реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

Подводя итоги первой главы, можно сказать, что  начало эпохи Ренессанса в искусстве Литвы можно отнести ко второй трети XVI века, хотя в это время сохраняются еще черты готического стиля. Ренессанс, таким образом, выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные дворцы и готические костелы (в культовой архитектуре готика держалась дольше и упорнее). Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс. С 60-х годов XVI века усиливается наступление контрреформации. С 1569 года разворачивают свою активную деятельность в Литве иезуиты. Создается противоречивая ситуация, при которой некоторые формы ренессансной культуры распространяются в Литве, в условиях, когда почвы для развития этого художественного явления уже не было. В это же время в архитектуре Литвы намечаются некоторые тенденции маньеризма. С начала XVII века идет процесс сложения стиля барокко, развивающегося параллельно с поздним Ренессансом.

В целом, эпоха Ренессанса знаменовала значительный прогресс в художественной культуре Литвы: преодоление средневековых канонов, начинавших тормозить развитие искусства, расширение диапазона видов, жанров, углубление гуманистического содержания искусства, освоение не только формальных особенностей стиля, но и сложной ренессансной проблематики.

Однако развитие Ренессанса в Литве было ограниченным. Век его был недолгим. Волна контрреформации быстро охватывает те аристократические круги, которые были социальной опорой Ренессанса в Литве, и вместе с обострением идеологической борьбы происходит смена стилей в искусстве.

3. Архитектура Литвы XVII – XVIII веков


Со второй половины XVII века, после окончания продолжительных войн с Россией и Швецией объединенное литовско-польское государство Речь Посполитая стало восстанавливать и укреплять свою экономику; получили развитие торговые связи с западноевропейскими и восточноевропейскими странами. Но при этом господствовали феодальные отношения: возрастала барщина, увеличивались оброки; за счет крестьянства обогащались магнаты, сосредоточившие в своих руках огромные материальные ресурсы. Это усиливало их экономическую мощь, подготавливало почву для установления их политической диктатуры. Непосредственность торговых и культурных контактов с другими странами и все углублявшиеся внутренние противоречия сказались на художественной жизни Литвы XVII - XVIII веков.


3. 1. Барокко

 

Распространение стиля барокко, совпавшее в других странах Европы с расцветом абсолютизма, в Литве приходится на время господства крупных феодалов и католической церкви, покрывшей литовскую землю густой сетью монастырей.

Церковников и феодалов не привлекало искусство Ренессанса, отличавшееся светскостью, простотой и умеренностью форм. В своих дворцах и храмах они стремились к роскоши, блеску и репрезентативности. Самые активные и ярые сторонники контрреформации – иезуиты – пропагандировали барокко, которое в Литве появилось прежде всего именно в католических церквях, особенно в середине и второй половине XVII века.

Господство позднего барокко в литовской архитектуре длится с конца XVII почти до конца XVIII столетия. Важнейшим этапом его развития являются 1735-1765 годы.

Во второй половине XVIII века в Литве начинается постепенное разложение феодализма и зарождение капиталистического способа производства. Утрата цехами прежней роли и возникновение первых феодальных мануфактур – характерный признак этого процесса. Наряду с барокко в это время можно отметить уже становление классицизма. В конце XVIII столетия при главной школе Великого княжества Литовского формируются первые кафедры искусства, закладываются основы национальной художественной школы. Касаясь соотношения отдельных видов искусства в XVII  – XVIII векax, надо сказать, что широкое распространение получили архитектура, монументальная живопись и скульптура.

На распространение барокко в Литве основное влияние оказывала итальянская архитектурная школа, а также связи с Россией, Саксонией, Францией и другими странами. При всем этом литовское барокко обладало яркими региональными чертами. В формировании литовской школы барокко немалую роль сыграли местные архитекторы и художники, мастера же, прибывавшие из других стран Европы, часто подчинялись уже сложившимся традициям. (65, 24)

Архитектура барокко второй половины XVII века отличается нарядностью, разнообразием и богатством синтеза зодчества и изобразительного, а также декоративно-прикладного искусства. В XVIII веке архитектурные формы позднего барокко отмечены легкостью в прорисовке силуэта строений, изящным декором фронтонов, многообразием профилей арочных проемов. Необычайно пластичную интерпретацию получает ордер.

В новом стиле возводятся строения различного назначения, однако ярче всего он проявился в зданиях церквей и резиденций крупных феодалов. Интересно применялось барокко в архитектуре малых форм – ворота, ограды и особенно мемориальные памятники.

Одной из первых построек раннего барокко в Литве является костел святой Терезы (1633-1650, архитектор К. Тенкалло). Построен по заказу вице-канцлера Великого княжества Литовского С.К. Паца. Входит в ансамбль кармелитского монастыря.

В плане костел трехнефный, асимметричный (в восточной стороне – капелла и коридоры, в западной – колокольня), имеет базиликальное внутреннее пространство, которое перекрыто цилиндрическими сводами с люнетами; над центральным алтарем – сферический свод. Отличается особенно гармоничным – близким к ранним формам барочных римских костелов – главным фасадом, безбашенным, симметричным, разделенным на два основных яруса. Центр нижнего яруса акцентируется высокой нишей, в которой устроен портал, оформленный двумя колоннами с сандриком, с выемкой и картушем, волютами и оконным проемом хора над ним. В центре верхнего яруса помещено нарядно оформленное круглое окно с профилированным наличником, сегментным сандриком и балюстрадой; по сторонам расположены спаренные ионические пилястры и высокие волюты. Фасад увенчан высоким треугольным фронтоном с гербом семьи Пацов в центре. Все декоративные элементы главного фасада выполнены из черного и белого мрамора и гранита. (57, 138) Интерьер отличается изысканными пропорциями и нарядностью оформления, особенно главный неф, который выше и в два раза шире боковых. Стены между проемами полукруглых арок в нефах расчленены спаренными пилястрами с пышными коринфскими капителями, над которыми проходит декоративный орнамент. Паруса купола украшены лепниной сложного рисунка. Главные художественные акценты интерьера – разноцветные с позолотой алтари (девять алтарей; восемь из них в стиле рококо, середина XVIII века, выполнены из песчаника). Центральное место в костеле занимает двухъярусный алтарь святой Терезы – один из самых значительных и оригинальных в Литве. В нем помещены две картины: «Экстаз святой Терезы» (первая половина XIX века, художник К. Русяцкас) и «Мадонна с младенцем и святым Казимиром» (конец XVIII века, художник С. Чехавичюс). Своды главного нефа, купол, частично стены и некоторые плоскости боковых алтарей расписаны фресками на сюжеты из жизни испанской кармелитской монахини святой Терезы, представляющими значительное художественное явление в позднем барокко в Литве.   

Планы литовских костелов ясные, большей частью симметричные; в них нет выступов, сложных кривых форм и линий, нет неясности в распределении помещений. Костелы строятся двухбашенные с планом в виде латинского креста, двухбашенные прямоугольной планировки, центрально-купольные. По силуэту и композиции особенно характерны двухбашенные костелы с плоским главным фасадом.

Двухбашенные костелы, имеющие план в виде латинского креста, широко распространяются во второй половине XVII века. Самым значительным их образцом считается костел святых Петра и Павла в Вильнюсе, построенный в 1668-1676 годах. Вместе с монастырем каноников Латерана он стоит на живописном и возвышенном месте в лесистом районе Антакальниса. Инициатором строительства был крупный феодал М. К. Пац, разбогатевший во время войн середины XVII века. Архитектор костела И.Заор из Кракова; с 1670 года строительными работами руководил Фредиани ди Лука.

План и решение внутреннего пространства костела святых Петра и Павла в основном следуют схеме костела святого Казимира в Вильнюсе, а две лестничные башенки в углах ризниц и маленькие часовни являются как бы своеобразным композиционным и функциональным повторением традиций литовского Ренессанса, берущих свое начало еще в готических храмах.

 Внешне костел не отличается единством архитектурных форм, хотя эти формы довольно монументальны: массивный, не очень соразмерных пропорций купол; низкие, круглые в первом ярусе и восьмигранные в верхних ярусах башни фасада; тесно вклинившийся между ними треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику. Создается впечатление, будто в фасаде костела смешаны стилистически различные элементы различного масштаба. Зато интерьер храма является высоким образцом синтеза архитектуры и искусства. Предпочтение здесь  отдается пластическим композициям из белого стука, фигурным и орнаментальным. Некоторую роль играют и фрески на сводах. Интерьер костела святых Петра и Павла – это характерный пример использования скульптуры в период расцвета барокко. Некоторые эскизы его скульптурного убранства делал И. Шрейтерис, всеми скульптурными работами руководили талантливые мастера Д. Галли из Рима, П. Перти из Милана и их главный помощник М. Жялявичюс из Вильнюса. Костел святых Петра и Павла отличается необычайным изобилием скульптур и рельефов, оригинально размещенных на стенах продольного нефа, трансепта, боковых часовен, на сводах и в куполе. Здесь одних лишь фигур более двух тысяч (их исполнением руководил П. Перти), кроме того есть различная орнаментальная лепнина (руководитель работ – Д. Галли). Тематика скульптур обширна: это евангельские и исторические сцены, в том числе эпизоды из истории Литвы; много в этих скульптурах и бытового элемента. (46, 190)

Несмотря на столь большое количество изображений, здесь нет повторов, нет тождественности в композиции и моделировке. Декораторы интерьера прекрасно использовали как в самих скульптурах, так и в их расположении выразительность симметрии и асимметрии. В художественной переработке разнообразных тем и мотивов чувствуются итальянские влияния и тенденции идеализации. Однако эта идеализация порой противоречиво сочетается с искренним, живым реализмом. Многие скульптуры лишены церковной патетики святости, они просты, человечны, и в некоторых из них чувствуется подлинный драматизм эпохи. Здесь можно встретить типы крестьян и горожан, мужчин и женщин (например, глубоко эмоциональные девичьи головки в часовне святого Августина). Воплощение жизни и человечности мы находим в фигуре матери, кормящей грудью ребенка. Тема материнства выражена искренне и необыкновенно просто. (65, 274) Контраст роскоши, в которой живет знать, и народной бедности передан в скульптурной группе, изображающей нищего и королеву. Жизненная правда есть и в статуе Марии Магдалины (предполагают, что это изображена жена скульптора П. Перти).

В интерьере костела святых Петра и Павла много военных сцен с фигурами рыцарей в латах, довольно наивно показывающих литовское войско во главе с великим князем Казимиром (1440-1492). Между сценами, связанными тематически, всегда существуют и определенные композиционные, визуально воспринимаемые контакты. Притом вся эта обильная пластика размещена в пространстве костела тектонично и разумно чередуется со спокойной поверхностью стен, не покрытых скульптурами или рельефами. Зачастую позы или жесты фигур построены согласно особенностям тех архитектурных элементов, в которые эти фигуры вписаны; позы фигур, сидящих на архивольтах часовен, гармонично сочетаются с контурами арок. Во всей этой скульптуре много яркой театральности и даже вычурности, вообще свойственных барокко, однако она уникальна по своему простодушному звучанию благодаря множеству черт, почерпнутых непосредственно в жизни Литвы той эпохи. (61, 259)

Примером костела с планом латинского креста, в XVIII веке изменившего интерьер умеренного барокко на нарядные формы рококо, был трехнефный доминиканский костел в Вильнюсе (планировка 1679-1688, реконструкция 1748-1770). Здание отличается величественным объемом, играющим важную в панораме старого города. Внешний вид решен сдержанно. Двухбашенный фасад, разделен карнизами на три яруса, которые пилястрами расчленены на три части по вертикали. Главный вход устроен на боковом фасаде в виде портала, эффектно оформленного дорическими колоннами, пилястрами и рельефным картушем. Интерьер отличается большой декоративностью и изящностью форм в стиле позднего барокко и рококо. Четыре столпа волнистого профиля, поддерживают парапет хора, украшенный рокайлями («ракушками»), мотив которых повторяется в плафонах и в лепных украшениях стен. Основные декоративные акценты - шестнадцать больших алтарей оригинальной композиции и амвон, отличающийся пластичностью своих форм. Купол и своды нефа расписаны фресками на темы из жизни святых (художник неизвестен). (29, 115)

Двухбашенные костелы прямоугольной планировки бывают однонефными и трехнефными с часовнями, по пространственной трактовке – зального и базиликального типа. Их фасады украшены высокими многоярусными башнями, которые эффектно вырисовываются в панораме города и в пейзаже. Одинаковые в плане, ярусы башен различаются и по квадратуре, пропорциям, ритму и применению элементов барочного декора. Зрительно башни объединяются расположенными на высоте третьего яруса декоративными фронтонами, и это смягчает переход к верхним ярусам, где башни смотрятся уже порознь. Одним из первых реконструированных в XVIII веке костелов с плоским двухбашенным фасадом является костел святой Екатерины монастыря бенедиктинок в Вильнюсе (построена в 1622-1650, реконструирована в 1741-1746 архитектором И. Глаубицем). Бенедиктинские монастырь и костел вместе с доминиканскими костелом и монастырем представляют собой два важнейших компонента своеобразного юго-западного квартала старого Вильнюса. Костел святой Екатерины отличается высокими (пятьдесят метров) пятиярусными башнями с изящно вкомпонованным между ними фронтоном. Ритмика пилястр и карнизов фасада и конструктивно обоснована и декоративна. К костелу пристроена гармонирующая с ним маленькая часовня (архитектор И. Глаубиц, 1746).

Вильнюсский костел миссионеров (1694-1730) наглядно демонстрирует легкость и изысканность форм позднего барокко. Этот трехнефный костел базиликального типа, с часовнями, имеет две пятиярусные башни с очень эффектными, будто ажурными, верхними ярусами. Костел образует тесный ансамбль с жилыми и подсобными корпусами монастыря. Красиво выделяется его главный портал. Храм является частью ансамбля, состоящего из дворца епископа И. Сангушки, монастыря миссионеров и служебного здания. Снаружи выделяется высокими башнями, в интерьере – пышным декором в стиле рококо. В костеле сохранился алтарь святого Винцента. Он впечатляет своим высоким художественным исполнением и является показательным примером вильнюсского позднего барокко. 

Наряду с типичными культовыми строениями с плоским двухбашенным фасадом встречается несколько реконструированных или заново построенных в XVIII веке однобашенных костелов. С главным фасадом башни связываются двояко: в одном случае они стоят в углах фасада, в другом – посередине главного фасада и являются проходными.

Самым интересным из однобашенных строений остается трехнефный, базиликального типа костел августинцев в Вильнюсе (1746-1768), входящий в небольшой комплекс Августинского монастыря (по своим архитектурным формам он имеет сходство с Дрезденской гофкирхой Г. Кьявери). Посредине фасада, в одной плоскости с ним возвышается пятиярусная башня (41,5 метр высоты) с многочисленными группами колонн и пилястр, с волнистыми ярусными карнизами. Ярусы различны по высоте и площади сечения. Их ордерные элементы, по-разному трактованные, придают башне особую нарядность. (33, 469)

Безбашенные фронтонные костелы прямоугольной планировки, однонефные или трехнефные, зальные или базиликальные, составляют довольно значительную группу культовых зданий барокко в Литве. Фасад безбашенных костелов в два-четыре яруса делится по вертикали группами пилястр или колонн; в предпоследнем ярусе помещаются по сторонам волнообразные изогнутые волюты, на которых стоят вазы или ажурные железные кресты, изготовляемые народными мастерами. В XVIII веке было построено несколько новых костелов этого типа, реконструировались подобным образом и старые.

Одним из таких реконструированных костелов был костел святого Иоанна в Вильнюсе (возведен в 1388-1426, перестроен в 1737-1748). Этот костел, являясь частью ансамбля Вильнюсского университета, выделяется своим грандиозным объемом и колокольней (высота колокольни с железным крестом 68 метров, построена в конце XVI века, реконструирована в XVIII веке). При реконструкции костела в корне изменена композиция его главного западного фасада. Первоначальный готический аккорд еще звучит в трех узких высоких окнах во втором ярусе, однако весь фасад получил отделку в стиле позднего барокко, притом органически увязанную со всей его композицией. Это пластически богато разработанная, насыщенная контрастами теней и света поверхность. Массивный и суровый первый ярус, несет следующие три. Формы постепенно становятся более мелкими и легкими. Фронтон фасада имеет волнообразные очертания и заканчивается железными крестами, ажур которых, вырисовываясь на фоне неба, обогащает контур здания. Заново построенный в 1748 году в стиле барокко, фронтон хора отличается монолитностью; создается впечатление, будто он отлит из одной массы. Архитектура костела святого Иоанна говорит о большом мастерстве применения сложных форм позднего барокко при реконструкции строений, об умелой их связи с сохранившимися чертами первоначального стиля. В интерьере костела установлено несколько мемориальных памятников выдающимся деятелям науки и культуры, связанным с вильнюсским университетом: поэту Адаму Мицкевичу, вождю повстанцев Тадеушу Костюшко, композитору Станиславу Монюшко. (16, 147) Также был перестроен в 1748-1760 годах однонефный готического стиля костел святого Георгия. Предполагают что автором реконструкции был архитектор П. Гоферис, участвовавший в 1752-1760 годах в реконструкции доминиканского ансамбля в Вильнюсе. Пилястры фасада, обводы отверстий, рельефы в стиле рококо дают и здесь декоративно выразительную игру светотени.

В XVIII веке не только реконструируются, но и заново строятся в провинции несколько безбашенных фронтонных костелов; в них заметны первые признаки формирования классицизма. Одним из наиболее оригинальных костелов этого типа является бернардинский костел в Тельшяй (1762-1765).

Костелы купольноцентрической композиции в Литве появляются в период расцвета барокко, но больше их строилось в период позднего барокко. В этих сооружениях в центре скрещения нефов возвышается шестигранный или в большинстве случаев восьмигранный купол, объединяющий внутреннее пространство костела и доминирующий в его внешнем облике.

Одним из первых костелов такой композиции и единственным памятником, который почти не подвергался каким-либо перестройкам, является костел в ансамбле монастыря ордена камальдулов в Пажайслисе (построен в 1667-1712, его первый архитектор Л.Фредо, затем братья К.Путини и П.Путини). Единый по стилю, этот ансамбль на берегу Нямунаса имеет строго симметричную композицию. Ее основную продольную ось в первую очередь подчеркивает идущая к основным большим воротам аллея; за воротами и каменной стеной – липовая аллея; через ризалит жилого корпуса проход во внутренний громадный прямоугольный двор с величественным костелом на главной для всей этой архитектурной композиции оси. Шестиугольный костел – доминанта ансамбля – с двух сторон окружен строениями с коридорами (раньше лоджиями). За костелом – эремиториум с отдельными домиками для монахов. Вся эта 300-метровая продольная ось заканчивается таким акцентом, как вертикаль трехэтажной башни (1730) типа бельведера. Находящийся в центре ансамбля костел имеет вогнутый двухбашенный фасад, расчлененный пилястрами ионического большого ордера. (44, 173)

Завершает здание храма оригинальный шестигранный купол внушительных размеров (13 метров диаметром и 49 метров высоты), увенчанный изящным шестигранным фонарем. На пространственную композицию костела несомненно оказала влияние венецианская церковь Санта Мария делла Салюте.

Ансамбль Пажайслисского монастыря – оригинальный памятник барокко в Литве. Костел по традиции двухбашенный, однако вогнутая центральная часть его фасада для литовского барокко периода его расцвета не характерна.

Интерьеру костела с его шестиугольной планировкой присущи величие и спокойствие. Подчеркнуто просторна алтарная часть с хором и ризницей; с боков, в углублениях четыре часовни; центр выделен обширным подкупольным пространством. Живопись и скульптура, а также облицовка стен костела цветным мрамором, деревянные панели хора и других подсобных помещений ансамбля – все это отличается большой тщательностью исполнения.

Ансамбль Пажайслиса – замечательный образец синтеза монументального и декоративного искусства, где интерьеры костела и других важнейших помещений обильно украшены пластическими фигурными и орнаментальными композициями из стука, а также монументальной живописью.

Авторами скульптур были М. Вольшейдас из Вильнюса, И. Мерли из Ломбардии и предположительно уже упоминавшиеся П. Перти и М.Жялявичюс.

В рельефах ансамбля встречаются декоративные картуши, гротескные маски, растительные мотивы (дуб, рута, лилии, розы и другие цветы) и заманчиво висящие фрукты; здесь много символических и фантастических элементов, аллегорических фигур, библейских, евангельских образов. Встречается множество свободно и смело вылепленных рогов изобилия, волют. Замысловата и вместе с тем очень пластична и выразительна скульптура сводов хора и ризницы, часовни и трапезной. Много барочной динамики в позах и ракурсах, разнообразия в постановке фигур, много оригинальности в орнаментальных мотивах, объединенных вместе с фигурами в общую систему декора этого ансамбля. (20, 270)

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.