![]() |
|
|
История русской Архитектурыp> Ступенчатость была одинаково выражена как во внешнем построении, так и в интерьере. На фасадах она сочеталась с системой пилястр и закомар, выражавших внутреннюю структуру. В интерьере значение центрального подкупольного пространства подчеркивалось вертикальным строем пропорций и обширными хорами, отделенными от него тройными аркадами на граненых колоннах. Все стены и своды покрыты фресками, зрительно увеличивающими внутреннее пространство. Наиболее важные места интерьера (главный купол, паруса, под-пружные арки, центральная апсида) украшены мозаикой. В этих приемах зодчие в значительной степени основывались на византийских тради-,циях. Собор Соф);и в Новгороде (1045— 1052 гг.) отличается от киевского
большей массивностью, строгостью и лаконизмом (рис. 42 а, табл. VII, 5). Из новых конструктивных приемов нужно отметить выраженные на южном и северном фасадах двускатные формы покрытия малых нефов по одному с каждой стороны и особенно половинки цилиндрических сводов (четверти цилиндров), которыми перекрыты восточные угловые ячейки. Этот прием нашел развитие в новгородском зодчестве. В XII—первой половине XIII в. одновременно с уменьшением размеров
каменных храмов растет их число и многообразие. Местные школы вносят свою
трактовку в крес-товокупольную композицию и на основе типов, сложившихся в Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII—начало XIII в.) — яркий пример первой тенденции. Трехнефное однокупольное здание имеет устремленную ввысь башнеобразную композицию, в которой главный объем в своей верхней части перерастает в ярусную .структуру, основанную на развитии двух зародившихся ранее приемов: ступенчатого расположения закомар, отвечающего приподнятым подпружным аркам, и применения для перекрытия крайних ячеек половинок цилиндрического свода, давших вместе с центральной закомарой трехлопастную форму завершения фасадов. Образ здания приобрел черты динамичности, праздничности и известной триумфальности. В интерьере, отличающемся стройностью и динамичностью, господствует центральное подкупольное пространство. Внутренняя структура отражена в членениях фасадов, но в отдельных элементах наметились и отклонения, говорящие 6 зарождении декоративных тенденций. В постройках Владимиро-Суздальского княжества интерьер еще сохраняет
четкое разделение пространства с помощью конструктивных элементов, которые'
связаны с членениями фасадов. Крестообразным столбам внутри и снаружи стен
отвечают пилястры, расположенные точно по линии передачи усилий. Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.)—наиболее совершенное
творение владимирских зодчих в его композиции пластика стен выразительно
подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и
з'акомар, но и очень рациональным использованием декора. Пластика пилястр
состоит из чисто декоративной колонки, не имеющей никакой нагрузки, и
уступов профиля, подчеркивающих конструктивное значение членений и
выявляющих толщину стен. Четкое расчленение прясел по высоте декоративным
аркатурным поясом сопровождается уменьшением толщины стен в верхней части,
что подчеркнуто пластикой пилястр, получивших дополнительно два уступа. В Дмитриевском соборе во Владимире (1194—1197 гг.) применены те же
пластические средства, но несколько изменены пропорции и обильно
использована каменная резьба, сплошь заполняющая верхние участки прясел и
поверхность барабана (рис. 45), Образ здания приобрел новые черты величия,
богатства и праздничного великолепия в рамках той же тектонической системы. Во Владимире второй половины XII—начала XIII в. строится ряд
монументальных зданий,в том числе грандиозный Успенский собор, вначале
построенный как однокупольный трех-нефный храм (1158—1160 гг.), затем
расширенный до пятинефного, пятикупольного (1185—1189 гг.). К этому же
периоду относится возведение одного из древнейших загородных жилых
комплексов — дворца в Боголюбове, включавшего двухэтажный жилой дом Город Владимир в правление Андрея Боголюбского (1157—1174 гг.) и Храмы Кремля Перестройка Кремля началась с сооружения нового кафедрального
митрополичьего Успенского собора. Старый собор, построенный митрополитом Новый собор должен был строиться по образцу Успенского собора во Постройка собора началась в 1472 г. С весны стали заготовлять камень, а в апреле копать рвы для фундамента. Основанием его служили забитые в землю деревянные сваи, над которыми выкладывались стены. 30 апреля состоялась торжественная закладка храма, В мае наружные стены были доведены до высоты человеческого роста, и стены старого собора внутри новой постройки были разобраны. Строительство уже подходило к концу, когда 20 мая 1474 г. стены не выдержали тяжелого перекрытия и рухнули. Внутренняя часть стен заполнялась мелким камнем на жидком растворе извести, смешанной с песком. По заключению псковских мастеров, призванных великим князем, скрепляющая известковая масса оказалась недостаточно прочной1. Основной причиной катастрофы явилось землетрясение. Летописец сообщает, что был «трус в граде Москве, п церкви свя-тыя Богородица, яже заложи Филипп митрополит, сделана бысть уже до верхних комар, и падеся в 1 час нощи»3. При возобновлении постройки Успенского собора, как и при перестройке всех основных сооружений Кремля, в Москву была вызвана группа итальянских инженеров во главе с Аристотелем Фиоравенти. Успенский собор в твоей художественно-декоративной части воспроизводит
ряд характерных особенностей владимпро-суздальской и новгородской
архитектуры. В плане собор представляет собой прямоугольник. Наружный фасад
с южной и северной сторон расчленен по вертикали пилястрами на четыре
равные части. Восточный (алтарный) и западный фасады имеют по три части
такого же размера. Абспды (алтарные выступы) заканчиваются плоскими
полукружиями. Наружные стены охвачены несколько ниже средней линии арочным
поясом суздалъ-сковладимирского типа, имеющим чисто декоративное значение. Высокое качество постройки в немалой степени было обеспечено участием русских мастеров. По словам летописи, Аристотель заложил церковь по своему плану, «а делаша наши же мастеры по его указу»3. В технику постройки Фиоравенти внес ряд нововведений. В Калитникове за Значительно позже был построен собор Михаила Архангела, усыпальница
московских князей. К концу XV в. старая церковь Михаила Архангела,
построенная при Иване Калите, уже не соответствовала своему Назначению ни
по размерам, ни по внешнему виду. В мае 1505 г., за несколько месяцев до
смерти, Иван III приказал разобрать ее «ветхости ради» и на ее месте
заложить новый храм. Постройка Архангельского собора была поручена зодчему В плане храм представляет собой прямоугольник, вытянутый с запада на восток. Наружные стены охвачены на середине высоты поясом, создающим впечатление двухэтажной постройки. Северный и южный фасады разделены пилястрами на пять частей, восточный и западный — на три части. Между пилястрами, выше и ниже горизонтального пояса, находится двойной ряд узких окон романской формы. Пилястры заканчиваются капителями, на которых покоится верхний карниз. Выше последнего расположены закомары (полукружия) в виде глубоко сидящих раковин. В декоративной части Алевпз широко использовал мотивы орнаментовки итальянского Возрождения. Архангельский собор первоначально имел пять глав, сдвинутых в восточную часть. Внутреннее пространство подразделено шестью массивными столбами прямоугольного сечения, отделяющими центральную часть собора от места расположения великокняжеских гробниц. Третий кремлевский собор — Благовещенский, стоявший «на великого князя
дворе, на сенех», непосредственно примыкал к жилому дворцу и издавна служил
великокняжеской придворной церковью. В мае 1484 г. Иван III «заложил
церковь камену Благовещение пресвятыя богородица, на своем дворе», а за
церковью «полату заложил». Постройка собора была закончена в 1489 г.2 Кроме главных кремлевских соборов, при Иване III и Василии III был построен или перестроен в Кремле ряд других каменных церквей. Церковное строительство в Кремле в конце XV в. приняло чрезвычайно широкий размах. Оно велось с определенной целью создать на старом основании совершенно новый архитектурный ансамбль. При этом значительное число каменных и деревянных церквей, уничтоженных пожарами и не имевших за собой исторической пли религиозной традиции, не было возобновлено. Новые великолепные соборы должны были соответствовать значению Старый деревянный великокняжеский дворец, состоявший из пристроенных
друг к другу жилых помещений (горниц, пзб, повалуш, сенников, светлиц), ко
времени Ивана III совершенно не соответствовал высокому положению, которое
занимал «государь всея Руси» в отношении своих подданных и представителей
иностранных держав. Властитель огромной страны вынужден был принимать
иностранных послов в весьма скромной обстановке. Как почти все жилые московские дома того
времени, дворец был построен на подклети. Со стороны соборной площади на
второй этаж вела каменная лестшща, в начале которой посла встречали
высылаемые великим князем окольничий и дьяк. Внутренние жилые помещения
были расположены фасадом к Москве-реке и поэтому назывались «набережными». Началом постройки нового каменного дворца следует признать сооружение Постройка каменных парадных и жилых помещений дворца началась в 1487 г. В этом году Марк Руффо (Марко Фрязин) начал строить «палату велику» на том месте, где с набережной стороны находился терем. Впоследствии эта большая ' палата называлась «набережной». В 1491 г. приступили к постройке большой Грановитой палаты, предназначенной для парадных приемов. Грановитая палата, квадратная в плане, делится внутри массивным столбом на четыре равные части. Вверху она заканчивается сводчатым потолком. Здание увенчивалось карнизом с крышей на четыре ската. В трех стенах прорезаны были окна, которые 'в некоторых местах расположены в два ряда. Снаружи здание обработано гранеными камнями, от которых оно и получило название «грановитой». Перестройка жилой части дворца началась с 1492 г. 5 апреля этого года
великий князь со всей семьей переселился на новый двор князя Ивана Юрьевича Каменный дворец, построенный ца подклети, производил на современников:
большое впечатление. Главный фасад его был обращен к дворцовой площади, с
которой в верхний парадный и жилой этажи вели три лестницы: одна из них,
южная, начиналась от паперти Благовещенского собора, другая, «красная» Постройка кремлевских стен началась с южного участка, обращенного к В 1487 г. была построена угловая Беклемшпевская стрельнипа, а в 1488
г. заложена выше по течению реки другая стрельнипа с тайником, на месте
старой Свиб-ловой башни.В 1490 г. поставили две стрельницы: одну—у Наибольшие трудности представляла постройка стен западной части В 1508 г. после возведения последних стен и башен производились работы
по устройству водяного рва, шедшего вдоль восточной стены Кремля и
соединявшего Неглинную с Москвой-рекой. Ров, по данным 1701 г., имел ширину
в подошве от l^js до 16 саженей, вверху —17 саженей и глубину — от 41/^ до Длина всего обвода Кремля составляла 2270 м. В плане линия стен, если
исключить небольшую кривизну, представляла фигуру, почти равнобедренного
треугольника. Но в то же время каждая сторона имела ряд небольших исходящих
и входящих углов, чем достигалось хорошее фланкирование подступов. Всего
таких углов (кроме вершины треугольника) насчитывалось около 25. На
основании обследования и раскопок есть данные предполагать, что не только
фундамент,, но и вся нижняя часть стены были сложены из белого камня В соответствии с рельефом местности высота стен колебалась в пределах
от 8 до 17 метров. Наиболее высокие стены были построены с восточной
стороны, не имевшей естественной водной преграды. Наоборот, с северо-
западной стороны, где подход затруднялся руслом болотистой Неглинной, стены
заметно понижались. Толщина стен была почти одинаковой (4—5 метров). На каждой стороне треугольника стен было воздвигнуто по 7 башен Боровицкая и Троицкая— на северо-западной, Фроловская (Спасская) и' Каждая башня с точки зрения условий обороны представляла собой как бы самостоятельную крепость. Она могла бы защищаться и в том -случае, если бы соседние участки крепостной стены были заняты противником. В толще стены на всем ее протяжении были устроены внутренние ходы, которые соединяли между собой все башни. Впереди проходных башен были построены для прикрытия ворот «отводные
стрельницы» в виде невысоких квадратных башенок. Через водяной ров,
проходивший с восточной стороны, были переброшены у Фроловских и Никольских
ворот подъемные деревянные мосты. Для цепей подъемных мостов были сделаны
особые щели в башнях. Троицкая башня соединялась с противоположным берегом Позднейшие перестройки несколько изменили первоначальный вид Кремля, хотя основная часть его сохранилась от XV в. Башни сначала не имели высоких перекрытий, сооружение которых относится к XVII в., и заканчивались площадкой с зубчатыми прямоугольными выступами и низкой конусообразной кровлей, дававшей прикрытие защитникам и предохранявшей верхнюю часть башен от разрушения; Деревянная кровля шла также вдоль всей стены. Система обороны Кремля была связана с сетью подземных сооружений — тайников, часть которых предназначалась для укрытия людей и, может 'быть, ценностей, а часть — для обеспечения защитников водой (тайники к Москве- реке, и внутренние колодцы). С точки зрения военно-инженерного искусства ростовский Кремль представлял собой выдающееся сооружение соответствующее всем требованиям оборонительной техники XV века. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |