь ввести слушателей в ту систему понятий, которая потом будет подробно изложена в речи. Потому введение не должно быть большим и растянутым.

За введением обычно следует предложение. В этой части речи кратко и ясно излагается основное утверждение оратора, его конкретная цель.

«Предложив» предмет выступления, оратор затем разделяет его, то есть делит общую мысль на составляющие части, кратко объясняя порядок изложения. Если конкретная цель оратора излагается в виде простого тезиса, который не требует логического деления, можно переходить к повествованию или к доводам, не производя разделения. Разделение как композиционная часть речи помогает слушателям следить за мыслью оратора и лучше запоминать сказанное. Благодаря этой части слушатель приобщается к движению ораторской мысли и как бы сам участвует в произнесении речи.

Деление утверждения, составляющего основной тезис оратора, следует производить в соответствии с правилами, принятыми в логике. Утверждения, получившиеся в результате деления, в сумме должны составить исходное утверждение. Деление надо произвести по одному признаку, называемому основанием деления. Тогда члены деления будут явно отличаться один от другого и ни один не будет содержаться в другом. При этом в процессе деления основного утверждения оратора надо переходить к ближайшим видовым утверждениям, не пропуская ни одного из них. Произведенное деление будет казаться естественным, и речь не станет разрываться на части, если при изложении темы оратор начинает с простого, а потом переходит к сложному. Последний недостаток обусловливается ошибкой, называемой в логике скачком в делении. Она совершается обычно в том случае, когда исходное утверждение делится вначале на виды одного, а затем на виды другого порядка. В таком случае деление оказывается непоследовательным. Получившиеся члены деления должны быть выражены с максимальной краткостью: не должно быть ни одного лишнего или ненужного слова. Изящество и красота этой части речи состоит прежде всего в ясном, выразительном и кратком назывании каждого члена деления. Такое деление понятно и легко запоминается слушателями.

Например: Подобного рода дела редко доходят до суда. Преступление, о котором идет речь, обставляется обыкновенно так, что становится очень трудноуловимым. Поэтому в том, что подобное дело дошло до суда, уже надо признать некоторую предварительную победу правосудия. Кроме того, при производстве подобного дела, в большей части случаев, свидетели наносят в него такую массу грязи, что трудно отличить настоящие обстоятельства его от тех, которыми оно загрязнено и искажено (Кони А.Ф. Речь по делу о лжеприсяге в бракоразводном процессе супругов З-ных).

Следующая часть речи повествование, или изложение, в которой оратор стремится уверить слушателей, что разбираемое событие произошло именно так, как он об этом говорит. Здесь оратору приходится решать очень важные задачи: изложить обстоятельства дела, представив их с выгоднейшей для себя стороны; все противоречащее концепции оратора или не согласующееся с его позицией должно быть ослаблено.

Важнейшие требования, предъявляемые к повествованию, или изложению: ясность, краткость, правдоподобие

Требование ясности предполагает, что излагаемые события будут переданы в определенном порядке, последовательно, подробно и четко; описание не будет содержать неясных и темных мест. Будут сделаны все необходимые ссылки при обозначении места, времени, действующих лиц, с описанием их характеров, действий, мотивов и изложением всех существенных обстоятельств. Оратор обязательно должен сказать судье, когда он начинает повествование и когда, закончив его, переходит к доводам. Если изложение, как полагает оратор, может показаться слушателям в каком-то месте длинным или сбивчивым, он должен тут же предупредить об этом судью.

Например: Действительный статский советник 3-н, будучи в разлуке с женой и находя, что она не исполняет своих супружеских обязанностей и, будучи его женою по закону, давно уже не дарит его тем счастьем, па которое он имел право рассчитывать, вступая в брак, решился развестись с нею. Он приехал для этого в Петербург, нашел здесь людей, которые согласились оказать ему юридическую помощь в начатии дела в консистории * и нравственную помощь для его ведения. Он нашел людей, которые с благородной откровенностью показали все, что могли, в защиту чести господина 3-на. Благодаря им семейная честь его была близка к восстановлению и дело шло естественным и спокойным ходом. Вдруг положение его изменилось. Сначала к делу стала присматриваться власть прокурорская, затем его взяла в руки власть судебная, и, наконец, оно перешло из мирных стен консистории в стены суда (Кони А.Ф. Речь по делу о лжеприсяге в бракоразводном процессе супругов З-ных).

Требование ясности важнейшее требование, предъявляемое к любой речи, и еще античные ораторы внимательно следили за тем, чтобы оно неукоснительно соблюдалось. Марк Фабий Квинтилиан даже сформулировал правило, которого должен придерживаться оратор, стремящийся к ясности. Правило содержит две части:

(1) Оратор должен говорить так, чтобы его могли понимать и при невнимательном слушании.

(2) Всякое слово, которое ни ясности, не украшению речи не способствует, должно считаться погрешностью.

Подготовить речь или часть речи, не нарушая этого правила, очень трудно, но выдающиеся русские юристы конца XIX – начала XX века полагали, что настоящий оратор должен ему неукоснительно следовать.

Только точное знание дает точность выражения. Поэтому оратор обязан четко представлять себе то, что хочет разъяснить. Излагая дело, оратор не может позволить себе вольность – путать или искажать фамилии подсудимых, потерпевших или свидетелей.

Речь в суде должна быть такой же простой и понятной, как и обычная речь. Чтобы проверить, насколько хорошо его понимают, оратор может проговаривать некоторые места своей будущей речи перед знакомыми людьми.

Краткость изложения состоит в том, чтобы были опущены все не имеющие отношения к делу подробности. Повествование будет кратким, если начнется с того места, которое прежде всего надо знать судье и которое необходимо для того, чтобы была понятия позиция оратора. Судебный оратор, желающий быть кратким, не станет уклоняться от главной темы, затрагивая малозначительные обстоятельства, не будет касаться посторонних предметов или повторять одно и то же. Не следует также описывать по частям то, что можно выразить одним предложением.

Например: Он приехал для этого в Петербург, нашел здесь людей, которые согласились оказать ему юридическую помощь в начатии дела в консистории и нравственную помощь для его ведения (Кони А.Ф. Речь по делу о лжеприсяге в бракоразводном процессе супругов З-ных).

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.