![]() |
|
|
Управление численностью и структурой персоналаØ конкуренция и состояние рынка сбыта, изменяющиеся под влиянием множества факторов, оказывают самое прямое воздействие на потребности компании в человеческих ресурсах. Усиление конкуренции на стабильном или сокращающемся рынке, как правило, означает, что компании необходимо подумать о сокращении численности своих сотрудников. И, наоборот, быстро растущий спрос на продукцию организации является индикатором необходимости набора дополнительной рабочей силы. Понимание динамики факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе, является основой планирования человеческих ресурсов. Современные организации используют различные методы планирования – от самых простых до сложных многофакторных моделей. К методам прогнозирования потребностей в человеческих ресурсах относятся: Ø экстраполяция – наиболее простой и часто употребляемый метод, состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность метода состоит в его общедоступности, ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому это метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в стабильной окружающей среде. Ø экспертные оценки – это метод, основывающийся на использовании мнений специалистов для определения потребностей в человеческих ресурсах. Такими специалистами в организации являются, прежде всего, руководители подразделений. Отдел человеческих ресурсов занимается сбором и обработкой оценок. Преимущества метода экспертных оценок заключаются в участии линейных руководителей. Недостатки метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и обработки мнений экспертов, а также субъективности их суждений. Ø Компьютерные модели представляют собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также информацию о динамике факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе. Модели дают возможность добиться наиболее точных прогнозов потребности в рабочей силе, однако довольно высокая цена, а также необходимость специальных навыков для их использования ограничивают область применения этого метода крупными организациями. 2.2 Определение численности персонала
К расчетам численности не следует подходить упрощенно, поскольку они определяют последующую работу по комплектованию предприятия по кадрам. По этой причине при определении потребности в рабочей силе не ограничиваются формальными расчетами с использованием общепринятых формул, а проводят дополнительные аналитические расчеты, чтобы выявить особенности производственной ситуации. Так, в практике часто используют методологию планирования "от достигнутого уровня". В соответствии с данным подходом, численность рабочих в плановом периоде (Чпл) рассчитывается следующим образом: Чпл = Чб (Iq / Iw), где Чб - среднесписочная
численность работающих в базисном периоде, чел.; Iq - индекс изменения объема
производства в плановом периоде;
Чпл = Тп.н / (Фр.в * Кв.н), где
Тп.н - плановая нормативная трудоемкость, нормо-часов; Чпл = Чб * Iq + Э, где Чпл - среднесписочная
плановая численность работающих, чел. Ø определения потребности в рабочих кадрах; Ø по трудоемкости работ; Ø по нормам выработки; Ø по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов, и контроля за технологическим процессом. При планировании численности рабочих определяется явочный и среднесписочный состав. Явочное число рабочих в смену (Чяв) - это нормативная численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции: Чяв = Тр / (Тсм *Dn * S * Квн),
S - число рабочих смен в сутках; Dn - число суток работы
предприятия в плановом периоде.
Чсп = Чяв * Ксп,
Ксп=Fn / f ,
2.3 Планирование профессионального состава
Изменения в объемах
производства, технике и технологии, в ассортименте продукции влияют не только
на общую численность, но и на профессионально-квалификационную структуру
рабочих. Для ее планирования используются различные подходы и методы. Так,
можно рассчитать численность по каждой профессии (профессиональной группе), и
на основании этого путем суммирования определяется общая численность рабочих, а
затем доля каждой профессиональной группы в общей численности. 3 Управление численностью и структурой персонала на примере ОАО «Иней» В ОАО «Иней» функции подбора, найма персонала, управление структурой и численностью персонала выполняет отдел кадров. Отдел занимается широким комплексом вопросов и играет ключевую роль в организационном развитии. Отдел кадров возглавляет начальник отдела, однако при этом он сохраняет непосредственное подчинение руководителю организации. В качестве функционального руководителя начальник отдела кадров обеспечивает удовлетворительное с точки зрения организации функционирование систем управления персоналом – подбора, обучения и развития, оценки, компенсации и коммуникации, работает над их совершенствованием и управляет сотрудниками своего подразделения. Он принимает участие в обсуждении важнейших для организации вопросов развития, определения стратегии. Конечно, при обсуждении вопросов управления всей организацией и разработке бизнес-стратегии начальник отдела выступает прежде всего как специалист в области управления людьми, как своего рода внутренний консультант по этому вопросу для остальных руководителей. Однако помимо компетентности в своей профессиональной области, он должен понимать общие законы развития организации, знать рынок, конкурентов, выпускаемую компанией продукцию и предоставляемые ею услуги, обладать стратегическим мышлением, т.е. быть специалистом по управлению своей компанией в целом. В противном случае его советы даже в области управления человеческими ресурсами будут недостаточно профессиональными, а авторитет в высшем руководстве и в организации в целом не будет соответствовать занимаемой должности. И наоборот, компетентному с точки зрения управления компанией руководителю отдела кадров значительно легче реализовать свои чисто «функциональные проекты» в силу своего веса в организации. Последнее справедливо в отношении всех сотрудников отдела, которые нередко жалуются на недостаточное внимание к ним и неделание сотрудничать о стороны других руководителей. Первопричиной такой «недооценки» часто служит их собственная некомпетентность в ключевых вопросах деятельности организации, делающая их «неполноценными» в глазах коллег. Данный отдел решает вопросы управления приемом на работу, учетом персонала, профессионального обучения и развития. Как и другие службы, отдел кадров имеет собственную иерархию должностей, являющуюся составной частью общеорганизационной структуры. Главной задачей отдела является организация работы вверенной им системы управления персоналом, а также предоставление экспертных советов своему руководителю. Сотрудники отдела кадров проводят работу по компенсации, профессиональному обучению и развитию, учету персонала и т.д. Эти работники выполняют аналитические функции, проводят профессиональное обучение, разрабатывают процедуры управления персоналом, готовят материалы для принятия решений руководителями, т.е. выступают в роли функциональных экспертов и исполнителей ключевых для управления человеческими ресурсами задач. Для успешного выполнения своих должностных обязанностей специалисты обладают профессиональными знаниями в области управления человеческими ресурсами, приобретаемых в процессе практической работы и обучения, а также понимание специфики деятельности организации. Сотрудники отдела кадров прибегают к помощи секретарей, техников и другого технического персонала, компетентность которого непосредственно влияет на эффективность работы остальных сотрудников. Численность сотрудников отдела кадров зависит от множества факторов – размера организации, вида ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, традиций, финансового состояния, стадии развития. Таким образом, отдел кадров занимается широким комплексом вопросов и играет ключевую роль в организационном развитии. Поэтому деятельность этого отдела очень важна для эффективного функционирования организации.
Заключение
В заключении подведем итог. Для эффективного функционирования любой организации необходимо качественное управление персоналом. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя. Управление персоналом - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников. Планирование потребности в персонале включает: Ø Оценку наличного потенциала трудовых ресурсов; Ø Оценку будущих потребностей; Ø
Разработку программ по развития персонала. Ø определения потребности в рабочих кадрах; Ø по трудоемкости работ; Ø по нормам выработки; Ø по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов, и контроля за технологическим процессом. Управление численностью и структурой персонал было рассмотрено на примере ОАО «Иней». В ОАО «Иней» функции подбора, найма персонала, управление структурой и численностью персонала выполняет отдел кадров. Отдел решает вопросы подбора, обучения и развития, оценки, компенсации и коммуникации персонала, работает над их совершенствованием и управляет сотрудниками своего подразделения. Данный отдел занимается вопросами управления приемом на работу, учетом персонала, профессионального обучения и развития. Главной задачей отдела является организация работы вверенной им системы управления персоналом, а также предоставление экспертных советов своему руководителю. Таким образом, отдел кадров играет ключевую роль в развитии организации. Поэтому деятельность этого отдела очень важна для эффективного функционирования организации.
Список использованной литературы
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2000 – 498 с.; 2. Генкин Б.М. Основы управления персоналом. 1999 – 439 с. 3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М., 1999 – 357 с.; 4. Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента .-М.:«Дело», 2000 – 546 с. 5. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М., 2001 – 407 с.; 6. Основы управления персоналом. Учебник под ред. Генкина Б.М., - М., 2001 – 290 с.; 7. Поршнева А.Г. Управление организацией. Учебник – М, 1999. – 389 с. 8. Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 . 9. Румянцева З.П. Менеджмент организации. Учебник – М , 2000. – 405 с. 10. Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-Тюмень: ТГУ , 2000 – 574 с. 11. Седегов Р.С. Управление персоналом: сотрудники как фактор успеха предприятия - Минск, 2001 – 463 с. 12. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. 2001 – 437 с. 13. Тарасов В. К. Персонал-технология : отбор и подготовка менеджеров .-Л:«Машиностроение» , 2001 – 354 с. . 14. Управление персоналом. Учебное пособие. Под ред. В.Ю. Сербинского, 1999. 15. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О. И. Волкова. – М., 2000 – 359 с.
Приложение
Таблица 1 – Факторы, влияющие на численность персонала
| |||||||||||||||||||
Факторы |
Их влияние |
Методы определения |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||
1. Факторы, существующие вне предприятия. |
||||||||||||||||||||
1.1.Изменение конъюктуры |
Сбытовые возможностипредприятия Себестоимость |
Анализ тенденций, оценка |
||||||||||||||||||
1.2.Изменение структуры рынка |
Анализ рынка |
|||||||||||||||||||
1.3.Конкурентные отношения |
Анализ положения на рынке |
|||||||||||||||||||
1.4.Данные, определяемые экономической политикой |
Анализ экономических данных и процессов |
|||||||||||||||||||
1.5.Тарифное соглашение |
Прогноз последствий, анализ принятых соглашений |
|||||||||||||||||||
2. Факторы, существующие на предприятие (внутренние) |
||||||||||||||||||||
2.1.Запланированный объем сбыта |
Количественные и качественные потребности в кадрах (новый спрос или пониженный спрос) |
Принятие предпринимательских решений в соответствии с оценкой факторов, перечисленных в пункте 1. |
||||||||||||||||||
2.2.Техника, технология, организация производства и труда
|
Численность необходимого персонала Объем и качество готовой продукции |
Показатели на основе эмпирических данных организационного характера и науки о труде |
||||||||||||||||||
1 1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||
2.3.Текучесть кадров |
Дополнительная потребность в работниках для замены выбывших |
Учет убытков |
||||||||||||||||||
2.4.Простои |
Нерациональное использование персонала Сокращение объема производства |
Определение доли текучести кадров и простоев |
||||||||||||||||||
2.5.Стратегия профсоюза |
Кадровая политика |
Переговоры |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |