реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Архитектура эпохи Возрождения

    Во вторую половину своего царствования Франциск 1 перенес центр строительной деятельности ближе к Парижу в Иль де Франс. Выстроенный недалеко от столицы замок Мадрид и охотничий домик Ла Мюетт не дошли до наших дней, сохранился расположенный в 60 км от Парижа замок Фонтенбло, последнее предпринятое королем строительство. В последствие замок переделывался неоднократно разными мастерами при разных королях, основные его части были возведены при Франциске 1 французским архитектором Жилем Лебретоном.

Примеру короля последовали придворные. Новые формы замков Блуа и Шамбор можно видеть в таких сооружения как замок Шенонсо воздвигнутый на реке Шер; фундаментом здания служит как бы мост с мощными сводами и быками. Новая архитектура проникает и в города; ее примерми могут служить ратуша в Божанси и отель (особняк) Эковиль в Канне.

    Постройки французской архитектуры первых четырех десятилетий 16 века, лучшим образцом которых является замок Шамбор, представляют собой яркие примеры раннего применения ренессансных форм. Освобождаясь от средневековых канонов готики, французские зодчие воспринимали классические каноны пока еще несколько внешне. Тем не менее архитектура этого времени, самые привлекательные черты которой – праздничность и жизнерадостность, уже далека от зодчества средневековья.

    С 40-х гг 16 века во Франции начинает работать блестящая плеяда архитекторов. Наиболее выдающимся из них бы Пьер Леско, часто сотрудничавший со скульптором Гужоном. Первым их совместным произведение был парижский особняк Линери, известный теперь под название отеля Карнавале. Здание сильно постродало от перестроек; к первоначальному виду его всего ближе левая строна – здесь строгая простота и суровость архитектурных форм гармонично сочетается с барельефами Гужона.

     Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Первой очередью этого строительства было здание, начатое Леско и Гужоном по заказу Франциска I и законченное в царствование Генриха II. В центре Парижа был созданин один из лучших образцов архитектуры французского зрелого Ренессанса. В западном фасаде Лувра уверенно применена истолкованная  по-своему система античного ордера с уравновешенными горизонтальными и вертикальными членениями фасада. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Во всем фасаде – от полуколонн и пилястр нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом и над гребнем крыши – утонченная сдержанность , благородство, завершенность в отделке каждой детали, будто высечен из одного куска и затем тщательно отделан резцом скульптора этот фасад с безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по- разному обработанных окон, трех одинаковых по композиции выступов – ризалитов из которых средний с главным входом во дворец выделяется несколько большим богатством декора. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. А на самом верху – фигуры божеств и скованных рабов над щитом, которые придерживают два крылатых гения. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.

Роль Гужона в сотрудничестве его с Леско окончательно не выяснена. Можно предполагать, что он был не только мастером, создававшим скульптуры по заказу архитектора, но и соавтором при составлении архитектурных проектов.

Видное место среди архитекторов зрелого французского Ренессанса принадлежит Филеберу Делорму. Автор первого оригинально французского трактата в архитектуре Делорм изучал памятники античности и ренессансной итальянской архитектуры в Риме. Превосходный рисовальщик он делал множество зарисовок и обмеров прославленных сооружений, а также декоративных орнаментов. Из построек Делорма сохранились немногие; наиболее значительная из них является замок Анэ.

До наших дней дошли лишь въездные ворота и центральная часть главного корпуса. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Нижняя часть ее декорирована строгими дорическими колоннами над которой размещается высокий аттик, увенчанный ажурной кованной решеткой и скульптурой. Смело и органично сочетает Делорм формы средневековой и французской архитектуры с элементами античности. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Эту характеристику подтверждают и другие из сохранившихся работ архитектора, например отделка галерей Генриха II в замке Фонтенбло и гробница Франциска 1, проект дворца Тюильри который не получил осуществления, позднее Тюильри был создан другими проектами.

Известным французским теоретиком и архитектором был Жан Бюллан, также побывавший в Италии и написавший трактат о пяти архитектурных ордерах. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана - замки Экуан и Шантельи. В Экуане центральная част стены обработана мотивом триумфальной арки; здесь – впервые во Франции архитектром сознательно применен большой ордер. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. И здесь применен тот же мотив триумфальной арки, но истолкован он по иному и ордер связан со стеной теснее и органичнее, чем в Экуане. Поздняя работа мастера – гробница Генриха II в аббатстве Сен-Дени – прекрасный образец синтеза, ренесcансной архитектуры и скульптуры.

Последним из плеяды выдающихся французских зодчих 16 века был Жак Андре Дюссерсо; по его проектам построены замки Верней сюр – Уаз  и Шарлеваль. Теоретик по преимуществу, он оставил кроме архитектурных трактатов большое количество неосущетствленных проектов и архитектурных фантазий.

В направление, указанном придворными архитекторами, работали провинциальные мастера, которые постепенно овладевали классическими формами. Образовались провинциальные школы, отличавшие местными особенностями.

Большинство архитекторов этих школ принадлежало к корпорациям или семьям, в которых сохранились свои традиции, чем объясняется разнообразие местных стилей архитектурных школ различных областей Франции.

В церковное зодчество новые классические формы проникали медленнее, в течение всего 16 века продолжали воздвигаться готические соборы и церкви, но строитель алтарной части церкви Сен Пьер в Канне заменил готические своды плоскими потолками, стрельчатые арки окон – полуциркульными, столбы – пилястрами, украсил пристройку к старой готической церкви новыми деталями и ренессансным орнаментом.



Архитектура Нидерландов.

Нидерландское зодчество раннего Возрождения, в отличие от итальянского, не знало подлинно революционного поворота к новым образам, к новому архитектурному языку. В то время как итальянское зодчество, обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, явило собой новый этап в эволюции архитектуры, нидерландское зодчество 15-го и в значительной мере 16-го столетий развивалось по-прежнему в формах готики.

Подобная приверженность к прошлому объясняется двумя факторами. Во – первых, отсутствовало плодотворное воздействие античной традиции. Во-вторых, установившееся  в 15 в. Бургундское господство способствовало проникновению в культуру консервативных черт, в частности религиозно-рыцарских элементов, замедлив тем самым прогрессивные тенденции.

Как и в эпоху средневековья, так и в ренессансную эпоху перенос в Нидерландах сохранялся за светской архитектурой. За единичными дополнениями и исключениями, типы построек остались теми же. Новое содержание в архитектуре 15 –гои отчасти 16-го столетий воплощалось не в новых формах, а в оригинально и виртуозно перетолкованных формах готического зодчества.

Иное положение возникло в  зодчестве 16 в., когда Нидерланды, включенные в огромную империю Габсбургов, установили тесные Художественные связи с другими европейскими странами. Хотя позиции позднеготической архитектуры продолжали оставаться очень сильными вплоть до середины столетия, ренессансные  элементы, постепенно проникавшие с начала 16 в. В нидерландское зодчество. Подготовили почву для более решительных изменений. Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль. Затем в Нидерланды  стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Но только к середине столетия создались предпосылки для более  широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику.  Весьма показательно для Нидерландов, что принципы классической архитектуры Возрождения нашли свое воплощение преимущественно в светских постройках- дворцах и ратушах.

В 15-16вв. общий облик нидерландских городов еще не обнаруживал принципиальных отличий от облика средневековых городов этой страны. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей.  А стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми   сооружениями.  По-прежнему множество городских построек тесно группировалось внутри городских стен, а в силуэте города главную роль играли начатые в предшествующую  эпоху, но завершавшиеся обычно в 15-16 вв. башни соборов и ратуш. Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещалась ратуша, а также гильдейские  и цеховые дома. В основной городской застройке преобладали тесно прижатые друг к другу жилые дома с узкими фасадами, увенчанными высокими треугольниками либо ступенчатыми фронтонами. От городов других европейских стран большинство нидерландских городов отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями. В особенности это относится к городам на севере страны, но некоторые важные центры  юга, в частности Брюгге и Гент, а также снабжены системой каналов.

Застройка площадей нидерландских городов, в частности Рыночной  площади в Брюгге и главных площадей в Брюсселе и в Антверпене, носила более раздробленный   и элементарный характер.  Масштабы входящих в эту застройку отдельных сооружений, их пропорции, сами  архитектурные формы не всегда отличались полным взаимным соответствием.   Прямоугольные  по очертаниям, упомянутые площади характеризуются сплошной застройкой, прерываемой лишь выходящими на них немногими улицами. Главное сооружение – здание – ратуши - настолько сильно выделялось среди других зданий, что допущенные в остальной застройке площади некоторые  отклонения в масштабе и силуэтах зданий, а также  само  многообразие их архитектурных форм не нарушили  впечатления общего композиционно- образного единства. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством  декоративной фантазии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей. Пространственный размах площади в сочетании с исключительно щедрой  декоративной отделкой  каждого  здания придает этим ансамблям очень  большую привлекательность.

Наряду с этим  типом замкнутой  прямоугольной площади с периметральной застройкой  в Нидерландах был  распространен другой тип планировки городского центра, когда здание ратуши выдвигалось к середине  площади, очертания которой при этом часто  неправильный характер.  Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Нередко здание ратуши осталось открытым  с трех  сторон, а с четвертой   к нему примыкали другие постройки, как в главных площадях в Миддельбурге и Ауденарде. В подобных случаях строгое  композиционное равновесие различных частей площади обычно не соблюдалось, и признаки единого ансамбля оказывались выраженными в меньшей степени.

Важное место в нидерландской архитектуре заняли общественные  постройки, среди которых особое значение имели ратуши. В качестве наиболее крупной из них в 15в. Прославилась ратуша в Брюсселе (1401-1456), строителями которой были архитекторы Якоб Ван Тинен и Ян Ван Рейсбрук.

Брюссельская ратуша обращает на  себя внимание, прежде всего своими масштабами. Этот монументальное сооружение в три очень высоких этажа, завершающихся высокой крутой кровлей с четырьмя пинаклями по углам. По центральной оси фасада здание увенчано необычно высокой для гражданских построек стройной башней, достигающей 114 м.

Образный замысел этого здания представляет собой, по существу, творческое претворение старого типа  городских торговых рядов, увенчанных монументальной башней. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи - мотив. Также восходящий к прославленным зданиям средневековых городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь приобретший иное Содержание: поскольку торговых помещений в ратуше не было, аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно – представительные функции. Фасад в изобилии насыщен скульптурными  элементами. В простенках между окнами, а также в промежутках между этажами расположено огромное множество статуй, которые утрачивают свою самостоятельность и воспринимаются в качестве своеобразного декора. Сама башня, несколько более массивная в первых ярусах, в верхней части, в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой  и ажурной  и завершается высоким сквозным  шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила. Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов  - средневековых готических  беффруа  - уступала  здесь  место  стремительному  взлету  легких динамических форм.

 Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Главный зал, по традиции расположенный на втором этаже, отличался очень большими размерами, достигая  60 м в длину. Занимая почти целиком  одну из  сторон главной площади  Брюсселя  (Гран-палас), ратуша помещена  в окружении  гильдейских и цеховых домов, узкие  дробные  по членениям фасады  которых подчеркивают ее масштаб. Превосходя  высотой своей башни монументальные  церковные  сооружения, ратуши  играла  решающую роль  в формировании центра Брюсселя не только в эпоху  Возрождения, но  и в последующие  столетия. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая  ратуша  в Лувенне (1448-1463 ), строителем которой  был главный мастер каменных дел города Лувена  Матье де Лайен. В общей объемной композиции ратуши  сильно выражена вертикальная устремленность: в основе  своей это  как бы узкий, поставленный на ребро  параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцевых сторонах очень высокие  фронтоны. К четырем  углам  здания примыкают своеобразные башенки -  узкие стройные многогранники. Увенчанные необычайно высокими тоже многогранными  пинаклями; подобные  же пинакли возвышаются над коньками  фронтонов. Оригинальность общего объемного построения, редкое изящество силуэта соединяется в этом здании с поистине сказочными богатством архитектурного и скульптурного декора ее фасадов. Кажется  , что  строитель боится  оставить  незаполненной хотя бы  небольшую часть плоскости стены  и фронтонов . Узкие простенки заняты стоящими на консолях статуями под  традиционными  коническими балдахинами; стены  угловых башенок  и сложные  пинакли также  сплошь  покрыты рядами  статуй. При  всем этом формы даны  чрезвычайно  измельчено;  в результате  крупное  здание  утрачивает   масштаб  монументального сооружения. Но  ратуша  в Лувене  еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В 16 столетии, когда  Нидерланды переживали новый подъем, гражданская архитектура испытывала  прилив новых сил  об этом  свидетельствуют  выполнененные  в формах поздней готики  ратуши  в Миддельбурге  и Ауденарде. 

Особый  тип общественного здания в Нидерландах представляли   гильдейские  и цеховые  дома, в которых мы находим  своеобразное  сочетание  элементов  общественного  и жилого сооружения.  Эти  дома  служили членам  городских  корпораций – преимущественно патрициату и зажиточному бюргерству – для  собраний  и празднеств. В основу  внешней  архитектуры цехового дома положен образ  бюргерского жилого  дома, но с соотвественным увеличением  размеров  и богатства архитектурных форм. Это обычно высокие – до пяти  этажей - здания с узки ми фасадами и очень высокой кровлей, фронтон которых включает еще Один-два мансардных  этажа.   Среди сооружений  этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г.) и  Дом лосося (1530) . а также  Дом гильдии стрелков  в Антверпене.

Чрезвычайно важны для  нидерландской  архитектуры  сооружения утилитарного характера - торговые ряды, здания складов, городских весов  и другие постройки подобного рода, особенно ярко  отражавшие специфические  черты облика  нидерландских городов. О том, что таким сооружениям придавалось большое  значение, свидетельствует их размещение  на  ответственных  участках  городской застройки. В  лучших из этих  зданий    монументальная представительность и практическая целесообразность слились  в единое органическое целое. Таковы, например, Большие  Мясные  ряды в Генте -  очень крупное, сильно вытянутое в  длину  сооружение, перекрытое  высокой  островерхой  кровлей. Фасады на торцовых сторонах увенчаны высокими ступенчатыми фронтонами; по боковым  сторонам  мерно следуют друг за другом двухэтажные выступы с окнами, также  снабженные ступенчатыми  фронтонами. Лаконизм и скупость архитектурных  форм при мастерском проведении единой  архитектурной темы  придают этому сооружению большую выразительность.

Другой вид построек этого  рода представляет здание склада на Зеленой  набережной в Генте с облицованным камнем фасадом  в три  этажа, увенчанным  двухэтажным ступенчатым  фронтоном. Более широкие, чем обычно, интервалы между окнами, хорошо найденные очертания некрупных дверных  и оконных проемов сообщают массивному фасаду несколько тяжеловесную монументальность, которая выгодно оттенена легкими и ажурными фасадами примыкающих к нему  с обеих сторон гильдейских домов.

 Лучшим образцом зодчества  северных Нидерландов может.  Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже  с использованием  классических архитектурных форм. В этом  небольшом скромном  здании ощущаются простота и  сила. Применение  кирпича  в сочетании с белым камнем сообщает  фасаду большую выразительность. Прием этот, характерный для многих построек в северных  провинциях, свое дальнейшее развитие получит в голландских общественных  и жилых зданиях 17 столетия.

В области архитектуры жилого дома нидерландское  Возрождение не привело  к коренному преобразованию сложившегося еще в  эпоху средневековья типа бюргерского жилища. В 15 и даже в 16 вв. богатые патрицианские дома не несли в себе утверждения индивидуального  начала, свойственного  итальянским  палаццо. В сознании бюргера – заказчика и архитектора- исполнителя не произошло еще того перелома,  который составляет одну из коренных особенностей  архитектуры итальянского Ренессанса. Частные дома нидерландского бюргерства не выходят в этом  смысле за рамки средневековых традиций.

 Функциональное решение бюргерского жилого дома и характер  его размещения в городской  застройке  остались, по существу, такими же, как и в предшествующее столетия, Особенностью жилых домов в городах Нидерландов (так же как и ряда  других стран  Европы) были  очень большие  оконные  проемы, забранные частыми переплетами.

В нидерландской жилой архитектуре  были распространены  три  вида строительной техники. Мы встречаем здесь  деревянные  сооружения, затем здания, выстроенные целиком  из камня или кирпича, и, наконец, постройки, выполненные в сочетании кирпича  с белым камнем. Скромные интерьеры  нидерландских жилых домов благодаря мастерскому использованию полезной площади и высокой по тем временам  культуре была,  производили впечатление большой привлекательности и уюта.

В 16 столетии проникновение в нидерландскую архитектуру  мотивов  итальянского  Возрождения началось с произведений архитектуры малых форм. До  нашего времени  сохранился ряд памятников  этого рода. К наиболее  известным из них  принадлежит  портал  Старого монетного двора  в Дордрехте, который  восходит   к итальянским  образцам, монументальный камин  в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531)  работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала  совета в городе Кампене (1543-1545), также  в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся  большим  изяществом  и чистотой стиля. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле.

 Интерес  к новому стилю  постепенно усиливался. Правители и  их дворянское окружение в своих заказах стали ориентироваться на зарубежные образцы. Так, в 1510 г. Генрих III Нассауский приказал построить в своей резиденции- замке в Бреде -  галерею в духе галереи в  замке Амбуаз (Франция).

Все расширявшаяся творческая  практика зодчих нового стиля подкреплялась развитием  теоретической мысли. Первым нидерландским теоретиком архитектуры был живописец и гравер Питер Кук Ван Альст (1502-15550). Ему принадлежат переводы Витрувия (изданы в 1539) и трактатов Серлио (1540-е гг.).

 Новый классический  стиль начинает проникать в здания общественного характера. Однако старые традиции здесь были еще сильны, и их не сразу удалось вытеснить. Так возникают постройки,  в    которых новые формы архитектур   причудливо  соединяются с готической  конструктивной  основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор  Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на  Рыночной площади рядом с внушительной  зданием средневековой  ратуши. Более  органично принципы  готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах  монументального двора во Дворце  правосудия  ( бывшем  дворце епископа ) в Льеже  ( двор сооружен в 1526-1540 гг.).

 К  середине 16  столетия классический стиль уже  находит более зрелое выражение  в наиболее монументальных и  идейно  значительных произведениях  нидерландской  архитектуры – в  зданиях  ратуш. Самым  главным  сооружением  нового стиля стала  знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). Строителем ее  был крупнейший  нидерландский архитектор 16  столетия  Корнелис Флорис. Очень  большая по размерам и  выдающаяся по своим  архитектурным  качествам, антверпенская  ратуша имела в нидерландской архитектуре  16 в. Такое же, если  не более важное значение, какое  ратуша  в  Брюсселе  имела  для зодчества 15 -го столетия.

 В плане ратуша в Антверпене  представляет  собой  растянутое  вширь каре  с узким внутренним  двором. Общая архитектурная композиция главного фасада  свидетельствует  о том, что, применяя формы классического ренессансного зодчества, Корнелис Флорис сумел  на новой  основе развить образные идеи  созданных  в Нидерландах монументальных  гражданских  построек прошлых  столетий. По существу. Он снова разрабатывает тему  величественного протяженного  сооружения, увенчанного в центральной части  фасада выразительным  высотным акцентом.

Фасад антверпенской  ратуши представляет  собой четырехэтажный  массив с повышенной центральной  частью, архитектурные формы которой даны в более крупном масштабе, нежели в боковых крыльях. Энергичная пластика  архитектурных форм центральной части, слегка выступающей, наподобие ризалита, за линию фасада, эффектно  оттенена более строгой плоскостью стены по сторонам от нее .

Флорис дал  новое  творческое  претворение  мотивам, характерным для готической  стилевой системы. Так , например, по –новому, с подлинным  блеском  решена им традиционная тема венчающего здания высокого фронтона .

Влияние Флориса, более широко распространившееся на юге Нидерландов, проникло также в северные провинции. Однако здесь оно оказалось преобразованным в соответствии с местными традициями, как об этом свидетельствует, например, целиком облицованная  белым  камнем  ратуша  в Гаага (1564).

В большей сдержанности образного языка гаагской ратуши угадываются тенденции, которые найдут свое последующее развитие в голландском зодчестве 17 столетия.

Гораздо более органичным  для  северонидерландской архитектуры второй половины 16в. Было применение  для монументальных построек смешанной техники кирпича и камня. При  практичности и  дешевизне этой  техники на  севере страны мастерское использование вставок из белого камня для эффектных декоративных  акцептов придало  сооружениям  большую  нарядность и представительность. Хорошим примером здесь  может  служить фасад Городской канцелярии в Леевардене.


Архитектура Германии.

Среди стран Западной Европы, обладавших развитой феодальной системой  отношений, в Германии изживание  средневековых устоев шло наиболее извилистым, усложненным путем. В экономическом и политическом отношении Германия развивалось противоречиво и затрудненно; не Меньшей противоречивостью отличалась ее духовная культура, и в частности ее искусство.

На исходе средневековья в Германии происходили те же процессы, что и  в других государствах Европы: усиливалась роль городов, развивалось мануфактурное производство, все более  важное значение приобрело бюргерство и купечество, распадался  средневековый цеховой строй. Аналогичные сдвиги  совершались  в культуре и в мировоззрении: пробуждалось и возрастало самосознание человека, росли его интерес к изучению реальной действительности, желание обладать  научными знаниями, потребность  найти  свое  место в мире; шло  постепенное обмирщение науки  и искусства, освобождение  их  от вековой  власти  церкви. В городах зарождались  ростки  гуманизма. Немецкому народу принадлежало одно  из величайших культурных завоеваний эпохи ­   - крупнейший вклад  в развитие книгопечатания. Однако духовные сдвиги  совершались в Германии медленнее и с большими отклонениями, нежели в таких странах, как Италия и Нидерланды.

 На рубеже 14 - 15вв. в немецких землях не только не наблюдалось, тенденции к централизации страны, но, наоборот, усиливалась ее раздробленность, содействовавшая живучести феодальных устоев. Зарождение и развитие в отдельных отраслях промышленности  ростков капиталистических отношений не приводило  к объединению Германии. Она представляла собой множество крупных и мелких княжеств и самостоятельных имперских городов, которые вели почти независимое существование и всеми способами старались сохранить такое положение вещей. Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в.:   « . . . разные сословия империи – князья, дворяне, прелаты,   патриции,  бюргеры, плебеи  и  крестьяне – составляли чрезвычайно хаотическую массу с весьма разнообразными,   во всех направлениях взаимно перекрещивающимися потребностями «Враждебные, узкоместные интересы сословий часто приводили  их  к противоречиям и взаимным  столкновениям, что  мешало главному делу – борьбе с феодализмом, преодолению  средневековых традиций в экономике, политике, культуре, в укладе общественной жизни. Непрерывно нарастающее всеобщее недовольство, временами прорывавшееся в виде отдельных местных восстаний, еще не приняло в это время характера всенародного революционного  движения, охватившего Германию в первые десятилетия 16 века.

Противоречия общественного развития Германии нашли свое отражение в немецком  зодчестве 15 века. Как  и в Нидерландах, здесь не было  того решительного поворота к новому образному содержанию и новому языку  архитектурных форм, который характеризует  зодчество Италии. Хотя  готика как  Господствующий архитектурный стиль  была уже на исходе, ее традиции были еще очень  сильны;  подавляющее большинство сору сооружений 15в.  в той  или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Ростки нового, были вынуждены пробиваться в трудной борьбе сквозь толщу консервативных наслоений.

Удельный вес памятников культового зодчества в германии 15 века был более велик, нежели в Нидерландах. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Это были более простые церкви, преимущественно зального типа; нефы одинаковой высоты при отсутсвии трансепта способствовали слиянию их внутреннего пространства в единое обозримое целое. Особое внимание уделялось декоративному решению сводов: преобладали своды сетчатого и других сложных рисунков. Примерами подобных сооружений могут служить церковь Богоматери в Ингольштатте и церковь в Анаберге. Единым зальным пространством характеризуются и пристройки к старым храмам – хор церкви святого Лаврентия в Нюрнберге и хор церкви Богоматери в Эсслингене. Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте.

Все более значительное место в немецкой архитектуре 15 века начинают занимать памятники светского зодчества. Это прежде всего городские коммунальные постройки, в которых уже заметна меньшая, нежели прежде, зависимость от форм церковного зодчества. Таковы, например, внушительные, богато украшенные здания ратуш в Бремени и в Госларе – пример монументального каменного строительства. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки ( конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Их художественный эффект основан на пластике сильно вынесенных вперед верхних этажей и на великолепной орнаментации деревянных частей в особенности венчающих карнизов. Богатству убранства отличались также гильдейские и цеховые дома, например фахверковое здание гильдии разносчиков в Гильдейсгейме. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое.

В архитектуре жилых домов представителей городского патрициата  в Германии, как и в Нидерландах, еще не произошло того переворота, который ознаменовало собой появление в городах Италии монументальных палаццо, принадлежаших богатейшим фамилиям, но в сравнение со средневековьем заметны нововведения – более сложная и свободная планировка, применение на фасадах богато украшенных фронтонов и фонарей – эркеров, а во дворах – крытых галерей.

Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Здесь на ряду с традиционными сооружениями крепостного типа появляются постройки, в которых фортификационные элементы соединяются с чертами монументальной представительности. Таков, например, прославленный Альбрехтсбург в Мейсене, резиденция курфюрстов Саксонских, который высится наподобие непреступного замка над крутым берегом Эльбы, а с другой стороны, видимой с равнины, он раскрывается как фасад княжеского дворца нового типа. В создание многочисленных интерьеров Альбрехтсбурга, перекрытых прихотливыми сталактитовыми и сетчатыми сводами, и сложных винтовых лестниц участвовал известный зодчий Арнольд Вестфальский, работавший в Саксонии между 1470  и 1479 гг.

Как и в других западноевропейских странах, в Германии с начала 16 века ведущую роль начинает играть светское зодчество. Жилой городской особняк, ратуша или торговый дом – таковы доминирующие в эту эпоху типы строений. В крупных немецких торговых городах, переживавших свой расцвет в начале 16 века, велось большое строительство.

Несмотря на многообразие форм немецкой архитектуры эпохи Возрождения, связанное с раздробленностью страны и наличием множества более или менее обособленных областей, в немецком зодчестве явственно выражены некоторые общие принципы. Традиции средневековой готической архитектуры не умирают в немецком зодчестве на протяжение всего столетия, накладывая свой отпечаток на образные строй ренессансных сооружений Германии.

В основы немецко-ренессансной постройки положены два принципа: утилитарной целесообразности в организации внутренних пространств и возможно большей выразительности в живописности внешних форм. План как организующее начало, в котором находит свое воплощение целеустремленная воля архитектора, отсутствует; он образуется как бы стихийно в зависимости от потребностей владельца и назначения дома. Выступа стены, различные по форме и размеру башни, фронтоны, зубцы, арки, лестницы, карнизы, слуховые окна, богато орнаментированные порталы, рельефно выступающие, резко очерченные обрамления окон, полихромные стены создают совершенно своеобразное и чрезвычайно живописное впечатление.

В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. Архитектура северо-западной Германии, Шлезвиг-Гольштейна, Меклинбурга, многих областей Пруссии в целом исходит из средневековых традиций и продолжает варьировать позднеготические формы, лишь приспособляя их к новым запросам. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. Именно здесь складывается облик частного городского особняка и ратуши – двух типов построек, нашедших в Германии особенно широкое применение. Здание ратуши обычно представляет собой прямоугольный каменный блок с чрезвычайно высокой крутой кровлей. Выходящий на улицу фасад по большей части непосредственно переходит в огромный ступенчатый фронтон, не редко занимающий более трети высоты здания. Этажи отделяются один от другого карнизами: фронтон завершается остроконечными шпилями или какими-либо другими украшениями. Плоскость стены разбивается многочисленными соединенными по два и по три окнами, узкие пространства между которыми покрыты рельефным и живописным орнаментом. Иногда фронтоны отсутствуют и заменяются крутой высокой крышей с многочисленными слуховыми окнами. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу.

В первую половину 16 века своими общественными постройками, в особенности ратушей выделяется Кельн. В последствии к фасаду ратуши была сделана пристройка в форме двухярусной арочной галереи, где элементы классической ордерной архитектуры получили своеобразное истолкование. Образцом Вестфальской архитектуры является цеховый дом в Мюнстере с трехэтажным нарядным фронтоном и многочисленными соединенными по четыре вместе окнами.

Во многих из северно-немецких зданий начала и середины 16 века можно наблюдать результаты воздейтствия нидерландской архитектуры. В это время в Германию приезжало множество нидерландских архитекторов, которые возводили целый ряд первоклассных построек. Наиболее ярким их образцом является ратуша в Эмдене, построенная антверпенским архитектором Лауренсом Ван Стеенвинкелем. Здание это, близко напоминает своими формами ратушу в Антверпене, в то же время отвечало господствующему в германии стилистическому направлению. Здесь с особой силой сказывается идущее от готики стремление замаскировать плоскость стены и превратить ее в живописно разработанную поверхность. Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов, и Вестфалии ( группа вестфальских замков).

Второе течение немецкой архитектуры в течение 16 века охватывает главным образом области южной Германии и ее главнейшие центры Ульм, Нюрнберг, Ауксбург. В постройках южной германии выступают такие ренессансные черты, как гармоничность пропорций, упорядоченность плана  и распределение архитектурных масс по горизонтали. Тяготение к живописности архитектурного построения, типичное для немецкого искусства не пропадает и в этих зданиях, а сосуществует в них рядом с упомянутыми чертами. Так, несмотря на четкость членения стены, последняя и здесь не выявлена как конструктивная несущая часть здания, а продолжает трактоваться как поле для живописной разработки. Башенки, выступы стены, фронтоны применяются и здесь, подчиняясь законом новой упорядоченности.

Так, общая композиция дворца Ландсгут в Баварии строится по принципу расположения замкнутых пространств и галерей вокруг удлиненного двора, окруженного колоннадой с полукруглыми арками. Создается впечатление большой четкости и ритмичности, которое в значительной мере распространяется так же и на оформление внутренних помещений. Античное явление встречается в герцогском дворце в Мюнхене, где работали итальянские архитекторы.

Правда. В южной Германии воздвигались здания более свободные по композиции, сохранявшие близость к старым традициям немецкого зодчества даже при применение новых архитектурных форм, например ратуша в Ротенбурге. Продолжалось использование фархверковых построек, в особенности в небольших городах, где они образуют привлекательные уголки в городской застройке. Примером этого может служить украшенная старинным фонтаном маленькая площадь в Мильтенберге. Постепенно на протяжение всего 16 века из названных направлений вырабатывается своеобразный стиль, который подготовляет создание барочных форм. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации ( не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т.д.), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. Параллельно возрастает тяготение к повышенной декоративности и нарядности, которая имеет много точек соприкосновения со средневековой архитектурой. Огромные богато декорированные ступенчатые фронтоны, нарядные украшенные скульптурой порталы, разнообразные по форме  и размерам выступы стены, башни, лестницы, подчиняясь единству замысла, приобретают иной смысл. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Примерами могут служить памятники юго-западной Германии – так называемый Фрауэнхаус в Страсбурге и замок в Штутгарте с замечательными трехэтажными галереями, окружающими внутренний двор. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. Фасад сплошь заполнен предельно живописной декорацией, не оставляющей не единого участка стены свободным. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом , статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. В плане здесь обнаруживается большая четкость и распределение внутренних помещений, которые не нанизываются случайно одно за другим, а следуют определенному замыслу. В этом же стиле создается целый ряд замков и особняков по всей Германии, в том числе в крупных городах – Нюрнберге, Бремене, Любеке и других.

Непрерывно растущая склонность к пышному и богатому оформлению интерьера с особой силой дает о себе знать в церковном строительстве. Активизирующий орнамент, массивные колонны, заменившие пучки колонн средневековых соборов, в некоторых церквах сочетаются с готическими арками, свободные пространства стены заполняются сплошь живописной декорацией ( Мюнхен церковь св. Михаила).

Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. Во главе Страсбурской школы архитекторов, распространившей свое влияние по всей Германии, стоял архитектор и теоретик Вендель Диттерлейн участвовавший в постройке Фрауэнхауса в Страсбурге  и явившийся одним из проводников классического стиля на почве Германии. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью. Рядом с ним в Страсбурге выступает Ганс Штох, принимавший участие в постройке Гейдельбергского замка. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики).



Заключение



Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Безусловно, эпоха Возрождения - одна из прекраснейших эпох в истории человечества.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Эстетика. Словарь. Политиздат, М 1989 г.
2. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" Л.М. Брагина (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.
3. "Из истории культуры Средних веков и Возрождения". Издательство "Наука", М 1976 г.
4. 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград 1965 г.
5. "История искусства зарубежных стран". Том 2.
Издательство "Академия художников СССР", М 1963
6. "Культура Италии в эпоху Возрождения", Буркхардт Я., т. 1-2 СПБ,1904-06
7. "БСЭ"





Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.