реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Факультативный курс английского языка

Факультативный курс английского языка

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Западно-Казахстанский Государственный Университет им. М. Утемисова.





Кафедра теории и практики

обучения английского языка



Курсовая работа


По методике обучения иностранного языка


На тему: « Факультативный курс английского языка»




Выполнила: студентка гр. 03301 Рсалина Г. Е.

Научный руководитель: Кадыргалиева С. И.










Уральск 2009 год


Содержание


Введение

I. Теоретическая часть:

Глава 1. Общее понятие о факультативном курсе

1.1     Современные факультативы, принципы факультативного обучения, цели, содержание и классификация факультативных курсов

1.2     Особенности факультативных занятий

Глава 2. Факультативные занятия, как вид внеклассной работы

2.1 Организация факультативных занятий

2.2 Программа факультативных занятий «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке»

II. Практическая часть:

1. Факультативные курсы по английскому языку для учащихся начальной школы

2. Программа факультативного курса по английскому языку для средних классов

3. Факультативный курс «Практическая грамматика английского языка» для старших классов

III. Заключение

IV. Список литературы



Введение


Актуальность темы исследования. XXI век это - век образованных и оно требует от нас все большее знание. При этом становиться учеба все более трудным. Например, владение английским языком. Кем бы определенный человек ни работал, желательно, что бы он владел английским языком, то есть в наше время владения английским языком востребуем. Кроме того, в своем послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что при приеме на государственную службу новых работников должно стать обязательным требованием владение английского языка, а в будущем это требование уже станет обязательным. Это говорит о том, какую бы профессию в будущем школьник не выбрал, он обязательно должен владеть английским языком. Что бы хорошо владеть английским языком в школах лишь одних основных курсов не хватает, требуется дополнительные курсы. В таких ситуациях польза факультативных курсов английского языка много, так как факультативные занятия являются самой массовой формой, доступной для всех школьников. В свою очередь, факультативный курс по сравнению с основным курсом английского языка обладает некоторыми преимуществами: факультативные занятия позволяют учащимся убедиться в устойчивости своих интересов, глубже знать и критически оценивать свои возможности, то есть факультативные курсы расширяют и углубляют знания и умения, приобретаемые школьниками при изучении основного курса. Помимо того, они позволяют формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, умение самостоятельно восполнять знания, приобщают школьников к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки. В рамках гуманизации образования, факультативные занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала учащихся, созданию условий для их самореализации и развития. Факультативные курсы позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. При этом форма организации занятий более свободна и предполагает в большей степени творческую активность учащихся. К тому же программы факультативных курсов не являются жёсткими и допускают коррекцию.

В программе факультативного курса по иностранным языкам сказано: «Факультативный курс иностранного языка является важной составной частью системы обучения этому предмету в общеобразовательной школе и тесно увязан с основным курсам». Изучение иностранного языка школьниками в обязательном и факультативном курсах может обеспечить им возможность лучше усваивать язык, читать и говорить на нем, а учителю - полнее реализовать практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели в обучении своему предмету.

Факультативный курс также можно расценивать как один из способов практической профориентации, так как не разговоры о предмете «Иностранный язык», взвешивания «за» и «против» него, а непосредственное «погружение» в предмет является определяющим.

Точек приложения знания иностранного языка в настоящее время становится все больше. Авторы статьи «Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества» указывают на роль иностранного языка в современном обществе в сфере материального производства. Успешное развитие науки, техники, всех областей народного хозяйства невозможно без обмена информацией. Для этого нужны специалисты, владеющие хотя бы одним иностранным языком. Владение иностранным языком специалистами авторы рассматривают как экономическую категорию и важный резерв ускорения социально- экономического развития общества. Указывается также на роль знания иностранного языка в борьбе за мир как средства пропаганды. Показательна роль иностранного языка в формировании личности. Она действительно велика. Факультативные занятия увеличивают возможности этого предмета в развитии социально- активной личности.

Поскольку факультативный курс не обязателен для учащихся, рассмотрим, при каких обстоятельствах он может «состояться».

Факультативный курс возможен при высоком качестве преподавания иностранного языка и его авторитета в школе. В этом случае легко собирается группа желающих заниматься языком и со стороны администрации обычно препятствий не бывает. В группу входят учащиеся, побуждаемые разными потребностями в углублении знаний языка, в совершенствовании и умений им пользоваться. Среди них могут быть:

- «гуманитарии», которые увлечены языком, процессом овладения им как таковым; у них большое желание научиться пользоваться языком в чтении и в устной речи;

- технари». Сюда мы относим всех тех, для кого язык носит прикладной характер; он дает им возможность обращаться к литературе на изучаемом языке для расширения своих знаний в интересующих их предметах;

- учащиеся, собирающиеся связать свою будущую профессию с иностранным языком;

- школьники, которые любят песни на изучаемом языке, увлекаются джазом, рок- группами.

Такой контингент учащихся с высокой мотивацией учения может многого достичь в изучении языка и определяет высокие требования к содержанию, методике и организации факультативных занятий. Такая аудитория нуждается в ярком заинтересованном учителе. Ему нужно постоянно поддерживать свои профессиональные знания «на максимуме», чтобы сохранить и развить высокую мотивацию у учащихся. В результате на факультативных занятиях возникает атмосфера взаимного доверия и уважения между учителем и учащимися, которая особым образом тонизирует учение.

Само собой разумеется, что проведение факультативного курса предполагает оснащенность кабинета нужной аппаратурой в рабочем состоянии и наличие дидактико-методического фонда, позволяющего создавать атмосферу языка и стимулировать речемыслительную деятельность на основе эталонов. Заинтересованный в успехе учитель обычно имеет в своем кабинете интересные записи поэтических произведений, современных и популярных песен, набор диафильмов, диапозитивов и, конечно, книги для чтения, разные по жанру и градуированные по трудности. Разумеется, современное оснащение кабинета, и наличие материалов для его использования требует от учителя хорошо развитых умений обращаться с ТС.

Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что факультативные курсы имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий, методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и средства в проведении факультативных занятий.

Предмет исследования - факультативные курсы по английскому языку, содержание, методы, формы, средства изучения для учащихся младших, средних и старших классов средней школы.

Цель настоящего исследования - обосновать целесообразность проведения факультативного курса по английскому языку.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть факультатив как форму работы учащихся;

- описать принципы построения факультативной работы в средней школе;

- разработать методические рекомендации относительно изучения основных вопросов факультативного курса.

I. Теоретическая часть:

Глава 1. Общее понятие о факультативном курсе

Факультативный курс- это необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ (старшие классы). Термин "факультативный" (от франц. facultatif и лат. facultas- возможность) означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор (напр., факультативный курс), действующий от случая к случаю. Согласно Педагогической энциклопедии, в современной школе факультативные курсы (темы) являются дополнением к основному объёму общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и программами, а факультативные занятия - это необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.

Слово "факультативный" означает "необязательный". Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов, которые их более всего интересуют. Это сближает факультативные занятия с внеклассными формами познавательной деятельности, например, с предметными кружками.

Значение слова "Факультативный курс" в Большой Советской Энциклопедии:    

1. Факультативный курс, в СССР необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ (старшие классы) в целях расширения и углубления научных и прикладных знаний, развития способностей и удовлетворения личных интересов.

2. Факультативный курс организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры, а также по темам, заинтересовавшим студентов (учащихся) в процессе изучения той или иной учебной дисциплины.

3. Факультативный курс обычно содержится в действующих учебных планах. Советам вузов (факультетов), педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать Факультативный курс по своему усмотрению в соответствии с интересами студентов (учащихся). Существуют также факультативные практикумы, семинары, лабораторные занятия и т.п. К проведению факультативных занятий в средних учебных заведениях привлекаются работники высшей школы и научно-исследовательских учреждений, специалисты народного хозяйства и культуры.

В. А. Юдин.

Факультативный Курс- это необязательные занятия школьника по предмету; Факультативные занятия приносят большую пользу не только учащимся, но самому учителю. Они заставляют его пользоваться литературой и таким образом обновлять и углублять свои познания, косвенно повышая качество классной работы и выявлять способных учеников, желающих продолжать образование.

Факультативный курс — наиболее распространенная и эффективная форма обучения. В основе организации курса лежит принцип добровольности. В каждом классе имеется некоторое число учащихся, интересующихся английским языком. Собрать их на первое занятие не трудно. Обычно для этой цели достаточно, чтобы учитель рассказал учащимся о том, чем они будут заниматься, какую им это принесет пользу, что они при этом узнают нового и интересного и то, что факультативные курсы дают им возможность расширять и углублять научных и прикладных знаний, развивать способностей и удовлетворить их личных интересов.

Факультативные курсы — это форма углубленного изучения одного из предметов по выбору учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся.

В отличие от внеклассных занятий, факультативы проводятся по области программы, по расписанию, в рамках отведенного времени, с постоянным составом учащихся. В современных школах факультативные занятия ведутся с 1-го класса, тематика курсов постоянно увеличивается.

В повседневной жизни часто говорят «современное образование», «современная школа», имея в виду не простое обозначение их временной принадлежности, а качественную характеристику формируемой системы как школы, отвечающей реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня. Занятия по выбору, факультативные курсы, а не только выбранные системы и модели обучения, характеризуют современную школу, в том числе и начальную. Большинству родителей, а именно они выбирают школу для малыша, важно, что, кроме основных предметов, ведется в школе.

Факультативные занятия имеют организационно- управленческие преимущества перед внеклассными занятиями. Факультативные занятия организуются и реализуются, как и внеклассные занятия, в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся, но проводятся, как и уроки, согласно расписанию, имеют постоянный состав учащихся.


1.1 Современные факультативы


Современные факультативы - особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и внеклассными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее учитель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы в школе, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения . Отмечено, что факультативные курсы организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры. Обращается особое внимание на то, что факультативные занятия являются одной из гибких форм более полного отражения в школьном образовании современных достижений науки, техники, культуры и учёта местных особенностей каждой школы, поэтому они позволяют вносить существенные дополнения в содержание образования, трудовой и политехнической подготовки учащихся без изменения учебного плана, программ и учебников основного курса средней школы. При этом считается, что изучение факультативных учебных предметов в соответствии с желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, является важным средством развития у них интереса к науке и искусству, углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определённым видам практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы.

Принципы факультативного обучения

При разработке факультативных курсов авторы старались придерживаться определённых принципов. Д.А.Эпштейн считал, что любой факультатив:

• должен обеспечить углублённое изучение понятий, рассматриваемых в основном курсе

• должен быть цельным, не должен включать в себя большого числа разрозненных и мелких вопросов

• объём знаний должен быть ограничен школьной программой.

В настоящее время принципы отбора учебного материала и организации факультативных занятий расширены и конкретизированы: добровольности, научности, доступности, индивидуализации, связи теории с практикой, познавательной активности и самостоятельности, сознательности усвоения знаний, наглядности, развивающего обучения.

Цели, содержание и классификация факультативных курсов

В 1967/68, 1968/69, 1969/70 учебных годах были предложены факультативные курсы 2-х типов:

1. дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету;

2. специальные курсы, развивающие и дополняющие отдельные разделы систематических курсов основ наук.

Целью изучения "Дополнительных глав...'" было углубление знаний учащихся по данному предмету, совершенствование их практических умений и навыков, развитие интересов и способностей. Факультативные занятия такого типа проводились одним из учителей соответствующего предмета по основному учебному плану, а дополнительный материал изучается синхронно с прохождением основного материала. Однако это не означало, что на таких занятиях и обычных уроках изучается один и тот же материал: содержание их различно, но круг рассматриваемых проблем существенно не расширялся. Считалось, что такие занятия будут, имеют большое значение для выявления и постепенного развития способностей учеников, обнаруживающих повышенные успехи в изучении того или иного предмета.

Для более подготовленных учащихся, чьи интересы и способности в основном уже определились, были предусмотрены специальные факультативные курсы, которые должны были значительно расширить круг научных и прикладных знаний, полученных учащимися при изучении соответствующих учебных предметов. Изучение всех специальных факультативных курсов после изучения на занятиях по основному учебному плану вопросов, развитием которых они являются.

С 1970 года были организованы факультативные курсы следующих типов:

1. Систематические курсы, целью которых было углубление теоретических знаний учащихся и практической подготовки, полученных в основном курсе, с которым данные факультативы согласованы тематически и во времени.

2. Специальные курсы (спецкурсы), тематика которых связана лишь с не- которыми разделами основного курса.

3. Прикладные факультативные курсы, которые связаны с основным курсом и знакомят учащихся с применением теоретических знаний на практике.

В 80-х годах была принята следующая классификация факультативных курсов:

1. Факультативные курсы повышенного уровня, целью которых было углублённое изучение содержания основного курса.

2. Специальные курсы (спецкурсы), на которых углублённо изучаются только отдельные разделы, темы основного курса или некоторые не входящие в программу разделы науки.

3. Прикладные факультативные курсы. Они связаны с развитием интересов к современной технике и производству.

4. Межпредметные факультативные курсы, при изучении которых используются сведения из 2-3 предметов.

М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов:

1 .Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы);

2.Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

3.Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике (т.е. прикладные);

4.Межпредметные факультативные курсы;

5.Особая группа - кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров.

По всем факультативным курсам утверждены программы, для учащихся изданы учебные пособия, а для учителей разработаны методические рекомендации. Обращается внимание на то, что содержание факультативных курсов непрерывно совершенствуется и уточняется, программы перерабатываются, поэтому учителю, приступающему к преподаванию факультативного курса, необходимо руководствоваться их последними изданиями.

Классификация факультативных курсов:

Типы факультативных курсов:

1. Дополнительные главы и вопросы к основному курсу

2. Специальные курсы (спецкурсы)

3. Систематические курсы

4. Прикладные факультативные курсы

5. Факультативы повышенного уровня

6. Факультативные спецкурсы

6. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы)

7. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

8. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике.

9. Межпредметные факультативные курсы

10. Кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров

Советам вузов (факультетов), педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать факультативные курсы по своему усмотрению в соответствии с интересами студентов и учащихся. Перечень факультативных курсов в школе на каждый год утверждается педагогическим советом и объявляется учащимся.


1.2 Особенности факультативных занятий


Имеются существенные различия в факультативном курсе по иностранному языку и другим предметам школьного цикла. Они проступают, прежде всего, в связи основного курса и факультативного курса. Если факультативный курс по другим предметам, например истории, географии, , биологии, может иметь свою собственную область, смежную с основным курсом (основы картографии по географии или основа юриспруденции по истории), по иностранному языку факультативный курс должен составлять единое целое с основным курсом, лишь углубляя и расширяя его. Перед факультативным курсом стоят те же цели.

Отличие факультативного курса от обязательного курса заключается в методах и приемах обучения, его организации. Так как идет небольшой прирост лингвистического материала, в основном лексического – новый грамматический материал не вводится, то ознакомление фактический сводится к минимуму. Основное внимание уделяется практике речи; при этом если иметь в виду тренировку и применение, то приоритет принадлежит применению. Остановимся на этих положениях подробнее.

Знакомство с новым распространяется на лексику. Каждый год должно осваиваться примерно 100 новых слов. В отличие от обязательного курса учащиеся самостоятельно знакомятся со словами, так как предполагается, что приемы учебного труда, в частности работа над значением и формой слова, им известны из обязательного курса, равно как и умение пользоваться словарем и справочным аппаратом пособий в целом. Хотя нового грамматического материала не предусматривается, возможно, однако, что по ходу работы возникает у отдельных учеников необходимость повторения или систематизации каких – то грамматических явлений, он может сделать это самостоятельно, используя грамматический справочник. Что касается тренировки, то она должна иметь место на факультативных занятиях и может быть связана с совершенствованием, произносительных, лексических и грамматических навыков, как правило, с целью нейтрализовать интерферирующее влияние и проход через выполнение разных упражнений в речи. В центре внимания на факультативных занятиях применение сформированных навыков в устной речи и чтении.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.