![]() |
|
|
Итальянские ученые об архитектуре АрменииИтальянские ученые об архитектуре АрменииИтальянские ученые об архитектуре Армении Автор: Армен Зарьян Разнообразные и интереснейшие композиции армянской архитектуры ставят ее в ряд уникальных явлений средневековой цивилизации. Проанализировать строительную технику средневековья, изучить влияния и взаимовлияния, оценить предпосылки развития культуры данной страны - значит в определенной мере осветить процесс формирования национальных архитектурных образов, в котором важнейшую роль играют связь человека с природой и его миросозерцание. Согласно утверждению итальянского исследователя, архитектора П. Кунео, своеобразная армянская архитектура "...с VIII в. соприкасается с другими цивилизациями в результате нашествий - арабов с юга (VIII в.), турок- сельджуков (XII в.) и монголов (XIV в.) с востока, а также постоянного общения с грузинским народом на севере, происходивших в рамках упорного византийско-персидского соперничества. И все эти народы испытывали, естественно, влияние армянской архитектурной культуры, во многих принципах более зрелой и развитой". Значительный вклад в изучение вопросов истории и теории мировой
архитектуры вносит новое поколение итальянских ученых-архитекторов. Приятно
отметить, что многие представители его, проявляют чрезвычайный интерес к
нашей архитектуре. Так, в многотомной работе профессора Л. Карбонара Органическое единство этих разных элементов для армянских мастеров заключается главным образом в идеально чистой геометрической структуре. В сооружении ярко выявляется та геометрическая "модель", которая лежит в основе формирования целого. С другой стороны, сооружение есть результат изучения объективного мира и применения определенной строительной системы, основанной на экспериментальной науке. "Известен своеобразный талант армян в области точных наук, особенно
математики и астрономии, и это обусловливает их склонность к опытному
подходу" (Т. Бречиа Фратадоки). Следовательно, в архитектурной композиции
функциональные требования определяются идеей создания идеальной объемной
структуры. По этой причине отдельные части армянских архитектурных
памятников не расчленены, а едины. Таковы, например, храм Танаат в Сюнике Взаимосвязанные столбы и арки в базиликах гармонично уравновешены, опоры через подпружные арки связывают свод. Переходы от одного элемента к другому плавные, едва акцентированные наличием капителей или орнаментов, внутреннее пространство и внешний объем образуют монолитное единство отдельных архитектурных элементов, в создании которого решающим моментом было эстетическое понимание формы. В армянских сооружениях "стены, образующие сердцевину кладки, с обеих
сторон облицовывались тесаными блоками. Достигнутая таким путем
монолитность давала возможность нейтрализовать нагрузки, свести к минимуму
статические задачи и сконцентрировать главную заботу на организации
архитектурных пространств в простых и ясных геометрических формах" (Т. Для армянского архитектора обязательной была цельность формы,
существенное значение которой он видел в ее чистоте. Сохранившиеся в музеях Ознакомившись с историей и культурой данного народа, невозможно спутать созданные им формы с формами других народов. Армянин, как это заметили итальянские исследователи, смог создать сотни вариаций той же темы, постоянно устанавливать новые связи между архитектурными композициями, т. е. человеком и природой. Создавая новые формы, армянин, следовательно, не поклоняется им, а выражает свободу своего существа. "Посредством созданных им архитектурных произведений он демонстрирует свое действенное участие в формировании природы, свою деятельность по созиданию, планированию и результативному исследованию предметного мира" (П. Кунео). Связь архитектурной композиции с природой двояка, поэтому органическая
целостность армянских сооружений двойственна - это "внешний объем" и Армянские строители покрывают купол конической кровлей, которая концентрирует вокруг себя весь организм церкви, как устремленный ввысь символ веры, господствующий над местностью. Вот почему колокольни в армянских церквях являются элементом привнесенным, чуждым и неорганичным. И не случайно, что в Санаине и Ахпате армянские мастера возвели колокольню отдельным зданием. В армянских сооружениях внутреннее пространство большей частью лишено изразцов и стенной росписи, оно полностью упорядочено и завершено, так что можно одним взором охватить целое. Внутреннее пространство -это "внутренний мир, исполненный глубокого смысла", а извне - перед нами предстает "лучезарное сооружение". При этом армянские памятники, расположенные в различных, порой неожиданных местах, как отмечает П. Кунео, являются развитием определенных начальных тем, свидетелями того, как разнородна и в то же время едина культура страны. Таковы в общих чертах идеи итальянских исследователей об армянской архитектуре. [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |