![]() |
|
|
Исаакиевский соборИсаакиевский соборМинистерство образования РФ. Медицинский лицей № 214 Предмет История города РЕФЕРАТ Исаакиевский собор. Санкт-Петербург 1999 год Общий проект скульптурного убранства собора был создан Монферраном. В программе конкурса было указано, что в барельефах, размещенных на фронтонах здания, должно быть не менее одиннадцати фигур и не более тринадцати, что высота фигур должна составлять пять метров, а барельефы с целью наилучшего восприятия с удаленных точек зрения надлежит исполнить в трех плоскостях. Для создания барельефов были приглашены И. П. Витали, Ф. Ж. Лемере, П. К. О. Монферран Исаакиевский собор. Литография с рисунка автора. 1845 На долю Витали выпало создание большей части скульптур, в том числе тех, которым были отведены важные места на фасадах: двенадцать статуй евангелистов и апостолов над фронтонами, группы коленопреклоненных ангелов со светильниками на углах аттика, статуи ангелов над угловыми пилястрами, три большие бронзовые двери, барельефы на двух колоссальных фронтонах — В процессе грандиозной работы Витали должен был решить сложную задачу согласования скульптуры с архитектурой собора. Сюжет рельефа западного фронтона «Встреча императора Феодосия с Исаакием В центре композиции группа из трех фигур — римский император Феодосии,
его жена Флаксила и св. Исаакий, только что освобожденный из темницы. Несколько иначе выполнен рельеф южного фронтона «Поклонение волхвов». Такое решение соответствует принципам классицизма. Однако некоторые
особенности этого рельефа говорят об иных исканиях. Скульптор стремился к
подробному изображению событий, к конкретизации обстановки. Композиция
построена так, что ряд деталей выступает за пределы карниза (одеяния
волхвов у ног Марии). При высоком рельефе самих фигур это усиливает
впечатление «реальности» изображенного. Действие как бы выходит за
плоскости фронтона в окружающее пространство. Скульптурная композиция
фронтона уже не принадлежит только зданию. Нарушена та мера условности,
которая свойственна искусству классицизма. С большим вниманием изображена
фактура материалов — драпировки, обувь, а также лица, волосы. [pic] Исаакиевский собор. Горельеф западного фронтона «Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Фотография. 1978.
По контракту скульптор был обязан «строго держаться религиозного характера и следовать в манере Рафаэлю и Пуссену». Однако Витали пошел по иному пути. Он придал облику апостолов хотя и народные, но несколько идеализированные черты, что сближало эти произведения с монументально - декоративными работами скульпторов Мартоса, Пименова и Демут-Малиновского. Статуи предстояло расположить на большой высоте, и было очень важно
правильно поставить их. Это удалось вполне. Силуэты статуй отличаются
четкостью и строгостью линий. Атрибуты изображены так, что с любой точки
обозрения не сливаются с очертаниями фигур. Исаакиевский собор. Южный фасад. Фотография. 1978. материалов здесь уделено меньше внимания, чем в рельефах фронтонов. В общем
решении всех скульптур. Витали придерживался традиций русского классицизма. На вершинах фронтонов находятся скульптурные группы евангелистов —
авторов Евангелия. Эти группы отличаются от статичных классических статуй,
оформляющих фронтоны. Все четыре евангелиста изображены стоя. Рядом с ними
расположены сидящие фигуры ангела, быка, орла и льва, обозначающие страны
света и символизирующие распространение христианства. Динамичные, сложные
по движению, эти фантастические существа повернулись к евангелистам, как
будто внимают их речам. Таким образом, каждая группа представляет собою
небольшую сцену, своеобразный диалог между двумя действующими лицами: св. Рельефы трех больших двустворчатых дверей. Витали выполнил при участии скульптора Р. 3алемана по рисункам Монферрана. Двери составлены из гальванопластических и литых филенок на дубовой основе. Они поворачиваются на петлях, крючья которых заделаны в специально положенные во время кладки стен гранитные камни. Каждая створка весом в десять тонн открывается при помощи зубчатого механизма, заделанного в толщу стены. Композиция дверей четырехъярусная, состоит из прямоугольных барельефных
панно, заключенных в кессоны. Проект оформления трех наружных дверей собора
разрабатывался Монферраном в 1840—1841 годах. Двери главного, западного
входа украшают фигуры апостолов Петра и Павла, выполненные наиболее
выразительно и пластически обобщенно. Интересны многофигурные композиции
южных дверей на сюжет из жизни Александра Невского и князя Владимира Скульптуры, установленные на балюстраде, выполнены скульптором И. Несмотря на некоторую перегруженность нижней части здания барельефами, на не равноценность этих работ с художественной точки зрения, мастера, работавшие над оформлением, создали крупнейший комплекс монументально- декоративных скульптур. Монферран сумел противостоять желанию Николая I позолотить скульптуру фронтонов. Зодчего поддержал Совет Академии художеств. В 1839 году Николай I поручил составить проект внутреннего оформления
здания видному немецкому архитектору Лео Кленце, приехавшему в Петербург. Получив этот проект, Монферран подверг его резкой критике и составил свой вариант оформления интерьера. Все предлагаемые Кленце переделки внутри собора главный архитектор считал не просто излишними, но недопустимыми с точки зрения прочности сооружений. «Опасно,— говорил Монферран,— для большого купола пробивать отверстия в сводах...» Возражал Монферран и против привлечения иностранных художников, так как «живопись произведена будет господами Брюлловым, Бруни и Васиным лучше, нежели всякими другими художниками», а также был против изготовления изделий из металла за границей: «тамошние литейные не могут приготовить вещи лучше и дешевле в сравнении с российскими литейщиками». Общую оценку проекта Кленце Монферран формулировал так: «Внутреннее
украшение Исаакиевского собора в соответствии с наружным его видом должно
быть великолепно, благородно и богато. Впечатление, производимое
обширностью здания, должно, по моему мнению, увеличиваться по мере того,
как, пройдя портик, достигнешь внутренности храма. Но проект господина Комиссия построения создала комитет для изучения предложений Монферрана. Одновременно комитет рассмотрел проект Монферрана и высказался о нем весьма положительно: «...господин Монферран показал несравненно более суждения и вкуса, и проект его заслуживает в общем виде полного одобрения». Проект отделки интерьера Исаакиевского собора создавался Монферраном уже
в новую историческую эпоху. В Исаакиевском соборе ясно прослеживаются три основных источника,
питавшие зодчего в период его работы над интерьером. Прежде всего это
классицизм, сохранявший свое высокое звучание в творчестве Монферрана. В
соответствии с его традициями и канонами выполнена отделка стен и пилонов,
облицованных цветным мрамором. Если изображение Христа выполнено в традициях классицизма, то в решении образов ангелов и двух фигур римских воинов, расположенных ниже по сторонам от группы, ощущается барочное влияние. В целом скульптурная группа согласуется с архитектурными формами придела, удачно дополняет сохраненную отделку Ринальди. Подобными же качествами обладает и вторая композиция Пименова, сделанная
для придела Александра Невского. Общая устремленность творческих исканий в скульптуре 40—50-х годов XIX века постепенно склоняется в сторону реализма. Отход от установок и традиций классицизма проявляется в утрате эпической мощи, чувства героики и жизнеутверждающей силы. На их место приходят большая конкретность образов и интерес к данной личности. Декоративно-монументальная живопись собора — своеобразный памятник эпохи, в оформление которого русские художники внесли неоценимый вклад. Собор является хранилищем ста пятидесяти картин и плафонов, представляющих лучшие образцы русской монументальной живописи середины XIX века. Говоря о живописи, Монферран высказывает такое мнение: «Живопись составляет часть украшения общности здания, и поэтому принято за правило, чтобы архитектор распоряжался композицией художников, следовательно, архитектор должен определить предмет и род композиции, величину и соразмерность предметов, способ живописи и эффект, ею производимый. Нельзя предоставлять живописцу полную свободу творить по своему разумению, за архитектором должно оставаться право направлять его, а также и в технических приемах в каждом случае». «Картины должны соответствовать архитектуре собора и составлять с ней гармоническое целое». Монферран считал, что живопись должна быть выдержана по сюжетам, трактовке и композиции в традициях великой итальянской школы XVII века, что вполне соответствовало огромным размерам собора. Когда эти условия стали известны художникам, которых пригласил зодчий,
они их приняли. Заказы были распределены следующим образом: К. П. Брюллову
был поручен верхний свод купола, боковые его части, четыре паруса и
пространство под парусами на четырех пилонах. Ф. А. Бруни. Исаакиевский собор. Центральный неф. Фотография. 1978. предложено расписать своды и аттик по концам большого нефа. П. Шамшину на
тех же оводах — пять картин. Т. А. Маркову — тоже живопись на сводах и одна
большая картина. В. П. Васину — роспись сводов и парусов над алтарями
приделов св. Екатерины и св. Александра Невского. Ф. А- Риссу досталась
роспись купольных сводов вправо и влево от главного входа. Художникам Т. А. Наряду с первоклассными мастерами к огромной работе были привлечены менее значительные живописцы — Марков, Рисе и другие. Все это обусловило неравнозначность произведений. Художникам ставились жесткие условия, определявшие не только сюжет и композицию, но и определенный типаж. Условия были выработаны Монферраном с учетом требований Синода. Готовые эскизы оценивались комиссией из представителей Синода, Совета Вдохновляясь произведениями великих мастеров эпохи барокко, авторы росписей Исаакиевского собора должны были придерживаться требований Синода, соблюдая жесткие условия в отношении композиции, сюжета, типов. В композиционных построениях они придерживались принципа размещения фигур по диагонали, что создавало впечатление большей динамики масс, усиливало светотеневые и цветовые контрасты. Великому художнику Брюллову выпала самая ответственная и сложная задача — расписать плафон большого купола площадью семьсот двадцать квадратных метров. Она требовала знаний специфических принципов построения композиции, обозреваемой снизу. Работа над плафоном велась в трудных условиях, требовавших большого физического напряжения. Но именно сложность и трудность задачи привлекала Брюллова. Яркая выразительность образов росписей Исаакиевского собора была
результатом не только таланта Брюллова-монументалиста, но и следствием его
напряженной пятилетней работы над подготовительными этюдами и эскизами. Применяя различные новшества в украшении собора — гальванопластические
скульптуры, мозаику, Монферран ввел и витраж, сделав запрестольный образ,
изображающий Христа. Витраж сделан на Мюнхенской мануфактуре, отличается
яркостью и глубиной цвета. Его изготовил выдающийся мастер-витражист М. Э. Использование разнообразной отделки, предусмотренное Монферраном, должно
было осуществляться с большим тактом и сдержанностью. Но «указания» царя и Используя самые разнообразные отделочные материалы, и в особенности декоративные возможности камня, Монферран ввел в интерьер различные сорта мрамора. Наряду с белым итальянским и искусственным мрамором применены порфир, слоистый сланец, малахит, лазурит и др. Живописные картины, мозаичные панно, круглая скульптура, барельефы в сочетании с каменной облицовкой стен с золоченой и патинированной бронзой создают ощущение чрезвычайной торжественности, декоративной насыщенности и богатства интерьера. А высокий профессионализм исполнения делает этот интерьер одним из лучших в русской архитектуре XIX века. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |