![]() |
|
|
Лекции по КультуреЛекции по КультуреУКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ К У Л Ь Т У Р Ы конспект 1.Понятие культуры.Классификация культуры. 2.Предмет истории культуры.Периодизация культуры. 3.Развитие понятия культуры.Преемственность в разных культурах. 4.Понятие художественной культуры.Многообразие форм художествен- ной культуры. Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.Под терми- ном "культура" принято понимать исторически определенный уровень человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также создании духовных ценностей. КУЛЬТУРА / \ Материальная Духовная (орудия труда,жилища, (познание мира, предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание) да) Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень разви- тия определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сто- рон тамошней жизни. В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духов- ной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к культуре относят: К У Л Ь Т У Р А / | \ Научно- Худо- Бытовая культура техническая жественная () культура культура К первому типу относятся: народное образование,книгопечатание. Ко второму: литература,народное творчество К третьему: деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,в про- цессе которой осуществляется создание и потребление культурных ценностей. История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки исто- рия,но раздел специфический,связанный с философией и логикой. Принято выделять: 1.Первобытную культуру 2.Античную(древнюю)-дохристианскую 3.Средневековую 4.Культуру Возрождения(античной культуры) 5.Культуру Просвещения(18 в.) 6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры. 7.Современная культура. Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное воз- действие человека на природу,а после воспитание самого челове- ка.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно су- ществующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовав- шее. В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смыс- л,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается город- ской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками лич- ного совершенства;на востоке и в Европе-с признаками религиозно- го совершенства. В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответ- ствовать гуманистическому идеалу человека. В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в кото- рои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделя- лось совокупности познаний об окружающем мире и способности ис- пользовать эти познания для достижения поставленных целей. Французский просветитель Вольтер противопоставлял культурнос- ть,образованность нации дикости и варварству первобытных пле- мен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высше- му соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в соответствии с потребностями человека." Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся на патриархальной ступени развития. Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой об- ласть духовной свободы человека,лежащей вне природного и со- циального существования,независимую от практических целей и пот- ребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции человечества. В настоящее время под культурой стали понимать систему ценнос- тей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как органическую часть социальной системы,определяющую степень ее упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета дос- тижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпо- хи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в мате- риальной культуре,к которой относятся машины,технические сооруже- ния,выработанные в течение многих веков нормы морали и права. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Все виды художественной культуры можно свести к трем основным направлениям: 1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов) 2)культовая(получила распространение среди служителей церкви) 3)богемная(фортификационная) По этим трем направлениям развиваются такие виды художествен- ной культуры как литература,живопись,скульптура,архитектура,и театр. Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребо- ван модой,а потому щедро оплачен заказчиком.Заказчиками были представители господствующих классов,а также высшие иерархи культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или уве- личить свое господствующее положение над низшими-главная движу- щая сила в развитии культуры. Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей" стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без исключения народов посвящались именно им(богам). КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА: Культура Древнего Востока. _________________________ План: 1)Возникновение древнейших цивилизаций 2)Вавилоно-ассирийская культура 3)Культура Древнего Египта ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40 градусов северной широты был существенно отличным от нынешне- го.Влажность была неизмеримо выше.На месте нынешних пустынь были цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сей- час.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуа- ций между родами и кланами в эту пору не возникало. С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более су- хим.Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали пере- кочевывать в долины больших рек. Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земле- делию и скотоводству. Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла потребность в оружии,из которой проистекала потребность в метал- ле.Возникали материальные потребности в развитии научных и техни- ческих средств. В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходи- мость рыть каналы и строить дамбы. Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого грунта при строительстве каналов,нужны были математические мето- ды ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также познания в химии и астрономии,нужен был календарь. Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государ- ства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пе- лопонеса(о-в Крит). ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-асси- рийской культурой.К середине III тысячелетия до н.э. государства Междуречья были достаточно развиты. 1.Техника -хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка,изго- товление золотой и серебряной проволоки,филигрань. -широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже сви- детельствует о наличие у предствателей данной культуры определен- ной степени мастерства. 2.Строительство -основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожжен- ный кирпич.Основы всех всех дворцов и храмов возводились из нео- божженного кирпича. Несущие конструкции-напротив,из обожженного. 3.Реконструкция войска -введение колесничного войска.Появление панциря из медных блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются ук- репленные военные лагеря и осадные орудия(таран). -стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно ши- рокие реки. 4.Железные инструменты -алмазные сверла 5.Водоподъемные устройства -водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами). -еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук. 6.Наука -системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычита- ние) и квадратные уравнения. -за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методо- логию,планиметрию и стереометрию решения задач. -использование практической химии в технологии производства бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике. 7.География -Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Между- речье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля плавает в мировом океане. 8.Медицина -знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с гла- за,составляли анатомические атласы. -сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился 13-й месяц. 9.Религия шумерские названия семитские названия -Уту- бог солнца Шамаш Зуэн(Ианна) Син-бог Луны Ан Ану-бог неба Иннан Иштар (богиня плодородия) 10.Литература -письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое лите- ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ- никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное произведение. 11.Архитектура -в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством воплощения в геометрической простоте. В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю- ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума создания многоступенчатой башни Зиккурата. Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами- ды,окрашенные в разные цвета. 12.Культура -храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи- ми людей,быков и крылатых львов. Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как произведения искусства имели царские принадлежности. Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую культуру стран и народов. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное царство и основал город Мемфис. С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история Египта,измеряемая династиями. 1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.) Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед- ных орудий,возникновение массовой торговли. Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со- седями с целью захвата рабов и сырья. 2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.) Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет- скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен- ной власти обожествляемых фараонов. Воплощение этой идеи-строительство пирамид. -Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.) Период всеобщего запустения. 3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.) Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры. -Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.) 4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.) Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко- лесных повозок,создание могучего флота. В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови- ли писцов-привилегированное сословие государственных служа- щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день заканчивался примерно в третьем часу пополудню. Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения строились из кирпича-сырца. В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искус- ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен- тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста- ба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен- ное глубоко под землей. Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья". Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами- да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос- тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви- лась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина. Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю- щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес- ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми- нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами. Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме- роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по- койного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль двойника покойника и служили вместилищем души-Ка. Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри- туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер- твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по- шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла- дать точным сходством с оригиналом. Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку- да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие. Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи- ваемыми людьми в египетском обществе. Искусство Египта было частью религии. В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам- блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи- рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался. Пантеон Египта: Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и Изиды-бог Гор. Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко- ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва. Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила. Культура Древней Греции _______________________ 1)Крито-микенская культура 2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская) 3)Гомеровский период 4)Классическая греческая культура. 1.Крито-Микенская культура. Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры греками-неизвестно. Во II тысячелетии возникла письменность. Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены рас- писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо- собствовало развитию торговли. Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви- тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это- го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано- нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет- рическим орнаментом. В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII ве- ке до н.э.,пришли дорийцы. 2.Доантичная культура Греции. К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно- гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе- режья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие к нему острова заселили дорийцы. Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров- нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру- шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э- ти племена перенимали культуру друг друга. В период ахейского господства города окружались стенами высотой до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.Улицы греческих городов были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменнос- ть:это было слоговое письмо,множество источников из которого дош- ли до наших дней.Развивалась торговля. Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массив- ны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого периода:Львиные ворота в Микенах. Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось гончарное производство.Получает развитие вазопись с простейшими геометрическими узорами. Период дорийского господства не внес существенных улучшений в процесс развития греческой культуры. Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусоб- ные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеа- лом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое разви- тие.Общепринятым идеалом поведения стала воинская доблес- ть.Общество стало милитаризованным. В это время заврешается формирование олимпийского пантеона.Каж- дый город имел своего бога.Литературные произведения,передавав- шиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев.По- лучает распространение миф,что за воинскую доблесть боги могли даровать бессмертие отдельному человеку. Греческая религия не была фанатичной.Боги были очеловечены и часто имели общих потомков с людьми. Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и "Одиссеи". 3.Гомеровский период. Подъем культуры в древней Греции начался в "гомеровский" период.В большинстве своем на территории Греции господствовал ро- довой строй.Рабом назывался человек,не имеющий право на передачу наследства. Для трех племен вырабатывается литературный греческий язык.Архи- тектура и изобразительное искусство начали стремительно разви- ваться в связи с быстрым ростом численности городов и народонасе- ления в них. Зародившаяся в этот период архитектура представляла собой пере- работку микенского мегарона. В зданиях типа мегарона не было окон.Скульптура находилась на примитивном уровне:и люди,и боги были представлены в виде двух типажей. Курос-юноша,воин,атлет с неодухотворенным лицом.Статуи-куро- сы,были,как правило,обнаженными. Коры-статуи девушек,были,как правило,одетыми. Греческие одежды были примитивны-куски ткани,которыми укрывался человек.Украшениями служили пояса и браслеты. В этот период расцветает искусство геометрического орнамента на вазах.Появление растительного орнамента,которым украшались сте- ны,полы и потолки в зданиях.Узоры на полу представляли из себя Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |