![]() |
|
|
Русский классицизмРусский классицизмСанкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Факультет музееведения и экскурсоведения Заочное отделение Контрольное задание По предмету: История Санкт-Петербурга На тему: Русский классицизм, его становление и эволюция Выполнила: Студентка группы № 203 А/з Шабанова Н.В. Проверила: Алексеева Н.А. Санкт-Петербург 2003 Содержание. I. Введение………………………………………………………………3 II. Классицизм, как система международной художественной культуры. Предпосылки появления и развития классицизма. Эволюция стиля………………………………………………………4 1. Классицизм, как система международной художественной культуры…………………………………………………………...4 2. Предпосылки появления и развития классицизма………………7 3. Эволюция стиля…………………………………………………...8 Классицизм в Петербурге в таблице…………………………………11 III. Заключение…………………………………………………………….12 IV. Список использованной литературы…………………………………13 I. Введение. Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости. Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы. II. Классицизм, как система международной художественной культуры.
Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять - семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х - уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала. Классицизм был принят как система международной художественной
культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме
увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными
просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с
расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов
вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы
градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся
городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен
жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не
умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По- новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко. Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались
новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей
и целого осуществлялась уже не при “размере-1 и основания” и не на
строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из
дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым
окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую “артельность”. Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре. Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний). Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства. Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, - зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. “Четырежды восемнадцать” колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) - один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража “Лучшие королевские дворцы мира”. 2. Предпосылки появления и развития классицизма. В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного
стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве
величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли,
уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а
затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,
логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония
пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки. В городах стали строить много казенных административных зданий:
губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных
гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало
необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных
академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей,
театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилой
застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства,
разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных
нужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные
и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля
требовала значительных материальных затрат и большого количества
квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного,
возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким
образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и
идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и
привели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуре. 3. Эволюция стиля. Эволюция стиля классицизма в петербуржском зодчестве разделяется на три периода: 1760—1780 годы — ранний классицизм, 1780—1800 годы — зрелый или строгий классицизм, 1800—1830 годы — высокий классицизм или ампир. Наиболее яркие произведения раннего петербуржского классицизма, в
которых еще сохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом или
при его направляющем участии (здание Академии художеств, Гостиный двор, Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен
творениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца,
созданный И.Е. Старовым — одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор
опередил свое время, внес в зодчество русского классицизма особую чистоту,
лаконичность форм и поэтическую одухотворенность. Крупнейшим мастером
высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д. Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Период высокого классицизма, или ампира, отмечен появлением зданий,
предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формирование
площадей и более значительных градостроительных образований. Безусловное
приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Победоносное отражение нашествия наполеоновских армий в 1812 году и
освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли свое
воплощение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной Эстетические и градостроительные принципы высокого классицизма развивал
в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских
казарм, завершивших ансамбли Марсова поля, Троицкого (Измайловского) и III. Классицизм в Петербурге в таблице. |Архитектор |Его деятельность | IV. Заключение. Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать. V. Список использованной литературы. Ресурсы сети Internet 1. www. paralleli.nm.ru/acitect 2. www. scit.boom.ru/iskustvo
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |