реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Искусство Японии

Искусство Японии

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №700

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

НА ТЕМУ: «ИСКУССТВО ЯПОНИИ»

Исполнитель: учащийся 9 «А» класса

Матвеев Дмитрий Сергеевич

Москва 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ----------------------------------------------1

Ведение---------------------------------------------------------2

Архитектура--------------------------------------------------3

Живопись------------------------------------------------------7

Скульптура---------------------------------------------------10

Нэцкэ-----------------------------------------------------------13

Икэбана--------------------------------------------------------14

Чайная церемония------------------------------------------15

Национальный японский костюм----------------------16

Заключение---------------------------------------------------17

Использованная литература-----------------------------18

ВВЕДЕНИЕ

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху

Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну

неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления

доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а

потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные

факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня

каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском

языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов

Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части

Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает

солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна

восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в

изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании

её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической

станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным

комплексом.

"Страна восходящего солнца" - Япония - расположена на многочисленных

маленьких и больших островах. Самыми большими из них являются Кюсю, Сикоку,

Хоккайдо и Хонсю. Природа и рельеф Японии разнообразны. Большую часть

страны составляют горные цепи вулканического происхождения, они не высоки,

но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами.

Берега островов изрезаны одинокими островными утёсами, искривлёнными

арками, глубокими расщелинами. Климат Японии подвергается

влиянию тёплых морских течений и муссонов. На островах происходят частые

землетрясения. Природа и климат сильно влияют на быт японцев, их нравы,

обычаи и характер. Многоцветие красок воды океана и морей, очертания

вулканов, уходящих в небо, уникальная яркая растительность с детства

формируют чувство изящного, любовь к прекрасному, которые свойственны всему

населению Японии от земледельца до императора.

Столь большой роли цветов в жизни японцев, несомненно в

значительной мере способствуют природные условия Японии. Мягкий морской

климат, обилие влаги и солнечного тепла, благодатная почва позволяют

японцам почти в течении всего года выращивать многообразные живые цветы и

декоративные растения. Цветоводство и садоводство приобрели в стране самые

широкие масштабы, носят буквально поголовный характер, Даже в крупных

городах, в том числе в гигантском Токио , используется малейшая

возможность, всякий клочок земли для разведения цветов и декоративных

растений.

Истоки японской культуры уходят корнями в глубокую древность. Самые

ранние произведения искусства относятся к IV-II тысячелетиям до нашей эры.

Наиболее длительным и самым плодотворным для Японского искусства был период

Средневековья (IV-XIX в.в.).

АРХИТЕКТУРА

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева

с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно,

если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные

дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с

опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней

Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с

практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы

собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды. Храм Идзумо -

очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное

для средневекового искусства осознание человеком единства духа. и плоти,

неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности

архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их

"устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями

создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли

вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая

"Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы,

развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим

новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских

постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что,

естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с

периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми

поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем

представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового

строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, -

это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных

культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.

Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи

храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3)

храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или

серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось

ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог

наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко

представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные

сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в

городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.

Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом

пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря

Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае

это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из

дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом

причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не

только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить

воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт.

Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно

только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский

храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее

рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями

кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и

архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная

стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол

живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской

хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную

красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только

и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом,

развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и

размышлении.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I

тысячелетия н. э. является : храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-

752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев.

Вспомните, что красота, великолепие архитектурных сооружений, посвященных

"неведомому богу", всегда имели первостепенное значение для обращения в

новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения

нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество

буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе

Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой

храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если

здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного

зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное

здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного

шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину.

Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного " жильца":

храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды -

уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка

кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой

крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит

вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево -

материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и

1567 гг.), но каждый раз, как Феникс, восставал из пепла в прежней красоте

и величии. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности

один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм точно

такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней японской

столицы.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, единственная в

своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи)

и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как

традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные

отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том,

что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. Да, у нее шесть крыш, но

три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование

их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только

ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают

тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а

точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс

на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной

мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная

часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью

кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для

буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек"

представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его

языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и

символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на

своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая

вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости

от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей,

построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В

горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение

зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз

находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения

сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан

является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается

главный храм - храм Феникса, содержащий статую будды Амиды. Первоначально

храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в

1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу

Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда,

окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с

боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а

построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей.

Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса мы

можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между

божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в

связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской

архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица

Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера

на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился

императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке.

Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая

культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе

и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько

архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных

и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов

строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты

дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э -

"китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно

наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых

галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично

расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и

храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также

различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей

и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и

первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную,

позже этот навес часто не делали.

Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так

называемый Золотой павильон (Кинкакудзи), построенный в 1397 г. в Киото по

приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося

дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной

крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на

легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых

линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство

того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной" но

могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры

XIV-XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность

были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В

дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением

большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни

страны, войны способствовали зато развитию замковой архитектуры. Расцвет ее

приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на

века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых

ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна

башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались

замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX в ке.

С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство.

Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и

создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в

храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за

всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными

произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки

хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).

В период Эдо (XVII в.). когда в стране установилась централизованная

система управления (сёгунат Токугава), естественно, наступил упадок

замковой архитектуры. Дворцовая архитектура, наоборот, получила новое

развитие. Замечательным образцом ее является загородный императорский

дворец Кацура, состоящий из трех примыкающих зданий, сада с прудом и

павильонами.

Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего

уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности,

приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры

были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои

лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

ЖИВОПИСЬ

Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи

в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В

Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и

живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в

китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные

картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не

следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского

средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга.

Произведения в стиле суйбокуга создавались тушью, при этом показывалась

игра света и тени на предметах, но отсутствовали контурные линии.

Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом,

откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок,

бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры,

имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской

культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов

искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о

событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так

называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых

изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею

притч.

Японская живопись в VII веке была весьма еще проста и безыскусна.

Представления о ней дают росписи на ковчеге Тамамуси из храма Хорюдзи,

отображавшие те же сцены, которые воспроизводились на эмакимоно. Росписи

выполнены красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Некоторые

росписи на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с

аналогичными росписями в Индии.

По мере дальнейшего распространения буддизма возник массовый спрос на

культовые изображения. В связи с этим профессия художника стала очень

распространенной, причем уже в VII веке среди мастеров, занятых созданием

картин, развивалась даже специализация: одни делали общий набросок рисунка,

другие раскрашивали его, третьи обводили контуры.

Рисунки на полотнищах эмакимоно в VII-VIII веках имели весьма простой,

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.