![]() |
|
|
ШехтельШехтельШехтель Федор Осипович Федор Осипович Шехтель принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19- Шехтель начал с эклектике работал много в этом стиле и пользовался В отличии от определенной статичности творчества архитекторов - эклектиков, творчество Шехтелю- в непрерывной динамике стилевых исканий. Шехтель - не только русский зодчий. Предреволюционного периода, но и советский зодчий. Председатель Московского архитектурного общества последнего предреволюционного десятилетия, он возглавлял его и впервые пять предреволюционных лет. Велико значения Шехтеля - педагога, преподававшего композицию Строгановском училище с 1898 года вплоть до смерти 1926 года. Шехтель родился 1859 году в Саратове. Об отце его известно только, что
он был инженером-технологом. Мат зодчего и жена (он был женат на своей
кузине) происходили от семьи саратовских купцов Жегиных. Яркой и известной
личностью был отец его жены Т. Жегин, приятель П.М. Третьякова близкий
кругам московского просвещенного купечества, увлекавшийся искусством и
коллекционированием. Это дружба, вероятно, и была причиной того, что мать К сожалению, архив зодчего утерян. Поэтому канва его жизни, особенно
детства и отрочества, прослеживается смутно, не позволяя ответить на многие
вопросы. Неизвестно, где он получил первоначальное образование. В его
личном деле из фонда Строгановского училища, хранящегося в Центральном
государственном архиве литературы и искусства, имеется аттестат об
окончании Тираспольской католической гимназии. В находящемся в том же
архиве фонде Училища живописи, ваяния и зодчества - тот же аттестат и
данные об учебе в училище 1876-1877 годах в третьем "научном" классе. Об
остальном документы молчат. В мемуарах встречается упоминание о работе У Терского будущий зодчий мог получить также знание стилей, любовь к До нас не дошли сведения, по какой причине Шехтель оставил Училище живописи, ваяния и зодчества, как протекало формирование его дарования, когда созрела решимость всецело посвятить себя архитектуре, определилось призвание, а главное - проявилась вера в него. С конца 1870 годов Шехтель начинает работать самостоятельно. Но в первое время занятия архитектурой занимают в его творчестве сравнительно скромное место. Шехтель иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. В месте с братом А.П. Чеховым художником Н.П. Чеховым, с которым он познакомился и подружился в училище, Шехтель пишет иконы и создает монументальных росписей. Но самое большое место в деятельности молодого Шехтеля до конца 1880-х Шехтель как театральный декоратор тяготеет к сфере искусства, бывшей
для конца 19-ого века анахронизмом, - к эпигонской романтической декорации
казенной оперной сцены. Он работает помощником "мага и волшебника",
декоратора Большого театра К.Ф. Вальца - непревзойденного мастера
превращений, сказочных метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонтанов,
прославившегося постановками, представлявшими красочные, поражающие
зрелища. Это одна сторона театральной деятельности молодого Шехтеля. Вторая Таким образом, истоки архитектурной деятельности Шехтеля восходят к двум источникам - к дожившей до конца столетия романтической традиции, оказавшейся особенно живучей в оперном и балетном театре, и к традиции народного театра. Шехтель - типичная для конца 19 - начала 20 века фигура: художник,
пришедший в архитектуру, человек, не получивший специального образования. Однако то, что для большинства художников -В.М. Васнецова, В.Д. О раннем периоде творчества Шехтеля едва ли когда-нибудь удастся
составить достаточно полное представление. Он получил право на производство
работ, которое давалось званием техника-строителя, лишь 1893 году, когда
проектировал особняк Морозова на Спиридоновке. Между тем известно, что уже
в середине 1880-х годов по его проекту ведется застройка имений Кирицы и Строительство дач, особняков и отделка интерьеров московских домов разветвленной фамилии Морозовых, сопутствовавшие этим работам творческий успех и признание определили дальнейшую судьбу молодого Шехтеля. Очевидно, запоздалое получение диплома техника-строителя в 1893 году одновременно с утверждением в Московской городской управе проекта особняка Морозова свидетельствует об окончательно созревшей внутренней решимости Шехтеля посвятить себя по преимуществу архитектурной деятельности. Работы Шехтеля. Начиная от наиболее ранних обнаруживают устойчивость и определенность интересов и симпатией, говорят об его увлечение средневековым зодчеством во всех его модификациях - древнерусским, романским, готикой. В спроектированных зодчим точно, например, назвать созданные со сложившимися ассоциациями между назначением и стилем вестибюль в особняке Морозова во Введенском переулке в египетском стиле, гостиную того же особняка и гостиную особняка Морозовой на Спиридоновке в стиле рококо, ванную в доме Ушкова в мавританском стиле и т.д. Однако столь же очевидно и другие неизменное предпочтение отдавалось русскому, романскому и готическому стиле. Причем. Настолько можно судить по выявленным сегодня постройкам Исторический музей - еще всецело ученическая работа, выполненная Проект народного дома (не осуществлен), созданный в 1897 году по просьбе А.П. Чехова, с которых зодчий был дружен, впечатляет по истине классической чистотой и продуманностью плана, умением удобно и логично соединить разнородные помещения, обходясь при этом минимумом площади; в нем полностью отсутствует пустые, не работающие пространства. В этом проекте, а особенно в проекте сооружений в "готическом" стиле -
особняках, дачах, усадебных домах, усилия Шехтеля направлены к преодолению
традиционной фронтальности и к выработки системы приемов, обеспечивающих
всефасадность. Композиция этого сооружения Шехтеля обнаруживает новую
тенденцию, предполагая не линейное передвижение по улице, а круговой обход
здания. Причем будущий мастер модерна заявляет о себе в усилиях передать
художественными средствами богатство смены впечатлений, возникающих в
процессе передвижения. Симметричные композиции А.Н. Померанцова и Д.Н. Еще более определенно сказываются новые черты в "готических"
сооружениях Шехтеля. Разработаны впервые к особняку Морозова на В особняке Морозова нашли совершенное воплощение, и при том несколько
раньше, те находки, а которых говорилось с вязи с лучшими сооружениями Расчет на "круговое" восприятие обуславливает необычность применяемых Сдержанное применение декора влечет за собой увеличение значимости отдельной детали и позволяет сосредоточит внимание на главном, добиться эмоциональной выразительности. Планы, фасады, интерьеры особняка Морозова создают впечатление
удивительного единства, не похожего на единство архитектурных сооружений
предшествующего времени. Казалось, что центром и композиционным ядром
здания является группа помещений аванзала и вестибюля, что аванзал и
вестибюль - своего рода внутренний стержень, узел и отправной элемент
сложной структуры особняка. Анализ подтвердил что предположение обнаружив
наличие кристально ясного и простого замысла и одновременно- существования
жестких принципов проектирования, применяемых от проекта к проекту. Непосредственная зависимость между логикой построения плана и
композицией наружных объемов осмыслена и закреплена художественно. Живописный план здания логичен и тщательно продуман. Он возник в результате специальной заботы об удобствах и комфорте. Однако в полном согласии с эстетикой модерна они не являются самоцелью. Зодчий видит свою задачу в прямо противоположном. Его цель - заставить всеми доступными ему средствами забыть об этом, забыть во имя красоты и одухотворенности целого. Шехтель выступает истинным певцом прекрасного не только в богатых особняках верхушки московского купечества, но и в собственном, скромном по размерам и формам доме в бывш. Ермолаевском пепеулке. Здесь тот же уют, та же забота об удобствах, виртуозная планировка 9особенно если принять во внимание неудобную, неправильную форму участка), непередаваемое словами ощущение возвышенности, покоя и гармонии, не покидающее посетителя в интерьере даже сейчас, несмотря на утрату подлинной обстановки. Все, что Шехтель делает на протяжении следующего десятилетия, лишь
уточняет и развивает принципы, к которым пришел зодчий при проектировании
особняка Морозовой. Иными стали формы. Они либо совершенно утратили
сходство с историческим прототипом (таковы его значительные постройки
начала 1900-х годов - особняки Рябушинского на Малой Никитской и А.И. В оссобняках Рябушинского и Держинской, внешне не имеющих ничего общего друг с другом и с особняком Морозовой, выдержан общий принцип построения здания "изнутри наружу", от центрального (композиционного) ядра, та же система геометрических и математических зависимостей. Но в архитектурном образе зданий определеннее зазвучала диссинансность, трагическая гармония рубежного времени канунов и катастроф. Выразительность и впечатляющая сила архитектурного образа особняка Великолепны интерьеры здания, как и в особняке Дерожинской, в интерьерах определеннее, чем на фасадах, выявлена изобразительность форм, тяготеющих к природным. Их красота, богатство пространственных связей невольно заставляют забыть обо всем остальном. Планировка здания, как всегда у Шехтеля, продумана и целесообразна. Заслуживает специального упоминания перестройка здания бывшего театра Зрительный зал театра спроектирован Шехтелем по принципу известного нам уже особнякам контрасту темного низа и светлого верха: серебристо- сиреневая орнаментальная роспись потолка и фриза контрастировала с полумраком внизу подчеркнутым темно-зеленой кожей кресел партера. Нельзя не упомянуть о занавесе театра со знаменитой, летящей над волнами прекрасной белой чайкой. Символ, созданный Шехтелем, чрезвычайно емок и многозначен. В нем содержится напоминание о духовных истоках театра, связанных с драматургией А.П. Чехова. В сооружениях "неорусского" стиля обращает на себя внимание лирическая
трактовка первоисточника, вызывающая деформацию исходных форм. Зодчего
интересует не буквальное воссоздание прототипов, а связанные с ними
переживаниями. В постоянной заботе зодчего о красоте находит выражение
убежденность, что искусство должно быть полезно прежде всего своей
способностью дарить людям радость, украшать жизнь и возвышать душу. Это ни
в коей мере не означает забвения практических нужд. В архивах сохранилась
докладная записка управляющего железной дорогой Москва - Ярославль - Творчество Шехтеля второй половины 1900-х годов происходит под знаком
создания торгово-банковских сооружений. Они замечательны художественными
переосмыслением и выражением в композиции фасадов пространственности их
каркасной металло-кирпичной структуры. Это не значит, что до 1904 года,
когда Шехтель произвел перестройку бака Рябушинских на Биржевой площади В сооружениях Шехтеля, особенно в торгово-банковских зданиях, фактура
и цвет материала, их контраст и сопоставления, художественно осмысленные,
превращаются в одно из важнейших средств архитектурной выразительности. В конце 1900-х - начале 1910-х годов в творчестве Шехтеля сказываются черты, навеянные, с одной стороны, ростом ретроспективистских тенденций, а с другой - внутренней эволюцией самого модерна, обнаруживающего все большую тягу к передаче в образах архитектуры своеобразной стандартизованности и массовости городского быта, начинающего находить красоту в унифицированном и массовом. Жизнь развеяла иллюзии, разрушив утопическую веру в возможность преобразования жизни средствами искусства. По мере изживания этой утопии рождается другая - техницистская. Отражением этого является усилие рационалистических черт в позднем модерне, обращение к традиции, отмеченной чертами чисто зрительныной однотипности и простоты. Наблюдаемое с конца 1900-х годов постепенное усиление ретроспективистских тенденций в основе своей вызвано тем же, что и усиление черт чисто зрительного рационализма в позднем модерне. В основе тех и других = поиски нового канона, новых закономерностей, противостоящих уникальности и программному отрицанию обязательных правил в эстетике модерна. Ретроспективистские тенденции нашли, с одной стороны, отражение в неоклассицизме (неоренессанс), в попытках возродить их художественную систему во всей полноте, а с другой - в обращении к классике как источнику новых форм и новой художественной системы. Обе тенденции нашли отражение в творчестве Шехтеля. В качестве примера сооружений, где наследие русского классицизма выступает полностью переосмысленным, пропущенным сквозь призму новейших веяний, могут быть названы собственный дом Шехтеля на Большой садовой (1909), выставочное здание в Камергерском переулке (1914) и библиотека-музей А.П. Чехова в Таганроге (1910). Весьма плодотворные искания зодчего в этом направлении прервала первая
мировая война. Грянула Октябрьская революция, началась гражданская война. Шехтеля принял революцию и был в числе тех, кто сразу же начал
сотрудничать с новой власть. Он был председателем Архитектурно-технического
совета Главного комитета государственных сооружений, председателем
художественно-производственной комиссии при НТО ВСНХ, членом и
председателем комиссий жюри по конкурсам, которые объявлялись московским
архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Шехтель ведет проектную
работу. По его проекту строится павильон Туркестана на Всероссийской
сельскохозяйственной выставке 1923 года. В числе неосуществленных проектов Проекты этих лет по преимуществу архаичны. Зодчий словно стремится к
возраждению того, с чем прежде боролся, - к ретроспективности. Непонятную
на первый взгляд ситуацию, думается, можно объяснить тем, что это неприятия
ценности искусства, провозглашения необходимости деталей вещей. На эту
мысль наводит содержание двух докладов, прочитанных Шехтелем во Вхутемасе. Любовь все побеждает. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни". Но 1919 году стало не возвратным прошлым время сказок и грез. Наиболее
радикальные новаторы предлагали сбросить искусство с корабля современности. Тот же смысл имело, вероятно, и другая лекция - "Мистика в искусстве",
содержание которой, судя по сохранившимся отрывкам, сводилось к попытке
осмыслить чудо (мистику) создание художественного произведения, чудо
творчества. Вновь типичной неоромантическая позиция, свойственная модерну и
абсолютно чуждая конструктивизму, определяющему развитие советской
архитектуры 20-х годов. Все это заставляет думать: а не является ли
анахронизмом проектов Шехтеля сознательным протестом против Так или иначе, но Шехтель вошел в историю отечественного искусства как крупнейший мастер рубежа 19-20 веков, один из создателей национального варианта модерна, характерный и яркий представитель русской архитектурной школы конца прошлого-начала текущего столетия. Умер Шехтель 26 июня 1926 года. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |