![]() |
|
|
Стихиисхеме оба эти варианта сводится к одному, имеющему примерно следующий вид: «один объект на первом шаге порождает два объекта» – «два объекта на втором шаге порождают три объекта» – «три объекта на третьем шаге…» (такая форма находит подтверждении в безразличии к размежеванию количественной и порядковой функции чисел в ряде архаичных культур, например в китайской традиции). Указанная структура основана на мифопоэтической логике схем порождения, зафиксированных во многих мифах творения например, шумерская, где Номму, праматерь всего сущего, порождает гору, на которой обитали Ан (небо) и Ки (земля); они порождают Энлиля, хозяина земли, основателя Ниппура. В наиболее полном виде подобная схема представлена в начале Книги Бытия: «и сказал бог: да будет свет… и отделил бог свет от тьмы. И назвал бог свет днем, а тьму ночью…день один. – и сказал бог: да будет твердь посреди воды… и создал бог твердь и отделил воду… и назвал бог твердь небом… день второй…» и т.д. вплоть до седьмого дня; в исходной ситуации «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной». Подобным же образом, но без числового упорядочения построена гераклеопольская версия мифа о сотворении мира, где объекты появляются в следующем порядке: небо и земля; воздух; растения, животные, птицы, рыбы; свет; молельня; князья… Иногда порядок творения подчеркивается не только числовыми показателями, но и чередованием вопросов и ответов, отсылающим нас к практике основного (годового) ритуала. Сходная ситуация в ведийских брахмодья–словесной части ритуала, построенной как серия загадок и отгадок на космогонические темы. Подобные схемы определяют космогонические мифы и в традициях не прошедших через стадию литературной обработки. Так, широко распространенный в Евразии и Северной Америке космогонический миф, в котором творцом мира выступает гагара, строится в соответствии с принципом: ныряет в море одна птица и остается там один день. Потом ныряют две птицы и остаются там два дня и т.д. Наконец, ныряют в море семь птиц и остаются там семь дней, в результате чего был сотворен мир. Таково строение космогонических мифов в отношении последовательности этапов творения и содержания каждого из них. В целом космогонический миф соответствует сюжетной схеме, в которой движение осуществляется в следующих направлениях: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического природного к культурному и социальному, от стихий к артефактам (вещам и соответствующим институциям), т.е. внешнего и далекого к внутреннему и близкому. Для типологии космогонических мифов существенен еще ряд параметров. Один из них связан с ответом на вопрос «как произошло творение?». «Нулевое» значение этого параметра – ответ «так и было» (без каких либо мотивировок и объяснений). Происхождение космоса или его частей предстает как превращение тех или иных объектов в другие (австралийские тотемные предки, свершив свой маршрут и «утомившись», спонтанно превращаются в скалы, холмы, деревья, животных); пространственное перемещение, добывание или похищение у первоначальных хранителей (гагара, утка, нырок и т.п. добывают грязь или ил, из которых возникает мир, как в мифах народов Сибири, бурят, американских индейцев); изготовление демиургом или богом – творцом (наиболее типичный пример – библейская космогония, где бог с самого начала выступает как единственный творец и мироустроитель, и все стадии творения – «шестидневье» – суть акты его творческой воли; в религиях Востока – маздеизме, манихействе, богомильстве – образ творца двоится: добрый и мудрый творец создает все хорошее, полезное для человека, а его злой соперник вредное и дурное). Широко распространен мотив биологического порождения космических объектов, богов и людей творцом (космогонический процесс предстает при этом как цепь рождений богов, моделирующих те или иные природные объекты, и нередко связан, в этом случае, со сменой поколений богов и борьбой между ними, как в аккадской, западно-семитской, хетто-хуритской, греческой мифологиях). Порождение осуществляется часто каким-либо необычным способом: из частей тела творца (иногда сам творец при этом исчезает, превращается, гибнет – приносит себя в жертву или его убивают другие боги), путем изрыгания (египетский Атум, проглатывающий собственное семя и изрыгающий Шу и Тефнут), и нередко представляется как своеобразное извлечение объектов божеством из себя. Физическому порождению очень близко порождение предметов путем их словесного называния, поскольку последнее есть некая духовная эманация божества, а не творение из ничего (египетский Птах создает мир «языком и сердцем»); мотив возникновения вселенной по приказу (серия приказов в мифе маори), в результате которых совершаются основные космогонические акты, или мифы индейцев хайда, где подобные приказы отдает ворон. Перечисленные способы творения («порождение» в широком смысле слова) воспринимаются мифопоэтическим сознанием как эквивалентные, они часто сочетаются друг с другом или один в другой (возникновение мира благодаря вращению или увеличению земли в мифах индейцев хайда, луисеньо, сенека, помо, виннебаго и др., а также создание вселенной путем последовательного наращивания слоев, как в ацтекской космогонии или в представлениях некоторых народов Океании о космосе из девяти слоев, каждый из которых связан с особым классом мифологизированных существ). Процесс творения может совершиться в результате волевого акта самого творца или в ответ на чью-либо просьбу, мольбу; часто (особенно в архаических мифологиях) в результате ошибки, оплошности (в австралийских мифах два человека забывают поднять с земли копья, из которых вырастают чудесные деревья; в мифах индейцев апапокува –гуарани старший брат солнце творит вселенную, исправляя ошибки младшего брата – месяца и др.). «Материальным составом» творимых объектов чаще всего служат либо части тела, слово и т.п. любого из творцов (бога или человека, иногда животного), как при порождении (возникновение мира из тела убитого гиганта, например аккадский Тиамат), либо элементы, смешанные в хаосе (Апсу и Тиамат в аккадской мифологиях, египетская, греческая, китайская, японская версии, также изредка в мифах индейцев). Практически универсальный мотив возникновения мира из первозданных вод, часто отождествляющихся с хаосом (мифология Двуречья, Египта, Индии, Греции, Японии, Океании, Африки, Америки); создание вселенной из пены, ила, грязи: пена и ил, плавающие в первозданном океане (мифология индейцев миштеков), грязь (гавайский миф). Космогенез предстает как развитие из яйца мирового или из близких ему образов, например, из двухстворчатой раковины, из скорлупы. Вселенная может создаваться творцом с привлечением различных других сил (также осмысляющихся как ее части): с участием божеств четырех сторон света (четыре брата в мифологии индейцев виннебаго; четыре бога, сотворенных первозданным океаном Лова в мифах туземцев Маршалловых островов), духов, с помощью гигантского змея, поддерживающего землю (скандинавский Ермунганд, огромный змей Мидгарда, опоясывающий мир; Айдо-Хведо–змея-радуга в дагомейской мифологии). Два других типологических параметра космогонических мифов представляют крайние точки эпохи творения, т.е. начало и ее конец. На уровне мифологических персонажей им соответствуют творец и тварь, среди которых последнее звено в цепи творения – человек, о его происхождении повествуют антропогонические мифы как составная часть космогонической мифологии. С сотворением человека, вместе с тем, открывается уже другая серия мифов, связанная с человеческими деяниями, с достижениями и завоеваниями культурного героя (обычно уже в узкоземном масштабе) вплоть до рубежа мифического времени. Творец, если он вообще существует в данной космогонической традиции, как некое первое существо может иметь божественную космическую природу: («высший бог» Темаукль, или «тот, что наверху», «один на небе», создатель неба и земли, о котором говорят, что не было времени, когда бы Тамаукля не было в мифах индейцев Огненной Земли); «первый бог», создавший мир и в дальнейшем редко вмешивающийся в дела людей (праздный бог), возникший из первородного хаоса или океана или нашедший сам себя (обнаруживший себя в пустоте и безвидности), «делатель земли»; космические родители: небо-отец и земля-мать (иногда речь идет о двух началах – мужском, идущим от неба, и женском, идущем от земли, которые сливаясь порождают отца и мать, находящихся между небом и землей). Творец, обладающий человеческой природой (во всяком случае более близкой к ней, чем к божественной; на грани того и другого–демиург), – это первочеловек, культурный герой, основатель данной культурной традиции. Творец иногда имеет облик животного: ворон, койот, корова, ящерица, червь (участие змея в сотворении мира), гагара и т.п. Таким образом, по трем перечисленным параметрам космогонический миф отвечает схеме типа «некто сотворил неким образом нечто (некоего)». 2.2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ. С самых ранних ступеней развития коллектива его общественным сознанием, обслуживающим важные практические потребности общины, была мифология. Ее зарождение связано со стремлением людей осознать отношения между человеком и природой, а тем самым и осмыслить социальные и духовные отношения. В основе мифологических представлений лежала архаическая, неразвитая, примитивная форма веры в сверхъестественное – магические верования. Но в то же время мифы имели чувственно-конкретный, наглядный, художественно-образный характер. Они были одним из проявлений развивающегося воображения человека. Мифы включали в себя зачатки художественной образности и этических представлений, т.е. зачатки искусства. Магическая сторона мифа придавала уверенность, что с помощью действия можно будет легче достичь поставленной практической цели, подчинить себе чуждые внешние природные и социальные силы. А к чему все это привело мы видим и ощущаем на себе. Поэтому в своей работе, придерживаясь поговорки «Клин клином вышибают», я опиралась именно на мифы и на символику, в надежде на то, что древняя мудрость мифологии заставит каждого человека задуматься о глобальных проблемах человечества. На мой взгляд, именно такая техника, как роспись шелка, наиболее удачна для выражения моего замысла. Изображение, полученное с помощью этой техники, может быть как плоскостным, так и вполне живописным, обладать различной фактурой, также в работе присутствуют элементы графики. Из-за такого множества положительных качеств работа приобретает достаточно яркую эмоциональную окраску, что на мой взгляд привлечет внимание зрителя к красоте природы. И каждый человек будет стремиться к достижению гармонии с природой. Именно поэтому, в качестве выражения своего мироощущения я выбрала технику росписи по шелку, так как шелк является природным материалом, позволяющим ощутить всю тонкость и нежность взаимосвязи элементов мироздания. III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3.1. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ В работе над дипломным проектом я опиралась на исторически сложившиеся сведения из легенд и мифов всех народов мира. Немаловажную роль в своей работе я отвела символике. С древнейших времен человечество сопровождают символы. С их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастается до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течении тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Как японские «хайку» в трех строчках заключают иногда целые миры, так и символы могут нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и легко запоминающимися. Многие символы наделены не одним, множеством значений, так как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку. Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет практическое, недвусмысленное значение: «не курить», «опасность». Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения иногда противоречащие друг другу. Многие символы вобрали в себя как древнейшие так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать. Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и познания. Простые идеи, выраженные символом, несущем эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению. В процессе обмена идеями между людьми (и даже культурами) образы, символы предшествовали слову. Вырезанные, нарисованные, изображенные на одежде в виде орнаментов, легко узнаваемые в результате многократного повторения, эти образы использовались как для магических целей – отвести зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления обществом – его сплочения, внушения чувства преданности, послушания, агрессии, любви или страха. Общепринятая система жизненных символом позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждают к коллективным действиям, люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, знаменами, имеющими символическое значение. С самого начала человеческой истории наиболее важные символы были попыткой упорядочить и понять смысл человеческого существования в таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы замечательным образом совпадают как и в примитивных обществах, так и в развитых цивилизациях Азии, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы и Центральной Америки. На Западе этот универсальный язык символов начал постепенно терять свое значение в эпоху Возрождения, когда наука, рациональное мышление и выросшее уважение к личности вызвали потерю интереса к традиционным верованиям и ритуалам. Символы остались лишь в литературе и искусстве, светских и религиозных обрядах и фольклоре. Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр, живопись, но так же и в политике и рекламе. Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на неком качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев –храбрость, скала – стойкость. Хорошо знакомые каждому объекты мира –животные, птицы, рыбы, насекомые, растения или камни – все они включены в реестр символов. Они, как и сами люди, когда-то считались частью чего-то большего, чем реальная действительность, – особенности их поведения считались выражением законов природы и моральных истин, присущих космическому порядку. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму. Они даже могут быть основаны на фонетических ассоциациях, что, например, обычно в китайской культуре. Подобные символы могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова и ритуальные жесты. В своей работе я старалась не слепо копировать символы, а пропустить их через свое восприятие и мироощущение. ЭЛЕМЕНТЫ МИРОЗДАНИЯ. Сложная система символических понятий, связанная с четырьмя (иногда пятью) природными субстанциями и явлениями, которые по предположению древних были составными частями при создании Вселенной. Западная традиция, в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии, таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь. Иногда добавлялся и пятый элемент – эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством преобразования из одного состояния в другое. Эти элементы представлялись основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась сопоставить с ними физические и психические особенности человеку: так, мокроту, мозг, флегматичный темперамент связывали с водой; кровь, сердце и сангвинистический темперамент – с воздухом; светлую желчь, печень и холеристический темперамент – с огнем; темную желчь, селезенку, меланхолический темперамент – с землей. Воздух и огонь представлялись активными и мужскими элементами, а вода и земля – пассивными и женскими. Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время в связи с достижениями научной методологии. В Китае подобная система была основана на пяти даосских элементах: воде, огне, дереве, металле и земле. Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном мужском начале «ян» (огонь и воздух) и женском пассивном начале «инь» (земля, вода, металл). Пятеричная индийская система символов предполагалось как «космическое состояние вибрации» следующих элементов: акаша (эфир), анас (вода), вайю (воздух), тега (огонь), придхиви (земля). В западном искусстве вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; воздух – фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке; огонь – птицей Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; земля – аллегорической фигурой матери с символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы. В своей работе я показала гармонию этих элементов мироздания, а именно стихий. С помощью форм показала и характер каждой из них. Воспринимаемая как центр космоса земля характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался всегда как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Значительная часть сюжетов с участием обожествленной земли содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре – небе и земле. Земля не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва. Поэтому я изобразила ее в виде женской фигуры, спокойно сидящей. Ее положением я передала спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе. Ее нижняя часть напоминает форму листа не случайно, а потому, что лист – китайская эмблема счастья. Листья часто символизируют множественность человеческих жизней и их краткость. Так же, лист использовался как метафора для изображения проходящего времени. Земля всегда ассоциируется с женщиной. Дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее связанных с ними. Сюда входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; ножны, корзина, лодка, и, похожий по очертаниям на лодку, лунный полумесяц; углубления, такие, как борозда или долина; сосуды–ваза, кувшин, чаша, урна. Остановимся на символе кувшина, так как именно этот символ я использую в своей работе. Как и другие сосуды, кувшин–символ материнского лона, источника жизни живительного влаги. В Древнем Египте кувшин считался атрибутом Исиды и Осириса. Аллегорическая фигура Умеренности часто изображалась льющей воду из одного кувшина в другой. С кувшином изображалась и Геба, прислужница олимпийских богов. В картах Таро кувшин – знак Водолея и Звезды. Кроме этого с женщиной связываются символы плодородия – деревья и фрукты; специфические сексуальные образы – раковина, ромб или перевернутый треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |