реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции

Инфляция возросла, составив за первые восемь месяцев 1999 г. около

30%, но не вышла за допустимые рамки (предполагаемые за год 50% против 11%

в 1997 г.). Обеспечена относительная стабильность рубля. Наблюдается

устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса (13,3 млрд. долл.

за первое полугодие, за первое полугодие, за аналогичный период 1998 г. -

2,5 млрд. долл.), так как объемы экспорта и импорта сократились на 12 и 44%

соответственно по сравнению с тем же периодом 1998 г. Существенно улучшился

платежный баланс.[13]

Сегодня износ основных фондов российских предприятий составляет более

50%, доля производственного оборудования в возрасте свыше 15 лет - 46%.

Объем инвестиций в основной капитал падает уже в течение 12 лет и в мае

1999 г. составил 22% уровня 1991 г. В 1998 г. инвестиции снизились еще на

6,8 % в сравнении с предыдущим годом. Наблюдается значительный отток

капитала, а всего за годы реформ, по наиболее взвешенным оценкам, он достиг

130-140 млд. долл.[14]

В настоящее время большую часть инвестиций в основной капитал

осуществляют предприятия (83%), в том числе на 20% за счет привлеченных

средств. Более половины этих вложений приходится на федеральные

естественные монополии. Так, в 1998 г. ОАО “Газпром” инвестировало 53,8

млрд. руб., РАО “ ЕЭС России” (головная компания) - 2,3 млрд. руб.[15] Это

означает, что обрабатывающая промышленность деградирует, испытывая

острейший инвестиционный кризис при отсутствии внутренних источников

накоплений. В процессе монетаризации экономики объем инвестиций может

сократиться еще больше, поскольку в “живых деньгах инвестиционные товары

могут заметно подорожать по сравнению с расчетами по бартеру или в

денежных суррогатах.

Показатели государственного накопления, определяемого как разность

между государственными инвестициями и бюджетным дефицитом, в стране

отрицательны по крайней мере уже в течение 12 лет. Вероятно, итоговые

данные за 1999 г. заметно улучшат ситуацию, но для достижения положительных

показательных потребуется немало усилий, в том числе по увеличению

собираемых налогов и сокращению государственных расходов в объемах,

возможно, непосильных для общества.

Следует также учитывать государственный внешний долг России. Какими

бы ни оказались результаты переговоров о его реконструкции, ежегодные

расходы на его обслуживание составят не менее 8-10 млрд. долл. - сумму,

примерно равную половине всех российских инвестиций в основной капитал.

Иными словами, долг ближайших 10 лет будет существенно сокращать внутренние

источники инвестиций.

Объем государственного долга несопоставим с источниками обеспечения,

временная структура платежей по его обслуживанию крайне неблагоприятна. В

настоящее время внешний долг правительства РФ составляет 150 млрд. долл.,

что эквивалентно приблизительно 90% ВВП 1999 г.

Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный

рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы

задолжности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на

приемлемых условиях. Если правительство РФ не будет придерживаться

общепринятых методов цивилизованного решения проблемы государственных

обязательств, потенциальные инвесторы “получат сигнал” о неготовности

государства соблюдать права собственности и контрактные обязательства, а

это сократит число инвесторов[16].

3.3. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-

экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и

географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и

отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет

особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года

размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая

тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что

инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для

капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный

(хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный

аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы,

высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего

мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что

теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое

оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства

по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не

предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как

внутри страны, так и за её пределами.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно

заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени

доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит

в основном от индекса инвестиционного климата.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного

климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим

показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для

иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от

индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти

линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация

заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в

свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода

ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить

инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По

расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может

привести уже в 1997 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов. Как

показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при

сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих

общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным

инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или

частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период

эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва,

Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва,

Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных

(Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия).

Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный

климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов

от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует своя система оценки

инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы

ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих

инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России.

Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными

экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации

и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В

связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте

экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного

климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это

обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций,

послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике[17].

4. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации

инвестиционного климата.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и

иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,

несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной

инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих

проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый

приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется

разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и

объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России

и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью

(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом

преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов

законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением

курса рубля и его неконвертируемостью и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении

зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная

политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям,

но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь

вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не

имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на

множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление,

что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем

"надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую

экономику.

Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций

в нашей стране, мы можем предложить несколько решений этих наболевших

проблем.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в

российскую экономику является жизненно важным средством устранения

инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной

деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих

рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к

Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему

их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное

условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так

и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,

сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли

понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой

режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях

составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе

законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет

усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о

концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет

также законодательное определение прав собственности на землю. Для

облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на

российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный

центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской

стороны по объектам инвестирования[18].

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата

требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в

стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и

специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения

инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

. достижение национального согласия между различными властными

структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими

общественными организациями;

. радикализация борьбы с преступностью;

. торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за

исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

. пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

. мобилизация свободных средств предприятий и населения на

инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и

вкладам;

. внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную

строительную продукцию;

. запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

. предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы

полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по

сравнению с другими направлениями их деятельности;

. формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным

перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо

отметить:

. принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

. создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и

конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и

страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и

коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,

занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов,

поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном

оформлении сделок "под ключ";

. создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга

инвестиционного климата в России;

. разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к

его полной конвертируемости.

Будем надеяться что вышеперечисленные меры будут приняты

правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных и

иностранных инвестиций[19].

5. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат

материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное

воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках

централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые

капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на

воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции -

более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,

близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и

"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции,

облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом

собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником

капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.

Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных

отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются

от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены

основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие

главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды,

способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного

сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для

реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших

жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении

эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет

огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и

государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат

страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако

на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что

обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные

цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на

которые направлялись.

Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении

изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в

РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,

гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:

. предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на

возвратной основе;

. отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём

рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы).

По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные

вложения на развитие федеральной собственности;

. равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций

независимо от форм собственности для всех инвесторов).

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени

уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало

понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое

важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три

года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики

государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике

России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но

государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут

автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде

всего связано с двумя факторами:

1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному

освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества

управления.

2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не

реформированные предприятия по причине как высоких рисков

(незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата

средств из-за плохого управления), так и невозможности более или

менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность

финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их

инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в

инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ

“Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”):

. создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме

очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной

оценкой акций, это позволит предприятию формировать более

рациональную стратегию в отношении использования собственных

активов;

. внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее

либерализацию, повышение степени свободы реформированных

предприятий при выборе методов амортизационной политики

(использование ускоренной амортизации, нелинейных методов

амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с

применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет,

специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и

укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения

проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий

контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

. последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём

развития многообразных форм собственности, повышение роли

внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для

финансирования их инвестиционных проектов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.