реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века


7.Здание Двенадцати коллегий

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой двенадцатьодинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач.

Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже со стороны центральной площади, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки.

В то время еще не было построено постоянных мостов через Неву, что создавало определенные трудности для правительственных учреждений, располагавшихся на Васильевском острове. Частенько из-за капризов переменчивой северной погоды и своенравной Невы они оказывались отрезанными от основных районов города. Это была одна из причин, по которым часть высших государственных учреждений была в последствии перевезена на левый берег Невы.

В 1804 году часть помещений здания Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту, на основе которого в 1819 году был учрежден Университет. До 1859 года в здании располагалось два высших учебных заведения, Педагогический институт был упразднен.

8.Летний сад

Ансамбль Летнего сада и дворца - самый ранний в Санкт-Петербурге. Он был создан по указу Петра I, который принимал личное участие в проектировании парка. В 1704 году на указанном императором месте стали высаживать цветы и саженцы деревьев различных пород, устанавливать первые мраморные статуи, привезенные в молодую российскую столицу со всей Европы. Саду был придан регулярный характер: сеть прямых аллей была геометрически выверена, деревья и кустарники аккуратно подстрижены, скульптуры и фонтаны симметрично расставлены. В работах принимали участие известные архитекторы - Матвеев, Земцов, Микетти, Леблон и другие.
   В петровское время Летний сад являлся парадной царской резиденцией, где протекала придворная жизнь Петербурга: там устраивались роскошные балы и гуляния для дворянских семей. Причем часто царские приемы проходили прямо в аллеях Летнего сада, в которых специально для увеселений высшего света сооружались временные гроты, павильоны и даже лабиринты. Летний дворец Петра, возведенный по проекту архитектора Трезини, для этих целей не подходил: строгое, скромно оформленное двухэтажное здание было слишком мало для царских приемов.
   Летний сад не раз страдал от наводнений. Одним из самых губительных стало наводнение 1777 года. Тогда погибли многие редкие деревья, разбились уникальные статуи, были уничтожены фонтаны. Вскоре Летний сад был восстановлен. Многое было переделано в соответствии с новейшими вкусами, но регулярная планировка сада была сохранена. Ценнейшие скульптуры работы итальянских мастеров 17-18 веков - Боратта, Боцацца и многих других - были тщательно отреставрированы. И хотя до нас дошли далеко не все скульптуры Летнего сада Петровской поры (в середине 18 века количество статуй равнялось 200, а в настоящее время в саду осталось всего 89 скульптур), Летний сад может по праву гордиться самым старинным в России собранием садовой скульптуры. Самой известной статуей, "нимфой Летнего сада" является белокаменная Флора, выполненная в начале 18 века неизвестным итальянским скульптором.
   В 1773-1786 годах по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова была создана знаменитая кованая ограда, украшающая Летний сад со стороны Невы. Уникальное произведение декоративного искусства, ограда изумляет безупречными пропорциями, изяществом и благородной простотой.
   В 19 веке в саду появились новые павильоны - "Кофейный домик" (архитектор К. Росси) и "Чайный домик" (архитектор Л. Шарлемань). В 1855 году на площадке перед "Чайным домиком" установили памятник великому русскому баснописцу Крылову. Пьедесталом памятнику, проект которого был разработан скульптором Клодтом, служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты из басен Крылова.
   В 19 веке Летний сад был излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Простонародная публика в сад не допускалась: для этого был создан ряд ограничивающих условий, касающихся одежды и поведения. Сегодня Летний сад, одно из самых живописных и тихих мест в Петербурге.


9.Александро-Невская лавра

   Один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, Александро-Невская Лавра, был заложен в 1710 году на том месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва со шведами, определившая победу России.
   Строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении почти всего 18 века и было завершено лишь к 1790 году. За период строительства сменилось несколько архитекторов, но основная идея Д. Трезини, который задумал монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые, была сохранена. Над созданием одного из крупнейших архитектурных ансамблей города трудились талантливейшие архитекторы своего времени: Д. Трезини, Т. Швертфегер, М. Земцов, Л. Пустошкин, Ф. Королев, А. Мышецкий, П. Еропкин, М. Расторгуев, И. Старов и другие.
   Композиционным центром лавры является Троицкий собор, построенный архитектором Старовым. Окончание постройки и освящение храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами. Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
   В 1724 году в монастырь был перенесен прах князя Александра Невского, причисленного русской православной церковью к лику святых.
   К концу 18 века Александро-Невский монастырь, которому в 1797 году был присвоен статус лавры, стал духовно-культурным центром Петербурга. Александро-Невской лавре покровительствовали все российские государи и государыни. Еще при Петре Великом при монастыре были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священнослужителей. Эта школа впоследствии получила статус духовной семинарии, а затем и Духовной Академии, в которой готовили священнослужителей для наиболее важных православных храмов России. Значение лавры в жизни Петербурга и всей страны можно хорошо представить, если вспомнить тот факт, что до революции в России было только четыре монастыря подобного уровня.
  С момента основания Александро-Невская лавра являлась первой по значению усыпальницей императорской России. Здесь были погребены члены царской семьи, духовные служители, выдающиеся государственные деятели, полководцы. Среди них - Суворов, Безбородко, Кваренги, Воронихин, Росси и многие другие.
   После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, его церкви закрыты, а бесчисленные реликвии и произведения искусства были переданы в Русский музей, Государственный Эрмитаж и другие музеи Петербурга. В 1936-1937 годах на территории монастыря был создан музей - Ленинградский некрополь, который в 1939 году был реорганизован в Музей городской скульптуры.
   В начале 20 века на территории лавры действовало 12 церквей, в настоящее время только две. Возрождение монастырской жизни произошло осенью 1996 года, и сегодня Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.


10.Исаакиевский собор


Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра Великого в 1710 году. Церковь была построена рядом с Адмиралтейством. Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. Император любил этот храм. Именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. А в 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви.
   После смерти Петра Великого не раз предпринимались попытки перестроить церковь, все менее и менее гармонировавшую с парадным обликом центра Петербурга. Но все эти попытки не увенчались успехом..
   В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. Он представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры. Императору Александру I понравился проект пятиглавого собора в классическом стиле.
   Работы по возведению собора начались в 1818 году и затянулись на сорок лет. В столице даже шутили, что, дескать, Монферрану предсказали, что он умрет сразу же, как закончит строительство, и потому архитектор не торопится. На самом же деле, вскоре после начала работ было обнаружены несколько серьезных ошибок в чертежах Монферрана, который был талантливым архитектором-рисовальщиком, но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель. Работы пришлось прервать и создать специальную комиссию, которая внесла бы необходимые исправления в проект.
   Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 30 мая 1858 года. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестины членов царской семьи.
   Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Собор достигает 101.52 метра в высоту при площади 4000 квадратных метра и может вместить до 12000 человек. В оформлении интерьера были использованы многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, различные виды драгоценных камней и позолота. Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей, площадь которого составляет 28.5 квадратных метра. В работах по отделке собора приняли участие выдающиеся мастера, среди которых - Брюллов, Клодт, Пименов и другие.


   Интересно, что шутка о зловещем предсказании оказалась пророческой. Через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран скончался.
   В советское время в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный музей, а само здание получило статус памятника. Храм чудесным образом не пострадал во время Второй мировой войны: за годы блокады в собор не было ни одного прямого попадания, хотя на колоннах Исаакиевского собора по сей день можно видеть следы от осколков разорвавшихся снарядов.
   Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга. Посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию в России тысячелетия принятия христианства.


11.Смольный собор

   Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре Великом были устроены смоляные дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей. Несмотря на то, что вскоре после основания Петербурга смоляные работы на этом месте были прекращены, за участком надолго закрепилось название "Смольный двор".
   Рядом с этим живописным уголком в 18 веке был построен небольшой Смольный дворец, в котором в течение некоторого времени жила дочь Петра Великого Елизавета. Согласно легендам, Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол в 1741 году, намеревалась со временем удалиться от мира и постричься в монахини. Но удаляться от Санкт-Петербурга, любимого детища ее отца, ей совсем не хотелось. Неудивительно, что для монастыря она выбрала живописный участок Смоляного двора, расположенный в том месте, где Нева делает красивый изгиб. Строительство было поручено придворному архитектору Растрелли, который и начал работу в 1749 году.
   Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Расположенный в самом центре монастырского двора, Смольный собор, высота которого достигает 93, 7 метра, создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, обильное использование позолоты, нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и торжественность. Вокруг собора расположены четыре церкви и выполненные в бело-голубой гамме корпуса.
   Растрелли, умерший в 1771 году, не дождался окончания строительных работ, которые к концу 18 века вообще остановились. И только в 30-х годах 19 века архитектор В. Стасов возобновил работы по внутренней отделке храма. Огромный церковный зал был отделан под мрамор, сооружены три величественных иконостаса, перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя, а кафедру украсила тончайшая резьба. Среди сохранившихся сокровищ собора следует назвать иконы работы А. Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы". Стасов стал и автором великолепной ажурной ограды собора, которая по красоте вполне может соперничать с оградами Летнего сада и Казанского собора.
   К сожалению, первоначальный проект Растрелли не был воплощен в жизнь полностью. Архитектор мечтал возвести рядом с собором многоярусную колокольню, высота которой достигала бы 140 метров. Эта колокольня должна была стать самой высокой в России и превзойти даже знаменитую колокольню Ивана Великого в Москве. Однако последователи Растрелли строить ее не стали, посчитав, что она плохо впишется в городской пейзаж.
   Смольный собор стал своеобразным "рекордсменом" - ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Строительство храма началось в 1748, а внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году. Таким образом, продолжительность возведения здания равняется 87 годам. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова.


12.Строгановский дворец

В середине 18 века в старом доме на Невском проспекте, принадлежавшем графу С. Г. Строганову, случился пожар, полностью уничтоживший это небольшой особняк. Затем на его месте, под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли, был возведен один из самых величественных дворцов Санкт-Петербурга, названный по имени его владельца Строгановским. Владелец будущего дворца предоставил придворному архитектору практически полную свободу действий, и Растрелли за два года создал роскошное здание с огромными окнами и лепниной на фасаде, в котором было пятьдесят комнат, большой зал и галерея, заставленная скульптурами и увешанная высокими зеркалами. Въезд во дворец украшали рельефные изображения гербов семьи Строгановых с соболями и копьями, символизирующими Сибирь, откуда этот прославленный род вел свое начало. Окруженный простыми деревянными домиками, дворец выглядел особенно пышно, и граф Строганов при виде своего нового жилища пришел в полный восторг. Это был единственный заказчик Растрелли, отблагодаривший мастера не только щедрой платой за работу, но и сделавший ему дорогой подарок: Строганов заказал портрет архитектора известному художнику П. Ротари, приехавшему в Петербург из Европы, чтобы написать портреты членов императорской семьи.

После окончания строительства Строгановский дворец удостоился визита императрицы Елизаветы Петровны, пожелавшей отпраздновать в нем свой день рождения. А через несколько лет в этом здании начал развивать свой талант еще один знаменитый архитектор - А. Н. Воронихин. В свое время граф С. Г. Строганов заметил художественный талант в одном из своих крепостных, дав ему возможность учиться на архитектора. А затем молодому Воронихину, уже получившему вольную, пришлось сдавать бывшему господину "экзамен": заново отделать и частично перестроить некоторые внутренние помещения его дворца. В остальном интерьер этого здания с тех пор почти не изменился, чего нельзя сказать о его внешнем виде - в 19 веке Строгановский дворец несколько раз перекрашивался. В разное время он был и розовым, и светло-сиреневым, и кирпично-красным, пока не приобрел зеленоватый оттенок, хорошо знакомый современным жителям Санкт-Петербурга.

Дом Строгановых славился своими "открытыми обедами", которые хозяева устраивали во внутреннем дворике дворца. На эти обеды мог прийти любой опрятно одетый человек, и многие небогатые горожане пользовались этой возможностью бесплатно поесть в течение нескольких лет. Кроме того, Строгановский дворец был известен в Санкт-Петербурге как место встреч культурной элиты города: в нем часто бывали писатели И. Л. Крылов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, композитор Д. С. Бортнянский и другие известные личности.

Несколько поколений семьи Строгановых жили в своем дворце более полутора веков, до тех пор, пока октябрьская революция не вынудила их потомков покинуть страну. Коллекции книг и картин и многочисленные дорогие предметы обстановки Строгановского дворца были разграблены, и лишь небольшая часть этих сокровищ попала в музеи и библиотеки города. Строгановский дворец стал одним из многочисленных в то время Историко-бытовых музеев, который, впрочем, вскоре был закрыт, так как здание дворца решено было передать сразу нескольким государственным учреждениям, в том числе и различным секретным ведомствам. Внутренний двор здания был закрыт, а некоторые его помещения перепланированы. Только в конце 20 века, когда этот памятник архитектуры был передан Русскому музею, в нем начались работы по восстановлению прежнего облика.

В настоящее время Строгановский дворец является филиалом Русского музея. В нем находится галерея восковых фигур, где можно увидеть всех известных людей, бывавших в этом здании - членов семьи Строгановых, представителей императорской фамилии и строивших дворец архитекторов.


13.Никольский собор

Великолепный памятник позднего русского барокко, золотоглавый Никольский морской собор, расположен на берегу Крюкова канала. Собор был построен по личному ходатайству князя М. М. Голицына, предложившего императрице Елизавете Петровне "в воздаяние достойной памяти славных дел флота российского" возвести в Петербурге храм во имя Святого Николая Чудотворца - покровителя моряков.
   Проект собора был разработан архитектором С. И. Чевакинским, которому и были поручены работы по строительству собора, длившиеся с 1753 по 1762 год. Место для строительства собора было выбрано не случайно - в 18 веке эта территория принадлежала плацу Морского полкового двора.
   Двухэтажный собор представляет в плане равноконечный крест. Он увенчан пятью широко расставленными главами с позолоченными куполами, празднично украшен лепниной и декорирован колоннами коринфского ордера. Великолепное сочетание золотых куполов, синих фасадов и белоснежных колонн придает всему храму нарядность и торжественность.
   Никольский собор состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, который считается покровителем всех путешествующих, в том числе - и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня, отсюда и полное название храма - Николо-Богоявленский собор. В верхней церкви сохранился великолепный резной иконостас работы мастера И. Канаева. Иконостас украшают иконы, выполненные в византийской традиции живописцами Колокольниковыми. Главная святыня Никольского собора - икона святого Николая Чудотворца, датируемая 17 веком.
   Отдельно от собора, ближе к Крюкову каналу, была построена стройная четырехъярусная колокольня с тонким изящным золоченым шпилем. Эффектная колокольня стала не только органичным элементом всего ансамбля Никольского собора, но и одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто можно увидеть на картинах петербургских художников.
   Екатерина Великая повелела даровать собору десять образов в память русских морских побед над турецким и шведским флотами. Никольский собор, ставший храмом-памятником морской славы России, принимал активное участие в жизни российского флота. Любое важное событие - закладка нового корабля, спуск его на воду, заморская экспедиция или возвращение корабля из долгого плавания - сопровождалось богослужением. Само собой разумеется, что именно в этом соборе служились торжественные молебны по поводу главных морских побед. Здесь же поминали и погибших моряков. В память о героях устанавливали мемориальные мраморные доски. Так, например, почтили память моряков, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов.
   В 1908 году в саду, окружающем Никольский собор, был установлен обелиск, посвященный памяти моряков броненосца "Александр III", погибших в сражении при Цусиме 14 мая 1905 года.
   После революции 1917 года Никольский собор значительно пострадал, однако не был закрыт представителями советской власти. С 1941 до 1999 года он являлся кафедральным собором, а во время блокады в нем жил митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх Всея Руси Алексий I.
   В настоящее время Никольский морской собор остается действующим православным храмом, в котором сохраняются многолетние мемориальные традиции. В 1989 году в Никольском соборе была установлена памятная доска в честь экипажа подводной лодки "Комсомолец". А недавно на стенах храма были повешены новые доски с именами моряков подводной лодки "Курск", потерпевшей крушение в 2000 году.


14.Государственный Эрмитаж

    Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга: Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр. Часть экспозиции музея размещается во дворце Меншикова и бывшем здании Главного штаба на Дворцовой площади.
   Ведущее место в этом великолепном архитектурном ансамбле занимает Зимний дворец, созданный по проекту архитектора Б. Растрелли в 1754-1762 годах и ставший официальной резиденцией российских монархов. Бартоломео Растрелли сказал о своем творении, что оно было создано "…для одной славы Российской". В архитектуре Зимнего дворца, воплотившей дух блестящего 18 века, соединилась мощь и энергия стиля барокко с торжественным величием классических интерьеров.
   Практически сразу после завершения строительства Зимнего дворца, начатого еще при Елизавете Петровне, хозяйкой дворца стала Екатерина II. Именно она положила начало коллекции Эрмитажа, купив в 1764 году первую коллекцию живописи, принадлежавшую прусскому купцу Ганцовскому. Коллекционирование работ величайших мастеров искусства стало одним из важных дел в жизни императрицы. В создании коллекции ей помогали такие видные личности, как Дидро, Вольтер и другие ценители мирового искусства. К шедеврам, приобретенным Екатериной, имел доступ очень узкий круг приближенных. Императрица назвала свой дворец "Эрмитажем" по аналогии с французским словом, означающим "приют отшельника".
   За два с половиной столетия в Эрмитаже была собрана одна из крупнейших коллекций мирового искусства, насчитывающая около трех миллионов памятников, представляющих культурное наследие различных народов, начиная с каменного века и до наших дней.
   Залы первого этажа Нового Эрмитажа отведены для экспонирования коллекций античного искусства. Один из самых богатых разделов музея посвящен искусству Италии. Произведения эпохи Возрождения выставлены в залах Большого Эрмитажа. Жемчужинами этого собрания являются "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа", принадлежащие кисти Леонардо да Винчи. Здесь же можно увидеть произведения Рафаэля, Тициана, Джоджоне, Микеланджело. В залах испанской живописи экспонируются холсты Веласкеса, Эль Греко, Мурильо. Искусство Голландии и Фландрии представлено картинами Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, Хальса. Превосходное собрание произведений французских художников включает работы Л. Ленена, Н. Пуссена, Ж. С. Шардена, Э. Делакруа. Большую ценность представляет эрмитажная коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов. В этой экспозиции есть работы таких выдающихся мастеров, как О. Ренуар, П. Пикассо, В. Ван Гог.
   Важное место в Государственном Эрмитаже занимает коллекция отдела первобытной культуры. Часть экспонатов из этой коллекции находится в "Золотой кладовой" Эрмитажа, где сосредоточены замечательные изделия скифских ювелиров, обнаруженные при раскопках курганов Причерноморья.
   Несколько залов Зимнего дворца отведены под экспозиции отдела истории русской культуры, где наряду с картинами, рисунками и гравюрами представлены коллекции монет, мебели, костюмов и других произведений русского прикладного искусства.


15.Академия художеств

Академия художеств, или "Академия трех знатнейших художеств" (то есть - живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове. Проект Академии разработали архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств стало одним из первых в городе зданий в стиле раннего классицизма.

В архитектурном плане здание представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором в центре и четырьмя малыми дворами по углам. Главный фасад здания обращен к Неве. Его украшают ризалит и портик из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Особой роскошью отличается убранство вестибюля нижнего этажа, парадной лестницы, Рафаэлевских и Тициановских залов.

Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма 18 века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с Английской набережной.

Среди прославленных выпускников Академии - художники (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов), поэт и художник Т. Г. Шевченко.

Не многие знают, что практически одновременно с Академией художеств был основан и музей, который сегодня является одним из старейших художественных музеев России. Первоначально музей выполнял учебные функции - в нем хранились работы лучших учеников Академии, а также образцы высокого искусства, которые можно и должно было изучать и копировать. Очень скоро коллекция музея превратилась в одно из лучших художественных собраний в стране.

В настоящее время экспозиция научно-исследовательского музея Российской академии художеств располагается в залах на трех этажах так называемого "циркуля" - центрального внутреннего двора круглой формы. На первом этаже находится отдел слепков, на втором - собрание живописи русской академической школы. Отдел архитектуры, в котором представлены уникальные проектные модели 18-19 веков, располагается на третьем этаже "циркуля". Среди экспонатов - модели зданий Смольного монастыря, Академии художеств, Биржи, Исаакиевского собора и многих других памятников Северной столицы.

Кроме того, при Академии работает галерея, которая расположена в доме № 21 по Наличной улице. Там любой желающий может посмотреть и приобрести работы учеников и выпускников Академии, выполненные в традиционном для Академии стиле. Галерея открыта с 11:00 до 19:00 без выходных.



16.Государственный Ассигнационный банк


Здание Государственного Ассигнационного банка - памятник архитектуры строгого классицизма, построенный в 1783-1790 годах архитектором Дж. Кваренги, бюст которого установлен перед фасадом банка. Кваренги, талантливый итальянский архитектор и рисовальщик, был приглашен в Россию Екатериной II в 1780 году и успел также поработать при Павле I и Александре I. С 1805 года он был вольным общником Санкт-Петербургской Академии художеств, а в 1814 году получил потомственное российское дворянство и орден святого Владимира I степени. Умер Джакомо Кваренги в Санкт-Петербурге, и его прах сейчас находится в музее-некрополе Александро-Невской лавры.

Подковообразное здание Ассигнационного банка состоит из центрального трехэтажного корпуса с мощным шестиколонным коринфским портиком на рустованной аркаде и кладовых, соединенных с ним открытыми галереями-колоннадами. Парадный двор отделен от Садовой улицы чугунной оградой с павильонами-пропилеями и гранитными столбами, а от канала Грибоедова здание ограждено чугунной оградой 1817 года, созданной архитектором Л. Руска.

Ассигнационный банк был основан в 1769 году для выпуска и обмена ассигнаций достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей на монеты. Его капитал в то время составлял 500 тысяч рублей. Вскоре банк стал так же принимать вклады под 5% годовых и выдавать ссуды в размере 10-25 тысяч рублей. В 1786 году московский и петербургский филиалы банка объединились и стали вести валютные отношения с иностранными государствами.

В 1799-1805 годах в здании банка находился Банковский монетный двор, в котором чеканили металлические деньги. К 1817 году банк выпустил ассигнации на сумму 836 миллионов рублей, после чего прекратил выпуск бумажных денег. В 1843 году он был упразднен за ненадобностью, так как ассигнации были заменены государственными кредитными билетами. В настоящее время в здании ассигнационного банка находится Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.


17.Михайловский замок

   Михайловский замок был построен в 1797-1801 годах по приказу императора Павла I, который хотел сделать его своей официальной резиденцией. Зимний дворец никогда не был Павлу по душе: опасаясь покушений, здесь он никогда не чувствовал себя в безопасности. Михайловский замок щбыл построен у южной границы Летнего сада, на месте деревянного дворца императрицы Елизаветы Петровны. Он был назван в честь архангела Михаила, в день поминовения которого была заложена новая царская резиденция. Со всех сторон замок был окружен водой. Создавая изолированную от города резиденцию, Павел, знавший о существовании своих многочисленных противников, надеялся найти в новом дворце надежное убежище.
   Архитекторы В. Ф. Бренна и В. И. Баженов создали замок по мотивам средневековых дворцов. План замка представляет собой квадрат, в середину которого вписан восьмиугольник внутреннего двора. По внешнему облику здание значительно отличается от других памятников петербургской архитектуры конца 18 века. Огромное сооружение поражает мрачной мощью и суровой замкнутостью. Необычен для господствовавшего в те времена классицизма и оранжевый тон в окраске стен замка. Четыре фасада Михайловского замка оформлены по-разному. В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви. Она увенчана типично петербургским шпилем. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже. Во фронтоне, венчающем южный фасад, помещен многофигурный барельеф "История заносит на свои скрижали славу России" работы скульптора П. Стаджи.
   Перед Михайловским замком установлен бронзовый памятник Петру I, выполненный по проекту Б. К. Растрелли, отца знаменитого зодчего эпохи барокко. Работа над конной статуей основателя Петербурга началась еще при жизни Петра и завершилась в 1740-х годах. Лишь в 1800 году скульптура была установлена на пьедестал с посвятительной надписью "Прадеду правнук". Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте и под Полтавой. Их созданием руководил М. И. Козловский.
   Павел I прожил в Михайловском замке всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит своими приспешниками. После смерти Павла дворец опустел: царская семья не хотела жить в столь мрачном месте. В 1819 году замок передали Инженерному училищу, в результате чего у замка появилось второе имя - Инженерный замок.
   Сегодня в помещениях Михайловского замка действуют постоянные выставки "Портретная галерея русских исторических деятелей 18-19 вв." и "Экспозиция скульптурного портрета 18 в.". В основе портретной галереи - изображения российских монархов от Петра I до Николая II, членов царской династии, российских генералов. Портреты выполнены выдающимися российскими и зарубежными художниками.


Архитектура Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративных элементов.  









Заключение


В предлагаемой работе рассмотрены основные особенности архитектуры Санкт-Петербурга XVIII века. Этот период является начальным в истории развития города, ведь именно в XVIII веке город появился на карте и начал свою блистательную жизнь. В то время Россия стремилась встать «твёрдой ногой» у Балтики. Победа в Северной войне позволило Петру I обрести       твёрдую гавань для торговли и культурных связей с европейскими государствами.

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков, памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, так как они бы просто ушли в землю вследствие её рыхлости. Однако Пётр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжёлым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день говорят о том, что Питер стоит на костях людей.

Об этической стороне этого вопроса рассуждают многие учёные и искусствоведы. Тем не менее, необходимо отметить, что на протяжении всего процесса исторического развития человечества на жертвенный алтарь прогресса было положено немало человеческих жизней. С точки зрения этики крайне негуманно оправдывать Петра I в этом вопросе. Однако надо признать, что он был выдающимся историческим деятелем, целеустремлённым человеком и стремился к достижению поставленных целей. Здесь мы сталкиваемся с Утверждением «Цель оправдывает средства», но так или иначе в этом мире человеческая жизнь превыше всего.












 





Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.