реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Графический дизайн в современной России

Графический дизайн в современной России

Введение

Прежде всего, хочется отметить, что слово "дизайн" имеет неоднозначную

трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж,

узор, умысел, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор

(особенно в области промдизайна), с другой - оформитель, а если смотреть

глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он

работает (независимо от того, веб-сайт ли это, танк или визитная карточка).

Но так эта наука называется сегодня. До того это можно было назвать

преддизайн, искусство эпох предметных фетишей, тотемодизайн, мифодизайн,

теодизайн. И развивалось все это согласно тому времени, той духовной и

материальной культуре. Дизайн - одно емкое понятие, а включает в себя в

нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн,

единичный арт-дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн,

промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн,

исторический футуро-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн,

коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный

сайнс-дизайн, текстовый дизайн... Не буду оригинальным, если скажу, что

дизайнер обязан быть мастером во всех областях своей профессии. Корни

дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового машинного

производства и разделения труда. До промышленной революции в труде

ремесленника дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия.

История развития художественного конструирования берет начало с середины 19

в.

Исторические этапы формообразования:

Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной

труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное

производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность,

функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая

целесообразность. Производством бытовых вещей издавна занимались

ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает

одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались

индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в

малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы

кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический,

экономический, экологический.

Индустриальное машинное производство (конец 18 века начало 20 века):

производство создало "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века

индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с

помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма

примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции

занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид.

Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного

производства, предварительно изучив технологию современного производства и

свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними

придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором

времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков,

инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. 1785г. в Англии

начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация,

узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость.

Этап Дизайна (с начала XX века): этот этап соединил достоинства предыдущих

двух этапов :) Дизайнер работает на промышленном производстве, использует

различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством

и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не

оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер

- существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан

наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде

обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное

дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для

кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан

сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы,

материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов

предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать

дизайнер (художник -конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию,

демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как и

до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию,

физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства

материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры

знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает

это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины

психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик , окрашенный

в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса. Это уже

колористика - наука о цвете. Практика показывает: там, где ценится работа

дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким

качеством.

История развития дизайна в России

[pic]

Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика,

что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления

дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.

В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности

промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский

дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество

производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих

направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна,

кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих

произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую

чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной

формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов

действительности. Таким образом, художники пришли к противопоставлению

конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как

привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно

стремление сделать "конструктивную структуру" основой формообразования

объединило в общем движении художников некогда различных направлений.

Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке

производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало

художественное оформление новых форм общественной активности масс:

политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и

устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали

обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов

на художественно-конструкторские проблемы. Hаиболее интенсивно развивается

графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к

созданию плаката, рекламы, книжной продукции.

Hеобходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма.

Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на

практике. Hа первый план выходит материальная сторона художественного

творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная

организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм

переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную

целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье

творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна,

можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее -

Б. Арбатова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Вс.

Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал

созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИHХУК и, главным образом,

Рабочая группа конструктивистов ИHХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К.

Медуницкий, К. Йогансон).

Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового

искусства предопределило активное участие в движении "от изображения к

конструкции" прежде всего художников и их профессиональных организаций.

Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году,

когда произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так

совпало, что именно этот год характеризуется наиболее активными и

плодотворными пространственными экспериментами конструктивистов. Прежде

всего необходимо отметить деятельность первых "красных художников"

(выпускников ппервых ГСХМ - Государственных свободных художественных

мастерских), организовавших Общество молодых художников ков (Обмоху, 1919-

1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона,

братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-

Магометов "Пионеры советского дизайна" (М., 1995). Конструктивизм перерос

производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные

цели. Основным "противником", полемика с которым не ослабевала, остается

супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир

Малевич.

Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем

становления его профессиональной модели. Россия становится одним из

важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы

профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров - производственных

факультетов ВХУТЕМАСа.

Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового

оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных

интерьеров... Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и

активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм

изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом

общих процессов в сферах труда, быта и культуры.

В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна,

определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из

работ самих авторов - А. Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина. Задача

создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию

конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория

изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры - А. Родченко и Л.

Лисицкий, которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне.

Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика,

книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их

открытий и проектов в других областях (новые принципы организации

выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и

небоскребов) были реализованы значительно позже.

[pic]

Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе

В.Татлина, преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание

роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал,

различные материалы в процессе создания "систематической, жизненно

необходимой вещи". Он учил студентов с самых первых шагов разработки

проекта учитывать функциональный (конечная цель создания предмета,

особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью

пользоваться) факторы.

Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в

России: он перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие

которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики

объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к

создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила

отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не

вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс

формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен

на узкоприкладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и

декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды

деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности,

которая не зависела от специфики объекта.

Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в

проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна:

политических и киноплакатах, книгах, рекламе.

Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-

е годы. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х

годов. Созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт

технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала

"Техническая эстетика" и выпуска тематических сборников, которые самым

подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей

советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того

периода, Это время возрождения художественного конструирования. Большое

внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-

деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным

требованиям.

[pic]

В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было

обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного

потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил

самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране.

В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается

система специализированных изданий: "Книжное обозрение", "Рекламное

приложение" к "Вечерней Москве", "Hовые товары".

Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот

процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического

дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств

выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. Многие новые

издания создаются по необычной методике - с первоначальной разработкой

модульной сетки. Однако подобное "оживление" продолжалось сравнительно

недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы

на профессиональный дизайн Это было время критической реакции на авангард

первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы). Hа первый план

выдвигается ценность обыденного и анонимного что отражают эклектические

тенденции всевозможных "ретро"-стилей.

ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт

европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по

информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный

потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем хупожественно-

поомышленном училище им В. И. Мухиной Их деятельность позволила уже в

начале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и

обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить

на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна

- возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности.

В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм

собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и

коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из

важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания

("Центр Plus", "Экстра М" и др.) и многочисленные рекламные агентства.

Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой

информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени

повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности.

Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому,

что дизайн воспринимался исключительно в узкоприкладном значении данного

термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же

лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского

дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.

Дизайн в России сегодня

В середине 80-ых годов стали возможны ранее закрытые формы творчества, а

достаточно скованное, но начавшееся развитие частного предпринимательства

позволило молодым, возможности которых до того были скованы государственным

строем, открыть собственное дело. Именно в это время начали появляться одни

из первых частных дизайн-студий и рекламных агентств (именно тогда начался

выпуск исключительно рекламно-ориентированных изданий: «Экстра-М», «Центр

Plus» и др.), что порождало спрос услуг новой оторосли бизнеса, создав

предпосылы для дальнейшего, уже более уверенно чувствующего себя в новых

созданных условиях, профессионального дизайна, превратившегося постепенно

из стихийного и необузданного явления в явление, плотно занявшее свою нишу

как на Российском, так и сегодня уже на мировом рынке.

Поскольку тема достаточно широка – остановимся на основных творческих

объединениях в области графического дизайна.

Академия Графического Дизайна

В 1992 году Сергеем Серовым создается Академия Графического Дизайна. Весной

1993 года в состав учредителей Академии были приглашены Александр Коноплев

и Александр Шумилин, из-за рубежа Михаил Аникст (Великобритания), Максим

Жуков (США), Евгений Добровинский (Израиль). 23 апреля 1993 года Академия

прошла регистрацию и уже в сентябре была принята в члены-корреспонденты

ICOGRADA, где до того момента Россия представлена не была никогда. В июле

1995 Академия Графического Дизайна – постоянный член ICOGRADA. В 1994 году

в Академию принимаются художники книги и шрифта Владимир Ефимов, Валерий

Васильев, Андрей Костин и Николай Попов. В 1999 году приходит время

«молодых», проявивших себя как раз в начале девяностых: Андрей Бильжо,

Анатолий Гусев, Эркен Кагаров, Андрей Логвин, Юрий Сурков. В качестве

почетных иностранных членов в Академию были приняты мастера мирового

дизайна, принявшие особое участие в российской художественной жизни.

За прошедшие годы академики приняли участие в работе более чем ста

отборочных комитетов и жюри различных конкурсов, представляли Академию во

всевозможных экспертных советах. Академия проводила проектные семинары,

организовывала творческие акции, для участия в которых привлекались многие

дизайнеры, составившие некий актив Академии, собственный академический круг

мастеров графического дизайна. Академия активно сотрудничает со многими

творческими и производственными коллективами. Наиболее серьезную поддержку

Академии оказывают дизайн-бюро «Агей Томеш», компании «Линия График» и

«Витрина А»

Академия – организатор Московской международной биеннале графического

дизайна «Золотая пчела» и целого ряда дизайнерских выставок, плакатных

акций.

Деятельность Академии приобрела дополнительную динамику, когда в 2000 году

к ее работе подключилась в качестве исполнительного директора и куратора

молодой искусствовед Елена Рымшина.

Забота Академии о передаче опыта новым поколениям дизайнеров-графиков нашла

свое воплощение в учреждении в 1997 году Высшей Академической Школы

Графического Дизайна на базе Московского училища прикладного искусства.

Клуб дизайнеров Портфелио

Клуб профессиональных дизайнеров «Портфелио» был основан в 1996 году. Задач

клуб преследовал сразу несколько. Первая - если на Западе к тому времени

существовало несколько десятков дизайнерских объединений, выпускающих

собственные каталоги, проводящие различные выставки и конкурсы, то в России

ничего подобного не было. Ниша, занимая на Западе такими огранизациями как

Communication Аrts, Graphis, Print и проч. в России была пуста. Также в

задачи ставилось объединение дизайнерских сообществ, студий, в единое целое

под одним крылом, поддержка цеховых отношений в дизайнерской среде. Был

запланирован ежегодный выпуск каталога по принципу «дизайнеры для

дизайнеров», он выступал как рейтинг среди профессионалов, где мерилом

успеха являлась публикация. Чтобы быть допущенной к публикации, работа

должна пройти через жесткий профессиональный совет. Также при его помощи

была проложена наконец дорожка к заказчику – работы были собраны под одной

обложкой, они перестали быть анонимным, заказчик мог уже складывать

полноценное впечатление, что можно ожидать от той или иной студии. Каталог

«Портфелио» выступил катализатором в дизайнерском сообществе – пробудив

общественность и наконец создав повод задуматься о профессионализме,

повышении собственного уровня, рейтинге на рынке, исходя не только из

существующих заказов, но и потенциальных. За время существования клуба было

проведено несколько акций: «Знак рубля», «Я обещю», «Со-дизайн», «Лови

момент» и проч. Акции были некоммерческими и основная их задача

коллерировала с задачами каталога: привлечение интереса общественности,

помощь участникам в позиционировании и идентифицировании себя на рынке,

повышение рейтинга профессии, интереса к ней и собственному

проффесионализму.

Участники клуба

. Банков Петр

. Илышев Сергей

. Кагаров Эркен

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.