|
Культура Белоруссии и России 19-20 векаКультура Белоруссии и России 19-20 векаСодержание 1. Введение 2. Материальная и духовная культура 3. Школьная реформа 4. Профессиональное обучение 5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения 6. Книжная и периодическая печать 7. Искусство и архитектура . Развитие белоруской литературы . Становление национального профессионального театра, музыкальная жизнь . Изобразительное искусство . Архитектура 12. Заключение 13. Литература 14. Рисунки Введение При изучении Белоруссии нового и новейшего времени особенно большое значение имеют статистические источники, к которым относятся земельные исследования, военно-коньские переписи, списки фабрик и заводов, адрес- календари и т.д. Среди них наиболее наиболее известными являются: “Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года”, “Ведомости фабрик и заводов”, материалы переписи промышленных предприятий начала 20в., всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 и др. Одним из наиболее важных исторических источников по истории древней Белоруссии являются русские летописи, в основе которых лежит “Повесть прошедших времен”(12в.). Частично дополняют “Повесть прошедших времен” Лаврентьевский, Ипатовский, а также Радзивиловский летописи, в которых имеются данные о городах, скульптуре, княжеских династиях и т.д. Мемуаристика новейшего времени представлена многочисленными воспоминаниями участников Октябрьской революции, гражданской войны, коллективизации, второй мировой войны и т.д. Многочисленную группу исторических источников складывают литературные произведения. Развиваясь в тесной связи с гражданской жизнью, чувствовав влияние времени, они являются специфической формой выявления духовной жизни народа. В 20в. начался переход к белорусской литературе нового времени, который нашел отпечаток в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, Ф.Багушевича, М.Лучина и др. Произведения Я.Купалы, Я.Колоса, М.Багдановича, Тетки и др. белорусских писателей начался в 20в. – свидетельство бурного революционного времени, который и возвысил широкие колеса белорусской народности к активной политической деятельности. Белорусская культура 20-80г.20в. ярко отобразила всю сложную, временем трагическую историю советской действительности. В период нового и новейшего времени белорусской истории важная значение имела периодическая печать, которая стала сильным средством информации и организации народного сознания. Согласно политическим позициям она делится на несколько групп: Правительственная (“Губернские ведомости”); Консервативная (“Епархиальные ведомости”); Демократическая (“Минский листок”, “Наша нива”) и т.д. С 1863г. на Белоруссии началась история нелегальной печати. Она связана с именем К.Калиновского, который в ходе восстания 1863-1864г. выдавал первую белорусскую нецензурную газету “Мужицкая правда””. Периодическая печать Белоруссии новейшего времени отличается большим разнообразным политическим спектром и распространением правдивой и альтернативной информацией о событиях и фактах в жизни нашей республики и за границей. Материальная и духовная культура В связи со слабым развитием профессионального искусства главную среду духовной культуры белорусской нации периода формирования капитализма и складывали народные формы искусства, традические обряды и обычаи. Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр, лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор. Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа -–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и частушки. Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы, соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба, квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и разрисованные планки, фризы, конки. Школьная реформа Требования капиталистического развития, усиление общественно политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о начальных народных училищах 1864г. было разрешено государственным заведениям и частным особам открывать начальные школы “для усиления среди народа религиозных и моральных понятий и распространении первоначальных полезных знаний”. В этих школах детей учили письму и четырем действиям арифметики, большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям. Для усиления административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора народных училищ, а в 1874г. – директора народных училищ. Устав гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4,5,6-х классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за учение фактически закрывала доступ к среднему образованию представителей широких слоев населения. Мужитские гимназии делились на классические и реальные. Выпускники классических гимназий могли поступить в университет без экзаменов, а выпускники реальных гимназий – по конкурсу в технические учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый устав гимназий, который предусматривал открытие только классических гимназий. Период учения в них увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища, где термин учения укорачивался с 7 до 6 лет. Право поступить в технические высшие учебные заведения могли только те, кто окончил седьмой (дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние учебные заведения церковного ведомства – духовные семинарии. В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в подчинение Министерства народного просвещения. В деревнях были ликвидированы школы Министерства государственных имуществ, участвующих контор, школы помещиков, православного и католического духовенства. Были закрыты дворянские частные училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в деревнях стали народные училища. По положению 1872г. создавались городские училища, выпускники которых не могли поступать в средние учебные заведения. При церковных приходах существовали частные приходские одно и двухклассные школы дореформенного типа, а также двух, трех, четырехклассные мужские и женские училища церковного ведомства. Вместе с тем осуществление школьной реформы на Белоруссии совпала с проведением жесткого курса в политике царизма после подавления восстания 1863-1864г. За участие преподавателей, студентов и учащихся в востании были закрыты Горе-Горетский земледельческий институт, Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодеченская прогимназии. Были ликвидированы польские школы и почти все частные училища как “рассадники полонизации”. В школах запрещалось преподавание польского языка. Всем преподавателям и учителям было приказано заботится о том, чтобы в стенах учебных заведений разговорным языком был русский. Несмотря на жестокий курс политики российского правительства в области образования, а так же материальные трудности (одна школа приходилась на 8-10 деревень, большая часть размещалась в непригодных для занятий крестьянских домах, парт на всех учеников не хватало, учебных пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не имели и т.д.), выносливость белорусского населения к учению детей была большая. В 1881-1889г. количество народных училищ в Белоруссии сократилось с 1198 до 999, одновременно было открыто 5814 церковно-приходских школ и школ грамоты.1 1. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г., стр.392 Были приняты меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из нижних слоев. Летом 1887г. выпущен циркуляр, который в среде прогрессивной общественности получил название циркуляра “о кухарских детях”. Средние учебные заведения находились в больших городах Белоруссии, в них учились дети в основном представителей привилегированных слоев. В 1868г. на территории Белоруссии работали 6 мужских и 4 женских гимназии, 2 прогимназии, 4 духовных семинарии и Полотский кадетский корпус1. В них насчитывалось 3265 учасщихся2 . Из всех средних учебных заведений только мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие учебные заведения. Остальные учебные заведения таких прав не имели, их выпускники занимали служебные должности. В 70-е г. были открыты реальные училища в Пинске и Минске, в 1885г. – в Могилеве. В 1898г. количество средних учебных заведений в Белоруссии увеличилось до 20, в них училось 5000 человек3. В начале 20в. в системе школьного образования Белоруссии произошли новые изменения. Уменьшилось количество школ церковного ведомства и вместо церковно-приходских школ открывались народные училища. В начальных школах в 1911г. училось только 18,4% детей школьного возраста4. Городские училища были переделаны в высшие начальные училища – 4-х классные образовательные школы повышенного типа. Увеличилось количество средних учебных заведений (полных и не полных): в 1914г. их насчитывалось 88133 государственных и 55 частных из 31,5 тысяч учащихся5. 1 “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г., стр.392 2. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г., стр.392 3. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г., стр.392 4. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г., стр.392 5. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г., стр.392 Профессиональное обучение Возникновение средних и низших технических училищ относится к 60-м г 19в. В 1889г были выработаны уставы трех основных типов промышленных училищ: средних и низших технических и ремесленных училищ. К разряду низших технических училищ относились железнодорожные училища. в 1893г возник новый тип промышленных -технических учебных заведений – школа ремесленных учеников, а в 1895г был выработан тип нижней ремесленной школы. Нижние сельскохозяйственные школы разделились на общие и специальные. К профессиональным учебным заведения относились медицинские училища, художественные классы, вечерние профессиональные курсы, музыкальные училища. С 1865г. начал свое существование и такой тип профессиональной подготовки, как ремесленные классы и отделения при всеобщей образовательной школе. Эти разнообразные типы профессиональных школ подчинялись разным государственным учреждениям. Большинство из них принадлежало Министерству народного образования. Министерство земледелия контролировало сельскохозяйственные и лесные щколы, Министерство финансов – коммерческие, художественно промышленные заведения, Министерство путей сообщений – технические железнодорожные училища, Министерство юстиции – земледельческие. Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на территории Белоруссии одним из первых профессионально-техническим учебным заведением было Горатское ремесленное училище, открытое в 1872г. на базе Горатского механического завода. Большинство промышленных школ Белоруссии было открыто в конце 80-х начале 90-х годов, что вызвано широким строительством лесопильных и кирпичных заводов, спичечных и фанерных фабрик. В 1890г. начало свое существование Александровское ремесленное училище в Гродно для подготовки столяров, слесарей, кузнецов. В связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878г. открыто Гомельское техническое железнодорожное училище. Срок обучения длится до пяти лет. Получив квалификацию рабочие направлялись в ремонтные мастерские Либово-Роменской железной дороги. Продолжало Горатское земледельческое училище, среднее сельскохозяйственное учебное заведение открытое еще в 1840г. Обучение здесь включало общеобразовательные и специальные предметы, а также множество практических занятий по ботанике, метеорологии, геодезии, зоологии, анатомии, цветоводству. Училище имело свою библиотеку, ботанический сад, пасеку, животноводческую ферму. При училище действуют землемерные классы. Переделанные в 1909г. в средние землемерно-аграрные училища. В 1878г. была открыта Марьиногорская казенная сельскохозяйственная школа. Она относилась к общим низшим сельскохозяйственным школам первого разряда. При школе имелась ферма в размере 150 десятин земли. В животноводческом хозяйстве разводились племенные животные. Одной из целей существования школы, вместе с подготовкой специалистов. Было распространение среди крестьян передовых методов ведения сельского хозяйства. За участие в сельскохозяйственной выставке, организованной Минским сельскохозяйственным товариществом, Марьиногорская школа была награждена золотой медалью. В Белоруссии существовал ряд специальных сельскохозяйственных школ: Зеновьевская школа садовых рабочих (Могилевский уезд), Практическая школа скотоводов в поместье Лявки, Ждановичевская женская школа молочного хозяйства, Бобруйская школа садоводства, огородничества и хмелеводчества, Полодская низшая лестна школа и др. Сельскохозяйственное образование осуществлялось и путем организации курсов, классов, лекций для желающих получить некоторые сведения по разным отраслям сельского хозяйства. В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы. Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы и курсы швейного мастерства. Подготовка среднего медицинского персонала происходила в ветеринарно- фельдшерских школах. С 70-х годов 19в. существовали Могилевская, Витебская, Гродненская повивальные школы, Могилевская центральная фельдшерская школа. В начале 20в. возникла в ветеринарно-фельдшерских школа Минского губернского уезда, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске, повивальная школа в Гомеле, частная зубоврачебная школа в Минске. Во второй половине 19в. в Белоруссии была положена основа педагогическому образованию. В итоге проведения школьных реформ 60-х г. увеличилась сеть начальных народных училищ, что вызвало необходимость в педагогических кадрах. Для их подготовки сделаны педагогические учебные заведения – учительские семинарии. Молодеченская педагогическая семинария, первая в Белоруссии и вообще в Российской империи, начала свою деятельность осенью 1864г. В 1872г.была открыта Молодская учительская семинария, 1874г. Несвижская, 1876г. Свислогическая семинария. В начале 20в. открыта также Борисовская, Бобруйская, Гомельская, Оршанская, Рогачевская, Мстиславская и Городская учительские семинарии. Проблему подготовки учителей должно было решить и создание педагогических институтов. Первый педагогический институт на территории Белоруссии был открыт в 1910г. в Витебске. В 1913г. начались занятия в Могилевском, а в 1914г. в Минском педагогическом институтах. Общеобразовательная подготовка выпускников педагогических институтов была ниже, чем учащихся гимназий и реальных училищ. Поэтому пединституты не только не являлись высшим учебным заведением, но и не пользовались правами средней школы: их выпускники не имели права поступать в высшие учебные заведения. Для скорейшей подготовки учителей Министерство народного образования создавали при высших частных училищах двулетние педагогические курсы. Учителей для церковно приходских школ готовили церковные-педагогические и второкурсные педагогические школы, духовные семинарии и женские епархиальные училища, что принадлежали духовному уезду. Высших учебных заведений на территории Беларуси не было. Официальные власти неоднократно уклоняли ходатайство общественности о закрытии в Беларуси университета или политехнического института. Таким образом, профессиональное образование на территории Беларуси развивалось быстрыми темпами. Первые низшие профессиональные школы, ремесленные классы и отделения при общеобразовательных школах. Разнопрофильные и разнотипные профессиональные учебные заведения готовили квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям социльно-экономического и культурного развития страны. Научные исследования истории Беларуси, быта и культуры ее населения. После восстания 1863-1864 г.г. возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси. По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И.Соболевский, М.А.Янчук. В 60-70 г.г. 19 в. изучение Беларуси постепенно стало делом местной интеллигенции, начали формироваться регионные этнографические центры. Одним из таких центров – Юго-Западное отделение Русского географического общества – находился в Вилне. Оно имело в своем составе более трехсот членов. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические и археологические материалы. За время существования отделения вышли из печати 4 книги “Записок”, в которых опубликовано 12 работ, посвященных быту, культуре и устно-народному творчеству белорусов. В 1902 г. по инициативе Е.Р.Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края (в 1913 г. переименовано в общество по изучению Могилевского уезда) и Историко-этнографический музей. В 1908 г. в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который выдавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 г была образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского края. Члены комиссии опубликовали ряд книг. В связи со столетием войны 1812 года комиссия организовала сбор средств на памятник воинам, которые погибли на витебской земле. Памятник был поставлен в Витебске на берегу Западной Двины. Основаное в Минске в 1919г. Общество любителей природоведения , этнографии и археологии изучала Минскую обл., проводила исследования рек на Полесье. Одним из первых крупных исследователей Беларуси был учитель И.И.Носович. В 1852-1869 г.г. он напечатал несколько сборников белорусских поговорок и загадок, а в 1873 – собранные им “Белорусские песни”. Основная работа И.И.Носовича, которой он отдал 16 лет, - “Словарь белорусского наречия”, выпущенная в 1740 г. в Санкт-Петербурге. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |