![]() |
|
|
Подведомственность дел арбитражным судамПодведомственность дел арбитражным судамМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Тихоокеанский институт политики и права Кафедра гражданского и предпринимательского права Подведомственность дел арбитражным судам Курсовая работа студента группы Ю-5 факультета второго высшего образования Павленко Виктора Даниловича Научный руководитель – Ст. преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Бурова И.Л. Дата защиты ________________ Оценка ____________________ Владивосток 2002 ОГЛАВЛЕНИЕ |ВВЕДЕНИЕ |3 | ВВЕДЕНИЕ Основной причиной, определившей выбор темы данной работы, явилось желание использовать предоставленную автору обстоятельствами возможность как можно скорее и полнее ознакомиться с системой организации работы отечественных арбитражных судов, а, точнее, с одним из узловых моментов организации данной ветви отечественной судебной системы. Интерес был предопределен спецификой собственной производственной деятельности и возникающей в процессе этой деятельности необходимостью принимать участие в подготовке материалов к арбитражным процессам. Ознакомление с материалами по избранной теме показало, что существует большое количество вопросов, возникающих в процессе правоприменительной деятельности в арбитражных судах России при определении подведомственности экономических и иных споров. Значение правильного решения вопроса подведомственности споров тем или иным судам трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению исковых материалов, в том числе и арбитражным судом, практически означает отказ в правосудии, что, естественно, противоречит 46 статье Конституции Российской Федерации. Вот почему так важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего подведомственность дел арбитражным судам. Отсутствие четкого и однозначного правового регулирования в этой области может приводить и приводит к нарушению прав хозяйствующих субъектов. В работе ставилась задача ознакомиться со всем кругом споров, подведомственных сегодня арбитражному суду, определенных действующим арбитражным процессуальным законом, ознакомиться с материалами по существующим проблемам в данной области, и, учитывая тот факт, что в период подготовки курсовой работы законодательными органами страны был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс, - рассмотреть различия вопросов подведомственности в новом и прежнем кодексах. Большой объем информации по теме данной курсовой работы автор
почерпнул в работе «Вопросы подведомственности дел арбитражным судам в ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ §1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ КАЖДЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВА, ОСУЩЕСТВЛяя ВОЗЛОЖЕННЫЕ НА НЕГО ЗАДАчИ, Арбитражный суд выполняет особую государственную функцию: он осуществляет правосудие в сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. В юридической литературе под подведомственностью понимают как разграничение компетенции между различными органами, так и круг дел к ней отнесенных (ее составляющих). Термин «подведомственность» происходит от слова «ведомство», т. е.
система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область Существительное «подведомственность» соответствует прилагательному В юридической литературе правовой институт «подведомственность» означает разграничение круга дел между судом, арбитражным судом и административными органами. Совокупность юридических норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного государственного органа). Отсюда вытекает, что, принимая дело к производству, арбитражный суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться арбитражным судом. Арбитражный суд должен убедиться в том, что поступившее на его рассмотрение дело действительно подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции. Подведомственностью называется институт, устанавливающий пределы компетенции судебных органов в области разрешения дел. В соответствии с Конституцией Российской Федерации арбитражные суды призваны рассматривать и разрешать дела, вытекающие из экономических правоотношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Право судебных органов рассматривать и разрешать в установленном
законом процессуальном порядке отнесенные к их ведению дела называется
судебной юрисдикцией. Судебная юрисдикция арбитражного суда определяется
арбитражным процессуальным законодательством и другими законами Российской §2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ В соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а к федеральным судам относятся: • Конституционный Суд РФ; Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994
года "О Конституционном Суде Российской Федерации"2 в целях защиты основ
конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,
обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей
территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает споры о
компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Согласно подп. 1 ст. 25 ГПК РСФСР судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам,
возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При
этом к экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане,
проживающие на территории муниципального образования, органы местного
самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными
нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной
власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, а также общественных объединений. Поэтому очевидно, что
арбитражный суд не вправе будет отказать муниципальному образованию в
принятии искового заявления. Представляется, однако, что споры
муниципальных образований между собой, а также с Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации должны будут разрешаться не в Высшем В июле текущего (2002) года законодательными органами РФ был принят и
подписан Президентом РФ новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Анализ статей АПК-95 и АПК-2002, регулирующих вопросы
подведомственности споров арбитражным судам, позволяет сделать следующие
выводы: К примеру, если в АПК-1995 подведомственность определялась в основном в
двух статьях (22 и 212), то в АПК-2002 – в девяти. Выделены в отдельные
статьи подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из
административных и иных публичных правоотношений (статья 29) и
подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение Ряд вопросов - по спорам о несостоятельности, создании, реорганизации и
ликвидации организаций, государственной регистрации юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, защите деловой репутации, спорам между
акционером и акционерным обществом и др. выделен в отдельную статью Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражных
судов является характер правоотношений, который определен в ст.ст. 27-33 Таким образом, для решения вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие названных выше критериев в совокупности, то есть сочетание характера правоотношений и субъектного состава участников. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. В ч. 2 ст. 22 АПК-1995 дается открытый перечень экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, разрешаемых арбитражным судом. В него, в том числе, включены споры: о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; о возмещении убытков. В АПК-2002 законодатель отказался от вышеприведенной регламентации круга споров, возникающих из гражданских правоотношений, разрешаемых арбитражным судом, и в ст. 28 указал следующее: Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами. Споры о разногласиях по договору (преддоговорные споры) подведомственны арбитражному суду в двух случаях. Во-первых, когда законом или иными правовыми актами предусмотрены обязанность одной из сторон заключить договор либо право на передачу спора, возникшего при заключении договора, арбитражному суду. Во-вторых, если стороны заключили соглашение о передаче преддоговорного спора на рассмотрение арбитражного суда. Обязанность заключить договор для одной из сторон может быть
установлена законом, иным правовым актом. Например, такая обязанность
предусмотрена для коммерческих организаций при заключении публичного
договора (ст. 426 ГК). При необоснованном уклонении коммерческой
организации от заключения публичного договора другая сторона вправе
обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. При возникновении разногласий при заключении договора, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами заключение договора обязательно для стороны, которой направлена оферта (п.1 ст. 445 ГК), либо для стороны, направившей оферту (п. 2 ст. 445 ГК), другая сторона вправе передать разногласия на рассмотрение суда (споры по протоколу разногласий). Обязанность заключения договора для обеих сторон может быть предусмотрена договором. К числу преддоговорных споров, подведомственных арбитражному суду в силу соглашения сторон, относят требование одной из сторон предварительного договора о понуждении другой стороны к заключению основного договора (ст. 429, п. 4 ст. 445 ГК), хотя преддоговорным этот спор можно назвать условно, так как сторона требует исполнения обязательства, возникшего из предварительного договора. Арбитражному суду в силу соглашения сторон подведомственны также споры о разрешении разногласий по отдельным условиям договора, возникшие при его заключении. Споры об изменении условий и расторжении договоров подведомственны
арбитражным судам во всех случаях, независимо от вида договора. Согласно п. Арбитражный суд рассматривает споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Наиболее распространенными спорами данного вида являются споры по поводу возложения мер имущественной ответственности на неисправных должников, о понуждении исполнения обязательства в натуре и др. Споры о признании права собственности, а также связанные с истребованием имущества из чужого незаконного владения либо с нарушением прав собственника или титульного владельца без лишения владения подведомственны арбитражному суду. Иными словами, это споры о применении вещно-правовых способов защиты права собственности и титульного владения, предусмотренные гл. 20 ГК. Распространенные в практике арбитражных судов иски о возмещении убытков могут быть обусловлены неисполнением договорных обязательств, и тогда убытки выступают в качестве основного вида ответственности за неисполнение обязательств, либо требование о возмещении убытков может быть способом защиты гражданских прав, нарушенных, например, дорожно- транспортным происшествием, либо изданием государственным или иным органом ненормативным актом, признанным арбитражным судом недействительным.[8] С июля 1995 года к подведомственности арбитражного суда впервые отнесена новая категория дел по спорам, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. Честь, достоинство и деловая репутация рассматриваются гражданским законодательством в качестве нематериальных благ и защищаются им (ст.ст. 2, 150, 152 ГК). В частности, ст. 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Таким правом обладает любой гражданин, в том числе и имеющий статус индивидуального предпринимателя, который вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями о защите его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 152 ГК юридическое лицо также вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об опровержении порочащих его деловую репутацию сведений или о признании этих сведений не соответствующими действительности, о возмещении убытков, причиненных распространением таких сведений. Также подведомственной арбитражному суду является категория споров о
признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по
которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке. При
этом, отнесение этой категории дел к группе споров, возникающих из
гражданских правоотношений, представляется весьма условным, так как в
действительности это определяется характером отношений и видом документа. Закон предоставляет участникам гражданских правоотношений возможность
выбирать, в какой орган обратиться за разрешением спора, подведомственного
арбитражному суду, - к нему или к третейскому. Эта возможность ограничена,
однако, двумя обстоятельствами, которые необходимо иметь в виду. Во-первых,
речь должна идти о споре, вытекающем только из гражданских, а не из
административных или каких-либо иных правоотношений. И, во-вторых,
соглашение возможно лишь по спору, подведомственному арбитражному суду. По одному из дел Президиум ВАС не согласился с определением, в котором подведомственность дела арбитражному суду мотивировалась наличием между сторонами соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда[9]. В действительности же между сторонами был заключен договор строительного подряда, в одном из пунктов которого предусматривалось, что, в случае не достижения согласия между ними конкретно по этому пункту, спор подлежит рассмотрению третейским судом. В ходе исполнения договора возник спор, касающийся взаиморасчетов между сторонами в целом, по поводу чего и был предъявлен иск. Таким образом, поскольку соглашение касалось лишь одного из условий договора, распространять его на другие пункты того же договора нельзя. Вот почему определение было отменено, а дело направлено для рассмотрения в арбитражный суд. §2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ЕСЛИ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ УЖЕ СЛОЖИЛАСЬ ОПРЕДЕЛЕННАя ПРАКТИКА В рамках данного раздела критерии подведомственности дел арбитражным
судам следующие: В соответствии со статьей 29 АПК-2002 арбитражные суды рассматривают в
порядке административного судопроизводства следующие возникающие из
административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные
дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами
предпринимательской и иной экономической деятельности: Самую большую и разнообразную по характеру группу исков составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов… При этом само понятие ненормативного акта в законе отсутствует, законодатель указывает лишь на то, что такой акт может быть признан недействительным, если он не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы организаций и граждан. В общей теории права под нормативным актом понимается официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)[12]. Если исходить из данного определения нормативного акта, то ненормативный акт - это такой акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении конкретного юридического или физического лица. Под указанную категорию споров подпадают иски о признании недействительными решений и постановлений налоговых и таможенных органов, иных органов, наделенных соответствующими полномочиями. В соответствии со ст. 138 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели могут обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия или бездействие их должностных лиц. Данная норма расширяет подведомственность дел арбитражному суду согласно ч. 5 ст. 29 АПК-2002. При рассмотрении вопроса о подведомственности названной категории дел
арбитражному суду судебная практика исходит из наличия у обжалуемого акта В этой связи следует упомянуть позицию Пленума Высшего Арбитражного Достаточно большую группу споров, возникающих из административно- правовых отношений, составляют сегодня иски о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции. Такие споры подведомственны арбитражному суду в тех случаях, когда орган, обращающийся с требованием о взыскании штрафа, является юридическим лицом, или федеральным законом ему предоставлено право на обращение в арбитражный суд с соответствующим иском. Одним из вопросов, остающихся на сегодняшний день недостаточно урегулированными законодателем, является вопрос о праве суда снизить сумму штрафа с учетом тяжести совершенного проступка, личности виновного и его имущественного положения. В гражданском процессуальном законодательстве такое право суда закреплено законом (ст. 239 ГПК РСФСР), в арбитражном процессе отсутствие подобной правовой нормы порождает различную судебную практику. Так, относительно большую группу арбитражных дел составляют споры, связанные с применением Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", а также до недавнего времени составляли споры, связанные с применением Федерального закона от 08.07.99 № 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В отношении первого названного Закона Конституционный Суд РФ достаточно четко сориентировал судебную практику на разумные размеры имущественных санкций, указав на то, что применяемые судами меры административного взыскания должны отвечать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям (дифференцированность. соразмерность, справедливость). Арбитражный суд рассматривает также споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом. При этом суд не должен осуществлять административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Так, признавая отказ в государственной регистрации незаконным, арбитражный суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию. К подведомственности арбитражного суда также отнесены споры, связанные
с возвратом из бюджета денежных средств, списанных органами,
осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с
нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. §3. СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В условиях активного проникновения иностранного капитала в экономику По сложившейся до принятия в 1995 году АПК РФ практике, районные Со вступлением в действие АПК-1995 у предприятий с иностранными инвестициями появилась возможность для обращения в арбитражный суд. Таким образом, в законодательстве как бы установилась альтернативная подведомственность данной категории дел, что создает правовую неопределенность. Поставить точку в решении вопроса подведомственности споров с участием иностранных инвесторов призван вновь принятый АПК-2002. Новый АПК отказался от так называемой альтернативной подведомственности, в том числе по делам с участием иностранцев. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с
участием иностранных лиц статьей 247 АПК-2002 определена следующим образом: При этом к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской
Количество исков, поступающих в арбитражные суды России, растет из
года в год. Если в 1994 году на разрешение арбитражных судов Российской
Особо следует выделить тот факт, что наряду с ростом абсолютных цифр
еще более контрастно выглядят структурные изменения в категориях
рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации споров. Причем,
если споры, возникшие из гражданских правоотношений в целом сохранили
пропорциональность развития объемов и структуры, то количество споров,
возникших из административных правоотношений, в 1994-2001 гг. выросло в Все изложенное свидетельствует о постоянной тенденции, в историческом
смысле, к расширению категорий дел, подведомственных арбитражным судам в Абсалямов А. В., Ярков В. В. Правила подведомственности арбитражному суду споров, возникающих из административно-правовых отношений. Вестник ВАС РФ, 2001. № 6. С. 120-138.
1997, № 3. 2. Бойков О. Рассмотрение арбитражными судами налоговых споров. Российская юстиция № 11. 1996. - юридических лиц. Хозяйство и право. 1996 г., № 8. С. 88. Госюриздат, 1961 г., с. 26. Под ред. Яковлева В.Ф. М. Издательский Дом «ИНФРА-М», 1998 г., 515 С. М., 1855 г. 228. Список использованных нормативных актов 1. Конституция РФ от 12.12.93 г., М., «Юридическая литература», 1993 г. Федерации" от 28 апреля 1995 г., СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589. Федерации» от 31 декабря 1997 г., СЗ РФ, 1998, № 1, ст. 1. Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869. Федерации», СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712. 29.07.2002, № 30, ст. 3012. ----------------------- [3] http://www.akdi.ru/vas/ [4] Справочник «Социально-экономические проблемы России – 99» http://fiper.ru/spr/chapter-2-2.html#4 [5] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 1995 г., СЗ РФ, [7] Собрание законодательства. 1994. № 32. Ст.3301. [10] Использование административного законодательства арбитражными судами Татьяна Анатольевна АППАКОВА, помощник судьи Арбитражного суда Приморского края http://www.arbitr-praktika.ru/Arch/sp20020403.htm [11] Абсалямов А. В., Ярков В. В. Правила подведомственности арбитражному
суду споров, возникающих из административно-правовых отношений. Вестник ВАС
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |