![]() |
|
|
Атланты и кариатиды ПетербургаАтланты и кариатиды ПетербургаИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: История и культура Санкт-Петербурга на тему: “ Атланты и кариатиды Петербурга” ВЫПОЛНИЛ: Студент: Митичев Руслан Сергеевич Группа Г-2- 22 Курс 1 № зачетной книжки 06375 дом. телефон 43-75-11
Преподаватель 2003 Содержание Введение……………………………………………………………………..3-4 стр. Глава 1 Ставшие шедеврами…………………………………..……………5-8 стр. Глава 2. Более поздние постройки…………………………..……………..9-10 стр. Глава 3. Доходные дома ………………………..…………………………...11 стр. Глава 4. Кариатиды ……………………………………………………….12-13 стр. Глава 5. Интерьеры ……………………………………………………......14-15 стр. Вывод…...................................................................... ......................................16 стр. Список литературы …………………………………………………………..17 стр. Список литературы “Искусство-СПБ”, 2001; 1983., стр. 171; Введение В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительства
искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город
неповторимой красоты. Однако, несмотря на очевидное влияние на градостроительное искусство На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного облика В мировой архитектурной практике довольно широкое распространение по лучили такие варианты декоративной скульптуры, как атланты и кариатиды.Вы разительные возможности этого вида скульптуры весьма широки:, атланты и кариатиды могут быть использованы как в экстерьерах зданий, так и в оформле нии их интерьеров, могут являться не только элементами декора на фасаде от дельного здания, но и влиять на художественное восприятие целых архитектур ных ансамблей. В некоторых случаях атланты или кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самосто ятельные произведения искусства. Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство атлантов и кариатид. Среди огромного числа изданий, посвященных архитектуре Петербурга и пластическим средствам декоративного оформления строений, вообще отсутствуют работы, рассматривающие в полном объеме вопросы становления и развития в Петербурге этого вида скульптуры. В путеводителях по городу характеристика объектов зодчества дается обычно очень обобщенно и кратко, атланты и кариатиды большей частью вообще не упоминаются. Только в изданиях , дающих описание отдельных, наиболее известных зданий и архитектурных комплексов, встречаются сведения весьма ограниченного объема и отрывочного характера об использовании декоративной скульптуры в художественном оформлении этих объектов. А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Декоративно-художественная тема атлантов и кариатид возникла еще в ан ГЛАВА 1 СТАВШИЕ ШЕДЕВРАМИ 1.1 Атланты Нового Эрмитажа В 1837 году было принято решение на угловом участке , ограниченном Чтобы главный фасад Нового Эрмитажа не уступал в объемах и декоре
фасаду Зимнего дворца, насыщенному светотеневыми контрастами, было обращено
особое внимание на его архитектурное и пластическое оформление, в котором
главную роль играет скульптура. Центр здания оформлен портиком, украшенным
десятью великолепными изваяниями атлантов , исполненными скульптором А. И. Красота и художественная выразительность этого архитектурно- декоративного шедевра неизменно привлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты настолько гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным символом музея.[2] 1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца При возведении Екатерининского дворца (1751 – 1756) архитектор Ф. –Б. Главный фасад дворца обращен в сторону парадного двора, центральная часть, обрамленная колоннами и пилястрами, имеет парадное крыльцо с широкими пологими лестницами. Колонны второго этажа поддерживаются снизу изваяниями атлантов. Их фигуры отмечены выразительностью пластического решения – упругим наклоном головы и мускульной напряженностью тел, сопротивляющихся тяжести колонн. С не меньшим совершенством исполнены скульптуры кариатид на уровне второго этажа дворца, обрамляющие оконные проемы и образующие своеобразные наличники окон. 1.3 “ Нимфы” Адмиралтейства Адмиралтейство сооружалось с 1806 по 1823 год архитектором А. Д. Среди всего многообразия скульптур виднейшее место занимают две монументальные группы, симметрично установленные по обе стороны от въездной арки центральной башни Адмиралтейства и называемые “Нимфы, несущие небесную сферу”. Эти группы, созданные скульптором Ф. Ф. Щедриным, представляют собой одно из наиболее оригинальных произведений всего адмиралтейского цикла. Скульптуры были вырублены из пудостского камня в 1812-1813 г. Скульптору удалось создать уникальные по содержательности и пластической выразительности образы. Статные, полные силы и спокойствия фигуры нимф-океанид в античных одеждах отчетливо выделяются на фоне гладких стен Адмиралтейства. 1.4 Теламоны Инженерного замка Среди многочисленных исторических и архитектурных памятников Петербурга особо выделяется Инженерный (или Михайловский) замок, расположенный в начале Садовой улицы. Архитектурное своеобразие замка вытекает прежде всего из того, что ни один из его четырех фасадов не повторяет другой. Интересен северный фасад, обращенный в сторону Летнего сада. 1.5 Атланты и кариатиды особняка Демидова На Большой Морской улице стоит богато оформленное небольшое здание ,
неизменно привлекающее внимание необычным для Петербурга видом фасада. На уровне второго этажа установлен массивный и обширный мраморный
балкон, поддерживаемый шестью полуфигурами атлантов и кариатид,
выполненными из белого мрамора. Интересно и необычно образное и
композиционное решение многофигурной группы, позволившее избежать
впечатления однообразия. По углам балкона установлены две пары фигур ГЛАВА 2 БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ПОСТРОЙКИ 2.1 Особняк Мясникова Возвратившиеся в творческий арсенал зодчих и скульпторов образы
атлантов на первоначальном этапе периода эклектики использовались при
оформлении богатых особняков и дворцов, общественных зданий. Именно в этот
период был создан особняк И.К. Мясникова. Построенный архитектором А. П. Фигуры атлантов вылеплены выразительно, в традиционной манере, но их композиционное восприятие резко нарушается изогнутым навесом крыльца при входе в здание. 2.2 Дворец князей Белосельских-Белозерских Дворец князей Белосельских-Белозерских построен в 1846-1848 годах по
проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера и относится к числу первых в Оба фасада дворца (по Невскому проспекту и набережной Фонтанки)
украшены на уровне второго этажа колоннами и пилястрами. Колонны поддер
живаются поясными фигурами атлантов с обнаженными торсами. Полусогну тыми,
закинутыми над головой руками они стараются уменьшить нагрузку на плечи. Весьма интересен усложненный рисунок расположения скульптур (и колонн)
на здании. На фасаде по Невскому проспекту установлено восемь атлантов, по
набережной Фонтанки – шесть; на скошенном углу здания, ориентированном на 2.3 Гостиница “Европейская” В 1873-1875 годах на западной стороне Михайловской улицы вместо прежних
домов была выстроена по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана гостиница В составе декора, среди лепных картушей, наличников, особо выделяются поясные фигуры атлантов; общее число фигур по всему фасаду достигает двадцати. Горельефы выразительной лепки выполнены в виде фигур молодых атлетов и мощных зрелых бородатых мужчин. Композиционно скульптуры атлантов размещены на последнем этаже здания в простенках между окнами, четырьмя группами по четыре скульптуры, причем фигуры молодых и зрелых атлантов чередуются. Вторая рука каждой скульптуры свободно закинута за спину – ее помощь не требуется, эти сильные мужчины легко справляются объединенными усилиями со сравнительно небольшой тяжестью фронтона, их лица и тела не искажены и не согнуты непосильной ношей. Удачные масштабные соотношения фигур с другими элементами декора, выделение атлантов с помощью цветового оформления, выдержанного в традиционных петербургских тонах, - все это привлекало внимание к фасаду гостиницы. И хотя декоративное оформление фасада гостиницы нарушило единство архитектурного ансамбля Росси, все же атланты “Европейской” могут служить примером удачного архитектурно- художественного и композиционного реше- ния для протяженного здания, занимающего всю длину этой небольшой улицы. ГЛАВА 3 Доходные дома Ускоренный прогресс России во второй половине 19 века, связанный с бурным развитием промышленности, коммерческой деятельности и ростом культурных потребностей населения крупных городов, сопровождался интен- сивным строительством зданий общественного назначения в скульптурном убранстве которых использовались мотивы атлантов и кариатид. Характерными примерами могут служить такие здания как здание Санкт- На боковых ризалитах на уровне второго этажа установлены массивные балко
ны, которые поддерживаются с первого этажа мощными поясными фигурами
бородатых атлантов. Под каждым балконом размещены по две скульптуры ат
лантов. Скульптурное убранство выполнено скульпторами Д. И. Инсеном и А. М. На улице Марата расположено четырехэтажное здание доходного дома,
построенное в конце 1850 года по проекту К. К. Андерсона. Центральная часть
фасада на уровне второго и третьего этажей украшена четырьмя колоннами. На
четвертом этаже над каждой колонной установлена поясная фигура атланта. Сюда же можно отнести здания на Итальянской улице, д.31, дом №13 по ГЛАВА 4 Кариатиды Среди всего многообразного комплекса декоративной скульптуры рассматри ваемой тематики, доставшегося Петербургу от прежних мастеров, особое место занимают кариатиды. 4.1 Дворец Строгановых Наиболее ранними скульптурными изображениями кариатид из числа дошедших
до наших дней являются фигуры, установленные на фасаде дворца графа С.Г. 4.2 Дом Департамента уделов Одним из первых зодчих вернувших Петербургу после долгого перерыва
образы кариатид, был архитектор и разносторонний художник Г. Э. Боссе. В 4.3 Ново-Михайловский дворец Еще одним зданием оформлением которого удачно применены образы
кариатиды , является Ново-Михайловский дворец (Дворцовая Набережная 19). В целом архитектурно-художественное оформление дворца производит впечатление пиршества и богатства. Этого создателям дворца удалось добиться применением архитектурных форм барокко и ренессанса, и удачным сочетанием статуарных и рельефных средств декоративного оформления, гармонирующим с общим архитектурным решением. ГЛАВА 5 Интерьеры Среди всего впечатляющего многообразия скульптурных изображений атлантов и кариатид повышенный интерес вызывают аналогичные образы предназначенные для украшения интерьеров зданий. 5.1 Парадный зал дворца Монплезир Именно в интерьерах сохранились до наших дней первые из скульптурных
изображений атлантов и кариатид, установленные в парадном зале дворца При такой конструкции перекрытия очень гармонично вписываются в интерь ер скульптурный декор: в углах потолка из монументальных кронштейнов как бы вырастают парные аллабестровые полуфигуры, словно несущие на своих плечах свод. Эти совершенные полепки и проработки деталей 4-е пары полуфи- гур атлантов и кариатид олицетворяют времена года, перекликаясь с сюжетной основой художественной росписи зала. Скульптуры атлантов и кариатид дворца Монплезир выделяются своей уни- кальностью даже на фоне богатейшего классического наследия Петербурга. К сожалению, до настоящего времени остается нерешенным вопрос об авторстве скульптурной отделки Парадного зала. 5.2 Интерьеры Екатерининского дворца Широкий диапазон образов атлантов и кариатид различного стилевого испол Воздвигнутый “для единой славы всероссийской” дворец настраивает посети телей на торжественный лад своим первым же интерьером- Парадной лестни- цей, с которой начинаются экскурсии по дворцу. Уже здесь зрители встречают первые фигурки кариатид. Самым грандиозным по своему архитектурно- художественному замыслу и воплощению являются Большой зал –главный парадный зал Екатерининского дворца. Среди всего великолепия декоративного убранства зала яркое впечатле ние производит деревянная золоченная резьба.. Особенно хороша резьба, обрам ляющая 6 дверей зала. Довольно близко к зрителю находятся и детально воспри нимаются поясные золоченые фигурки кариатид, установленные с обеих сторон каждой из дверей. Изящные фигуры молодых женщин представлены в живом свободном повороте, одной рукой каждой из них легко поддерживает верхнюю часть резного убранства. В сочетании со сверкающей позолотой разнообразных растительных орнаментов размещенных по всему периметру огромного зала этот великолепный декор оставляет необратимое впечатление. Особая роль принадлежала скульптурам кариатид обрамляющим двери 5-ти
антикамер, ведущих от первоначальной Парадной лестницы к Большому залу. В Екатерининском дворце Парадные залы периода барокко соседствуют с интерьерами более позднего времени, в оформлении которых также использова ны сюжетные мотивы атлантов и кариатид. Примером может являться декора тивное оформление Зеленой столовой, созданной по проекту Ч. Камерона в 80-х годах 18 века, то есть в период классицизма. Лепные работы были поручены молодому скульптору И.П.Мартосу . В целом интерьер Зеленой столовой отличается гармонией архитектурных и классических пропорций и представляет собой один из самых совершенных в художественном отношении интерьеров Екатерининского дворца. Вывод Конечно, невозможно полностью рассмотреть все скульптуры интересующей
нас темы, которыми располагает Санкт-Петербург поэтому здесь рассмотрены
лишь наиболее интересные архитектурные объекты. Перечень зданий,
оформленных с применением скульптур либо лепных изображений атлантов и
кариатид, включает около трех сотен адресов. Это направление пластического
убранства фасадов и интерьеров петербургских дворцов, особняков, домов
заслуживает самостоятельного изучения искусствоведами и пристального
внимания со стороны любителей архитектуры и скульптуры. Многогранное творчество зодчих и скульпторов рождало образы разного ха-
рактера: это и фигуры несущие свой крест спокойно и величаво, и скульптуры
легкие и изящные как бы незамечающие возложенной на них тяжести, и
различные виды скульптурного рельефа стилизованных форм. Декоративные скульптуры в образах атлантов и кариатид сначала появились именно в интерьерах. В период господства классицизма, с его тяготением к античному наследию,
ордерным композициям, торжественной парадности, фасады петербургских зданий
мало украшались атлантами и кариатидами. Но зато именно в этот стилевой
период город получил такие значительные произведения, как теламоны Но, всеобщее увлечение скульптурами атлантов и кариатид началось, когда на смену классицизму пришла эклектика. В количественном отношении именно в этот период появилась основная часть петербургских атлантов и кариатид, составивших уникальную общегородскую коллекцию этой тематики, не имеющую аналогов ни в одном городе России. В эпоху модерна, отличавшегося тяготением к романтической стилизации романтического убранства, в городской застройке продолжают появляться новые образы атлантов и кариатид, хотя и менее интенсивно. После 1917 года в петербургской архитектуре не появилось ни одной новой композиции с атлантами и кариатидами. -----------------------
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |