реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура барокко

2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-

жанровые образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности;3)

концентрация музыкальной образности;

4) драматизм и трагизм в мировосприятии; 5) принцип единовременного

контраста в образах, интонациях, гармонии, ритмах; 6) композиция

крупного плана с большой цельностью частей.

В области английской инструментальной музыки происходило складывание

клавирной школы (верждинелисты - по названию инструмента). Представители:

Берд, Булл, Морни, Гиббонс... Наибольший интерес из их творчества

представляют вариации на тему танцев и песен.

Георг Фридрих Гендель

Мастером крупнейшего масштаба эпохи стал Георг Фридрих Гендель -

крупнейший полифонист, тяготеющий к синтетическим вокально-инструментальным

формам. Его творчество - это эпическое величие, воображение,

многоплановость контрастов, направленность вширь и во вне духовного мира,

действенность и картинность творчества. Неоднозначно решается вопрос о

национальной принадлежности искусства Генделя: сложился как музыкант в

Германии, с 1704 по 1740г. писал итальянские оперы, в 1717 переселился в

Лондон. Его творчество стало поистине интернациональным.

18

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка - показательная для стиля композитора,

связана с вокальными произведениями, именно образы, картинно-

изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тематизм, общий

облик пьес, отдельных частей. В целом характерны блеск, пафос, густота

звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени,

темперамент, импровизационные разливы.

Наиболее характерен для творческого облика жанр concerto grosso и

концерта вообще (для органа, для оркестра...). Гендель допускал свободный

состав концертного цикла, не придерживался принципа “быстро-медленно”. Его

концерты (в том числе и для органа) - чисто светские произведения, с

включением танцевальных частей. В общем тонусе преобладают праздничность,

энергичность, контрастность, импровизационность.

Работал Гендель и в других жанрах инструментальной музыки: сонатах

(трио-сонатах), фантазиях, каприччо, вариациях, писал развлекательную

музыку (двойные концерты, “Музыка на воде”).

Все же ведущую область творчества занимают синтетические жанры:

опера, оратория.

Оперы

В течение тридцати лет работал Гендель над оперными произведениями,

написанными в стиле итальянской оперы (исключая первые три, написанные для

Гамберга), но не ограничиваясь рамками оперы seria. Его интересуют

разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки. Основным

стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт

традиционен. 2 лагеря, 2 нации, конфликт в душе героя (борьба между

чувством и долгом). Вокальные формы близки инструментальному складу.

Гендель объединяет речитатив и арию в сцене

сквозного действия. Часто выделяет инструментальные номера. Его оркестр

выразителен, красочен, блестящ, динамичен. Увертюра французского типа

весьма импозантна, величественна, полна мощи.

3. Оратории

Большое значение имеет Гендель как великий реформатор ораторий,

привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя

неизменно выразительна, действенна, контрастна, изобразительно-картинна,

образно-конкретна. Трактует хор как действенную, живописную, драматическую

краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда

персонифицируется. Очень важна партия оркестра, дифференцированная,

детализированная. Герой его ораторий - гиперболический образ, слитый с

народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной

трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”),

героические дифирамбы

19

(“Мессия”), оратории-обличения (“Валтасар”), лирические (пасторали, сказки,

идиллии, утопии).

В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава

продолжала расти в XVIIIв, его произведения исполнялись в Европе. Его

музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.

Музыка барокко (выводы)

Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и

ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных

нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры,

рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт,

ария, вариации... Музыка барокко - огромная область исполнительской

практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной

музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана.

Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и

музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в

1888г. работы Г.Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко -

“необарокко” - в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского,

Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы,

обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос -

излюбленная фигура барочной риторики).

“Что смерть благочестивым”

(фон Хоффмансвальгау),

“Что молодость, почет, искусность, блеск наград?”

Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке:

1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности

(“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям

(кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух

противоположных ладов);

3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории...) и лаконичные

номера;

4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,

рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство

барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем

- подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это

выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание

по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести

грешников. Фуга - как приговор, как грозный

20

жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего

стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический оказывается

внутри человека. Человек и мир - одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе!

Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус);

6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная

деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм,

который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко

создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время

человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в

многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные

прелюдии...;

7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно

выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы

эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько

столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:

импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,

упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения Богу; 2) украшения человеческой жизни.

“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством

которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность

звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в

первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и

затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе” Вальтер

Литература барокко

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если

архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе

можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности,

величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика

(Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб - подставкой служит он. Жорж де

Скюдери

21

“Аларих, или побежденный Рим” 1654

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на

библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-

борец”,... Для его творчества характерно:

масштабность поэмы;

сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;

рельефные образы;

нагромождение деталей;

господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе

добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском

романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653).

Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и

живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;

3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно:

расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В

каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене

присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной

данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он

- ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские

положения автора” (Морозов)

Театр

Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру

присущи:1) условность, витиеватость стиля;

2) своеобразный язык с включением простонародных слов;

3) динамика действия;4) сложная композиция; 5) напыщенность, аффектация.

На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые

штаны” - комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и

Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,

“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”

1675). Основные черты:

1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во

внешнем конфликте драмы; 2) победа светлых сил, которая достается

искуплением, мучением;3) обнажение жизненных противоречий.

22

Русское искусство барокко

Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв.

Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция

западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от

художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство

Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось

лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.

В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального

Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на

планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло

средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко

специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью.

Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной

пространственной зоны.

Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-

декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык

символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о

мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность.

Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров:

Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.

В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность

культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в

основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной

культуры.

23

Явление парных ступеней-периодов культурного развития средневековой

цивилизации .

Ступени культурного развития цивилизации ( на примере европейского

средневековья )

0 1 2

3 4 5

0 Ритмы 300 300 300

300 300

стиль романика готика ренессанс

барокко романтизм

0

элементы

1 проза видение житие новелла

мемуары роман

2 поэзия канон канон

поэма

на успение по мощам сонет

эпиграмма опера

3 архитек- храм-склеп храм- павильон

увеселительный пантеон

тура мавзолей грот

павильон театр

4 живопись пелена витраж маслянная

альбомный пано-

(икона)

живопись рисунок рама

5 скульптура барельеф горельеф статуя

скульптурная эклектич-

(техника)

группа ная ком-

позиция

6 музыка ударная духовая щипковая

клавишная оркестро-

вая

«Цивилизация»

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине,

который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку.

Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине ХУШ в.;

лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие

возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном

числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического

процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности,

французские просветители называли цивилизацией общество,

24

основанное на разуме и справедливости.

В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории

человечества к плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей

новый порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей

несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в

«эпоху путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и

человеческих установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается,

могут умирать.

В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция

цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого

народа - своя цивилизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии

начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальтацией народного духа

понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие

между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием

обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этно-

исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны,

существуют локальные цивилизации, а с другой, - есть еще и Цивилизация как

прогресс человеческого общества в целом.

В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики

определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.

Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к

пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время.

Это:

а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития

человечества, представляющего собой единое целое);

б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного

развития человечества как единого целого);

в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные

уникальные этнические или исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального,

внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального,

25

внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие

этих двух явлений. социальных и интеллектуальных, является основой развития

цивилизации.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный

феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками,

основу которого составляет религия и четко выраженные параметры

технологического развития.

М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает

изучению цивилизацию с точки зрения внутренней организованности,

обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной

организацией и философией, причем техника у него определяет остальные

компоненты.

Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о

цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от

истории цивилизации. поскольку теория есть единое учение о цивилизации

вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого

цивилизационного процесса.

Главная проблема науки о цивилизации - происхождение и природа ее

многообразия. Содержание всеобщей истории - изучение борьбы цивилизаций, их

развития, а также история возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны

сводятся к тому, что цивилизация.

во-первых, - это особое состояние групповой жизни, которое может быть

охарактеризовано с разных сторон; «особая форма организации коллективности

людей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация - это

социальная целостность;

во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя

фундаментальными категориями - блага (морали) и истины; а внешняя, или

телесная - категориями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь

цивилизации основана на категории красоты. Эти пять категорий, или факторов

устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченности

методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное

количество цивилизаций.

В отечественной литературе также существует различное понимание того,

что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического

детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации

оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая

влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих

природу (Л.Л. Мечников).

Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

Однако в целом у нас преобладает культурологический подход к

26

определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово

интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под ним

подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в

его историческом развитии, в узком -только материальную культуру.

Поэтому большинство ученых склонны определять цивилизацию «как

социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», как

«целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером

своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной

культуры».

Культурологический путь к пониманию цивилизации представляет собой

форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к его

культурным характеристикам. Тем самым цивилизационный подход

отождествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, что еще

в XIX - начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру

противопоставляли понятию «цивилизация».

Так, уже у Канта намечается различие между понятиями цивилизации и

культуры. Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-

механических элементов, противопоставляет ее культуре, как царству

органически-жизненного. Поэтому он утверждает, что цивилизация - это

заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода

общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и

технических достижений и упадок искусства и литературы.

Кроме того, некоторые ученые независимо от их представлений о том, что

лежит в основе цивилизации, рассматривают ее как внешний по отношению к

человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего

достояния, как духовный код жизнедеятельности.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-

ценностном значении, позволяющем фиксировать то, что получило название

матрицы или «доминантной формы интеграции» (П. Сорокин).

Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате

разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

Таким образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический

подходы представляют собой различные способы научной интерпретации истории.

Цивилизационный подход ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы»,

доминантной формы социальной интеграции. Культурологический - на изучение

культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной

цивилизации могут выступать разные основания.

27

Кроме того, цивилизации различаются также алгоритмами развития

(социальными генотипами) и культурными архетипами.

Особенности охраны отечественных и зарубежных памятников культуры барокко-

рококо.

Недвижимые объекты культурного наследия, к числу которых относятся

памятники истории и культуры, исторические города и историко-культурные

территории, являются жизненно важной для человека частью окружающей среды.

Памятники культуры барокко-рококо будучи ее компонентом, находятся под

воздействием множества факторов экологического риска как естественного, так

и антропогенного происхождения. Полная или даже частичная утрата памятников

культуры барокко-рококо отрицательно сказывается на социальных аспектах

развития и непредсказуема по своим негативным последствиям.

К сожалению, старение и деградация памятников — неизбежное и закономерное

явление. В естественных условиях это относительно длительный процесс,

обусловливающий возможность соответствующей социальной и психологической

адаптации населения. Однако, в случае воздействия агрессивных газов,

загрязненных вод, вибрации, нарушений геологической среды и других

факторов, процессы разрушения памятников резко ускоряются и нередко

приобретают катастрофический характер.

Защита и сохранение исторического и культурного наследия является одной из

первоочередных задач общества и государства. Памятники культуры

раасматриваются как интересный и существенный источник, освещающий

определенную эпоху или раскрывающий какую-либо тему. Насыщенная событиями

эпоха позднего средневекового общества оставила современной цивилизации

богатое культурное наследие . Однако стремительные темпы изменений лица

мира в 20 веке, две мировые войны, уничтожившие огромное количество

памятников культуры, привели к опасности разрыва историко-культурной

эволюционной цепи. Случается, что нужды современной цивилизации

сталкиваются с интересами охраны памятников культуры.(Особенно это

характерно для густонаселенной Европы). В таких случаях большую роль

приобретает деятельность органов местного самоуправления, направленная на

защиту памятников культурного наследия . Культурное наследие материализует

историческую память народа, являясь ее зримой хронологической шкалой. Так

как воспроизведение утраченного культурного объекта приводит к тому, что он

уже не является памятником культуры важнейшим методом охраны

28

культурного наследия является своевременная реставрация памятников культуры

. Этот метод активно применяется в нашем столетии как и у нас в стране так

и за рубежом. Большое внимание следует уделить охране памятникам культуры

барокко-рококо . так как в эту эпоху средневековой цивилизацией были

созданы уникальные по своей красоте и неповторимости шедевры культуры.

Огромную роль в сохранении

памятников культуры барокко-рококо играет международное сотрудничество в

данной области.Так, Генеральная конференция ООН по вопросам образования,

науки и культуры, собравшаяся в Париже в 1992 г.,выработала проект

рекомендаций о национальных мероприятиях по охране памятников культуры и

исторических мест. Ввиду недофинансирования культурных программ по охране

памятников культуры эпохи барокко-рококо ( что характерно для России ) ,

актуальную роль играет создание различны благотворительных фондов ,

деятельность которых направлена на сохранение культурного наследия и

памятников культуры.

Заключение

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое

пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически

закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.

Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их

национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для

всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпоху Просвещения.

Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство

рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы,

“нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души.

Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной

антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота

искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не

29

только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий,

относящихся к сфере восприятия искусства.

Литература

1.Барокко. БСЭ. М.1970

2.Беда А.М. Культурно-исторические ритмы (таблицы).М.1995

3. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963

4. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964

5. История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,1940

6. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. М.,”Музыка”,1982

7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском

искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966

8. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”

9. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М., “Наука”

10. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2

11. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996 г.

12.Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.

13.Культура как общественное явление. Журнал «Природа и человек» №3, 1995

г.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.