![]() |
|
|
Аминистративная ответственностьАминистративная ответственностьМинистерство образования Российской федерации Ставропольский государственный университет Юридический факультет Кафедра конституционного и международного права Курсовая работа по предмету: «Административное право» на тему: «Административная ответственность» Выполнил: студент 3 курса 34 группы очного отделения Корчагин Н.C. Проверил: доцент, к.ю.н. Кудряшов К.В. Ставрополь-2002г. Содержание
2.Административная ответственность: понятие, соотношение с инными видами юридической ответственности
Введение Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения. Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, правил заключения договоров, неуважение к суду и т.д.). Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения. Сказанное выше подчеркивает важный вывод: административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все без исключения сферы жизни и управления. Названные преобразования, коренным образом изменившие облик страны, с
учетом, конечно, и других факторов и условий, являются главным
побудительным мотивом, обусловившим необходимые разработки и принятие
нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ – это новый
и крупны этап на пути демократизации и гуманизации российского
законодательства об административных правонарушениях. Принятие нового КоАП 2.Административная ответственность: понятие, соотношение с иными видами юридической ответственности. Административная ответственность – активный элемент исполнительно- распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»[?]. Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют в внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности. Административная ответственность как и вообще всякая юридическая ответственность, - это философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно- правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность можно охарактеризовать как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»[?]. Итак, административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственности сводятся к
следующему: а) административная ответственность устанавливается как законами, так
и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности. в) за административное правонарушение предусмотрено административное взыскание, за преступление – уголовное наказание, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях; г) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями) Уголовные наказания – только судом; дисциплинарное взыскание - органами и должностными лицами наделенные дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в определенных случаях – в администрационном порядке; д) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами неподчиненных им правонарушителей. Поэтому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном порядке подчинении вышестоящим органам должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб его работнику и т.д.). е) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течении установленного срока; меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке гражданского и арбитражного производства. Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, общим для всех ее видов является то, что она наступает при наличии правонарушения. А вот для того, чтобы определить возможность наступления именно административной ответственности, необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения. Для каждого вида ответственности характерно наличие самостоятельного фактического основания ее применения. Вместе с тем хочу еще раз подчеркнуть некоторые важные моменты для квалификации правонарушений. Во-первых, законодательством предусмотрена замена в определенных случаях мер административного наказания мерами общественного воздействия или виновное лицо вообще может быть освобождено от административной ответственности и применены меры морального характера (усиленное замечание). Во-вторых, в ряде случаев к лицам, совершившим административное правонарушение, могут быть применены меры дисциплинарного характера. В- третьих, административное правонарушение иногда может повлечь за собой не только административное, но и дисциплинарное наказание, а также применение высших санкций. Таким образом: «в нашем государстве создана гибкая система реагирования на различные административные правонарушения с учетом их характера и личности нарушителя».1 1.Ушацкая А.А. Административное правонарушение и ответственность за их совершение.- Рига. 1988г. с.44 3.Основание возникновения административно ответственности, ее принципы. Соотношение административной ответственности и административного наказания. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административными нарушениями. Оно может лишь совершено виновно или невиновно. Действующее законодательство закрепляет принципы, что индивидуальные
субъекты (граждане, должностные лица несут ответственность) несут
ответственность только за виновные действия - административные
правонарушения. Что же касается организаций, то они отвечают за ряд
административных правонарушений независимо от того, виновны ли они. В Таможенном Кодексе РФ сказано: «Предприятия, учреждения и
организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение
наложенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло в
следствии действий непреодолимой силы» (ч.6 ст.231 ТК РФ). По Таможенному По действующему законодательству общее основании привлечения к административной ответственности объектов – административное правонарушение, а коллективных субъектов в ряде случаев – просто административное нарушение. Административное нарушение может быть виновным, или объективно
противоправным. И если к ответственности на основании Таможенного Кодекса Ст. 2.1. КоАП РФ гласит: «административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения, или являются: а) антиобщественностью; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния. Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяния. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например,
невыполнение правил пожарной безопасности и т.д.) часто одни и те же
обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы
права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к
ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение
соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. «Подобное положение в области административных санкций закреплено в Таким образом, деяние, не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Виновность – деяние означает, что оно совершено умышленно или по
неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного
правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным
правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы, однако, вправе налагать административное наказание и передать материалы на рассмотрение 1общественной организации или трудового коллектива, ограничится замечанием, если с учетом характере совершенного правонарушения и личности правонарушителя к кому целесообразно применять меру общественного воздействия. Реализация административных санкций не обязательно соответствует
административному правонарушению, но возможность их применения является его
обязательным свойством. Названный признак присущ основной массе
рассматриваемых правонарушений, но не всем. Исключение установлено,
например, ст. 2.5., «Административная ответственность военнослужащих и иных
лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов». КоАП РФ. Административная ответственность базируется на следующих причинах: законности, целесообразности ответственности, ответственности за вину, неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализации мер ответственности, гуманизма, гласности. С одной стороны административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения определяющего его юридическую природу. В установленном законодательством случае, для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправнымим последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и .т .д. 4. Структура Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Источники законодательства об административной ответственности. Характеризуя новый Кодекс, следует иметь в виду, что со времени
принятия Кодекса РСФСР от административных правонарушений (принят Верховным Прежде чем переходить к рассмотрению основных черт и особенностей
нового Кодекса, следует подчеркнуть плодотворный и конструктивный характер Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку протекают во все без исключения сферы и области жизни, управления. Этот вывод четко вырисовывался после ознакомления с особенной частью Кодекса, забегая вперед, выделяем этот важный аспект. Достаточно сказать, что особенная часть КоАП РФ начинается с
характеристики административных правонарушениях, посмеющих на праве граждан Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |