реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура майя

свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие

социально-технические проблемы — функционирования производства,

потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в

особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая

затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и

общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную

ситуацию в предметном мире.

Пластические виды искусства XX в.

Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие,

объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в

пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются

зрением. Произведения пластических искусств имеют предметный характер,

выполняются путём обработки вещественного материала, формирование которого

существенно определяет характер их образного строя. Пластические искуства

делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым

относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с

различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую

действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура),

либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика,

фотоискусство). К неизобразительным пластическим искусствам относятся

архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное

конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как

правило, аналогий в реальной действительности.

Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международный

диапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературы

освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщим

достоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении. Во

2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международные

литературные контакты. В западной литературе ощущаются настроения

пессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогресс

в общественных отношениях наложили отпечаток а тематике литературы. Космос,

роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей.

В XX в. новую волну течений возглавил поп-арт (популярное искусство,

точнее «ширпотреб-искусство»), который зародился в США. Роберт Раушенберг,

Джеймс Розенквист, Рой Лихтенберг, Джеспер Джонс. Эндри Уорхол

распространили это направление во многих странах мира. С поп-артом в

музейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось и

было областью «массовой культуры» низшего разбора,- рекламные плакаты и

этикетки, муляжи и манекены, увеличенные репродукции и комиксы, а кроме

того наборы любыз предметов, попавшихся под руку, - одеяла и консервные

банки, разбитые часы и раскрашенные чучела. Нельзя сбрасывать со счетов в

панораме искусств 2-й половине XX в. сюрреализм и активный эпотаж его метра

альвадора Дали (1904-1988). Сон и явь, бред и действительность перемешаны

и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были

увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты,

чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной

техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других зрителей в

произведениях Дали.

Зрелищные искусства и музыка XX в.

Картина стилей и направлений искусства 2-й половины XX в. крайне

пестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новых

серьезных течениях. Больше в искустве появилось выдумщиков ремесленного

пошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образные

произведения.

Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами,

описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не

представляется возможным, ограничимся перечислением: это джаз, рок (рок-н-

ролл, хард-рок, панк-рок), блюз, поп-музыка … Отдельное место занимает

российский рок.

Появилась «современная», функционалистская архитектура, обнажившая

конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции. Поэтому

новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу

человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной». В 70-80е гг.

в архитектуре, кроме заботы об удовлетворении повседневных практических

требований. Стали появлятся новые веяния, обно из них – бионика –

заимствование конструктивных принцмпов у органического мира. Аэропорты,

спортивные комплексы, жилые дома стали похожими на плывущего ската, на

грибы, цветы и т. д. Необходио отметить, что современная архитектура

потеряла национальные особенности, во многих странах возводят однотипные

сооружения, архитектура стала космополитичной.

В 20-х гг. созданы фильмы, которые стали этапными для советской и

мировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец "Потёмкин"» (оба — 1925,

режиссёр С.М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингис-хана» (1928, оба

— режиссёр В.И. Пудовкин). Крах фашизма, общая демократизация мира оказали

на кинематограф значительное влияние, породив в нем ряд значительных

явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Появилось японское кино,

которое в лучших своих произведениях самобытно и глубоко национально.

Английское кино дало миру Хичкока, которого считают одним из

основоположников фильмов – ужасов, фильмов где используется мехпнника

массового психоза, массовой паники («Птицы»). Особое место занимает

американское кино, Основной поток фильмов определяли мелодрамы, детективы,

фильмы о шпионах. Свою нишу в мировом кино занимает Индия. Индийское кино

разнообразно, и наряду с музыкально-танцевальными драмами в нем немало

умных строгих реалистических и психодогически тонких картин.

Майя

Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до

конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие

группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и

относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до

образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от

них.

Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от

остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению,

что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и

Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны,

что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они

допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин)

плюс 15 диалектов.

Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики),

удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков

отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования

(глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаны

приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от

гипотетического протомайя.

В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются

группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области

находится уастекская группа майяской семьи.

Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и

охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть

Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и

западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие

разделы работы.

Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся

индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,

тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в

тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,

северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —

приблизительно 2,7 млн человек.

Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»),

живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около

600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и

инки), пожалуй, наиболее известны.

История заселения Америки

Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из

Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.

приблизительно 30 тыс. лет назад.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные

ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,

почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы

воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины,

гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными

особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в

погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками

из полудрагоценных пород камня.

Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты.

Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются

колоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и

Сан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментов

тела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которого

изготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 км

от места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не было

тягловой скотины.

Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются

изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.

Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц

с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.

В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на

соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.

Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.

радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,

периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые

определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,

что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные

участки земли лишались растительности и становились непригодными для

земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.

Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди

переселились на север к родственным племенам. Археологические находки

подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а

в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы

керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые

вулканической пылью.

В древней рукописи индейцев «Пополь-Вух» описываются события, похожие

на извержение вулкана: «Густая смола пролилась с неба... Лик Земли

потемнел, начал падать черный дождь». В другой рукописи, которая называется

«Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара»), также имеются сведения о природной

катастрофе: «Поднялся небесный столб — знак разрушения мира... живые были

погребены среди песка и морских волн...»

Древняя история майя

Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов:

доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э —

900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и

полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в.,

они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно,

почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и

разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что

послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были

тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо

болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов

майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что

развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом

религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800

развалин древних городов майя.

Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им

после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город

Тикаль придумали археологи, а Паленке по-испански — «крепость».

Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры,

одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были

сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны

одной из величайших в мире цивилизаций.

Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в

Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилан

и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес

смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные

центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние

помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму

примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный

комплекс — типичный для священных городов древних майя классического

периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с

живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного

на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что

классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-

то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот

храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из

которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого —

танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц

празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их

одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя

не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему

мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих

росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно

распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями.

Большинство фигур написано почти в натуральную величину.

Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые

другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена.

Почти все священные города классического периода несут на себе следы

насильственных разрушений.

Бонампак - история в картинках

Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о

жизни города.

Фрагмент настенной росписи

Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор

остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким

кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное

происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих

на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для

традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо,

расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, а

позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный —

воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этой

традиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметь

татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и

на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному в

воровстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка до

лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у

женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней,

чем у мужчин.

Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от

европейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способы

изменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К ним

относились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегося

ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе

зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней,

которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент.

Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся

искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась

ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким

образом ребенок привыкал скашивать глаза.

Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки

полотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно и

мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя

часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы,

конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье

волос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабами

становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже

считались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в

отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и

украшения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично

побрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками

геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по

краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап

ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили

в набедренных повязках.

Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной

убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц —

попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц

разводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагалась

смерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые могли

соперничать с живописью — настолько совершенен был подбор красок. Священной

птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в

качестве «денег». Птица эта была очень гордой — она умирала в руках

охотников.

Праздничный костюм майя

Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях

(стилобатах), форма и высота которых определялась назначением

поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые

пирамиды (разнообразные по высоте и числу уступов), на усеченной вершине

которых находился небольшой храм с одним или тремя помещениями. От подножия

пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; у больших пирамид лестницы

устраивались иногда по всем четырем сторонам.

Великий город Паленке

Паленке был первым городом классического периода, о котором стало

известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности

были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город

пришел в запустение задолго до того, как на американский континент

высадились первые европейцы. Впереди на вершине «акрополя» с крутыми

склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили

отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла «акрополя» на

ступенчатой пирамиде возвышает ся здание с высоким сводчатым перекрытием.

Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с

длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и

Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из

белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.