реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных


Исследование проводилось в МОУ СОШ Непрядвенской средней школе Тульской области в 3 классе, в нем приняли участие 10 человек.

В классе 10 человек: 7 девочек и 3 мальчика. Уровень успеваемости в классе достаточно высокий, 80% учеников имеют хорошие и отличные оценки. Успешно им даются уроки по русскому языку, ребята занимаются с заинтересованность и с удовольствием выполняют задания учителя.

В ходе опытно – экспериментальной работы мы выделили ряд задач:

 - диагностировать исходный уровень грамматических умений у учащихся данного класса;

 - проанализировать полученные результаты;

 - по итогам анализа результата диагностики составить комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся 3 класса грамматических умений в процессе изучения склонения имен существительных.

Основным объектом контроля являются грамматические умения, ибо только они свидетельствуют о способности правильного выполнения определенных действий. Перейдем к краткому рассмотрению умения. Наиболее распространенное понимание умения заключается в том, что оно представляет собой компонент сознательно выполняемой деятельности. Умение – способность делать что-либо, приобретенная в результате обучения или жизненной практики.

Контроль и учёт умений при обучении русскому языку является необходимым компонентом учебного процесса. Контроль должен определить уровень сформированности у учащегося умений по всем видам деятельности на данном этапе обучения, эффективность тех или иных приёмов обучения, программу действий на будущее. Он даёт возможность преподавателю рационально распределить время, необходимое для развития всех видов учебной деятельности, а также внести изменения в учебный процесс, если возникает такая потребность. Контроль грамматических умений охватывает различные организационные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы проводить контроль в условиях дефицита времени, в рамках ограниченного количества часов, материалы контроля должны быть организованы так, чтобы за минимальное время учитель смог проверить достаточно большой материал[7].

Для диагностики мы выбрали следующие грамматические умения, формируемые в процессе изучения склонения имен существительных:

- умение ставить падежные вопросы к имени существительному;

 - умение определять падеж имени существительного;

 - умение изменять существительное по падежам

Критериями умений стали:

 - полнота;

 - качество выполняемых действий.

По каждому критерию были выделены показатели, которые помогут нам определить уровень сформированности грамматических умений у младших школьников.


Таблица№3. Критерии и показатели уровня сформированности грамматических умений

Полнота

Количество выполняемых действий.

Качество выполняемых действий

Правильность: соответствие языковой норме.

Глубина: выполнение действий на материале разного уровня сложности.

Самостоятельность: выполнение действий без посторонней помощи.

Оперативность: быстрота в выполнении действий.


За каждый показатель при диагностике грамматических умений будет начислять по 2 балла, максимум 8 баллов за каждое умение. При отсутствии, какого либо показателя количество баллов будет уменьшаться.

Для диагностики качества выполняемых действий мы использовали задания, на основе которых нам удалось выявить уровень сформированности исходных грамматических умений.

Для диагностики качества выполняемых действий (по показателю правильность) детям предлагалось выполнить контрольную работу (Приложение1), которая состояла из шести заданий. Контрольная работа проверяла умение детей правильно и точно применять свои знания на практике. Задания выстроены в логической последовательности. Сначала дети повторяли теоретический материал, а потом использовали свои знания при выполнении письменных заданий. Контрольная работа была направлена на выявление у учащихся правильности выполнения заданий, проверяло умение детей вычленять имена существительные из текста, ставить падежные вопросы к имени существительному, склонять имена существительные по падежным вопросам, определить падеж имени существительного. Задания в контрольной работе были разного типа: на продолжение предложения, на определение падежа имен существительных, задание на нахождение форм имен существительных.

Для диагностики второго показателя «глубина», который проявлялся в соответствии с выполнением действий на материале разного уровня сложности. Детям было дано задание (Приложение2) поставить имена существительные в необходимый по смыслу текста падеж. Тем самым учащиеся тренировали умение ставить падежные вопросы, изменяли падежные формы имени существительного. Данное задание было немного усложнено, так как детям нужно было использовать все свои знания и умения при выполнении данного задания.

 Для диагностики показателя «самостоятельность», характеризующегося умением выполнять действия без посторонней помощи, детям было дано задание (Приложение3) поставить имя существительное в нужный по смыслу падеж, определяя его по вопросу в словосочетании. В данном задании проверяются умения детей ставить вопросы к существительному, определять падеж имени существительного, изменять существительное по падежам. При выполнении данного задания ученик должен выполнить все действия самостоятельно, без помощи учителя. Тем самым можно выявить самостоятельность при работе каждого ученика.

Для диагностики показателя «оперативность» (быстрота выполнения действий), детям дается текст, в котором им необходимо подчеркнуть имена существительные и определить их падеж. Задание достаточно легкое, следовательно, можно утверждать, что дети, которые выполнят его быстро и достаточно хорошо, усвоили полученные знания и умеют применять их на практике.


Таблица №4. Результаты проведения диагностического исследования по выявлению уровня сформированности умений

Список класса

Max 8 б.

У1

Max 8б.

У2

Max 8б.

У3

Всего

Количество освоенных действий

Катя Н.

6

5

8

19

2

Маша Д.

2

4

5

11

1

Лида Д.

3

6

3

11

1

Таня П.

5

7

8

20

3

Слава Т.

4

4

4

12

1

Рома М.

3

5

6

14

1

Катя И.

7

7

8

22

3

Марина М.

7

6

6

19

2

Анна А.

5

6

7

18

2

Кирилл Б.

4

5

6

15

1

Средний балл

46

55

61

161

17


Анализируя данные диагностики, можно сделать вывод, что предложенные задания оказались сложны для детей, так как грамматические умения еще не сформированы в полной мере, так как это подтверждает таблица№3. Общее количество баллов, полученное за эксперимент должно составлять 24, но никто из детей не набрал максимального количества баллов. При выполнении заданий диагностического исследования сложным для детей было определить падеж существительного, и не все дети могут с легкостью определить падежные формы имени существительного. Падежные вопросы дети, как правило, ставят интуитивно, в соответствии со своим языковым чутьем.

При выполнении первого задания (контрольной работы) учащиеся легко справились с ответом на вопрос, что такое существительное и определили его функции, многие не правильно определили последовательность падежей и их вопросы. Наибольшую трудность вызвало задание найти в цепочках слов падежные формы. Это говорит о том, что дети еще не до конца усвоили знания о падежных формах существительного и пока не могут найти их в ряде различных слов. При выполнении второго задания учащиеся испытывали трудность при постановке падежных вопросов. Так как задание было сложнее, чем предыдущее, то именно это вызвало у них затруднение. Задача детей заключалась в постановке вопроса и изменении падежной формы в соответствии со смыслом словосочетания. Не все дети смогли справиться с поставленной задачей. Многие обращались за помощью к учителю. Ошибки в основном в определении падежа и в написании окончания существительного. Выполняя задание №3, дети в основном делали ошибки при постановке существительного в определенный падеж и делали ошибки при постановке окончания. Дети вместо окончания –е ставили окончание –и. Также дети допускали ошибки при постановке падежных вопросов, что и мешало им правильно определить падеж и определить окончание. Задание№4 было рассчитано на выявление у учащихся умений находить имена существительные в тексте и определять их падеж. Вычленение существительных из текста было легким задание для учеников. С определением падежей у имен существительных справились не все. Это происходило на основании того, что не все учащиеся еще запомнили падежные вопросы, и какой вопрос какому падежу принадлежит.

На основании критериев и результатов диагностики можно выделить следующие уровни сформированности грамматических умений у младших школьников:

 - 24-16 баллов (высокий уровень): ребенок выполняет действия без ошибок и без явной помощи со стороны учителя и одноклассников, поэтому может логически объяснить выбор той или иной операции. В текстах ученик всегда может найти имена существительные и выполнить с ним все предлагаемые действия.

- 15-8 баллов (средний уровень): ребенок выполняет действия самостоятельно, но при их выполнении допускает неточности, с помощью дополнительных вопросов исправляет их. Не всегда может правильно поставить падежный вопрос к имени существительному и определить его падеж.

- 7-0 баллов (низкий уровень): ребенок выполняет действия несамостоятельно или не выполняет вообще. Вычленяет имена существительные из текста с затруднением, при помощи учителя и одноклассников. Определение падежа дается очень сложно, так как ребенок путает, к какому падежу, относится тот или иной падежный вопрос.

Таким образом, грамматические умения в данном классе находятся на достаточно низком уровне. Необходимо проводить работу по продолжению их формирования. Так как у 50% класса сформировано лишь одно грамматическое умение – умение ставить падежные вопросы к имени существительному, что говорит о том, что работа, которая велась в классе до этого, не дала эффективного результата. Дети ставят падежные вопросы к существительному интуитивно, затрудняются определении его падежа и изменении падежных форм существительного. Для улучшения грамматических умений необходимо ввести в уроки дополнительные упражнения, способствующие формированию умений у младших школьников. У 25% класса умения сформированы на высоком уровне. Но это слишком маленькая доля учеников. 35% класса имеют средние показатели сформированности грамматических умений. Эти ученики обладают некоторыми навыками в работе и успешно применяют знания на практике. Выполняют действия самостоятельно, но ошибаются, не всегда могут определить падеж существительного. Необходимо проводить работу по продолжению их формирования. Вышеперечисленные проблемы в нашем классе можно устранить при использовании специального комплекса упражнений, направленного на формирование грамматических умений.


2.2 Реализация заданий на уроках русского языка для 3 класса


С учетом полученных в результате констатирующего эксперимента данных нами проводилась работа, цель которой заключалась в составлении комплекса упражнений, направленных на формирование у учащихся 3 класса грамматических умений в процессе изучения склонения имен существительных, и сопутствующих рекомендаций по его использованию.

Для достижения поставленной цели нами были подобраны упражнения, включенные в структуру уроков по грамматике и орфографии при изучении склонения имен существительных, составляющих целый комплекс, которые дополняли материал учебника. Упражнения могут быть органично вплетены в структуру урока, чем мы хотим показать, что работа над рассматриваемой грамматической категорией может и должна проводиться на уроках изучения склонения имени существительного. В этом, на наш взгляд, заключается одно из важнейших условий реализации комплекса упражнений – неразрывную связь с курсом русского языка по грамматике.

Весь комплекс предложенных упражнений разделен на три этапа, соответствующих определенной логической последовательности формирования грамматических умений.

Включение комплекса упражнений в уроки по изучению склонения существительного будет осуществляться последовательно. Некоторые упражнения можно давать на одном уроке, либо распределить упражнения на несколько уроков, отводя им определенное количество времени. Комплекс упражнений состоит из следующих этапов:

- упражнения на определение грамматической категории падежа у имени существительного, выделенного из предложения или текста;

- упражнение на изменение падежной формы;

- упражнение, на основе которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имена существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации.


Таблица№5 Последовательность уроков с использование упражнений по формированию грамматических умений у 3 класса

№ Ур.

Тема урока

Возможности формирования грамматических умений

Упражнение по формированию грамматических умений

Этап урока с использование упражнений. Срок проведения.

№1

«Склонение имен существительных»

С помощью предложенного задания будет осуществляться формирование умения ставить падежные вопросы к имени существительному.

Упражнения на определение грамматической категории падежа у имени существительного.

Задание дается детям на этапе актуализации знаний, чтобы мобилизировать знания детей по данной теме. На выполнение отводится 10 минут.



Формируется умение определять падеж имени существительного.

Упражнение, на основе которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имена существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации.

Используется на этапе самостоятельной работы. Для выполнения задания отводится 15 минут.



Формируется умение изменять имена существительные по падежам.

Упражнение на изменение падежной формы.

Данное упражнение дети выполняют на этапе закрепления. Отводится 15 минут на выполнение, дети работают самостоятельно. По окончанию работы проверка вместе с учителем.


Комплекс упражнений по формированию грамматических умений при изучении склонения имен существительных мы предлагаем проводить на одном уроке. Дети на предыдущих уроках уже получили теоретические знания по данной. Цель урока - закрепить у детей знания о склонении имен существительных и сформировать умения применять знания при выполнении практических заданий. Для того, чтобы дети умели применять знания на практике мы предлагаем следующие упражнения:

 - упражнения на определение грамматической категории падежа у имени существительного;

 - упражнение, на основе которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имена существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации;

 - упражнение на изменение падежной формы.

Урок начинается с традиционного приветствия детей, после чего на этапе актуализации знаний дается задание:

Вспомните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Прочитайте:

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря .

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,-

Пришел невод с одною тиной…

Воротился старик ко старухе.

Выпишите словосочетания с выделенными существительными. Определите падеж. Подчеркните в словосочетания слова, от которых зависит падеж существительных (задается вопрос, чтобы определить падеж существительного).

У.: Ребята, вам нужно выписать из текста словосочетания с выделенными именами существительными. После чего вам необходимо поставить вопрос к имени существительному и определить его падеж. Давайте сначала на примере одного существительного попробуем выполнить наше задание. Какое словосочетание нам нужно выписать?

Д.: Жил со старухой.

У.: давайте попробуем поставить вопрос к имени существительному.

Д.: Жил с кем? Со старухой.

У.: К какому падежу относиться данный вопрос?

Д.: Творительный.

У.: Да, правильно. В таком же алгоритме вы продолжаете выполнять упражнение.

На выполнение задания детям дается 10 минут. Времени не много, так как задание достаточно легкое и дети не должны испытать затруднения при его выполнении. Сложности возникли у тех ребят, которые плохо усвоили материал о падежах, и до сих пор не знают вопросов, относящихся к определенным падежам.

На этапе самостоятельной работы детям дается задание творческого характера:

Составьте предложения в существительными гроза и часовщик в родительном, дательном и предложном падежах. Употребите предлоги, которые требуют определенной падежной формы существительного.

У.: Ребята, давайте сначала вспомним все падежи и их вопросы.

Д.: Именительный(кто? Что?), Родительный(кого? Чего?), Дательный(кому? Чему?), Винительный(кого? Что?), Творительный(кем? Чем?), Предложный(о ком? О чем?).

У.: Давайте с вами просклоняем слово кукла по падежам. Именительный падеж.

Д.: Кукла.

У.: Творительный.

Д.: Куклой.

У.: Родительный.

Д.: Куклы.

У.: Хорошо, молодцы. Закончим на этом. А сейчас вам необходимо выполнить наше задание.

На этапе закрепления детям предлагается следующее задание:

Прочитай, изменяя слова в скобках по смыслу (падеж и число):

К к..нцу з..мы в ..ловых (шишка) с..зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя) высыпаются на сне.. Выс..ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест) лапками и клювами за (ветка) ц..пляются и ш..лушат (шишка).

У.: Ребята, когда мы с вами общаемся наша речь должна быть правильной и красивой, а для этого нам нужно чтобы все слова стояли в нужной форме. Сейчас вы попробуете испытать себя в роли строителей правильной и красивой речи. Но для этого вам нужно будет поставить имена существительные в нужный для них падеж.

В конце урока подводиться итог:

У.: Ребята, какие падежи вы знаете?

Д.: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

У.: Какие вопросы принадлежат Предложному падежу?

Д.: О ком? О чем?

Предложенный нами комплекс упражнений можно использовать и на разных уроках по изучению склонения имен существительных. Упражнения содержат тренировочный материал по данной теме, их выполнение будет полезно при формировании грамматических умений.


Заключение


Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе который формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя существительное».

 Анализ лингвистической литературы показал, что имя существительное является самостоятельной частью речи с присущей ей словоизменительной категорией падежа. Проблема изучения падежа имен существительных охватывает следующие вопросы: формирование у учащихся умений ставить падежные вопросы, определять падеж имен существительных, умение изменять существительное по падежам.

 Анализ методической литературы показал, что существует комплекс упражнений, способствующих эффективному усвоению младшими школьниками умений, связанных с изучением склонения имен существительных. В этот комплекс входят упражнения на определение грамматической категории падежа у имени существительного, выделенного из предложения или текста, упражнения на изменение падежной формы, упражнения на подбор существительных с заданными грамматическими формами падежа, упражнения, на основе которых ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имени существительного оп падежам в новой, незнакомой ситуации.

 Для решения вопроса об организации обучения по теме «Склонение имен существительных» была предложена методика работы, основанная на положениях традиционной системы обучения. Работа над этой темой с применением основных дидактических приёмов и принципов, будет способствовать более глубокому и осмысленному усвоению младшими школьниками сведений об имени существительном и развитию у них познавательных способностей и аналитических умений.


Список использованной литературы


1. Агеева, А.Д. Веселые диктанты: стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 классы). – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

2. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И. Баранникова. – Издательство, 1973. – 384 с.

3. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1975. – 59 с.

4. Винокурова, Л.Д. Морфология русского языка: учебно-методическое пособие для специалистов «Педагогика и методика начального обучения» / Л.Д. Винокурова, А.В. Ковалькова. – Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед. Ун-та им Л.Н. Толстого, 2007. – 232 с.

5. Глазунова, О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология / О.И. Глазунова / Сборник упражнений. – СПб: Златоуст, 2000. – 424 с.

6. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.

7. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.

8. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение / А.А. Зализняк. – М.: Рус. яз. – 1977.

9. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 1 кл. нач шк. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2004. – 143 с.

10.    Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 2 кл. нач шк. В 2 ч. Ч.2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2-издание – М.: Просвещение, 2005. – 143 с.

11.    Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 3 кл. нач шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е издание – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

12.    Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 4 кл. нач шк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2- издание– М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

13.    Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

14.    Колодезнев, В.М. Морфология русского языка. Практический курс: Учебное пособие для студентов филологических и гуманитарных специальностей вузов. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1997. – 282 с.

15.    Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

16.    Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний и умений учащихся по русскому языку: 4 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 112 с.

17.    Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

18.    Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

19.    Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ В.А. Кустарева, Н.К. Никитина, Н.С. Рождественский м др.; Под ред. Н.С. Рождественского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 239.

20.    Милославский, И.Г. Морфологические категории современного русского языка: Уч. пособ. по спецкурсу для пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1981. – 254с.

21.    Николаенкова, Е.И. Я иду на урок в начальную школу: Тесты по русскому языку. –М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 96 с.

22.    Панюшева, М.С. Современный русский язык: Пособие для вузов / М.С. Панюшева, Г.С Шалимова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

23.    Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.

24.    Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – 528 с.

25.    Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. / Под ред. Л.А. Виноградской. – М.: Просвещение, 2001. – 318 с.

26.    Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.

27.    Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.

28.    Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.

29.    Русский язык. Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Н.В. Костромина, К.А. Николаева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев; Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.

30.    Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.

31.    Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 9-е изд. – М.: Асирис-пресс, 2007. – 448 с.

32.    Современный русский язык : Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 704 с.

33.    Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.

34.    Узорова, О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – К.: ГИППВ, 1999. – 272 с.


Приложение 1.


Закончите определение имени существительного как части речи и представьте теоретические сведения о нем:

имя существительное – это ….., которая обозначает…..и отвечает на ….

Имя существительное не изменяется по …..

Имя существительное изменяется по ….

Расставьте падежи в правильном порядке и напишите рядом вопросы, которые им соответствуют.

 Д.п., В.п., Им.п., Пр.п., Р.п., Т.п.

 5) подчеркните в каждом ряду имя существительное.

Сила, сильный, сильно.

Терпеливый, терпение, терпеть.

Бег, бегом, бежать.

Дружно, дружба, дружить.

подчеркните формы имени существительного:

Рука, ручной, рукою, о руках, руководить, вручную

Храбрый, храбростью, храбриться, храбрость.

Холодный, холод, холодно, о холоде, холодами.


Приложение 2


Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже, напишите. Сверху обозначьте падежи.

Алеет на (грудь), говорил на русском (язык), помогал (коллега), заводил (машина), написал (ручка), вылепил из (снег), выехал в (деревня), стоит возле (подъезд), выпал из (гнездо), запивал (вода), кисель из (клюква).


Приложение 3


Допишите окончания имен существительных, укажите падеж:

А) ехал в трамва.., встал с постел.., застрял в болот.., писал в тетрад.., подарил Зо..;

Б) котлеты из морков.., ехал по пустын.., родился в август…, летал в неб.., стоял на площадк..;

В) гуляли в парк.., родился в июл.., жил в Казан.., железная дорога в Сибир.., рисовал в альбом.. .


Приложение 4


Подчеркните в тексте все имена существительные, определите падеж каждого.

Деревенскую ласточку называли касаткой. Как только вернутся касатки на деревню, сразу же начинают гнезда строить. Ласточки лепят гнезда из глины. Выберут подходящее место под крышей дома или сарая и летят на берег пруда. Сядут возле воды, отщипнут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и легко пристает к стене. Вылетят птицы из глины уютное гнездышко, а внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира для птенцов.


Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.