|
Подведомственность арбитражных делПодведомственность арбитражных делП Л А Н
Введение В процессе правоприменительной деятельности в арбитражных судах России при определении подведомственности экономических споров возникает большое количество вопросов. Отсутствие четкого и однозначного правового регулирования в этой области права породило сегодня огромное количество ненормативных актов, разъясняющих и, тем или иным образом, толкующих арбитражный процессуальный закон. Кроме того, в условиях быстро меняющегося законодательства, когда, созданные лишь в 1992 году, арбитражные суды, в отличие от судов общей юрисдикции, не имеют богатой, исторически сложившейся, практики по многим процессуальным вопросам. Возникает острая необходимость определения компетенции арбитражных судов как судов защищающих государственные интересы при разрешении экономических споров, возникающих из административных правоотношений. Значение правильного решения вопроса подведомственности экономических
споров трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению
исковых материалов арбитражным судом практически означает отказ в
правосудии, что, естественно, противоречит 46 статье Конституции Российской Подведомственность, являясь основой для определения места арбитражных судов в системе правосудия, определяет уровень значимости последних, подтверждая при этом саму необходимость их существования. 1. Возникновение и становление арбитражных судов России В России о судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича в 1135 году. Торговый суд в этом документе понимается как указание на применение к Иванскому купечеству обычного общеизвестного установления. В сельской местности преобладало третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по обычаям. Впоследствии действия суда определялись судными статьями и грамотами. Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды, просуществовавшие до 1917 года. Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав (о подсудности, о призыве и явке в суд, об отводах, об отобрании показаний сторон и приведении дела в ясность и так далее), включавших в себя 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей. Судебная реформа 1864 года внесла изменения в судопроизводство: все споры должны были рассматриваться на основе Устава Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств. Задолго до реформы 1864 года в России Уставом о судопроизводстве по
делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов. К их
ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям,
договорам и обязательствам, письменным и словесным, все дела о
несостоятельности "независимо от звания лиц, в оную впавших". Разбору
коммерческого суда не подлежали, как споры о покупке и продаже товаров за
наличные деньги в рядах, в лавках, на рынках, торгах и ярмарках, так и дела
ремесленников между собою и с другими, за личную работу, все споры по
торговле не превышающие 150 рублей серебром. Была определена и подсудность:
ведомство каждого коммерческого суда простиралась "не далее того города, в
котором он учрежден и уезда оного". Исполнение производилось по исполнительным листам через судебных приставов. Исполнение решений находилось вне юрисдикции коммерческих судов. Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года в статье 15
содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. В соответствии с Положением о разрешении имущественных споров между
государственными учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам,
предусмотренным ГПК союзных республик, с некоторыми изъятиями. Дела
рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом,
второй - хозяйственником. Эта организационная процедура и явилась истоком
двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия,
и как органов хозяйственного управления. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963, 2. Подведомственность экономических споров возникающих из гражданских правоотношений Процессуальные нормы о подведомственности дел арбитражному суду в
современном законодательстве в совокупности составляют институт
арбитражного процессуального права. Они содержатся, в основном, в Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Понятие экономического спора означает, что арбитражным судам подведомственны споры, имеющие определенное имущественное содержание. Это может быть либо прямое имущественное требование, либо требование о защите определенного имущественного права. Данный критерий является основным, поэтому споры, не имеющие какого-либо экономического имущественного содержания, не затрагивающие экономических прав и интересов, арбитражным судам не подведомственны. Другими критериями, определяющими подведомственность дел арбитражному
суду, являются субъектный состав и характер деятельности субъекта. 1. юридические лица, в том числе и некоммерческие организации; 2. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации; 4. согласно АПК РФ и федеральными законами, - образования, не являющиеся юридическими лицами, граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя; 5. иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства. Таким образом, для решения вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие совокупности названных критериев, то есть сочетание характера правоотношений и состава участников. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. Споры о разногласиях по договору (преддоговорные споры)
подведомственны арбитражному суду в двух случаях. Во-первых, когда законом
или иными правовыми актами предусмотрены, обязанность одной из сторон
заключить договор либо право на передачу спора, возникшего при заключении
договора, арбитражному суду. Во-вторых, если стороны заключили соглашение о
передаче преддоговорного спора на рассмотрение арбитражного суда. Споры об изменении условий и расторжении договоров подведомственны арбитражным судам во всех случаях, независимо от вида договора. По требованию одной из сторон договор, может быть, расторгнут на основании решения суда: если другая сторона существенно нарушает договор; в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором. Арбитражный суд рассматривает споры, связанные с неисполнением или
ненадлежащим исполнением обязательств. С июля 1995 года к подведомственности арбитражного суда впервые отнесена новая категория дел по спорам, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. Честь, достоинство и деловая репутация рассматриваются гражданским законодательством в качестве нематериальных благ и защищаются им (ст. ст. 2,150,152 ГК). В частности, ст. 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Также новой для арбитражного процессуального законодательства является категория споров о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке. При этом, отнесение этой категории дел к группе споров возникающих из гражданских правоотношений представляется весьма условным, так как в действительности это определяется характером отношений и видом документа. Как указывалось, одним из основных признаков, который позволяет правильно ориентироваться во всем многообразии экономических исков, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, подведомственных арбитражным судам, является отнесение споров к области предпринимательской деятельности. В отличие от них, споры, носящие экономический характер, но связанные со сферой потребления, входят в компетенцию судов общей юрисдикции. В связи с тем, что ст. 22 АПК не содержит исчерпывающего перечня
экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью,
которые могут быть предметом рассмотрения в арбитражных судах, из ее части Статья 23 АПК предоставляет участникам гражданских правоотношений
возможность выбирать, в какой орган обратиться за разрешением спора,
подведомственного арбитражному суду, - к нему или к третейскому. Эта
возможность ограничена, однако, двумя обстоятельствами, которые необходимо
иметь в виду. Во-первых, речь должна идти о споре, вытекающем только из
гражданских, а не из административных или каких-либо иных правоотношений. 3. Подведомственность экономических споров возникающих из административных правоотношений Арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из
административных правоотношений, то есть отношений, основанных на
административном или ином властном подчинении одной стороны другой. На практике нередко возникает вопрос о возможности рассматривать в
качестве участников административных отношений иные органы, не охватываемые
понятием государственных органов и органов местного самоуправления. Ответ
на этот вопрос можно дать, если попытаться определить, что понимается под В контексте изложенного, арбитражному суду подведомственны споры о
признании недействительными ненормативных актов государственных органов,
органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам
и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы
организаций и граждан. В этом случае результатом рассмотрения спора
арбитражным судом может быть решение о признании акта недействительным. Арбитражный суд рассматривает споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом. Суд не должен осуществлять административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Признавая отказ в государственной регистрации незаконным, арбитражный суд обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ч. 2 ст. 131 АПК). К числу споров возникающих из административных правоотношений следует также отнести споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания. Такие споры подведомственны арбитражному суду в тех случаях, когда орган, обращающийся с требованием о взыскании штрафа, является юридическим лицом или федеральным законом ему предоставлено право на обращение в арбитражный суд с соответствующим иском. К подведомственности арбитражного суда также отнесены споры, связанные с возвратом из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. Например, юридические лица могут обратиться в арбитражный суд с исками о возврате из бюджета незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет. Такие требования могут быть предъявлены, в частности, к государственным налоговым инспекциям и другим контролирующим органам. При оценке характера оспариваемого акта с точки зрения подведомственности имеет значение то, затрагиваются ли им права и законные интересы организации или лица, которые с учетом этого получают возможность обратиться за защитой в арбитражный суд. Вопрос о недействительности акта, затрагивающего чьи-либо права и интересы, может быть поставлен либо в суде общей юрисдикции, либо в арбитражном, так если речь идет о гражданине как о физическом лице и не предпринимателе, то такой спор, арбитражному суду не подведомствен. Если же он касается юридического лица или индивидуального предпринимателя, то подлежит рассмотрению арбитражным судом. 4. Подведомственность и подсудность споров с участием иностранных юридических лиц В условиях интенсификации международных хозяйственных связей,
активного проникновения иностранного капитала в экономику РФ, развития
предпринимательской деятельности, осуществляемой как российскими, так и
иностранными юридическими и физическими лицами нередкими становятся
конфликты между субъектами хозяйственных отношений, требующие судебного
разрешения. На решение этой задачи нацелены многие новые российские законы,
в том числе Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ Особое значение для арбитражного законодательства имеет включение в правовую систему норм международного права и возможность применения арбитражными судами иностранных законов. До недавнего времени экономические споры с участием иностранного элемента рассматривались в РФ преимущественно в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово- промышленной палате РФ, являвшимся фактически "арбитром-монополистом" по данной категории споров. Дела с участием иностранных инвесторов, которые прежнее
законодательство относило к подведомственности судов общей юрисдикции,
теперь также подведомственны арбитражным судам. Из содержания статей 1 и 3 Механизм определения подведомственности дел с участием иностранных
инвесторов и государственных органов может иметь особенности в зависимости
от того, кто является инициатором судебного спора, а кто отвечающей
стороной. Так, при обращении инвестора в суд общей юрисдикции, дело
рассматривается по правилам не искового производства, а производства,
возникающего по делам из административно-правовых отношений. Согласно п.3
ст.25 ГПК РСФСР дела, возникшие из административно-правовых отношений,
перечисленных в ст.231 ГПК, подведомственны судам. В п.2 данной статьи
говорится о делах по жалобам на действия органов и должностных лиц в связи
с наложением административных взысканий. Во втором и третьем абзацах ст. 9 Со вступлением в действие нового АПК РФ у предприятий с иностранными инвестициями появилась возможность для обращения в арбитражный суд. Таким образом, в законодательстве как бы установилась альтернативная подведомственность данной категории дел, что создает правовую неопределенность. Следует признать, что некоторое разграничение подведомственности
споров было произведено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и По-видимому, на основании п.4 ст.25 ГПК РСФСР и ст.212 АПК РФ иностранные юридические лица по-прежнему имеют право обращаться с исками, как в арбитражные суды, так и в суды общей юрисдикции. Приемлема ли правовая ситуация, когда сторона в споре может по своему выбору обратиться в одну из двух систем судебных органов? Альтернативную подведомственность допускают разработчики нового Необходимость специализации судов по кругу участвующих в деле лиц и характеру правоотношений диктуется следующими обстоятельствами: возрастанием количества правовых актов, принимаемых и издаваемых разными ветвями власти, увеличением объема правовой информации; новизной и неопределенностью ряда правовых положений, усложнением законодательства, наличием коллизионных норм; высокой загруженностью и недостаточной квалификацией судей. Не выдерживает критики и тот тезис, что альтернативная подведомственность увеличивает объем прав на судебную защиту, предоставляя возможность выбора между двумя судебными системами. Право на судебную защиту определяется не столько широтой выбора процессуальных шагов, сколько своевременностью разрешения спора, а так же степенью законности и обоснованности вынесенного по нему решения. Вопрос о подведомственности может стоять еще в одной плоскости: а не должны ли конкурировать между собой судебные системы? Видимо это тот случай, когда конкуренция систем не уместна, ибо решить задачу по обеспечению в целом достойной защиты прав и законных интересов может лишь не разделенная ведомственными противоречиями система правосудия, опирающаяся на продуманное законодательство о судебной системе РФ. Касаясь вопроса подсудности спора, следует отметить, что согласно действующему законодательству, если дело осложнено иностранным элементом, стороны могут самостоятельно определить подсудность спора арбитражному суду РФ. Актуальность рассмотренного вопроса о делах с участием иностранного элемента сегодня еще не слишком велика. Однако, в связи с увеличением количества субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся внешнеторговой деятельностью, ростом авторитета арбитражных судов России за рубежом и формированием действенной исполнительной системы, прогнозируемый рост количества данной категории дел в ближайшее время может превзойти все ожидания. 5. Практика рассмотрения споров возникающих по иным основаниям Под «иными правоотношениями», из которых может возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, следует понимать земельные, налоговые и другие отношения, которые не охватываются собственно гражданскими и административными правоотношениями. Экономическая реформа в России, непосредственно связанная с
видоизменением всей системы сложившихся земельных отношений, повлекла за
собой изменение законодательства, значительно расширившего компетенцию
арбитражных судов по разрешению земельных споров. Судам общей юрисдикции
неподведомственны споры и жалобы, связанные с предоставлением земель; их
изъятием для государственных и общественных нужд; прекращением прав на
землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков; а
также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными
отношениями, поскольку в силу ст.5 Федерального конституционного закона Наибольший интерес с практической точки зрения представляют вопросы
подведомственности налоговых споров. Налоговая сфера долгие годы была вне
судебного контроля. Только с 1991г. возможность обращения в суд по спорам в
этой сфере стала реальностью. Число налоговых споров постоянно возрастает. Ряд практических вопросов связан с порядком обращения в арбитражный
суд. Налоговые дела в отношении юридических лиц рассматриваются в
арбитражных судах, как правило, по искам этих лиц. В соответствии с Законом В отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговые дела возникают в арбитражных судах по заявлениям налоговых органов. В том же Законе "Об основах налоговой системы в РФ" специально подчеркивается, что взыскание недоимок, штрафов и иных санкций производится в судебном порядке. Иски граждан имеют место по возмещению убытков. Арбитражная практика испытывала некоторые трудности в определении
подведомственности налоговых споров с гражданами - предпринимателями, когда
последние к моменту рассмотрения дела утрачивали статус предпринимателя. Нередко к моменту обращения в арбитражный суд спорные суммы уже списаны со счета предприятия. В этих случаях возможно предъявление иска о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - это новая
категория дел, подведомственных арбитражному суду, появившаяся с введением К юридическим фактам, которые устанавливаются арбитражным судом, относятся: факт принадлежности строения или земельного участка на праве собственности; факт добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом - 5 лет; факт регистрации организации в определенное время и в определенном месте. Арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: 1) если согласно закону факт порождает юридические последствия; влияет на правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; 3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; 4) если действующим законодательством не предусмотрен иной порядок установления юридического факта. Если при установлении юридического факта заинтересованным лицом будет заявлен спор о праве, подведомственный арбитражному суду, или сам суд придет к выводу, что необходимо разрешение спора о праве, поданное заявление оставляется без рассмотрения. В этом случае заявителю и заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъявить в арбитражный суд иск на общих основаниях. К иным делам, рассматриваемым арбитражным судом, относятся так же дела
о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Рассмотрение дел о
несостоятельности (банкротстве) предприятий было возложено на арбитражные
суды Законом РФ от 19.11.1992 г. «О несостоятельности (банкротстве)
предприятий». В соответствии с преамбулой этого Закона понятие Дела о банкротстве, так же как и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по заявлению заинтересованного лица. Заключение Анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает их преемственность и непрерывный поиск новых процессуальных форм совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научных теорий и практики деятельности судебных учреждений, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме. Количество исков поступающих в арбитражные суды России растет из года в год. Изменился характер рассматриваемых споров. Если раньше преобладали споры о признании актов недействительными, то сейчас большая часть всех рассматриваемых споров связаны с взысканием с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств. Значительно возросло число споров о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических санкций. Все изложенное свидетельствует о постоянной тенденции, в историческом
смысле, к расширению категорий дел, подведомственных арбитражным судам в В условиях, царящего сегодня в обществе, стремления ко всеобщей американизации государственных институтов, в том числе, периодически раздающихся призывах к упразднению всей системы арбитражных судов и передаче их полномочий судам общей юрисдикции, представляется весьма важной постоянная работа по популяризации в обществе вопросов истории развития хозяйственных судов в России, основных идей и принципов арбитражного судопроизводства сегодня. Список использованной литературы 1. Побирченко И.Г. Советский арбитражный процесс. Киев. Высшая школа, 2. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. Понятие, основные принципы. Отв. ред. А.А. Мельников. М., Наука, 1985г. 3. Богуславский М.М., Орлов Л.Н. Законодательство России о совместных предприятиях. М., 1993г. 4. С. Загребнев Подведомственность споров с участием иностранных инвесторов 5. Бойков О. Рассмотрение арбитражными судами налоговых споров. Российская юстиция № 11. 1996г. Содержание Введение 2
3
6
9
11
14
17
18 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |