![]() |
|
|
Исполнительная власть РФИсполнительная власть РФДальневосточный государственный Университет Юридический институт Заочный факультет Кафедра государственного и административного права Сущность и значение исполнительной власти в системе государственной власти Курсовая работа Студентки II курса 4 семестр заочного факультета юридического института ДВГУ Луниной Ирины Николаевны Научный руководитель: ассистент Буйначева Татьяна Александровна Владивосток 1999 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение. 1. Государственное управление, сущность и особенности. 2. Механизм исполнительной власти. 3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Список литературы. В В Е Д Е Н И Е В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью. В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от термина государственное управление, который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти. Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти и рассматривается взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти. Курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Для наглядной иллюстрации взаимосвязи между различными звеньями
государственного управления, структуры и механизма исполнительной власти
использованы схемы из альбома А. П. Коренева и Д. Ф. Богатова 1. Государственное управление, сущность и особенности. Термин государственное управление широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе. Более 70 лет он употреблялся и в России, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Соответственно в рамках государственной деятельности происходит Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками: - исполнительно-распорядительным характером; - наличием специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или органы государственного управления; - непосредственным оперативным руководством хозяйственной, социально - культурной и административно - политической деятельностью (непосредственность такого рукоьодства обусловлена тем, что именно в ведении органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства); - подзаконностью, т. к. государственное управление осуществляется на основе закона, вторично по отношению к законодательной деятельности.[2] Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: - вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке; - предусмотренная действуюшим законодательством возможность администротивного правотворчестоа (сочетание правоприменения с правоустановлением); - включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п. [3] Таким образом, приведенные характерные признаки государственного управления позволяют сделать следующие выводы: > Во-первых, государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. > Во-вторых, государственное управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти при осуществлении ими организационных или управленческих функций. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований, а это и есть процесс исполнения. При зтом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения — законодательный либо исполнительно-распо-рядительный орган. Государственное управление может быть присуще и общественным организациям или их органам в случае делегирования им исполнительно-распорядительных полномочий со стороны государства, также как и судебным органам, например, председателям суда при руководстве судом. Схематично субъектов государственного управления можно представить в следующем виде: Схема 1. Субъекты государственного управления. Виды субъектов
Источник: Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. С. 10 Государственное управление характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза. В своих основных проявлениях государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в виду прежде всего господство рыночнык отношений. Так, по признанию видного теоретика французского административного права Г.Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично-правовой характер, т.е. государственное содержание; государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению.[4] 2. Механизм исполнительной власти. В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:[5] 1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. 2. Исполнительная власть самостоятельна только к функционально- компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно- правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти). 3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. 4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти. 5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.[6] 6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.[7] Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью. 7. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственом распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п. Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г.
принципиально отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Органы исполнительной власти по территориальному масштабу
подразделяются на:[11] Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Взаимосвязь различных звеньев федеральных органов исполнительной власти можно представить в виде схемы: Схема 2. Федеральные государственные органы исполнительной власти.
Альбом схем. М. 1996. С.27 Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субьектов, а также организационный механизм ее реализации. Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной
власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне
исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской 3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. Изложенные в п.1. и п.2 курсовой работы характерные признаки и
особенности понятий «государственное управление» и «исполнительная власть»
дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной
власти и государственного управления. Ранее подобный вопрос нс возникал, т.
к. государственное управление отождествлялось с исполнительно-
распорядительной деятельностью. Сейчас он актуален в силу того, что термин Тем не менее государственное управление — реальность, без которой не
может работать государственно-властный механизм. Система «разделения
властей» исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти
реализуется в деятельности их субъектов. Но в Конституции и действующем
аконодательстве Российской Федерации ничего не говорится об исполнительной
деятельности: субъекты этой деятельности приведены, а характер ее не
определен. По мнению авторов учебника «Административное право Российской Следовательно, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настояшее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно- распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако обратное неверно: не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле, т. к. иначе придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей. Таким образом, суть проблемы исполнительной власти и ее соотношения с государственным управлением не должна сводиться к подмене одних терминов другими. Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период. Известно, что в дореформенный период государство являлось собственником почти 95 процентов всех средств производства, различных объектов непроизводственного назначения и управляло ими непосредственно. В подобных условиях существенно расширялась масштабность государственно-управленческой деятельносги. Сложилось строго централизованная система, олицетворяющая всесильность управленческого аппарата. Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении удельного веса государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономикой. Исполнительная власть в ее государственно- управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, т.е. почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления системы государственного регулирования. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность
в заключении сделать следующие краткие выводы: РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 г. это Министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России); - органами исполнительной власти субъектов Федерации; - органы исполнительной власти, формируемы субъектами Федерации самостоятельно. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
Российской Федерации. Ростов-на-Дону. «Феникс». 1997. 1996. Конституции РФ. 1993. // Государство и право. 1996. №3. Российской Федерации. М. 1997. ----------------------- [2] См.: Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. [4] См.: Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С.30. [6] См.: Конституция Российской Федерации. М. «Юридическая литература». [13] См.: Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |