![]() |
|
|
Казанский соборКазанский соборКазанский собор - неотъемлемая часть Санкт-Петербурга Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города. История Казанского собора представляет особый интерес. Его главной
святыней должна была стать "чудотворная" икона Казанской богоматери,
считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась в церкви К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению "чудотворной". Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль "общенациональной святыни", способствующей благоденствию царствующего дома. Однако роль Казанского собора в жизни столицы и всего государства оказалась значительно сложнее и многостороннее. Высоко ценили Казанский собор современники. Они с гордостью отмечали, что это великолепное здание построено русскими художниками из материалов, добытых и изготовленных в России. Это были голоса ревнителей национальной культуры, утверждавшие великие возможности русских талантов. Тогда подобное мнение имело большое значение, так как в официальных кругах и среди именитых заказчиков еще во многих случаях предпочтение отдавалось иностранным мастерам. Казанский собор с его высокими художественными достоинствами явился ярким свидетельством того, что в России воспитаны кадры художников, не уступающие по своей подготовке и способностям иноземцам. "Храмом искусства" называли собор. В таком условном определении были правда и глубокий смысл: на первый план выступало значение собора как памятника художественной культуры. Подобное смещение основного значения памятника, связанного с христианским культом, было возможно, когда культура, искусство освободились от религиозного диктата. Идейное содержание Казанского собора определилось творческой позицией его создателей. Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора были передовыми художниками. Они принадлежали к тому поколению деятелей русской культуры, для которых были характерны глубокий патриотизм, чувство гордости за укрепление могущества России и ненависть к крепостничеству. В этой связи в их взглядах на совершенствование общественной жизни основное место занимала проблема гражданских прав и нравственного достоинства не только "привилегированных", но и "низших" сословий, включая крепостных крестьян. Такие настроения оказывали решающее влияние на творчество художников. Уже в проекте собора ясно обнаружился отход от традиций церковного
зодчества. Лишь высокий купол, увенчанный крестом, напоминал о том, что это
православный храм. Сооружение Казанского собора шло в русле развития
гражданской архитектуры. Собор построен в стиле классицизма, возникшего в В том же стиле классицизма выполнены скульптуры на фасадах здания и живопись (иконы) в его интерьере. Необычна история их создания. Впервые при сооружении православного храма произведения искусства для него были исполнены большим коллективом художников Петербургской Академии художеств, творчество которых не было связано с традиционным церковным искусством. Большинство скульптурных и живописных произведений, созданных для собора, относятся к высшим достижениям искусства русского классицизма. Казанский собор, этот цельный выразительный памятник, несет в себе глубокое содержание. В его торжественном, строгом облике нашли выражение героический пафос, триумф ратных побед, идеи патриотизма и гуманизма. В первые месяцы существования собор стал памятником русской
военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В Главный архитектор В архитектурном конкурсе на составление проекта Казанского собора,
который был объявлен в 1797 году, участвовали видные столичные архитекторы Успех Воронихина был не случаен. Он разрабатывал композицию собора, исходя из новых задач, возникших в процессе развития города. Воронихин первым из русских зодчих при создании Казанского собора применил новые принципы планировки городского ансамбля, отличительной чертой которого являлось то, что крупное архитектурное сооружение, главным образом общественного назначения, становилось организующим центром большого пространства города. Уже вслед за Воронихиным А. Д. Захаров создал Адмиралтейство, а Ж. Таким образом, выполняя проект Казанского собора, Воронихин выступил как передовой художник, тонко почувствовавший требования времени. При рассмотрении проекта императора Павла 1 могли заинтересовать
своеобразие и грандиозность композиционного решения, величие будущего
сооружения. Эти внешние данные соответствовали назначению собора, как Архитектура Казанского собора Хотя генеральный план, включающий вторую колоннаду, не был
осуществлен, Казанский собор воспринимается как законченное и совершенное
произведений архитектуры. Главное, что способствует цельности восприятия, -
это ясность композиционного решения, соразмерность архитектурных объемов и
пропорций. Композиция собора разрабатывалась с учетом его значения как
центрального сооружения архитектурного ансамбля. Причем в данном случае
перед архитектором стояла сложная задача. В православных храмах алтарь
всегда обращен на восток, а вход в храм с противоположною стороны, т. е. с
запада. При выполнении этого обязательного требования оказывалось, что Воронихин смело вышел из затруднения. Плану здания он придал форму вытянутого креста и со стороны Невского проспекта построил полукруглую колоннаду. Колоннада состоит из 94 каннелюрованных колонн коринфского ордера высотою (с базами и капителями) около 13 метров. Она поставлена, как и все здание, на высокий цоколь, облицованный сердобольским гранитом. В собор ведут три входа: северный (со стороны Невского), южный и западный; в каждом из них три двери. Входы подчеркнуты строгими шестиколонными портиками с широкими ступенями. Легкий, стройный купол покоится на высоком цилиндрическом барабане с Характерно, что собор не имеет широких свободный плоскостей стен. Все его фасады прорезаны огромными окнами, расположенными в два яруса. Между окнами по вертикали остаются небольшие простенки, на которых размещены пилястры. Сверху по всему периметру здания и над проездами проходит массивный аттик. Он увеличивает высоту стен и скрывает крышу. На колоннаде по обеим сторонам устроена балюстрада. Над окнами, по фризу колоннады, на стенах портиков, в аттиках проездов, а также на углах антаблементов размещены рельефные композиции. Богато орнаментированы резьбой по камню карнизы здания и фронтоны портиков. На фронтонах всех трех портиков изображено "всевидящее око в лучах", на северном - бронзовое золоченое, на других - высеченные из пудостского камня. Все декоративные детали по своему исполнению сдержанны, придают зданию живописность и жизнерадостный тон. В архитектуре собора выявляются две тенденции: монументальность, которую сообщают крупномасштабные объемы, проезды, массивный аттик и мощный цоколь, и одновременно легкость, которую сооружению придают плавные полукружия колоннады с ритмично, широко расставленными, слегка утонченными кверху колоннами, стройный купол, многочисленные окна, а также цветовая гамма собора. Пудостский светло-желтый камень, которым облицованы стены и из которого сделаны колонны, гармонировал с блестящим, серебристым, устремляющимся ввысь куполом, как бы тающим в небесной синеве. Стремление зодчего обеспечить преобладание светлых тонов выразилось и в том, что даже ограда с западной стороны собора была первоначально выкрашена в необычный для городских решеток белый цвет. Монументальность и легкость, находящиеся в неразрывном единстве -это
одна из существенных особенностей произведения Воронихина, придающая зданию
неповторимую выразительность. Другой отличительной особенностью Казанского
собора является то, что в его композиции решающее значение имеет не
купольная часть (как в традиционных православных храмах), а колоннада. Средняя часть колоннады подчеркнута портиком, выступающим несколько вперед. Над колоннами портика - мощный аттик. Издали, со стороны Невского проспекта, аттик воспринимается как основание купола, а портик - как его пьедестал. Благодаря такому впечатлению, купол входит в композицию колоннады как ее часть, венчающая центр. Так утверждена неразрывность колоннады с собственно зданием. От портика в обе стороны отходят ажурные полукружия колоннады,
соединяющие его с проездами. Таким образом, основные части колоннады Центр колоннады доминирует, но не противопоставляется проездам. По масштабам, пропорциям, линейному ритму эти ясно выделенные части приведены к единству. Становится понятным, как важно было для Воронихина отстоять свое
решение устроить прямые перекрытия проездов. Он одновременно решал и
техническую, и художественную задачи: при прямых перекрытиях достигалась
общность форм проездов и портика, проезды органично включались в композицию
колоннады, не нарушалась линейная структура по горизонтали. Последнее имело
принципиальное значение в организации ансамбля Казанского собора. Глубоко
продуманное сочетание северного портика с куполом вытекает из общего
замысла зодчего в организации архитектурного облика собора, его места в
городском комплексе. Подобное сочетание характерно и для других портиков
западного и южного, а также для восточного фасада, замкнутого полукруглым
алтарным выступом - абсидой. Когда мы смотрим на собор с противоположной
набережной канала, абсида воспринимается как башня, увенчанная куполом (При
осуществлении второй колоннады "башня" восточного фасада играла бы активную
роль как акцент, центрирующий разворот двух колоннад и объединяющий их.) Воронихин создал один из самых выразительных городских ансамблей. Он поставил собор на таком расстоянии от Невского проспекта, при котором образовалось наиболее выгодное соотношение здания с размерами площади и окружающих его строений. При этом было учтено, что Невский проспект активно включается в пространство соборной площади, увеличивая его. Главную роль в организации ансамбля играет колоннада. Она широко
раскрыта к Невскому проспекту, не препятствуя проходу к другим городским
кварталам через проезды по улице Плеханова и набережной канала Грибоедова. С отдельными элементами колоннады композиционно связаны здания,
фиксирующие с трех сторон границы Казанской площади. На противоположной
стороне Невского проспекта возвышаются два вплотную поставленных здания. Казанский собор открыт со всех сторон. И отовсюду, с любого направления, вскрываются разнообразные соотношения его с домами, расположенными вокруг. Благодаря этому яснее обнаруживается организующая роль собора в архитектурном ансамбле. Здания, входящие в него, по высоте согласуются с высотой Казанского собора. Стилистически они неоднородны, но имеют общую черту - строгость архитектурных форм, которая свойственна облику собора. Цельности ансамбля во многом способствует цвет. Все здания светлого тона, приближенного к светло-желтому цвету колоннады. Различные оттенки окраски отдельных зданий не разрушают единства общей цветовой гаммы, содействуют жизнерадостному звучанию ансамбля. Исключение в нем составляет входящее в общий тон контрастным пятном темное здание Дома книги; его башня, увенчанная сферой, вторит главной вертикали собора, подчеркивает высоту купола. В ансамбль Казанской площади входят и монументы М. Н. Кутузова и М. Б. В торжественно-строгом характере решен и интерьер здания. Сочетание
монументальности с легкостью и изяществом в разработке архитектурного
образа является одним из основных творческих принципов Воронихина. В В традиционных зданиях православного культа основной предпосылкой пространственных решений являлась задача отрешенности внутренних помещений от внешнего мира. Нужно было создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало внимания от богослужения, обряда. Отсюда небольшое количество часто узких окон и, как следствие, широкие плоскости стен, массивные столбы, поддерживающие купола и прочее. Увлеченный задачей создания архитектурного ансамбля, Воронихин смело отошел от традиционных принципов церковного строительства, создал здание светского типа, художественный образ которого несет в себе жизнеутверждающие гражданские идеалы. Длина собора внутри с запада на восток составляет 72,5 метра, с севера
на юг-56,7 метра. Высота с куполом-71,6 метра, пролет купола 17,1 метра. В плане собор имеет форму вытянутого креста, что и определило
пространственные решения интерьера. Главной является его подкупольная
часть. Она оказалась несколько сдвинутой к востоку, примыкает
непосредственно к центральному алтарному помещению и ограничена с четырех
углов пилонами, поддерживающими купол. От пилонов во все стороны - на
запад, восток, север и юг-отходят двухрядные колоннады красного
полированного гранита; их высота, с базами и капителями,-10,7 метра. Базы
покрыты листовой бронзой, капители - бронзовые (Отлиты по модели скульптора Вследствие того, что в алтарных помещениях пол приподнят, колонны видоизменены. В нарушение стилевых принципов коринфского ордера они установлены на пол без баз и высота их сокращена. Колоннады одновременно являются основным компонентом декоративно-
художественного оформления помещений и несут конструктивную функцию -
поддерживают своды. Их спокойный ритм вносит мотив торжественности и покоя. Зодчий удачно решил переход от сводов к куполу. С четырех сторон Для интерьера характерны идеальные пропорции архитектурных
компонентов: гениально разработаны высота и объемы колони и глубина сводов,
длина и ширина частей "креста", размеры оконных проемов и т. д. Об окнах
стоит сказать особо, ибо они огромны и расположены в два яруса, между ними
лишь небольшие простенки, прикрытые пилястрами искусственного гранита с
алебастровыми золочеными капителями. Обилие окон придает интерьеру
легкость, воздушность и связывает его с окружающим внешним пространством. Интересен мозаичный пол собора, сделанный из камня четырех цветов:
черного, серого и розового мрамора и темно-красного шокшинского кварцита. В центральной, подкупольной части пол оформлен уменьшающимися к центру
кругами, вторящими линиям купола, его сводов, постепенно сужающихся кверху. В главном нефе, в северном и южном приделах- чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток черного, красного и серого камня. Рисунок пола подчеркивает удлиненность пространства, кроме того, в нем "отражаются" восьмиугольные кессоны сводов. В боковых нефах рисунки мозаики соответствуют узкому длинному помещению, заключенному между стеной и колоннадой. Каждому кессону перекрытия соответствует узор: в круге, на черном фоне,-стилизованный цветок из розового и серого мрамора. Планировка и архитектура определили и расположение икон. В отличие от
других церквей, где иконы размещались на подкупольных пилонах и стенах,
заполняя все плоскости, здесь большинство их было установлено только в
приалтарной части. В соборе было три алтаря, отделенных от основных
помещений, где собирались верующие, иконостасами: главный, в иконостасе
которого находилась икона Казанской богоматери, и два по сторонам его;
южный, Рождество-Богородицкий, и северный, Антонио-Феодосиевский. В 1836 году по проекту архитектора К. А. Тона был поставлен новый
иконостас. Пышный, отделанный серебром, с малахитовыми колоннами по
сторонам царских врат, он был несоразмерен с объемами помещений, хотя сам
по себе являлся высокохудожественным произведением искусства. Тогда же Тон
внес изменения в декор боковых иконостасов. Он удалил скульптурные
композиции в верхней части, оставив без изменения план размещения икон. С этого же времени в соборе началась развеска бронзово-золоченых
люстр. В 1836 году под куполом была подвешена главная люстра работы мастера Казанский собор - один из первых памятников архитектуры классицизма, в
оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры. Идеи патриотизма и гуманизма, лежащие в основе архитектурного образа, определили жизнеутверждающий характер Казанского собора; выступив на первый план, они приглушили культовое назначение здания, Выразительность и сила эмоционального воздействия этого памятника - не только в совершенстве композиции и архитектурных форм, но и в глубоком синтезе искусств: произведения скульптуры и живописи соединены с архитектурой в единое целое. Синтез искусств имел место в истории художеств с древнейших времен; на
разных этапах и в разных жизненных условиях он приобретал различные формы и
глубину содержания. Но всегда источником его формирования являлась общность
идейно-мировоззренческой основы искусств и, следовательно, единство стиля. Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусства находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества. Слияние искусств в Казанском соборе настолько естественно и логично, что они воспринимаются в неразрывном единстве, образующем цельный архитектурно-художественный образ. При этом скульптура и живопись обогащают архитектуру, раскрывают ее сущность, не теряя, однако, собственной художественной ценности. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |