![]() |
|
|
Архитектурные памятники Беларуси: МинскАрхитектурные памятники Беларуси: МинскМинский Государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности Доклад на тему «Архитектурные памятники Беларуси: Минск» Выполнила учащаяся I курса гр.81 Войтеховская Вероника Артуровна Содержание: ВВЕДЕНИЕ 3 ПАМЯТНИК ЯНКЕ КУПАЛЕ 3 ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ 4 ПАМЯТНИК МАКСИМУ БОГДАНОВИЧУ 5 ПАРК ИМЕНИ ГОРЬКОГО 6 ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ 8 ПЛОЩАДЬ ЯКУБА КОЛАСА 9 ВВЕДЕНИЕ Там, где человек, - там и искусство. Человек не может обойтись без прекрасного. И оно везде окружает его: в природе, в том, что создает сам человек по законам искусства. Возьмите наш город в его нынешнем виде. Его новые улицы и проспекты, его площади и парки – это как бы синтез художественного творчества. ПАМЯТНИК ЯНКЕ КУПАЛЕ Парк, носящий имя великого белорусского поэта, до Великой Отечественной
войны не существовал. На этом месте возле изгиба Свислочи стояли одно- и
двухэтажные дома, территория часто подтоплялась весенним паводком. Во время
войны этот квартал был разгромлен. Поэтому градостроители решили создать
здесь парк имени Янки Купалы как одну из центральных частей водно-зеленого
диаметра, пересекающего город вдоль реки. Это было осуществлено по проекту Широкая центральная аллея парка завершается красивым спуском к Свислочи. На диагональной аллее было определено место для памятника, но оно
пустовало более 20 лет. Память народного поэта в Минске уважали: уже в 1949
году в Центральном сквере установлен бюст на постаменте работы 3. Азгура. В В те времена для советской скульптуры была характерна гигантомания, поэтому скульптурное изображение Янки Купалы было создано в довольно-таки крупном масштабе. Получилось удачно - деревья возвышаются над фигурой, скрадывают настоящий масштаб. На большом гранитном постаменте стоит монументная фигура Купалы с суковатой палкой в руке. Около подножия - криничка и цветок папоротника. Одухотворенная фигура поэта-борца. Фонтан также изменил свой облик, появилась скульптурная композиция «Купалье». Две девичьи фигуры - символ чистоты, юности и любви. За эту работу скульпторы отмечены Государственной премией БССР. Памятник пророку белорусского возрождения стал особенно притягательным сейчас, в годы становления независимой Беларуси. Самая лучшая дань памяти поэта - белорусское слово, которое звучало и 6удет всегда звучать здесь на поэтических встречах. Парк Янки Купалы - настоящая жемчужина среди зеленых островов центра Минска. ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ Каждый город стремится иметь уголок, где старину можно увидеть своими
глазами. Есть такой островок и в Минске - Троицкое предместье. Если в В самом деле отреставрированный квартал - только часть предместья,
получившего свое название от Троицкой горы. Когда-то здесь существовал
костел Святой Троицы, сейчас на вершине горы - Театр оперы и балета. Понятно, что гуляя по Троицкому предместью, трудно представить лад жизни
того времени, но образ старого города возникает. Сегодня квартал живет
своей жизнью. В обновленных домах расположены многочисленные учреждения,
магазины, лавки, кофейни, бары, рестораны. Минчане и гости столицы могут
посетить Литературный музей Максима Богдановича, Государственный музей
истории белорусской литертуры, Дом природы, галерею «Жилбел». На . Река Свислочь была свидетелем всей почти тысячелетней истории города. Стоит обязательно упомянуть, что на месте, где сейчас находится 2-я
городская клиническая больница, существовал Троицкий монастырь базилианок. ПАМЯТНИК МАКСИМУ БОГДАНОВИЧУ Около памятника Максиму Богдановичу, если отгородиться от привычного шума
улицы, тишина. Монумент стоит в начале бульвара, ведущего к Театру оперы и
балета, около которого днем также тишина. Подчеркивают и держат ее высокие
деревья парка, окружающие памятник и здание театра. И в этой тишине трудно
представить, что до революции здесь, на Троицкой горе, бурлил крупнейший в Но еще труднее представить времена, давно ушедшие, покрытые пылью
столетий, ибо очевидных знаков старины не осталось. Припомнить же есть что. В те же времена Троицкая гора стала площадью Парижской коммуны. Потом объемы на громадном фундаменте довелось сжимать, зрительный зал стал на полторы тысячи мест. Поэтому здание, возведенное в 1935-1937 годах, кажется несколько заниженным относительно плана. Войну театр пережил, восстанавливался под руководством самого автора в 1948 году. Исчез амфитеатр, зал стал традиционным - партер и три неглубоких яруса, количество мест уменьшилось до 1200. А в начале 60-х вместо плоских перекрытий появился горб скатной крыши, что ухудшило силуэт здания. Такая история с театром. Тем не менее, сегодня без него центр Минска представить невозможно, определяющая его роль в формировании многоплановой градостроительной композиции на перекрестке проспекта Скорины и вводно- зеленого диаметра. Место для памятника выбрано неслучайно - через улицу, носящую сейчас его
имя, стоял дом, где 9 декабря 1891 года родился Максим Богданович. Это был
дом номер 25 по бывшей Александровской улице. Внизу располагалась первая
городская начальная школа, которой в 1885-1891 годах заведовал отец поэта ПАРК ИМЕНИ ГОРЬКОГО Нынешний Центральный детский парк имени М. Горького - первое общественное
место отдыха в истории нашей страны. Ему уже 200 лет. Заложен парк был в Интересно и такое обстоятельство - с Губернаторским садом связано
зарождение спорта на Беларуси. Это уже конец XIX века. Здесь появился
первый стадион с велотреком, площадки для лаун-тенниса, крокета,
кегельбана. Имелось гимнастическое оборудование, место для детских игр. На
праздники в павильоне играл оркестр, люди танцевали. Напитки продавались
безалкогольные - минеральная вода, молоко, кефир, чай, кофе. Подростки и
взрослые могли взять напрокат велосипед, чтобы научиться кататься на
двухколесной машине. А для детей устраивались гимнастические занятия и
вообще детские праздники. Вот поэтому и любили жители Минска свой После октябрьских потрясений в Российской империи и образования БССР парк
стал называться садом «Профинтерн». А с 1936 года – это уже парк имени М. Реконструкция парка после войны производилась по проекту архитектора И. В 1960 году парк передали детям, и с того времени он имеет нынешнее
название. Новый генеральный план разработали архитекторы Л. Усова, В. Время постоянно вносит свои коррективы в этот уголок городской среды, созданной природой и человеческими руками. В начале 70-х годов сгорел летний кинотеатр, об этом говорил весь город. Сейчас мало кто вспомнит, где он был. На месте бывшего велотрека возник крытый каток. Собственно, сегодня это еще один ледовый дворец, где проходят матчи чемпионата Беларуси по хоккею. По-современному отстроены эстрады, появились горки для любителей роликовых коньков, упорядочено освещение аллей. В парке сохранились декоративные группы лип и кленов, возраст которых
более ста лет. Растут уникальные кедры, сосна Веймутова, другие экзоты. ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ Эту площадь и сейчас минчане называют Круглой. Официально такое название
существовало до 1954 года, до возведения Монумента Победы. Формироваться
она начала до войны. В 1939 году по проекту Р. Столера начали строить два
дугообразных жилых дома. Повернутые к центру города, они сегодня замыкают
главный, прямой участок проспекта Скорины, идущий от площади Независимости. Тогда же развернулось интенсивное строительство всего ансамбля. С двух
сторон площади по проекту М. Барща и Л. и Г. Аранаускасов в 1950-1956 годах
вознеслись симметричные группы жилых домов по три в каждой. От проспекта их
отделяют скверы партерного типа, лежащие значительно ниже магистрали. Памятник в честь победы над фашистской Германией и для увековечения памяти героев и жертв последней войны заслуживает отдельного слова. Задуман он в форме обелиска, древнего символа стремления к небу. На площади Победы форма обелиска классическая граненый монумент на большом ступенчатом постаменте. Не забыт и национальный колорит: на стеле ритмически расположены рельефные пояски с белорусским орнаментом. Увенчан памятник орденом Победы, высота монумента 40 метров. Он стал главной доминантой не только площади Победы (так она стала называться с того времени), но и связал композиционно весь проспект Сталина (сегодня Ф. Скорины), замкнул его перспективу. 3 июля 1961 года у подножия памятника зажжен Вечный огонь. Монумент Победы выделяется и своей художественной пластикой, над которой
работали все крупнейшие скульпторы Беларуси: А. Бембель, А. Глебов, С. Площадь Победы имеет цельную, стилистически единую композицию. Это самый
завершенный и самый гуманистический ансамбль Минска, если сравнить его с
площадями Независимости и Октябрьской, значительное достижение белорусской Сегодня площадь уже и не круглая, а вытянутая, эллипсовидная. Просто
диаметр бывшей Круглой как транспортного кольца был маловат, что создавало
oпределенные неудобства для движения машин. Поэтому во время строительства
метро в 1984 году площадь была перестроена по проекту Б. Ларченко, Б. ПЛОЩАДЬ ЯКУБА КОЛАСА Площадь Якуба Коласа едва ли не самое многолюдное место из центральных
ансамблей столицы. Уже и начале улицы Веры Хоружей попадаешь в вир Сидит на камне спокойный, углубленный в свои мысли дядька Якуб, подперев рукой голову, во второй - книга. Накинутое на плечи пальто обобщает форму, придает образу монументальность. Она и в самом масштабе – фигура писателя высотой восемь метров. Гигантомания своего времени была оправданной, ибо на такой громадной плошали (более 5 гектаров) меньшего объема скульптура просто потерялась бы. По обе стороны, на небольшом расстоянии, две пластические композиции: «Дед Талаш» и «Сымон-музыка». В них воплощены колосовские литературные герои. Все это создает целостный неповторимый ансамбль, дополненный и архитектурным решением: от фигур в обе стороны отходят по три стилизованных ржаных колоса, на конце которых устроены фонтаны. Памятник поэту был возведен в 1972 году, хотя площадь носила имя Якуба Вообще, на партере площади много деревьев, гасящих городской шум. Можно спокойно посидеть, сосредоточиться. С архитектурной точки зрения, площадь Якуба Коласа выделяется тем, что
здесь впервые в формировании одного из центральных ансамблей задействованы
производственные сооружения. Здания полиграфкомбината и завода
вычислительных машин (1955-1961 годы, архитекторы Н. Шпигельман, И. Бовт, Начиналась площадь с возведенного еще до войны на стыке бывших Логойского
и Борисовского трактов Института физкультуры (1936-1939 годы, архитекторы
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |