реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Cравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка

современных методических концепций обучения иностранным языкам:

коммуникативная, деятельностная и концепция дистанционного обучения и т.д.

Для того чтобы понять, на чем основываются современные методики

обучения английскому языку, необходимо подробно рассмотреть методические

принципы, которые лежат в основе этих методик.

2.1 В структуру коммуникативного метода входят познавательный,

развивающий и обучающий аспекты, которые направлены на воспитание

учащегося. Учитывая это и содержание понятия “коммуникативности”, а также

многогранность системы обучения, можно сформулировать следующие

методические принципы коммуникативной методики:

Принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры[1] через

общение. Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что

общению следует обучать только через общение. В этом случае общение может

быть использовано в качестве канала воспитания, познания и развития.

Общение является социальным процессом, в котором происходит обмен

деятельностью, опытом, воплощенными в материальную и духовную культуру. В

общении осуществляется эмоциональное и рациональное взаимодействие людей и

влияние друг на друга. Именно общение является важнейшим условием

правильного воспитания.

Таким образом, общение выполняет функции обучения, познания и

развития и воспитания в коммуникативной методике обучения.

Процесс обучения иноязычному общению представляет собой модель

процесса реального процесса общения по основным параметрам:

мотивированность, целенаправленность, информативность процесса общения,

новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия

общающихся и система речевых средств. Благодаря этому, создаются условия

обучения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение умениями

и их использование в условиях реального общения.

Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры.

Комплексный характер иноязычной культуры проявляется в единстве и

взаимосвязи ее учебного, познавательного, воспитательного и развивающего

аспектов. Каждый из этих аспектов, в практическом смысле, равноценны. Но

подлинное овладение одним возможно лишь при условии должного овладения

другими.

В связи с этим, любой вид работы, любое упражнение в учебном

процессе, интегрирует в себе все четыре аспекта иноязычной культуры и

оценивается в зависимости от наличия в них данных аспектов.

Данный принцип касается не только межаспектных, но и внутриаспектных

взаимоотношений. Так, например, предполагается взаимосвязь и

взаимообусловленность всех четырех видов речевой деятельности (чтение,

говорение, аудирование и письмо) внутри учебного процесса.

Необходимость взаимосвязанного обучения обоснована закономерностью

обучения, согласно которой овладение происходит тем успешнее, чем больше

анализаторов участвует в нем. Взаимосвязанность присутствует не только в

процессе обучения, но и в отдельных упражнениях, специально разрабатываемых

в рамках данной методики.

Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры.

Объем страноведческих, лингвистических и лингвострановедческих знаний

реальной действительности не может быть полностью усвоен в рамках школьного

курса, поэтому необходимо строить модель содержания объекта познания, то

есть отобрать в зависимости от цели обучения и содержания курса тот объем

указанных знаний, который будет достаточен, чтобы представить культуру

страны и систему языка. При этом также необходимо учитывать познавательные

потребности отдельных обучаемых, связанные с их индивидуальными интересами

и т.п. Определенные рамки системы обучения и его конечные задачи требуют в

методических целях создания модели содержания развития, то есть

определенного минимума, который необходим для решения задач, стоящих перед

предметом.

Принцип управления учебным процессом на базе его квантования[2] и

программирования.

Любая система обучения предполагает квантование всех компонентов

процесса обучения (цели, средств, материала и т.д.). Без квантования цели

будут некорректными, материал неудобоваримым, условия неоптимальными , а

средства неадекватными. Иначе говоря, невозможной окажется системность

обучения, а следовательно, его управляемость и эффективность.

Принцип системности в организации обучения иностранным языкам.

Данный принцип означает, что коммуникативная система обучения

строится реверсивным путем: сначала намечается конечный продукт (цель), а

затем определяются задания, которые могут привести к данному результату.

Это имеет место в пределах всего курса, каждого года, цикла уроков и одного

урока и касается всех аспектов. Такой подход обеспечивает обучению

системность со всеми присущими ей качествами: целостностью, иерархичностью,

целенаправленностью.

Системность обучения строится с учетом закономерностей овладения

учащимися каждым из ее аспектов. Все обучение в организационном плане

построено на основе правил цикличности и концентричности. Цикличность

проявляется в том, что определенное количество материала усваивается в

пределах цикла уроков, каждый из которых включает определенное количество

уроков. Любой цикл строится на основе стадиальности развития того или иного

навыка и умения в каждом виде речевой деятельности.

Цикличность подкрепляется концентрическим подходом, который касается

как речевого материала, так и обсуждаемых проблем.

Системность проявляется в том, что предлагаемая система включает не

только учителя иностранного языка и учащегося, но и его родителей,

учителей других предметов. Межпредметные связи используются , как средство

дополнительной мотивации тех учащихся, которые не интересуются иностранным

языком.

Системность организации процесса обучения предполагает также

стадиальность овладения языком, то есть включает в себя различные уровни

учебного процесса:

1) уровень ступеней обучения (начальная, младшая, средняя, старшая);

2) уровень периодов обучения, которые определяются внутри ступеней;

3) уровень этапов (этап формирования лексических, грамматических навыков,

этап совершенствования навыков, этап развития умения);

4) уровень стадий обучения, которые определяются внутри этапов и подэтапов

(стадии имитации, подстановки, трансформации, репродукции, комбинирования).

Каждый из уровней обладает своей спецификой, которая определяется

психолого-педагогическими особенностями учащихся.

Принцип обучения иностранным языкам на основе ситуации как системы

взаимоотношений.

Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций,

понимаемых (в отличие от других методических школ) как системы

взаимоотношений. Ситуация существует, как динамическая система социально-

статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов

общения. Она является универсальной формой функционирования процесса

обучения и служит способом организации речевых средств, способом их

представления, способом мотивации речевой деятельности, главным условием

формирования навыков и развития речевых умений, предпосылкой обучения

стратегии и тактик общения. Коммуникативная методика предполагает

использование всех этих функций ситуации.

Учебная ситуация, как единица обучения, моделирует ситуацию, как

единицу общения.

Таким образом, ситуация выступает не только в роли так называемой

речевой ситуации, но и в более широком статусе - ситуации учебной

деятельности.

Принцип индивидуализации в овладении иностранным языком.

В коммуникативной методике учащийся воспринимается как

индивидуальность.

Каждый учащийся, как индивид, обладает определенными способностями,

как общего, так и частичного характера. Коммуникативное обучение направлено

на выявление их исходного уровня и дальнейшего их развития. С этой целью

используются специальные средства для выявления способностей - специальные

тесты, для развития - упражнения и опоры.

Учет и развитие способностей составляет индивидную индивидуализацию.

Развитие человека зависит от множества факторов, ведущих из которых

при обучении общению следует считать совместную деятельность учащихся.

При организации совместной деятельности учащегося планируется

развитие качеств личности, необходимых для плодотворного сотрудничества.

Совместная деятельность организуется так, чтобы учащиеся сознавали,

что от каждого из них зависит успешность общего дела. Сочетание общения с

другими видами деятельности позволяет приблизить обучение к реальному

общению, которое осуществляется не только ради общения, но и обслуживает

другие виды деятельности, протекающие одновременно с ним.

Для более продуктивного овладения учащимися всеми аспектами

иностранного языка предусмотрена система средств (памяток и специальных

упражнений) для формирования у учащихся необходимых навыков и умений, для

формирования умения учиться, что составляет субъективную индивидуализацию.

Третьим ведущим компонентом принципа индивидуализации является так

называемая личностная индивидуализация. Она предполагает учет и

использование параметров, присущих личности: личный опыт, контекст

деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение,

статус в коллективе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную

коммуникативную и ситуативную мотивацию.

Чтобы доказать это, достаточно учесть два факта: 1) общение, в данной

методике - это средство поддержания жизнедеятельности в обществе и 2)

обучение самостоятельно данной концепции, есть модель процесса общения.

В системе коммуникативной методики предусматривается целый комплекс

мер для поддержания мотивации в учении.

Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности

учащихся в овладении иностранным языком.

Он заключается в том, что все задания на всех ступенях обучения

представляет собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и

сложности.

Данная методика опирается на интеллектуальные потребности учащихся,

а это побуждает учащегося к мыслительной деятельности.

Речемыслительные задачи призваны развивать механизмы мышления:

механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия

решений, механизм определения цели, механизм выбора, механизм

комбинирования и конструирования.

Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся,

тем более эффективным будет усвоение. Поэтому в данной методике уделяется

большое внимание развитию самостоятельности мышления, в частности, в

процессе обсуждения проблем.

И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем. В

коммуникативном обучении используется такая стратегия, которая планирует

превращение контроля через взаимоконтроль в самоконтроль. Для этого

используется как скрытый контроль, так и осознанное владение учащимися

знания объектов и критериев контроля и их применения.

Принцип функциональности в обучении иностранному языку.

Данный принцип предполагает, что каждый ученик должен понять, что

может ему дать не только практическое владение языком, но и использование

полученных знаний в познавательном и развивающем аспектах.

Этот принцип заключается также в том, что происходит овладение

функциями видов речевой деятельности, как средств общения, то есть

осознаются и усваиваются те функции, которые выполняют в процессе

человеческого общения: чтение, письмо, говорение, аудирование.

Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не

речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данным языком.

На функциональной основе создается модель речевых средств, которые

должны быть изучены в курсе иностранного языка: подбираются определенные

речевые средства разных уровней для выражения каждой из речевых функций. В

зависимости от цели для выражения каждой функции может быть предложено и

максимальное и минимальное количество средств выражения. Разумеется , сюда

же подключаются и неречевые средства выражения.

Принцип новизны в обучении иностранным языкам.

Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его

содержание и организация пронизаны новизной.

Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих

что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и

упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, но

построенных на одном и том же материале. Таким образом, новизна

обеспечивает отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство,

эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к

учебной деятельности.

В заключении важно отметить, что все рассмотренные принципы

взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Поэтому следование

прелагаемой системе предполагает соблюдение всех вышеуказанных принципов и

их комплексное применение.

2.2 Теперь перейдем к методическим принципам, на которых базируется

другая современная методика обучения английскому языку. Итак, основными

методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проектной

методики, являются:

Принцип сознательности, который предусматривает опору учащихся на

систему грамматических правил, работа над которыми строится в виде работы с

таблицами, что в свою очередь, является признаком следующего принципа.

Принцип доступности проявляется прежде всего в том, что при

построении курса обучения по проектной методике рассматриваются вопросы и

проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного

опыта, то есть обеспечивается за счет соответствующей обработки учебного

материала.

Принцип активности в проектной методике основывается не только на

внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности

внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий

потенциал обучаемых и основываясь на ранее изученном материале. В проектной

методике принцип активности играет одну из ведущих ролей.

Принцип коммуникативности, обеспечивающий контакт не только с

преподавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов, а

также с преподавателями других групп, если таковые имеются. Проектная

методика основывается на высокой коммуникативности, предполагает выражение

учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную

деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Принцип наглядности используется прежде всего при подаче материала в

виде уже подготовленных персонажами курса проектов, т.е. применяются как

слуховая, так и контекстная наглядность.

Принцип систематичности актуален для этой методики не только потому,

что весь материал делится на темы и подтемы, но и также и потому, что

методика основана на цикличной организации учебного процесса: каждый из

предусмотренных циклов рассчитан на определенное количество часов.

Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период

обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей

цели овладения английским языком.

Принцип самостоятельности играет также очень важную роль в проектной

методике. Чтобы доказать это, нужно рассмотреть суть самого понятия

“проект”. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми

работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально –

эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.).

Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим

конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект

соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного

времени. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы.

А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с

другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об

одном из основополагающих.

Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны.

Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно

планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ним задач,

а принципы, на которых она базируется, делают обучение по ней возможным для

любого возрастного контингента.

2.3 Перейдем к следующей методике обучения английскому языку. Это

интенсивная методика. Какие же принципы лежат в ее основе?

Принцип коллективного взаимодействия, который является ведущим в

методе активизации, наиболее известном в интенсивной методике. Именно этот

принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства,

способы и условия учебного процесса. Для учебного процесса, в основу

которого положен этот принцип, характерно то, что учащиеся активно общается

с другими, расширяют свои знания, совершенствуют свои умения и навыки,

между ними складываются оптимальное взаимодействие и формируются

коллективные взаимоотношения, которые служат условием и средством повышения

эффективности учения, успех каждого из обучаемых зависит во многом от

остальных. Такая система отношений, складывающихся в учебном коллективе,

раскрывающих и актуализирующих в личности лучшие стороны, весьма

способствует обучению и совершенствованию личности. Это происходит

благодаря возникающему положительному психологическому климату и в

значительной мере влияет на конечный результат. Групповое обучение

способствует возникновению у личности дополнительных социально-

психологических стимулов к учению. Кроме того, активизация общения между

участниками учебного процесса способствует ускорению обмена информацией,

передаче и усвоению знаний, ускоренному формированию навыков и умений. Из

всего вышесказанного можно заключить, что основным средством овладения

предметом становится общение с партнерами по группе.

Принцип личностно-ориентированного общения является не менее

значимым. Он основан на влиянии общения, его характера, стиля на реализацию

воспитательных и образовательных целей. В общении каждый является как

воздействующим, так и подвергающимся воздействию. Особенно значимое место

занимает здесь познание людьми друг друга, что является необходимым

условием общения людей.

Общение представляет собой стержневую характеристику коллективной

деятельности и деятельности личности в коллективе. Оно неотделимо и от про-

цесса познания. Личностно-ролевое общение на английском языке в условиях

интенсивного обучения – это не фрагмент учебного процесса или методический

этап поурочного плана, а основа построения учебно-познавательного

процесса.

Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса тесно

связан с двумя предыдущими. Роли и маски в группе в большой степени

способствуют управлению общением на уроке. Учебное общение в интенсивном

обучении предполагает наличие постоянно активных субъектов общения (все

учащиеся), которые не ограничиваются просто восприятием сообщения и

реакцией на него, а стремятся выразить свое отношение к нему, то есть “я -

маска” всегда проявляет личностную характеристику. Ролевая игра – это одно

из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся.

Принцип концентрированности в организации учебного материала и

учебного процесса является не только качественной, но и количественной

характеристикой интенсивного метода. Концентрированность проявляется в

различных аспектах: концентрированность учебных часов, концентрированность

учебного материала. Все это вызывает высокую насыщенность и плотность

общения, разнообразие форм работы. Это побуждает преподавателей работать в

постоянном поиске новых форм подачи материала.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.