![]() |
|
|
Структурообразующее значение культовых построек в сельской РоссииСтруктурообразующее значение культовых построек в сельской РоссииВведение. Данный реферат имеет целью раскрытие градостроительных, архитектурно- образных, социально-экономических, исторических и духовных значений культовых построек в жизни, как отдельного человека, так и целого государства, его образования и развития; возрождение русской национальной духовности и культуры. Рассматриваемые вопросы в историческом контексте дают более полное представление о влиянии православной архитектуры, как всеобъемлющем принципе и укладе жизни русской деревни и её градостроительном значении. Обширны территории России. Велики расстояния между крупными поселениями До технологического взрыва XIX-XX веков эти ремесленные и крестьянские общины составляли основную массу населения России и являли собой относительно монолитную духовную общность, одним из главных факторов образования, которых на протяжении тысячи лет стало появление и существование на территории России христианства в наиболее распространённой его форме Православии. Православная церковь не только влияла на духовный и нравственный
климат общин, но активно участвовала в процессах миграции народов,
расселении, освоении новых земель. Зачастую именно культовые здания Поэтому градостроительные стороны данной проблемы рассматриваются либо как сверхзадачи в системе расселения, планировочной организации и развитии инфраструктуры целых областей и краёв, или же, как создание законченных композиционных ансамблей – архитектурных пейзажей в конкретном сельском населённом месте. Строительство культовых зданий сопровождало деятельность всех
социальных слоёв рождающегося и изменяющегося Российского государства. Взаимосвязь всех выше рассматриваемых проблем очевидна, корни которых уходят глубоко в историю: от первых христианских поселений на Руси до раскола с его «антивеличайшим» значением и исходящими последствиями. Глава 1. « В начале было Слово,…, и Слово было Бог» – сказано у Иоанна, так и
понимание значений культовых построек идёт из понимания определений слова Рассматривая ряд общетипов культовых построек и символов, можно выделить такие как церковь, часовня, колокольня или звонница, обетный столб или крест, погост с оградой – как кладбище[1]. Их взаимосвязь и влияние являются целью данной главы. Описание градостроительного ландшафта начинается с дороги ведущей к
нему. Дорога – путь, а на пути всегда встречаются различные места имеющие
какое-то особое значение. В старину на Руси эти особые места помечали
особыми знаками – памятными или обетными крестами или столбами, везде, где
люди считали нужным осенить себя крестным знамением. Большой резной крест с
надписью или иконой на высоком бугре у откоса – как ориентир, поменьше –
может даже на сельской улице или на опушке леса, как оберёг или остерёг,
мало ли значений. Но всегда там, где любо и приятно. Такие кресты в эпоху Часовня – это уже строение, клетская или шатровая, но она ставилась для
свершения разных треб в деревнях часто вместо церквей, иногда – вместе с
ними. Церковь – сельский приходской храм, с раннехристианских времён имеет
каноническую схему взаимного подчинения объёмов – частей: главная – сама
церковь, с запада к ней примыкает притвор с трапезной, с востока – алтарь К выбору для строительства церквей, как, впрочем, и всего остального,
русские мастера подходили основательно. Интуитивно ли или анализируя
местность, но церкви ставили для наилучшего восприятия на освещённом месте:
на берегу реки, на опушке леса или в поле, но всегда с учётом рельефа,
чтобы все эти факторы подчёркивали особенности сооружения, составляли общий
архитектурно-пространственный пейзаж. И так было потому, что это дело
богоугодное, а человек как созданный по образу и подобию божьему всегда
чувствует красоту. А если его душа свободна и чиста и нет в ней злобы, а В старину люди ближе были к Богу – к церкви, они составляли единое:
церковь была частью людского бытия. В дореформенные времена на Руси
трапезная в церкви играла огромную роль, утерянную - упразднённую позже. На Руси до колоколов для созыва к богослужению или при других случаях
использовали деревянные била или металлические полосы - клепала,
подвешенные рядом с церковью на деревьях или специальных подставках –
звонницах. Когда появились колокола, для них стали выстраивать сначала
столбчатые, а позднее обнесённые срубом, потом и каменные, колокольни,
венчаемые обычно шатром с главкой. Колокольни или звонницы, входившие в
состав церкви или часовни (в пореформенные времена) всегда имели
второстепенное значение, даже если были выше основной главы, но всегда для
выявления общей композиционной идеи. В петровские времена, с внедрением принципов регулярности во все аспекты жизни, колокольни стали размещать по продольной оси храма - кораблём, нередко с проходами через них в церковь. Так были утрачены чисто народные приёмы композиции архитектурных ансамблей погостов. Но это было уже следствие. Люди живут, люди умирают. Смерть на земле – рождение у Бога. Древние
кладбища – погосты имели не меньшее значение, чем сами церкви. Почитание
предков было всегда в почёте. Стариков уважали не за их возраст, а за
жизненный багаж – опыт, за знания и умения, а потому слушали их. Уважали
дело делаемое. И к своим могилам относились также, конечно через своих
потомков. Тихое умиротворение и спокойствие царствуют там, а не грусть и
тоска. В архитектурном построении древних церквей большую роль играло внешнее окружение – застройка, её композиционное расположение для наилучшего восприятия движения к центру – церкви, и общему градостроительному единству в соподчинении вертикали церкви и колокольни и ритмическому ряду домов. И так все элементы вместе образуют общий ансамбль, архитектурно- природный образ размером в волость. А волость это не одна деревня, но один приход. Глава 2. Градообразующим катализатором малых населённых мест служит церковь, как средство организации общин и выработки морально-этических норм, а также средство управления общинами: помощь государству в управлении законами, создание нравственного климата в целом. Природный ландшафт дополняется ландшафтом сельских поселений, что создаёт некоторую органику – многоступенчатость в градообразовании регионов. Опустение и вымирание деревень создаёт резкий контраст: пустые земли,
условно говоря, врезаются в каменные глыбы городов - обрывается связь. Объединяющим звеном является на сегодня поиск морально-нравственной идеи, и только церковь может дать её. Церковь поддерживала в обществе нравственно-этические законы, формировала людское самосознание. Поэтому возрождение идеи расселения и управления землёй, создание общей инфраструктуры: город – село, стало главной задачей в структурообразующем значении церквей. Со времён мощного градообразования и индустриализации в России идёт
мощный отток населения из сёл и деревень в города, что привело к
практическому обезлюдиванию этих земель и потери управления над ними. Основой - базой были мелкие поселения: основа пирамиды, на которой
выросла вся цивилизация и культура. Разрушив основание, начало сыпаться и
всё остальное. Города, как мощные мегаполисы, являются двигателями научно- технического прогресса цивилизации. Но двигатель без базы не может существовать сам по себе, он повисает в воздухе и начинает работать в холостую. Это не значит, что урбанизация приносит только негативные последствия, но всё должно существовать и развиваться в равновесии. Если равновесие нарушается, то происходит откат: либо технический, либо нравственно-духовный, а иногда и то и другое вместе. Что и происходит, и начало нравственно-духовного обнищания началось задолго до 1917 года, намного раньше. Как в жизни каждого человека есть поворотные события, так и в
историческом развитии нашей страны есть такая веха или же росстань, когда Начало раскола можно отнести к XVI веку, когда Московское государство
нуждалось в сильной централизованной власти. Церковь, как духовная власть
над народом, поддерживает идеи силы и самодержавия, и таким образом
начинает отходить от народа. А значит, народ лишается своего духовного
судьи и пастыря – начинающей терять доверие, церковь. После реформ церковь
становится почти государственным учреждением, ещё больше отходя от народа,
а значит церковь как суд совести, становится формальным судом власти. Церковь, как власть, требует укрепления дисциплины и порядка, а,
следовательно, унификации обрядов, установления единообразия церковной
службы (за основу взяты греческие правила и обряды), общего подчинения и
общей типологии. Власть, сосредоточенная в городах с их социально-
культурной спецификой, вводит эту культуру регионы – в село. Появляются В XVIII веке церковь превращается в Синод, а в XIX – «ведомство
православного вероисповедания». Петр I вносит в мирскую архитектуру и
градостроительство европейские каноны, что отражается и на культовой
архитектуре. Бывшая в прошлом духовно-идеологической основой русской жизни,
призывавшая человека к внутреннему самосовершенствованию и самоконтролю, к
осознанному действу во имя идеала, а не к слепой вере в абстрактный
идеал, церковь примерно к середине XIX века окончательно обюрокрачивается,
превращаясь из епархии духовных наставников – «праведников духа» в епархию Восстановление церкви на уровне мелких общин сейчас является основным средством восстановления русской национальной духовности. Мелкий приход не представляет интереса для государства, но их возрождение ведёт к объединению всего государства, его возрождению, усилиями народа, т.е. снизу. Возрождение истинной духовной власти, независимой от власти мирской является основным направлением к идее структурного восстановления как всего государства, как территории в виде архитектурно природных ансамблей, так и всей русской культуры. Восстановление структуры расселения всего государства на уровне мелких
поселений состоит в воссоздании и новой организации церковных приходов. Духовное и социально-экономическое значение церкви для русского народа неоспоримы. Создание общего архитектурно-природного ансамбля церкви с окружающей её застройкой и ландшафта играет немаловажную роль в градостроительном и архитектурно-образном восстановлении государства и отдельного поселения для человека. Увиденные прекрасные образы церковных ансамблей, как воплощения идеи духовности, воли и самосознания, поднимают человека над самим собой. Прекрасные образы влекут, их идеи откладываются в душах и привносятся во всё, что делается людьми. Возрождение народных композиционных идей – одна из главных задач в процессе проектирования и построения художественно-выразительной системы пространственно организованных объектов. Пространственная форма – это символ, передающий функциональную и образную информацию, воплотившуюся в церкви в овеществлённую идею «Слова». Глава 3. Храм как культурный центр, вписанный в ткань городского организма, питает его, и обогащается вместе с ним. Техногенный фактор подавляет тонкие нюансы восприятия структуры небольшого объекта – хрупкого организма в гигантском коралловом рифе города. Но город бывает и маленький, бывает даже и не город, но – люди живут. Проблема поиска структурообразующего элемента в постсоциалистическую эпоху в России в малых поселениях возникает год от года все острее. Россия велика и многогранна, но она Православная и. Церковь в душах людей навсегда. Белая и чистая, венчает Она все наши желания и стремления, даже вне нашего понимания. Эстетические аспекты расположения новых объектов общественного значения в населенных пунктах выявляются приземленной конфигурацией транспортно-
торговой инфраструктуры, и закрепляется интенсивно развивающимися
городскими пространствами, тяготения людей к прекрасному. Анализ и
концепция развития поздних небольших город и населенных пунктов
подразумевают нахождение культурного центра как места притяжения людских
масс, а соответственно и капиталов. Городской парк, спортивное ядро,
торговый комплекс, водоем образуют рекреационную зону. Градостроитель
помещает его в наиболее живописное место, строительные технологии воплощают
идею досуга в формы обещающие экономическую выгоду. В русском селе или деревне церковь часто играла роль мощной доминанты, формирующей и изменяющей не только искусственные ландшафты селитебных территорий, но и природные ландшафты, оставаясь, однако, с ними в полной гармонии. Казалось бы, сравнительно с жилыми домами и избами, огромные массы церквей, колоколен, куполов, кажутся функционально неоправданными. Даже соотношение полезной площади самого здания к его объёму, говорит об иных задачах и целях, нежели простое отправление церковных обрядов. Восстановление церквей в сложившихся сёлах с градостроительной точки зрения практически не представляет труда, так как они стоят в местах созданных самим сочетанием природы и человеческого духа, к которым тяготел испокон веков. В новых сёлах, созданных по принципам регулярной планировки и
отсутствием идеи подчинения архитектурно-духовной композиции, свойственной
старым деревням и волостям, особенно на севере России, с центром притяжения Композиционные особенности построения архитектурного объёма церкви на сегодня диктуются художественно-выразитель-ными и экономическими требованиями. Духовное значение выявляется через одухотворённость мастера – архитектора. Чувство ансамблевости и лаконизма должно стать первым звеном в цепи возрождения нацио-нальных идеалов - «как красота и мера скажут». ----------------------- [2] Строительство храмов сельскими общинами, когда-то наиболее
многочисленными в России, получило своё количественное развитие в XIX
веке, хотя и раньше существовало в малых поселениях, но на более высоком
художественном и духовном уровне. Характерным явлением для второй половины
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |