![]() |
|
|
Искусство Древней Русиколо –Дворищенского и Антониева монастыря). Этот собор был также шестистолпный, с позакомарным покрытием и хорами в западной час- ти. Квадратная башня с западной стороны органически слита с массив- ной главной частью собора, завершенного тремя главами. Фасады его расчленены мощными лопатками, выражающими внутреннюю струк- туру сооружения. Три могучие апсиды заверщают здание с востока. Стены собора были украшены поясом двухступенчатых ниш, чередую- щихся с поясами окон. Георгиевский собор представляет мощное моно- литное сооружение, отличаещееся большой художественной вырази- тельностью, лаконизмом форм и строгостью пропорций. В величавой простоте этого собора нашли яркое отражение местные особенности новгородской культуры. Во второй четверти и во второй половине XIIв. новгородские князья строили очень мало. Они чувствовали себя непроч- но в Новгороде и не стремились к многолетним и дорогим сооружениям. Во второй половине XII в. вместо шестистолпных соборов, в Новго- роде, так же как и в дркгих русских областях, начинают строить не- большие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширя- ется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.). К сожалению, ранних па- мятников этого типа в Новгороде не осталось, за исключением церкви Благовещения на Аркаже 1179 г., выстроенная князем Ярославом Влади- Мировичем. Это –маленькая, одноглавая церковь, с тремя апсидами, из Которых две боковые сильно понижены по сравнению с центральным и позакомарным покрытием. Узкий щелевидный ход в толще западной стены вел на хоры в западной части храма. Углы хоров были заняты небольшими приделами. Сложенная из камня и кирпича, с толстыми и неровными стенами, расчлененными лопатками, церковь не отличалась четкостью и правильностью линий и форм. Несмотря на большие ра-змеры, церковь Спаса –Нередицы производила впечатление монумен- тального сооружения благодаря строгости пропоций и лаконичности архитектурного решения. С конца XI в. растет новый город Владимир, ставший в XII в. поли- тическим центром Ростово Суздальского княжества, получившего на- звание Владимиро-Суздальского. Первой постройкой при князе Бого- любском был Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.), занимав- ший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. Собор был бога- то украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Он был трех- нефный, шестистолпный и имел одну главу. Храм был покрыт по зако- марам, стены его были расчленены сложными пилястами (сочетание лопаток и полуколонн) с растительными капителями и опоясаны фри- зам из арочек и стройных полуколонок. Верхние поля центральных зако- мар занимали композиции из резного камня, трактованные очень объем- но. Ниже шел фриз из женских масок, связанных с культом Марии. По углам были размещены львиные маски. Резное убранство храма отлича- лось строгостью, сдержанностью и пластичностью. Архитектурный пояс Успенского собора был украшен фресковой росписью и позолотой (позолоченные колонки и среди них фресковые изображения святых, птиц и орнамента). Колонки порталов были окованы золоченой медью, крыша и купол храма также были покрыты позолоченной медью. С за- падной стороны собор имел квадратные каменные башни, увенчанные, по – видимому, шатрами с лестницами на хоры. Внутри храм отлича- ется гармоничностью членений и мастерской композицией внутреннего пространства. Впечатление большого объема, легкости и высоты до- стигалось благодаря строгому выбору пропорциональных соотношений. Тонкие, стройные и высокие столбы, резные карнизы с плоским расти- тельным узором, почти трехмерные парные фигуры лежащих львов в пятах подпружных арок, обилие света из 12 окон купола, пол из цветной майолики, высокохудожественная фресковая живопись и иконы, хоро- сы, паникадила и церковные сосуды из золота и серебра, вышивки и тка- ни – все это придавало необычную пышность и торжественность собо- ру. Даже амвон был в нем сделан из золота и серебра. В этом соборе была поставлена икона Владимирской богоматери, вывезенная из Киева и ставшая главной святыней столицы Андрея Боголюбского. Храм пред- ставлял величественное завершение городского ансамбля, так как он стоял на горе, над обрывистым берегом реки Клязьмы и был включен в сложный комплекс зданий епископского двора. Первым большим сооружением Всеволода была обстройка и расши- рение Успенского собора во Владимире. Работа продолжалась в тече- ние четырех лет и была закончена в 1189 г. Перед владимирскими зодчи- ми стаяла крупная по масштабу и сложная в техническом отношении задача – обстройка старого трехнефного собора с севера, с юга и запа- да новыми стенами, в результате чего собор стал пятинефным. Увели- чение его масштаба вызвало необходимость постройки новых алтарных апсид. Стены старого собора были укреплены пилонами и связаны с но- выми наружными стенами дополнительными арочными перемычками на уровне хоров. В нижней части старых стен были сделаны арочные проемы, превратившиеся в столбы нового собора. Таким образом, про- странство старого собора слилось с галереями Всеволода. В их восточ- ных углах были устроены приделы, а в стенах – ниши для гробниц князей и епископов. Владимирские мастера создали более обширный храм и пре- дали собору новый характер спокойной торжественности и величия; галереи ниже старого собора и его закомары выступают над их зако- марами, что предает ступенчатый характер массам храма. Ступенча- тость усиливается выступающим над сводами квадратным основанием центральной главы. Над галереями по углам возвышаются четыре но- вые главы. Симметричное пятиглавие еще более подчеркивает монумен- тальность нового храма. Окна собора размещены в верхней части стен; южный фасад, обращенный к обрыву городского холма, имеет два ряда окон для усиления освещения; обработка фасада рассчитана на точку зрения снизу. Мастера усилили его пластику, врезав колончатый пояс в толщу стены и углубив его ниши. Этот пояс опущен ниже, чем в других стенах, чтобы смягчить оптический ракурс высоты храма при взгляде снизу. Наружный облик Успенского собора, который был епископским храмом, отличается строгостью. На стенах его нет скульптурных украшений, за исключением арктурно – колончатого пояса и пилястр с капителями. Отдельные маски и рельефы перенесены на них со стен со- бора Андрея Боголюбского. Внутри собор был украшен новой росписью, полы покрыты фигурной майоликовой мозайкой. Дмитриевский собор 1193 –1197 гг. представляет замечательный памятник архитектуры конца XII в., с изумительной силой воплотив- шей прогрессивные идеи своего времени. Великолепие, царственное вели-чие внешнего облика и стройности пропорций создают впечатление мо- гучей и величавой архитектуры. В массах храма нет вертикального дви- жения. Его строгие пилястры делят стены на три широкие доли, но не увлекают глаза ввысь, а переходят в горизонтальное движение полу-круглых закомар. Узкие и высокие окна прорезают верхние части стен. В плане собор представляет четырехугольник, вытянутой по продоль- ной оси. Он имеет четыре столба, один купол и три апсиды в виде мас- сивных полуцилиндров, приставленных к кубу храма; плоский шлемовид- ный купол покрыт позолоченной медью. Его внутреннее пространство широко и спокойно, мерный и торжественный ритм могучих арок при- дает ему величие и пышность. Стены собора внутри были украшены за- мечательными фресками, из которых сохранились фрагменты «Страш- ного суда» на западной стене и сводах. Наружная декорация собора нео- бычайно своеобразна. Верхняя половина стен покрыта белокаменными рельефами, которые украшают также барабан главы. Аркатурно –ко- лончатый пояс густо насыщен резьбой, покрывающей даже стволы ко- лонок. Расположение рельефов ровными горизонтальными рядами уси- ливает впечатление неподвижности здания и тяжести стены. На неко- тором расстоянии аркатурно –колончатый пояс благодаря насыщен- ности резьбой сливается в широкую горизонтальную ленту. Декоратив- ная скульптура, украшающая верхние части стен, напоминает драго- ценную ткань с каменной бахромой колонок пояса. Декоративное убран- ство Дмитриевского собора не дошло до нас в первоначальном виде (есть новые вставки – результаты позднейших реставраций нарушен первоначальный порядок размещения ). Новыми доделками является «Крещение» на южном фасаде и большинство фигур святых в аркатур- но–колончатом поясе(кроме правого деления северного фасада). В цент- ральных закомарах изображен псалмопевец Давид как пророк, с подня- той правой рукой и свитком в левой руке, окруженный рельефами с рас- тительными мотивами, чудовищами, зверями, птицами, всадниками, святыми и ангелами. Основная тема этой декорации также прославле- ние творца и вселенной, представленной в виде зверей, птиц и растений. Строчное распределение рельефов роднит замысел резного убранства с народными вышивками и напоминает также резьбу по дереву на крестьянских избах более позднего времени, возможно, повторяющих древние образцы. В правой закомаре южного фасада изображено «Во- несение Александра Македонского», а на северном фасаде, обращенном к городу, - фигура строителя храма Всеволода на престоле с сыном на коленях, окруженного четырьмя склонившимися старшими сыновьями. Эти композиции должны были прославлять силу и могущества великого Князя. В декорации Дмитриевского собора христианским сюжетам от-ведено незначительное место (из 566 резных камней только 46 имеют Христианскте сюжеты). Основная масса рельефов представляет изо- бражения грифов, борьбы зверей и т. д. Эти образы связаны отчасти с средневековой книжной литерату- рой, бытовавшей в княжеско –боярской среде, но они, несомненно, свя- заны и с народным творчеством, отличаются непосредственностью и глубокой поэтичностью. Народные анимистические представления об одухотворенности природы сочетаются здесь с прославлением ее «творца», иллюстрируя тексты псалмов. Характерной чертой резного убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и христианских образов. Только в скульптуру колончатого пояса был вло- жен христианский смысл (изображения святых, среди которых были Борис и Глеб в русских княжеских одеждах). Система декоративного убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков. Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом. Большинство рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной ма- нере, напоминающей резьбу по дереву. Особенно характерна моделиров- ка, выполненная на ногтеобразным или «ногтевидными» врезами (ле- вое деление южного фасада). Мотивы деревянной резьбы можно наблю- дать и в орнаментации колонок пояса, напоминающих столбики дере- вянных прялок. Ковровый орнамент покрывает архивольтов порталов, широкий барабан главы и простенки между колонок пояса. При всем значении скульптурной декорации конструктивная яс- ность и строгость здания не утеряны: пилястры четко прорезают рез- ной наряд Дмитриевского собора. Этот собор был центром ансамбля княжеского двора, две лестничные башни с западной стороны соединя- лись с хорами собора посредством переходов. Башни, по – видимому, бы- ли также украшены белокаменной резьбой (плоскими рельефами) и ар- катурно - колончатым поясом. К северу и югу от собора были располо- жены дворцовые здания из белого камня и кирпича. Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным па- мятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половины XII в. (храм – четырехстолпный, однокупольный, с тремя апсидами, по- крыт по закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытя- нули план церкви Покрова с востока на запад и тем самым лишили его кубической массивности. А алтарные апсиды получили более облегчен- ный характер. Вертикальные членения преобладают над горизонталь- ными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкой откосов и деко- ративная обработка стен почти уничтожают ощущение материаль- ной весомости камня. Особенностью этого сооружения является необычная легкость и стройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры и ясность. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня хор. Тонкие полуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды, сложные пилястры с приставными колонками образуют мощ- ные пучки вертикали. Центральные закомары северной, южной и запад- ной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающими бла- гославляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изо- бражены грифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон проходит фриз из женских масок, по сторонам окон лежат львы. Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали темыпсал- тыри (прославление красоты вселенной), а также приемы народного творчиства, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян. Внутри храм производит впечатление изумительной легкости и вы- соты, благодаря низко опущенным хорам, обилию вертикальных линий и т.д. Эта гармоничная легкая и стройная церковь в древности была частью монастыря и с южной стороны имела двухэтажную башню с лестницей, от резного убранства которой сохранились изображения барсов и грифов. Раскопки последних лет дали возможность Н. Н. Воронину восста- новить первоначальный облик церкви. Она стаяла на глубоком белока- менном фундаменте, представляющий своеобразный постамент. С трех сторон ее окружала открытая галерея, придававшая композиции храма торжественность и величавость. Монументальная живопись владимиро-суздальских храмов сохрани- лись очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фра- гменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбского и Всеволода). Наиболее значительные фрагменты сохранились в Дмитри- евском соборе. Они представляют части композиции «Страшного су- да»: 1)12 апостолов, восседающих на тронах, и сонмы ангелов за ними; 2) изображение рая; 3) шествие праведных в рай, и т.д. Апостолы исполнены с большим мастерством. Их позы величавы и свободны; движения сдержанны и ритмичны; одухотворенные лица вы- разительны и жизненны. Живописная моделировка лиц выполнена широ-кими мазками и тончайшими бликами. Рисунок превосходно передает конструкцию формы. Мощные и стройные фигуры отличаются стро- гой соразмерностью пропорций; одежды, падающие свободными склад- ками, напоминают античные драпировки. Из отдельных типов особенно запоминаются характеристики апостола Павла и апостола Матвея. Эта монументальная, торжественная композиция свидетельствует о связях владимиро-суздальской живописи с киевскими художественными традициями. Новые черты следует отметить в изображении ангелов. Их строй- ные, грациозные фигуры со склоненными головами даны в легком движе- нии. Продолговатые лица с тонким овалом и глубокими глазами с удле- ненными зрачками и густыми ресницами отличаются мягкостью и за- душевностью. В некоторых случаях лица ангелов (на северном своде) имеют уже славянские черты. Изображение рая в виде чудесного сада, где пребывают праведные души, и «ведение праведных жен в рай», вы- полненные, по-видимому, одним мастером, носят своеобразные черты, как в типе лиц, так и в трактовке композиции. Колорит дмитриевских фресок, построенных на легких и нежных сочетаниях светло-зеленых, зеленых, желто-зеленых, светло-синий, сине-стальных, голубых, лило-вых, фиолетовых, светло-коричневых, коричнево-красных и белых то-нов, чрезвычайно гармоничен. Вопрос об авторстве этих фресок не разрешен окончательно. Есть предположение об участии в росписи собора двух мастеров: грека (юж- ный свод и трубящие ангелы) и русского (северный свод и шествие пра- ведных жен в рай). По своим высоким художественным достоинствам фрески не имеют аналогий в византийском искусстве XII в. Из фресок XIII в. сохранились только отдельные фрагменты фрес- ковой живописи Суздальского собора, относящиеся к 1233 г. Из них осо- бый интерес представляет фигура старца со строгим, выразительным русского типа, выполненная рукой хорошего мастера. ИКОНОПИСЬ. Иконы владимиро-суздальских мастеров XII в. стали известны в по- следние годы после расчистки их Центральными государственными ре- ставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще очень близки по стилю к киевским памятникам XI в. К числу таких икон относится вы- тянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора (Христос, богоматерь и Иоанн Предте- ча). С киевскими художественными традициями связана и знаменитая Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова. Монументаль- ная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам ки- евских мозаик. Монументальная, торжественная икона Дмитрия Солунского, (к. XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальной правильностью, сим- метричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лица напомина- ет ярославскую оранту. К владимиро-суздальской школе относится, по-видимому, и икона Георгия конца XII в.– начала XIV в. Художник создал и здесь образ воина, но более юного, с красивым выразительным лицом. Для более полной характеристики домонгольской владимиро-суз- дальской живописи необходимо остановиться на одной иконе конца XII в., резко отличающийся от всех предыдущих. Это икона Белозерской бо- гоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери. Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздаль- ской земли народным мастером, отличается монументальностью и глу- боко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно вы- разителен взгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдаль- чески искривленной рот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженными по колено, ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали. Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью рисунка. Икона выполнена на серебряном фоне в сдержанной и сумрач- ной гамме. На ее синих полях размещены медальоны с погрудными изображениями святых с русскими типами лиц, написанных в более широкой живописной манере на розовых и голубых фонах. В связи с дроблением Владимиро-Суздальского княжества на ряд мелких княжеств в главных городах этих княжеств стали складывать- ся местные школы, частично продолжающие традиции владимиро-суз- дальской живописи (Ярославская, Костромская, Московская, Ростовс- кая, Суздальская и т.д.). Феофан Грек – знаменитый византийский художник-эмигрант. Со- хранившееся письмо известного русского писателя XV в. Епифания к Кириллу Тверскому (1413 г.) сообщает краткие сведения о Феофане Гре- ке. Он был выдающимся мастером, расписавшим за свою долгую жизнь более 40 храмов в Константинополе, Галате, Халкидоне, Каффе, Новго- роде, Москве и Нижнем Новгороде, Епифаний характеризует Феофана, как замечательного художника, мудреца и философа. Сохранившиеся фрески церкви Спаса-Преображения свидетельствуют о свободном об- ращении Феофана с церковными традициями. Руке Феофана, несомненно, принадлежат изображения Христа в куполе, Ноя, Мелхиседека и Авеля в барабане и часть фресок в северо- западном приделе церкви, среди которых особенно выделяется изобра-жениие старца Макария Египетского. Для художественной манеры Фе- офана характерны смелые и свободные композиции и живописные иска- ния, отточенность обобщенных форм, четкий и острый рисунок, мону- ментальная широта письма. Московская живопись XIV в. - XV в. Памятники живописи Москвы XIV в. Сохранились в небольшом количестве, что крайне затрудняет решение вопроса о характере и процессе ее развития. В последней четверти XIV в. летопись отмечает оживление худо- жественной жизни в Москве. Чрезвычайно интересны сведения о при- возе в Москву из Владимира и других городов художественных произве- дений и о присылке в Москву икон из Константинополя. Наряду с привозными иконами, представляющими иногда большой Художественный интерес, в Москве существовала и своя местная шко- ла живописи. Отдельные, к сожалению, плохо сохранившиеся памятни-ки иконописи 80-90 –х годов XIV в. дают представление о характере мо-сковской живописи этого времени. В иконах 90-х годов наблюдаются новые черты, которые в дальней-шем получили развитие в творчестве Андрея Рублева, в первой половине XV в. Передовые идеи и настроения этой эпохи нашли свое отражение и в живописи |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |