![]() |
|
|
История театра древней Греции, Рима и средневековьяво всемогуществе случая.Жизнь человека,его личное счастье,общес- твенное положение-все зависит от воли случая.Случай определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,которая ста- вит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в плане семейно-бытовых отношений.Большую роль в новой комедии иг- рает мотив любви. Авторы новой аттической комедии широко использовали психологи- ческую теорию ученика Аристотеля Теофраста,согласно которой все свойства характера проявляются во внешности человека и в его пос- тупках.Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок,помогавшим зрителям распозновать тот или иной персонаж. В новой комедии заметно влияние Еврипида.Близость многих его героев к жизни,раскрытие их душевных переживаний-вот то,что но- вая комедия взяла у Еврипида. Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора,кото- рый был бы органически связан с развитием действия,-хор выступал только в антрактах.В прологе новой комедии давалось краткое изло- жение событий,что должно было помочь зрителю разобраться в слож- ной интриге. Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно-филантропи- ческая направленность.В лучших произведениях проводились передо- вые идеи эллинистической философии.Несмотря на отсутствие полити- ческой тематики,в новой комедии получали отражения такие важные проблемы,как методы воспитания,отношение к женщине,к представите- лям различных сословий,к чужестранцам.Причем постоянно проповедо- вались более мягкие,более гуманные отношения между людьми. Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи- ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальный сю- жет или привычная маска:пружиной действия стала ловко устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно. Архитектура древнегреческого театра. Первоначально место для представлений устраивалось крайне прос- то:хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой ут- рамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай-"танцую"),вок- руг которой и собирались зрители.Но по мере того,как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жиз- ни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях.Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мес- т:орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрители разме- щались по склону. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.Афинский театр Диониса,например,вмещал до 17 тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч. В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения,характерный для всей эпохи античности.Театр имел три главные части:орхестру,театрон (места для зрителей,от глагола теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка",позже деревянное или каменное строение). Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м).Скена располагалась по касательной к окружности орхестры.Пе- редняя стена скены-проскений,имевший обычно вид колоннады,-изоб- ражал фасад храма или дворца.К скене примыкали два боковых строе- ния,которые назывались параскениями.Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества. Между скеной и местами для зрителей,занимавшими несколько бо- лее половины круга,находились проходы-пароды,через которые в театр до начала спектакля входили зрители,а затем вступали на ор- хестру хор и актеры. Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым уровнем развития античной техники.В театре классической поры вни- мание зрителей сосредотачивалось на развитии действия,на судьбе героев,а не на внешних эффектах. Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимос- ть.Кроме того,в некоторых театрах для усиления звука среди зри- тельских мест размещались резонирующие сосуды.Занавеса в древнег- реческом театре не было,хотя возможно,что в некоторых пьесах ка- кие-то части проскения временно закрывались от зрителей. РИМСКИЙ ТЕАТР Истоки римского театра. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обря- довым играм,богатым карнавальными элементами.Таков,например,праз- дник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.Особеннос- тью этого праздника было "переворачивание" привычных обществен- ных отношений:господа на время становились "рабами",а рабы-"гос- подами". Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздни- ки сбора урожая.Еще в отдаленные времена,когда Рим представлял со- бой небольшую общину Лациума,по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы.На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни-фесценнины.Как и в Греции,обычно обычно выступа- ли при этом два полухория,которые обменивались шутками подчас яз- вительного содержания.Зародившись еще при родовом строе,фесценни- ны существали и в последующие века,и в них,по свидетельству Гора- ция, находила отражение социальная борьба между плебеями и патри- циями. Существовала и другая форма примитивных зрелищ-сатура.Основой для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г. до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо- гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь,кото- рая прибавила к пляске шуточный диалог,написанный нескладными стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна- чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми- ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы. Еще одним видом драматических представлений комического харак- тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других пле- мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре- рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать их в дни праздников. В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа: Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели,поэ- тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза- ции. К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим воспроизво- дил сценки из народного быта,а иногда пародировал мифы,выводя в шутовском виде богов и героев. Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые иг- ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви- тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук- ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри- ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу- жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы. Римский театр эпохи республики. Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе- ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам. После победононого окнчания первой Пунической войны,на праз- дничных играх 240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое представление.Постановку поручили греку Ливию Андронику,находив- шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин- ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме и стал обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе- реработанные им с греческого образца или,быть может,просто пере- веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер- вый толчок развитию римского театра. С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драма- тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был уроженцем латин- ского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду.После окончания первой Пунической войны,в которой он принимал участие,Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной деятельностью. Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес- кая война" отличались самостоятельностью в художественном и в идейном отношении. Вначале своей драматургической деятельности Невий писал траге- дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско- ре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории.Такая трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты ис- пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но и совре- менные события. Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли- чие от греческих драматургов он писал произведения в двух жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной комедии,кото- рая представляла собой переработку новоаттической,т.е. бытовой греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв. до н.э.Свое название она получила от греческого широкого плаща- паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в Греции и герои ее носили греческую одежду. Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но обрабатывал он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий первый применил так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю- жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал ос- новоположником и римской национальной комедии-тогаты. Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко- медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор- чество относится к тому периоду,когда Рим из сельскохозяйствен- ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин- ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря. По единодушной оценке древних,Плавт был самым блестящим пред- ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж Плавта-хитрый,пронырли- вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела.Сек- рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия яв- ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко запечат- лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится к плебей- ским низам рабовладельческого общества и осуждает людей,стремя- щихся к наживе. Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен- тами народной римской ателланы,с ее буффонадой,живостью дей- ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками. Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В но- вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан- трактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях преобладает.Это кантики (от лат.canto-"пою").Одни из кантиков представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под музы- кальный аккомпанемент. Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис- тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его героев статичны,лишены сложности и психологической глубины.Поэт обращает основное внимание на событийную сторону,а все,что ка- сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает на вто- рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием гротеска делает его персонажей театрально выразительными. От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрыв- ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо длин- нее,чем в новой аттической комедии,но служат той же цели.В них рассказывается о событиях,предшествовавших началу действия,и о том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий был нас- только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом дей- ствия,не познакомившись предварительно с содержанием. Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или разработку откровенно комической ситуации с бесконечными обмана- ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными проделками,душой кото- рых обычно являлся слуга-раб. Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в сред- ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно- ва воскрес для европейского театра.Его пьесы переводят,создают различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта обрабаты- вались многочисленными драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи- ром,Мольером и другими. Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр,работав- ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по- колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие- ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а затем отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат- риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и гречес- кого образования. Теренций написал шесть комедий,и все они сохранились.Сюжеты этих комедий он,как правило,заимствует у Менандра,причем созна- тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те- ренция носят семейный характер,и основной целью драматурга яв- ляется гуманизация нравов. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий,как у Плавта;он отказывается также от театральных средств и приемов ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от буф- фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите- лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более уг- лубленную психологическую характеристику своих персонажей,созда- вая интересные,жизненные образы. Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н.э.)-ста- вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля- ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным к проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и наказания- ми,а добрыми советами. Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож- ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя и ограничен- ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к их общему первоисточнику-Менандру. Теренций может быть назван предшественником новой европейской драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес- тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в твор- честве Мольера. Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской" драмы.Дид- ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в "Гамбургской драматургии" дал подробный анализ "Братьев",считая эту комедию образцовой. Римский театр императорской эпохи. В I в.до н.э. республика в Риме пала.После убийства Цезаря и победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Свя- щенный").Август хорошо понимал общественное значение театра и всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз- родить на римской сцене трагедию греческого типа,видя именно в ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии". Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа- тельное искусство,основой которого являются мудрость.Поэт,с од- ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,так как он выступает как воспитатель и наставник граждан.С другой-его ис- кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужно шлифо- вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики. Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный жанр не увенчались успехом.Хотя представления устраивались час- то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен- ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили- лась при преемниках Августа. Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его ре- пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,то только в виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерам пока- зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами) надевали костюмы и маски,как для выступления в трагедии,однако их роль сводилась в основном к пению,так как актерские арии составляли главную часть представления.Исполнение арий из трагедий как са- мостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть до последних дней ее существования. Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки. Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре- мя занимал при нем высшие должности в государстве,но затем был обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона по- кончил с собой,вскрыв себе вены. Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно- шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более осторожно высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего он напи- сал 9 трагедий,заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются от гречес- ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на- ходятся не более трех актеров одновременно.Но под влиянием со- циальных и политических условий трагедии Сенеки получили новую направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями и угрозами кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей над каждым,определи- ла разработку тем. Герои Сенеки-люди,наделенные сильными,испепеляющими страстя- ми.Изображение этих страстей,невольно приводящих героя к гибе- ли,изображение сильных аффектов,чудовищных пороков,состоя- ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта. Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие все зако- ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе- ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоже не оста- навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний. Персонажи трагедий Сенеки однолинейны:драматург выделяет ка- кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В драмах Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавых прес- туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос- ферой жестоких репрессий. До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни траге- дий Сенеки.Скорее всего они предназначены для чтения,но не для постановки:трагедии лишены динамики,некоторые сцены технически невозможно исполнить. Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра- гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохи Возрожде- ния начали свое знакомство с античной трагедией.В XIV-XVII вв. драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки ис- кусству трагичного-мастерскому изображению страсти,напряженности диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон в Англии,Кор- нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча- ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике. Организация театральных представлений. Представления устраивались в Риме во время различных государ- ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских иг- рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,Юноны и Минервы;на празднике плебеев-Плебейских играх,происходивших в ноябре;на Аполлоновых играх-в июле. Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до сере- дины I в. до н.э.;сооружению его противился консервативный сенат.Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло- щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актеры подни- мались на сцену.В трагедии действие происходило перед дворцом.В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с вы- ходящими на нее фасадами двух-трех домов,и действие развертыва- лось перед домом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных теат- рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признаком из- неженности.Все построенное для театральных игр сооружение лома- лось сразу же после их окончания. Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис- ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак- теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав- нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по- ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антреп- ренером,который по договоренности с властями организовывал теат- ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Все жен- ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы,выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этих жанрах довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие от греков,рим- ляне могли следить за мимикой актеров.Маски использовались и раньше,но лишь в особых случаях-когда надо было,например,обыг- рать мотив двойника в комедии.В масках также играли актеры-люби- тели, принадлежавшие к высшим слоям общества. Важным событием в театральной жизни Рима было появление перво- го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору- жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че- ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два камен- ных театра:театр Бальба и театр Марцелла.От последнего до сих сохранились остатки наружной стены,разделенной на три этажа,что соответствует трем внутренним ярусам. ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Литургическая и полулитургическая драма. Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста- ла церковная драма.Борясь против остатков античного театра,про- тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализует- ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма.Существовало два цикла та- кой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и пас- хальный,передающий историю его воскресения. В рождественской литургической драме посредине храма ставили крест,потом его заворачивали в черную материю,что означало погре- бение тела господнего. В пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Ма- рий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священни- ков).Ангел спрашивал:"Кого вы ищете в гробу,христианки?" Марии хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" И ан- гел говорил им:"Его здесь нет,он восстал,как предсказал раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа. Со временем литургическая драма усложняется,разнообразятся кос- тюмы "актеров",создаются "режиссерскеие инструкции" с точным ука- занием теста и движений.Всем этим занимались сами священники. Устроители литургических представлений накопили постановочный опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и дру- гие евангельские чудеса.Приближаясь к жизни и используя постана- вочные эффекты,литургическая драма уже не привлекала,а отвлекала прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе его самоуничтоже- ние. Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах совла- дать с ним,церковные власти выводят литургическую драму из-под сводов храмов на паперти.Нарождается полулитургическая драма (се- редина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь во влас- ти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь она уже диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в дни яр- марок,а не церковных праздников,полностью перейти на родной,по- нятный толпе язык. Заботясь об успехе,церковники стали подбирать более житейские сюжеты,и материалом для полулитургической драмы становятся биб- лейские сюжеты,подверженные бытовому толкованию.Библейский леген- ды подвергаются с течением времени поэтической обработке.Вводят- ся и технические новшества:окончательно устанавливается принцип симультанной декорации,когда одновременно показывается несколько мест действия; увеличивается число трюков. Однако,несмотря на все это,церковная драма продолжала сохра- нять тесную связь с церковью.Драма ставилась на паперти,на цер- ковные средства,ее репертуар составлялся духовными лицами (хотя участниками представлений,наряду со священниками и миряне). Так,причудливо объединяя взаимоисключающие элементы,церковная драма существовала долгое время. Светская драматургия. Первые ростки нового реалистического направления связываются с именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около 1238-1287) из французского города Арраса.Де Ла-Аль был страстно увлечен поэ- зией,музыкой и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Кар- ла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как поэт,музыкант, драматург. В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало сочета- лось с сатирическим.В его произведениях были зачатки будущего театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этот драматург не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости городов. Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль нашло свое продолжение в фарсах,героями которых были то ярмароч- ный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырь слепца.Однако жанр фарса достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII же веке комедийная струя заглушалась театром миракля,тоже имевшим своей темой жизненные события,но обращенным к религии. Миракль. Само название миракль происходит от латинского слова "чудо".И действительно,все конфликты,порой очень остро отражавшие жизнен- ные противоречия,в этом жанре разрешались благодаря вмеща- тельству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.С те- чением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все ос- трее показывали произвол феодалов,силу темных страстей,владевших знатными и богатыми людьми.В первом из известных нам мирак- лей-"Игра о святом Николае" (1200)-в центре внимания было чу- до,совершенное святым для избавления христианина,попавшего в языческий плен,и история в него лишь отзвуком крестовых похо- дов.Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный портрет бессердечного феодала. Само время-XIV век,полный войн,народных волнений и бесчеловеч- ных расправ,-объясняет развитие такого противоречивого жанра,как миракль.С одной стороны,крестьянские массы брались за топоры,вос- ставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы кри- тики,и религиозное чувство в мираклях. Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале-из жизни города,из жизни монастыря или средневекового замка.Разобла- чая притеснителей народа,миракль о Берте рисует в положительном свете тех людей из их среды,которые не подвержены порокам и страстям,присущим знати,и могут,попав в среду простых тружени- ков,быть среди них своими людьми. Двойственность миракля была связана с идеологической незрелос- тью городского бюргерства того времени.Не случайно миракль,начи- навшийся обычно с обличительного изображения действительнос- ти,всегда заканчивался компромиссом,актом раскаяния и проще- ния,что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведни- ка.Это устраивало и бюргерское сознание,и церковь. Мистерия. Время расцвета мистериального театра-XV-XVI века,время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий.Город уже в значительной мере преодолел феодальную зависимость,но еще не под- пал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города,его культуры.Она выросла из так называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честь ре- лигиозных праздников,в честь торжественных выездов королей.Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия,ис- пользующая ранний опыт средневекового театра. Представления мистерий организовывались не церковью,а городски- ми цехами и муниципалитетами.Авторами выступали деятели нового типа-ученые-богословы,юристы,врачи.Несмотря на то,что руководила постановками высшая буржуазия города,мистерии были массовым пло- щадным самодеятельным искусством.В представлениях участвовали сотни человек. Мистериальная драматургия разделяется на три цикла:"ветхозавет- ный",имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов;"новоза- ветный",рассказывающий историю рождения и воскресения Христа,и "апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и частично из мираклей о святых. Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 ты- сяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета",содер- жавшая 38 отдельных эпизодов.Ее главными героями были Бог,ангелы, Люцифер,Адам и Ева.В мистерии показывалось сотворение мира,вос- стание Люцифера против Бога,библейские чудеса. Мистерия раздвинула тематический диапозон средневекового теат- ра,накопила огромный сценический опыт,который был использован последующими жанрами средневековья. Исполнителем мистерии был городской люд.Отдельные эпизоды ог- ромного театрального представления исполнялись представителями различных городских цехов.При этом мистерия давала возможность каждой профессии проявить себя как можно полней. Мистерии развили театральную технику,утвердили в народе вкус к театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Но к 1548 году мистериальным обществам,особенно широко распростране- ным во Франции,запрещают показ мистерий:слишком ощутимой стала критическая комедийная линия мистериального театра.Причина гибе- ли еще и в том,что она не получила поддержки со стороны но- вых,прогрессивных сил общества.Религиозное содержание отталкива- ло людей гуманистически настроенных,а площадная форма и критиче- кие элементы вызывали гонения церкви. Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву:королевская власть искореняет все го- родские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерия подвергает- ся резкой критике со стороны как католической церкви,так и рефор- мационного движения. Моралите. Реформационное движение (Реформация) развернулась в Европе в XVI в.Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма-католической церковью. Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с Богом",принцип личной добродетели.В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских масс.Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите.Он вырастает из мистерий,в которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные фор- мы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен.Моралите освободило морализацию как от религиозных сюже- тов,так и от бытовых отвлечений и,обособившись,обрело стилевое единство и большую дидактическую направленность.Однако при этом были утеряны действенность постановки и жизненные черты персона- жей. Основным признаком моралите являлся аллегоризм.В пьесах дей- ствуют аллегорические персонажи,каждый из которых олицетворяет какой-то человеческий порок или добродетель.Эти персонажи лишены индивидуальных характеров,и даже реальные вещи в их руках прев- ращаются в символы.Столкновения героев строились соответственно борьбе двух начал:добра и зла,духа и тела.Этот конфликт чаще все- го изображался в виде противопоставления двух фигур,двух персона- жей,олицетворяющих собой доброе и злое начала,воздействующие на человека. Разумные люди идут по стезе добродетели,неразумные же становят- ся жертвами порока-эту основную дидактическую мысль утверждали на разные лады все моралите. Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты,профессора средневековых школ.В Нидерландах сочинением и постановкой морали- те занимались патриоты,борящиеся против испанского засилья.Их пьесы были полны современных политических намеков,за что авторы и актеры нередко преследовались. В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой ас- кетической морали:под воздействием новых общественных сил в нем проявлялось некоторое стремление к реализму.Противоречия жанра были признаком сближения с жизнью.В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики. Историческое значение аллегорического жанра было в том,что он внес в средневековую драматургию четкость,поставил перед театром задачу построения типического образа.Но,будучи во власти догмати- ческой морали,этот жанр не смог породить ничего значительного. Фарс. Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный теат- ральный жанр со второй половины XV века.Однако он до этого про- шел долгий путь скрытого развития.Само название происходит от ла- тинского farta ("начинка").И действительно,устроители мистерий сплошь и рядом писали:"Здесь вставить фарс". Веселые масленичные представления и народные спектакли дают на- чало "дурацким корпорациям"-объединением мелких судебных чиновни- ков,разнообразной городской богемы,школяров,семинаристов.В XV в. шутовские общества распространяются по всей Европе.В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры-пара- ды их фарсовых представлений.В этих парадах высмеивались выступ- лениЯ епископов,словопрения судей,въезды королей в город.В ответ на это светские и духовные власти преследовали фарсеров,изгоняли их из горда,бросали в тюрьмы. Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к действительности.Он высмеивает солдат-мародеров,монахов-торгов- цев индульгенциями,чванливых дворян,скаредных купцов.Остро подме- ченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостре- ный жизненный материал. Главными принципами актерского искуства для фарсеров были ха- рактерность,доведенная до пародийной карикатуры,и динамизм,выра- жающий активность и жизнерадостность самих исполнителей. Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных ти- пов:ловкого городского молодчика,хвастливого солдата,хитрого слу- ги и т.п.Но при определенности сценических типов-масок была раз- вита и импровизация-следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией. Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от год в год становилась все плачевнее.Монархическая и церковная власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну из форм его-фарсовый театр.В конце XVI-начале XVII в.под ударами властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров. Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра За- падной Европы.В Италии из фарса родилась комедия дель арте;в Испании-творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда;а Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд,в Герма- нии-Ганс Сакс;во Франции фарсовые традиции питали искусство ге- ниального Мольера.Именно фарс стал звеном между старым и новым театром. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |