реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая по дореволюционному кино

киносъемочной аппаратурой. Внизу размещались артистические уборные. Тут же

на фабрике располагались декорационные мастерские и сценарный отдел. Надо

помнить, что в русский кинематограф уже в период его становления пришли

большие художники с мировым именем, артисты драмы, оперы и балета: Шаляпин,

Павлова, Каралли, Радин, Мозжухин, Максимов, Лысенко, Полевицкая, Юренева,

Полонский, Худолеев, Чардынин, Баратов, Протазанов, Бауэр, Гардин, Санин,

Петровский, Вавич, Римский, Панов и почти все артисты Художественного

театра во главе с Качаловым.

Здесь начинали свою творческую деятельность ведущие советские

кинорежиссеры: В. Гардин, О. Преображенская, А. Ромм, И. Пырьев... Отсюда

вышли первые советские киноактеры: В. Фогель, Э. Цесарская, А. Файт, А.

Антонов... Интересны воспоминания жены А.А. Ханжонкова Веры Дмитриевны

(Поповой): «Перечислить всех актеров, принесших в кино свой театральный

опыт, трудно. Среди них можно вспомнить Л. Кореневу, Е. Гельцер, Е.

Вахтангова, Вс. Мейерхольда, М. Чехова, Б. Сушкевича и многих других.

Нелишним будет напомнить, что 50 актеров Московского Художественного театра

и его студий участвовали в создании фильмов нашего дореволюционного кино.

Особое место в нем занимала В. В. Холодная. Скромная, трудолюбивая и

выносливая, она безотказно снималась у Е. Бауэра, П. Чардынина, В.

Висковского, Ч. Сабинского... Разумеется, немало было в этом деле и других

людей, искавших прежде всего легкой наживы. Они потакали дурным вкусам

обывательской публики, вызывая своей деятельностью у многих видных

представителей русской общественности отрицательное отношение к

кинематографу... Но так же, как мы не судим о литературе по произведениям

Пазухина и графа Амори, так же, как мы не судим о театре по репертуару

театра-фарс Сабурова, мы не должны судить о молодом киноискусстве по худшим

бульварным фильмам, выпущенным дельцами и спекулянтами».

Вслед за «Песнью торжествующей любви» на экраны выходит третий фильм с

участием Веры Холодной - «Дети века». Мелодрама имела определенные

социальные мотивы. Молодую женщину, жену мелкого чиновника Торопова,

соблазняет богатый коммерсант, приятель начальника ее мужа. Брошенный,

одинокий, потерявший место и снедаемый нуждой, Торопов кончает жизнь

самоубийством.

Надо сказать, что фильм этот имел шумный успех, в первую очередь,

видимо, потому, что в нем поднималась тема маленького человека. А эта тема

была, как говорят, у всех на слуху. В защиту маленьких людей выступали в

свое время Писемский, Достоевский, Чехов, гениальный русский трагический

актер Павел Николаевич Орленев и многие другие. К счастью, этот фильм

сохранился и дает полное представление о высоком мастерстве режиссера

Бауэра. Несмотря на то, что в фильме отсутствуют титры, игра артистов

настолько пластически совершенна, что не требует никаких дополнительных

пояснений. Что же касается Марии Тороповой, которую играла Холодная, то и

теперь с первых кадров фильма невольно попадаешь под обаяние прелестной

женщины, польстившейся на красивую жизнь, но не сумевшей, в силу чистоты

внутренней, скрыть своего «падения»- она влепила пощечину богатому

Лебедеву, когда тот попытался ее обнять...

Большое впечатление производит оформление фильма: интерьеры, съемки на

натуре -карнавал на пруду. В них чувствуется безупречный вкус. Некоторые

критики и до сих пор пытаются обвинить Бауэра в подмене красоты

красивостью. Мнения могут быть разными, но созерцание ее доставляет

радость. Поражает нас, современных зрителей, и высочайшее техническое

качество ленты. Удивительная четкость и глубина кадров, динамика монтажа -

порою не верится, что снято это семьдесят пять лет тому назад! И так ли уж

правомерно утверждение, что кинематограф вначале был всего лишь

развлечением? Теперь, во всяком случае, мы воспринимаем это как подлинное

искусство.

Летом 1915 года Вера Васильевна получила извещение с фронта о том, что

ее муж, служивший в одной из частей 5-й армии, поручик Холодный, тяжело

ранен под Варшавой и находится в критическом состоянии. Кстати, на фронте

сестрой милосердия была сестра Владимира Григорьевича Ольга. Илья Иванович

- военным врачом.

Тем летом наши войска в Польше, в Прибалтике вели оборонительные бои и

несли неоправданные потери. Союзники Англия и Франция не помогли России на

Европейском фронте. Русская армия истекала кровью на четырех фронтах:

Северном, Западном, Юго-Западном и Кавказском, ведя на последнем войну с

Турцией. В августе 1915 года положение на Юго-Западном фронте стало

катастрофическим. Подумывали о сдаче Киева и отводе войск за Днепр. И тем

не менее, нисколько не думая о себе, не обращая внимания на уговоры и

опасения своих близких, восходящая кинозвезда Холодная, взяв отпуск у

Ханжонкова, срочно выехала на фронт. Ее властно призывал долг патриотки,

жены русского офицера-героя, впоследствии награжденного за отвагу высокой и

редкой наградой-золотым Георгиевским оружием. В госпитале Вера Васильевна

не отходила от раненого: надежд на выздоровление было мало, и, можно

сказать, она вырвала его из объятий смерти. Свидетельство того времени -

сохранившиеся чудом фотографии.

В конце августа Вера Холодная в составе киноэкспедиции выехала в Сочи

для участия в ряде съемок на натуре. Но помимо этого артисты труппы

принимали участие в благотворительных концертах в пользу раненых воинов. К

сожалению, все привезенные из Сочи снимки оказались бракованными. Поэтому

для пересъемки впоследствии была организована повторная экспедиция, но уже

без участия Веры Холодной.

По возвращении из Сочи артистка решила попробовать свои силы в комедии

и снялась в веселом фарсе, высмеивающем легкомысленных волокит, «Наказанный

Антоша» (фильм не сохранился). Печать положительно оценивала его, однако

Веру Холодную он, по-видимому, не удовлетворял. Она не включила его в свою

фильмографию.

Одновременно с фильмом «Наказанный Антоша» на экраны страны

кинофабрикой Ханжонкова выпускается фильм «Пробуждение»- Вера Холодная в

главной роли. Это был первый фильм, поставленный режиссером П. И.

Чардыниным с участием актрисы - история замужней женщины, ставшей жертвой

обстоятельств в силу тех же социальных причин. Она не может уйти от

богатого мужа к возлюбленному, не может рассказать мужу правду, ибо: «Он не

поймет... а уйти так, нет. Я слишком много пережила нищеты, я боюсь ее»,-

просто признается героиня.

Уже на следующий день после выхода фильма на экран газеты запестрели

отзывами. В частности, журнал «Кинема» дал развернутую рецензию, в которой

говорилось: «Среди реальных драм видное место занимает прекрасно

поставленная и исполненная драма «Пробуждение» с В. В. Холодной в главной

роли. В игре этой артистки заметно тонкое понимание условностей экрана, что

вызывает даже со стороны строгих критиков кинематографических постановок из

театральных журналов самые лестные отзывы...».

Фильм «Пробуждение» долго не сходил с экранов и впоследствии

неоднократно демонстрировался.

Москва, ноябрь, 1915 год. Война ощущалась на каждом шагу. Открылось

много госпиталей, на улицах заметно прибавилось раненых и инвалидов.

Досрочные призывы в армию следовали один за другим. Пресса была полна

тревожных сообщений с фронтов, в кинотеатрах шла военная хроника, был даже

выпущен фильм «Вторая Отечественная война 1914-1915 гг.».

По всей России развернулась патриотическая кампания по посылке

рождественских подарков солдатам на фронт. В эту кампанию включились и

владельцы фирм, официально было объявлено проведение кинематографической

недели.

Сбором средств с благотворительной целью занимались известные артисты

театра во главе с Л. В. Собиновым. Они продавали за большие деньги

открытки, отпечатанные в десятках и сотнях тысяч экземпляров, с

репродукциями «Раненого солдата»-так назвал народ это изображение. Именно

этот плакат вдохновил художника Б.Кустодиева на создание плаката «За

свободу!» (1917 г.), на котором тоже был изображен солдат, но теперь уже

твердо сжимавший в руках винтовку. Наиболее ярким и талантливым был плакат

художника Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» (1914 г.). В нем художник

не показывал боя, не акцентировал внимание на ранах. Он видел в солдате не

храбреца, яростно уничтожавшего врага, а прежде всего- человека, уставшего

от тяжелой работы, от моральной ответственности за пролитую кровь. Не

случайно в сторону отставлена винтовка, бессильно опущена голова: это не

просто слабость раненого, это- нежелание видеть окопы, стрелять и слышать

выстрелы.

Весь сбор в объявленную кинематографическую неделю поступал в фонд

Красного Креста. В эти дни в московских газетах можно было прочитать

объявление: «Солдату в окопы». Театр Ханжонкова. В фойе театра артистами Э.

В. Бауэр, В. А. Каралли, В. В. Холодной, В. А. Полонским, Н. А. Башиловым,

Г. Г. Азагаровым и др. производится продажа рождественских подарков солдату

в окопы».

Объявление, конечно же, сделало свое дело: зрители, желавшие увидеть

знаменитых и любимых артистов, лавиной хлынули в кинотеатр. Кинохроника

запечатлела это событие, лента сохранилась, правда, качество ее оставляет

желать лучшего. Вера Холодная, видимо, не желая себя афишировать, в

большинстве случаев отворачивалась от объектива.

Двадцать пятого января 1916 года на благотворительном вечере «В пользу

жертв войны» в помещении театра-кабаре «Летучая мышь» Балиева, как о том

сообщается в третьем томе «Жизни и творчества К. С. Станиславского» И.

Виноградской, выступили Станиславский, исполнивший роль Фамусова в сцене из

«Торя от ума», а также Л. Ф. Андреева, М. М. Блюменталь-Тамарина, О. В.

Гзовская, А. С. Хенкин, В. В. Холодная и другие известные артисты. Вел

программу Н. Ф. Балиев.

Незадолго до этого ателье Ханжонкова выпустило фильм «Миражи». Это

была вторая работа П. Чардынина с участием Веры Холодной в главной роли.

Она интересна как в режиссерском, так и в актерском плане, и к тому же

сохранилась, так что мы имеем о ней полное представление. Фильм сделан

экономно и выразительно. Что можно сказать об игре Веры Холодной? Разве

только то, что она была прекрасна.

Сильное впечатление производит каждый кадр, особенно глаза Марианны -

Холодной перед самоубийством. Такие магические глаза, глаза мученицы,

бывают, пожалуй, только на древних иконах. Примечателен этот фильм и тем,

что во время его съемок произошло сближение Веры Холодной с грузинской

актрисой Т. Тедеванишвили. Холодная исполняла роль Марианны, а роль ее

сестры - Тамара Тедеванишвили (Тедеванова). «Символом дружбы -отмечал

грузинский киновед И.И. Джавахишвили - является факт, что первая русская и

первая грузинская кинозвезды являются сестрами по экрану дореволюционной

России».

Сестра Тедеванишвили, певица Мариам Тедеванишвили, вспоминает, что

«Тамара и Вера Холодная были сердечными подругами. Я хорошо помню черты

лица женщины с очаровательными глазами. Веру Холодную все любили. В то

время в некоторых фильмах и я принимала участие в роли статистки. Между

нами и В. Холодной и после этого поддерживались теплые и хорошие отношения.

Все те, кто знал и работал с Верой Холодной, вынесли от встреч с ней

наилучшие впечатления. Таковы режиссеры П. Чардынин, Перестиани, Бек-

Назаров, оператор Б. Завелев и многие, многие другие».

Как сообщает А.Я. Каплер, однажды в 1915 году в квартире Веры Холодной

появился очень худой, высокий солдат. Он привез ей письмо от мужа с фронта

и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на

артистку и молчал. Этим солдатом был Александр Вертинский. Все песни,

написанные им в первые годы его выступлений на эстраде, были посвящены ей.

Мы не случайно вспомнили Вертинского. В начале 1916 года в кинопрессе

появились многократно повторенные сообщения о съемках фирмой А. Ханжонкова

фильма «Пьеро», по сценарию А. Н. Вертинского, с участием в главных ролях

В. Холодной, В. Полонского и А. Громова.

По свидетельству Софьи Холодной, этот фильм действительно снимался, но

по каким-то причинам не был закончен и на экран не вышел. В феврале фирмой

А. Ханжонкова был выпущен на экраны страны следующий фильм с участием Веры

Холодной, под названием «В мире должна царить красота», поставленный Е. Ф.

Бауэром. Он не сохранился, содержание его неизвестно, но, по свидетельству

киноведа Вс. Вишневского, он представлял собой фантастическую драму.

Еженедельник «Театральная газета» в рецензии на этот фильм писал:

«Очередная картина - иначе ее назвать нельзя, ибо ничего «особенного» в

смысле постановки она из себя не представляет. У той же фирмы есть картины

и пышнее и богаче. Выше постановки - исполнение. В центральной роли г-жа

Холодная, одна из лучших наших кинематографисток. Г-жа Холодная делает

замечательные успехи в смысле драматического содержания. Это особенно

касается разработки мимики ее красивого и на редкость кинематографического

лица...».

Провинциальные газеты и журналы в своих заметках сообщали о «битковых»

сборах и о том, что «редко нам приходилось видеть такую художественно

разыгранную картину».

А еще через месяц ателье Ханжонкова выпустило на экраны фильм

«Огненный дьявол», который поставила (с В. Холодной в главной роли) жена А.

А. Ханжонкова. Эта банальная салонная драма примечательна, пожалуй, лишь

тем, что в ней Холодная впервые встретилась с Амо Ивановичем Век-Назаровым,

игравшим роль ревнивца- князя Ниладзе, впоследствии известным советским

актером, режиссером и сценаристом, народным артистом СССР.

Веру Холодную снова хвалили, но фильм в целом заслуженно критиковали

и за содержание, и за режиссуру, и за постановку. Да, действительно,

продукция акционерного общества Ханжонкова и всех остальных кинопредприятий

России в большинстве своем ничего общего не имела с реальной жизнью. Это

было отвлекающее и развлекающее кино в период великих народных бедствий. И

тут нелишним будет вспомнить, что «отвлекающее» кино имело место и во время

Великой Отечественной войны. Не говоря уж о таких замечательных советских

лентах, как «Маскарад» по Лермонтову или «Свадьба» по Чехову. Невозможно

было жить только бедой.

Фильм с участием Веры Холодной «Жизнь за жизнь» был, безусловно,

этапным в истории отечественного немого кино... и одной из лучших работ

Евгения Францевича Бауэра по изобразительной культуре, по композиции кадра,

монтажу, выразительности мизансцен, панораме, многоплановым декорациям. В

«Истории мирового кино» Жоржа Садуля сказано, что Бауэр заслуженно может

считаться первым настоящим кинематографическим художником не только в

России, но и, пожалуй, во всем мире.

Большое значение Бауэр придавал и актерскому мастерству. В его фильмах

начинали свой творческий путь знаменитые впоследствии артисты русского

немого кино: Н. М. Радин, И. И. Мозжухин, В.А. Полонский, В.А. Каралли, Н.

Лысенко, К. П. Хохлов. В качестве художника выступал известный в будущем

кинорежиссер Л.В. Кулешов. К каждому актеру Бауэр подходил индивидуально,

предъявлял разные требования, по-разному снимал. Отношение к исполнителю

как к простому натурщику, послушному автомату - мнение широко

распространенное в нашем киноведении - глубоко ошибочно. Бауэр чрезвычайно

чутко реагировал на каждое действие и движение актера - не терпел фальши,

ставил перед ним четкие задачи, и, если решение роли не удовлетворяло его,

он, как и Станиславский, говорил: «Не верю!».

Сейчас, просматривая фильмы Бауэра, поражаешься не только пышности

декораций, которую он очень любил, но и естественным поведением актеров,

близким к современному. Наконец, Бауэр стремился создать актерский

ансамбль. Парадоксально, что в то время он не считал актера главным

участником театрального и кинематографического действа. Вопреки

Станиславскому и его знаменитому утверждению о главенстве актера на сцене,

основной для него была все-таки режиссура. А. Век-Назаров, начинавший свой

творческий путь под руководством Бауэра, рассказывал, как тот убирал из

кадра решительно все, что могло отвлечь внимание зрителя от наиболее

важного в развивающейся мизансцене. Он ставил актера в наиболее выгодное

положение и очень долго всматривался в него, пока наконец не находил

внешнего рисунка образа, передававшего те чувства, которые переживали

героиня или герой.

По свидетельству известной киноактрисы С. Гославской: "...духовный мир

актера, процесс его творчества, глубина и верность переживаний не трогали

Бауэра. Но это не было пренебрежение, отнюдь нет. Просто он всецело

доверялся, знал, что актер сделает все возможное. А какой-либо своей

концепции в режиссуре, видимо, у него не было. Многие актеры были очень

довольны таким положением вещей и поэтому отлично ладили с Евгением

Францевичем".

Бауэр нередко привлекал к съемкам и случайных людей, если их внешность

соответствовала задуманной идее фильма. Так была приглашена и Вера

Холодная. И естественно, «школа» Бауэра многое дала актрисе, проработавшей

с ним более года и снявшейся в восьми его фильмах. Но, по воспоминаниям

Софьи Васильевны Холодной, Вера Васильевна, уже будучи кинозвездой первой

величины, продолжая работать у Бауэра, сама стараясь быть не замеченной

зрителями, часто посещала второстепенные кинотеатры Москвы, внимательно

всматривалась в киноленты с ее участием, чутко прислушивалась, как

реагировали на них зрители. Актриса пыталась разобраться в собственной

игре, понять причины своих просчетов и удач.

Но вернемся к фильму «Жизнь за жизнь». Сценарий его был написан по

роману французского писателя Жоржа Онэ «Серж Панин». Были и другие названия

у этого фильма в прокате, так, например, «За каждую слезу по капле крови».

У зрителей и критики фильм имел грандиозный успех. Образ Наты, созданный

Холодной, приобрел особенную убедительность в силу соответствия внутренних

данных артистки искомому характеру. Конечно, в смысле актерского мастерства

Вера Холодная не могла соперничать с артисткой МХТ Л. М. Кореневой,

игравшей Мусю, но талант, интуиция совершили чудо.

«Игра Л. М. Кореневой внимательно следилась, волновала и трогала -

писал в 1918 году Воронин, но запоминался образ другой героини, которая не

играла, но жила на экране, была в родной стихии и в этом царстве

возникающих из мрака и в мрак уходящих теней» '".

Н. А. Болобан, собиравший о Вере Холодной материалы на протяжении

нескольких десятков лет, в своих воспоминаниях пишет, что он несколько раз

смотрел в разное время фильм «Жизнь за жизнь» и каждый раз находил все

новые и новые штрихи таланта и задушевности в игре В. В. Холодной.

После первых же дней демонстрации фильма «Жизнь за жизнь» имя Веры

Холодной на рекламных афишах и объявлениях переместилось со второго места

на первое, ранее занимаемое Л. Кореневой. Так она стала кинозвездой первой

величины и заняла трон «королевы экрана».

Веру Холодную знали и любили как киноактрису, но не многим известно,

что наиболее полно она раскрывалась в своих концертных выступлениях. Даже

К. Станиславский считал ее возможной исполнительницей Катерины в «Грозе»:

великий режиссер и педагог, судя по всему, видел у кинозвезды задатки

настоящей драматической актрисы. Газета «Театр» в то время писала: «Обычно

артисты речевой сцены идут в киноателье. Здесь наоборот: артистка кино идет

в речевой театр. Это уже не первый опыт г-жи Холодной. Текущий сезон

артистка провела в частных гастролях по подмосковной провинции с целью

практически ознакомиться с условиями обычной сцены перед своим вступлением

в труппу студии Художественного театра, куда артистка приглашена К. С.

Станиславским еще в прошлом сезоне».

В одном из своих писем С. Холодная вспоминает, как это было: «После

того, как Вера Васильевна проработала год или немного больше (в кино), ее

пригласил к себе в Художественный театр Станиславский и предложил ей играть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.